Энциклопедия культурологии

ГИПЕРРЕАЛИЗМ

ГИПЕРРЕАЛИЗМ
(hyperrealism - англ.), или фотореализм(photorealism — англ.)
худож. течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографич. воспроизведении действительности. И в своей практике, и в эстетич. ориентациях на натурализм и прагматизм Г. близок поп-арту. их прежде всего объединяет возврат к фигуративности. Выступает антитезой концептуализму, не только порвавшему с репрезентацией, но и поставившему под сомнение сам принцип материальной реализации худож. концепта.
Магистральным для Г. является точное, бесстрастное, внеэмоц. воспроизведение действительности, имитирующее специфику фотографии: принцип автоматизма визуальной фиксации, документализм. Г. акцентирует механич., “технологич.” характер изображения, добиваясь впечатления гладкописи при помощи лессировки, аэрографии, эмульсионных покрытий; цвета, объемы, фактурность упрощаются. И хотя излюбленная проблематика Г. — реалии повседневной жизни, городская среда, реклама, макрофотографич. портрет “человека с улицы”, создается впечатление статичной, холодной, отстраненной, отчужденной от зрителя сверхреальности.
Вместе с тем, наряду с тенденциями “масс-медиатизации” искусства, в Г. присутствует и поисковый, экспериментальный пласт, связанный с усвоением наиболее передовых технологий и приемов фотографии и киноискусства: крупный план, детализация, оптич. эффекты, монтаж, полиэкран, авторская раскадровка, съемка с высокой точки и т.д.
Г. возник в США во вт. пол.60-хгг. Творчество его адептов в области живописи посвящено достаточно опр. тематике: усеченные рекламные щиты(Р.Коттин-гэм), брошенные автомобили(Д. Солт), витрины с отражающейся в них городской жизнью(Р. Эст, Р. Гоингз), конные бега(Р. МакЛиэн).
Наиболее известный из скульпторов-гиперреалистов — Д. де Эндреа, чьи выполненные в натуральную величину работы отмечены иронич. отчуждением. Манекеноподобные обнаженные фигуры(“Сидящая брюнетка на пьедестале”, “Сидящие мужчина и женщина”), воспроизводящие роденовские позы — своего рода кичевые антигерои, пародирующие идолов коммерч. рекламной красоты. Их цветущая плоть контрастирует с внутр. пустотой моделей, находящихся в антипигмалионовских отношениях со своим создателем(“Автопортрет со скульптурой”). Являясь не только музейными, выставочными экспонатами, но и модными атрибутами совр. деловых интерьеров, натуралистически детализированные “ню” рассчитаны на эстетич. шок. С ними рифмуется физиологизм персонажей-прототипов американизма(Д. Хэнсон), а также гиперреалистич. сексуальная символика мощных фигур, лишенных головы и ног, в атлетическом реализме(Р. Грэхем).
Худож. опыт Г. явился предтечей постмодернизма в живописи и скульптуре. Ряд его приемов стал органич. частью постмодернистского худож. языка. Так, “навязчивый реализм”(М. Леонард, Б. Джонсон, С. Холи)сочетает традиц. натуралистич. технику с совр. кино-, фото-, видеоприемами воздействия на зрителя, эффектами виртуальной реальности: гипнотически жизнеподобные детали в сочетании с нулевым градусом интерпретации создают атмосферу солипсистской замкнутости личности на фоне самодостаточной вещности мира.

Лит.:Kultermann U. Hyperrealisme. P., 1972; An conceptuel et hyperrealisme: collection Ludwig. P., 1974; Hyperrealistes americains, realistes europeens. P., 1974; Superrealism, a Critical Anthology. N.Y., 1975; Meisell. Photo realism. N.Y., 1980; Groupes, mouvements, tendances de 1'art contemporain depuis 1945. P., 1990.

Н.Б.Маньковсш

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

Гиперреализм
(hyherrealism — англ.), или фотореализм (photorealism — англ.) Художественное течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении действительности. Как в своей практике, так и в эстетических ориентациях на натурализм и прагматизм Г. близок поп-арту: их прежде всего объединяет возврат к фигуративности. Выступает антитезой концептуализму, не только порвавшему с репрезентацией, но и поставившему под сомнение сам принцип материальной реализации художественного концепта. Магистральным для Г. является точное, бесстрастное, внеэмоциональное воспроизведение действительности, имитирующее специфику фотографии: принцип автоматизма визуальной фиксации, документализм. Г. акцентирует механический, «технологический» характер изображения, добиваясь впечатления гладкописи при помощи лессировки, аэрографии, эмульсионных покрытий; цвета, объемы, фактурность упрощаются. И хотя излюбленная проблематика Г. — реалии повседневной жизни, городская среда, реклама, макрофотографический портрет «человека с улицы», создается впечатление статичной, холодной, отстраненной, отчужденной от зрителя сверхреальности. Вместе с тем, наряду с тенденциями «масс-медиатизации» искусства, в Г. присутствует и поисковый, экспериментальный, пласт, связанный с усвоением наиболее передовых технологий и приемов фотографии и киноискусства: крупный план, детализация, оптические эффекты, монтаж, полиэкран, авторская раскадровка, съемка с высокой точки и т. д. Г. возник в США во второй половине 60-х гг. XX в. Творчество его адептов в области живописи посвящено достаточно определенной тематике: усеченные рекламные щиты (Р.Коттингэм), брошенные автомобили (Д.Солт), витрины с отражающейся в них городской жизнью (Р.Эст, Р.Гоингз), конные бега (Р.Мак Лиэн). Наиболее известный из скульпторов-гиперреалистов — Д. де Эндреа, чьи выполненные в натуральную величину работы отмечены ироническим отчуждением. Манекеноподобные обнаженные фигуры («Сидящая брюнетка на пьедестале», «Сидящие мужчина и женщина»), воспроизводящие роденовские позы — своего рода кичевые антигерои, пародирующие идолов коммерческой рекламной красоты. Их цветущая плоть контрастирует с внутренней пустотой моделей, находящихся в антипигмалионовских отношениях со своим создателем («Автопортрет со скульптурой»). Являясь не только музейными, выставочными экспонатами, но и модными атрибутами современных деловых интерьеров, натуралистически детализированные «ню» рассчитаны на эстетический шок. С ними рифмуется физиологизм персонажей — прототипов американизма (Д.Хэнсон), а также гиперреалистическая сексуальная символика мощных фигур, лишенных головы и ног, в атлетическом реализме (Р.Грэхем). Художественный опыт Г. явился предтечей постмодернизма в живописи и скульптуре. Ряд его приемов стал органической частью постмодернистского художественного языка. Так, «навязчивый реализм» (М.Леонард, Б.Джонсон, С.Холи) сочетает традиционную натуралистическую технику с современными кино-, фото-, видеоприемами воздействия на зрителя, эффектами виртуальной реальности: гипнотически жизнеподобные детали в сочетании с нулевым градусом интерпретации создают атмосферу солипсистской замкнутости личности на фоне самодостаточной вещности мира.
Лит.: Kultermann U. Hyperrealisme. P., 1972;
Art conceptuel et hyperrealisme: collection Ludwig. P., 1974;
Hyperrealistes americains, realistes europeens. P., 1974;
Superrealism, a Critical Anthology. N. Y., 1975;
Meisel L. Photo realism. N.Y., 1980;
Groupes, mouvements, tendances de l'art contemporain depuis 1945. 2 ed. P., 1990.
H.M.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века..В.В.Бычков.2003.

Гиперреализм
или фотореализм
hyperrealism, photorealismангл..
худож. течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографич. воспроизведении действительности. И в своей практике, и в эстетич. ориентациях на натурализм и прагматизм Г. близок Поп-арту, их прежде всего объединяет возврат к фигуративности. Выступает антитезой Концептуализму, не только порвавшему с репрезентацией, но и поставившему под сомнение сам принцип материальной реализации худож. концепта.
Магистральным для Г. является точное, бесстрастное, внеэмоц. воспроизведение действительности, имитирующее специфику фотографии: принцип автоматизма визуальной фиксации, документализм. Г. акцентирует механич., “технологич.” характер изображения, добиваясь впечатления гладкописи при помощи лессировки, аэрографии, эмульсионных покрытий; цвета, объемы, фактурность упрощаются. И хотя излюбленная проблематика Г. — реалии повседневной жизни, городская среда, реклама, макрофотографич. портрет “человека с улицы”, создается впечатление статичной, холодной, отстраненной, отчужденной от зрителя сверхреальности.
Вместе с тем, наряду с тенденциями “масс-медиатизации” искусства, в Г. присутствует и поисковый, экспериментальный пласт, связанный с усвоением наиболее передовых технологий и приемов фотографии и киноискусства: крупный план, детализация, оптич. эффекты, монтаж, полиэкран, авторская раскадровка, съемка с высокой точки и т.д.
Г. возник в США во вт. пол. 60-х гг. Творчество его адептов в области живописи посвящено достаточно опр. тематике: усеченные рекламные щиты (Р. Коттингэм), брошенные автомобили (Д. Солт), витрины с отражающейся в них городской жизнью (Р. Эст, Р. Гоингз), конные бега (Р. МакЛиэн).
Наиболее известный из скульпторов-гиперреалистов — Д. де Эндреа, чьи выполненные в натуральную величину работы отмечены иронич. отчуждением. Манекеноподобные обнаженные фигуры (“Сидящая брюнетка на пьедестале”, “Сидящие мужчина и женщина”), воспроизводящие роденовские позы — своего рода кичевые антигерои, пародирующие идолов коммерч. рекламной красоты. Их цветущая плоть контрастирует с внутр. пустотой моделей, находящихся в антипигмалионовских отношениях со своим создателем (“Автопортрет со скульптурой”). Являясь не только музейными, выставочными экспонатами, но и модными атрибутами совр. деловых интерьеров, натуралистически детализированные “ню” рассчитаны на эстетич. шок. С ними рифмуется физиологизм персонажей-прототипов американизма (Д. Хэнсон), а также гиперреалистич. сексуальная символика мощных фигур, лишенных головы и ног, в атлетическом реализме (Р. Грэхем).
Худож. опыт Г. явился предтечей Постмодернизма в живописи и скульптуре. Ряд его приемов стал органич. частью постмодернистского худож. языка. Так, “навязчивый реализм” (М. Леонард, Б. Джонсон, С. Холи) сочетает традиц. натуралистич. технику с совр. кино-, фото-, видеоприемами воздействия на зрителя, эффектами виртуальной реальности (см. Виртуальная реальность): гипнотически жизнеподобные детали в сочетании с нулевым градусом интерпретации создают атмосферу солипсистской замкнутости личности на фоне самодостаточной вещности мира.
Лит.: Kultermann U. Hyperrealisme. P., 1972; An conceptuel et hyperrealisme: collection Ludwig. P., 1974; Hyperrealistes americains, realistes europeens. P., 1974; Superrealism, a Critical Anthology. N.Y., 1975; Meisell. Photo realism. N.Y., 1980; Groupes, mouvements, tendances de 1'art contemporain depuis 1945. P., 1990.
Н.Б.Маньковская.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


Синонимы:
фотореализм


  1. гиперреализмм. iperrealismo Итальянорусский словарь. Синонимы фотореализм...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  2. гиперреализмфотореализм направление в изоискусстве последней трети в. сочетающее предельную натуральность образов с эффектами ихдраматического отчуждения. Живопись и графика тут зач...Большой энциклопедический словарь II
  3. гиперреализмГИПЕРРЕАЛИЗМ фотореализм направление в изоискусстве последней трети в. сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их драматического отчуждения. Живопись и ...Большой Энциклопедический словарь V
  4. гиперреализманглийское hyperrealism сверхреализм фотореализм направление в американском и западноевропейском искусстве конца х гг. Чак Клоуз Дон Эдди в США Ю. Валлер в Германии и ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  5. гиперреализмhyherrealism англ. или фотореализм photorealism англ. Художественное течение в живописи и скульптуре основанное на фотографическом воспроизведении действительности. Как...Лексикон нонклассики
  6. гиперреализмНачальная форма Гиперреализм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  7. гиперреализмгиперреализм гиперреализм а...Орфографический словарь
  8. гиперреализмОрфографическая запись слова гиперреализм Ударение в слове гиперреализм Деление слова на слоги перенос слова гиперреализм Фонетическая транскрипция слова гиперреализм [г...Полный фонетический разбор слов
  9. гиперреализмгиперреализм аСинонимы фотореализм...Русский орфографический словарь
  10. гиперреализмгиперреализм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  11. гиперреализм. Синонимы фотореализм...Русско-китайский словарь
  12. гиперреализмгиперреализм фотореализм...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  13. гиперреализмгиперреализм сущ. колво синонимов фотореализм Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы фотореализм...Словарь синонимов II
  14. гиперреализмГИПЕРРЕАЛИЗМ фотореализм направление в изоискусстве последней трети в. сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их драматического отчуждения. Живопись и г...Современный энциклопедический словарь
  15. гиперреализмУдарение в слове гиперреализмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове гиперреализм...Ударение и правописание
  16. гиперреализмRzeczownik гиперреализм m hiperrealizm m...Универсальный русско-польский словарь
  17. гиперреализмГиперреализм англ. hyperrealism фотореализм направление в американском и западноевропейском искусстве сложившееся во многом на основе попарта к концу х гг. и стремящееся ...Художественная энциклопедия
  18. гиперреализмРеле Рез Реализм Реал Рами Рам Размер Раз Прирез Пример Прима Призма Призер Приз Прием Пригар Празем Пра Плие Плереза Плезир Плеер Плаз Пир Пим Пила Пиза Пие Пиар Перри П...Электронный словарь анаграмм русского языка
  19. гиперреализмГИПЕРРЕАЛИЗМ hyperrealism англ. или фотореализм photorealism англ. худож. течение в живописи и скульптуре основанное на фотографич. воспроизведении действительности. И...Энциклопедия Культурология XX век
  20. гиперреализмангл. hyperrea lism сверхреализм или фотореализм худож. движение возникшее в конце х гг. XX в. в США и распространившееся затем вевроп.странахпроявило себя прежде всего...Эстетика