Энциклопедия культурологии

ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

Георгий Победоносец
(греч., в рус. фольклоре Егорий Храбрый, мусульм. Д ж и р д ж и с), в христианских и мусульманских преданиях воин-мученик, с именем которого фольклорная традиция связала реликтовую языческую обрядность весенних скотоводческих и отчасти земледельческих культов и богатую мифологическую топику, в частности мотив драконоборчества. Ортодоксальная христианская житийная литература говорит о Г. как о современнике римского императора Диоклетиана (284-305), уроженце восточной Малой Азии (Каппадокии) или сопредельных ливанско-палестинских земель, принадлежавшем к местной знати и дослужившемся до высокого военного чина; во время гонения на христиан его пытались принудить истязаниями к отречению от веры и в конце концов отрубили ему голову, что ставит Г. в один ряд с другими христианскими мучениками из военного сословия (Дмитрий Солун-ский, Федор Стратилат, Федор Тирон, Маврикий и др.), которые после превращения христианства в государственную религию стали рассматриваться как небесные покровители «Христолюбивого воинства» и восприниматься как идеальные воины (хотя их подвиг связан с мужеством не на поле брани, а перед лицом палача). Черты блестящего аристократа («комита») сделали Г. образцом сословной чести: в Византии — для военной знати, в славянских землях — для князей, в Западной Европе — для рыцарей. Иные мотивы акцентируются народным почитанием Г., вышедшим за пределы христианского круга (византийская легенда повествует о грозном чуде, научившем арабских завоевателей с почтением относиться к Г.). Г. выступает как олицетворение животворящей весны («Зелени Юрай» хорватской обрядности), в связи с чем мусульманские легенды особо подчеркивают его троекратное умирание и оживание во время пыток. Мотив жизни в смерти, символизирующий христианскую мистику мученичества, но апеллирующий и к мифологической образности крестьянских поверий, не чужд и византийской иконографии, изображавшей Г.стоящим на молитве с собственной отрубленной головой в руках (как на иконе, хранящейся в Историческом музее в Москве); этот же мотив стал причиной смешения в мусульманских странах Г. (Джирджиса) с Хадиром (значение этого имени — «зеленый» — сопоставимо с фольклорным эпитетом Г.) и Илйасом. Весенний праздник Г. — 23 апреля — отмечался в восточноевропейском и ближневосточном ареалах как сезонный рубеж скотоводческого календаря: в этот день впервые выгоняли скот на пастбища, закалывали первого весеннего ягненка, пели особые песни (срв. костромскую песню: «Мы вокруг ноля ходили, Егорья окликали... Егорий ты наш храбрый... ты спаси нашу скотину в поле и за полем, в лесу и за лесом, под светлым месяцем, под красным солнышком, от волка хищного, от медведя лютого, от зверя лукавого»); ритуальный выгон коней султана на пастбище назначался на этот день дворцовым укладом османской Турции. По-видимому, славянские народы перенесли на Г. некоторые черты весенних божеств плодородия вроде Ярилы и Яровита, с чем, возможно, связаны народные варианты его имени типа Юрий, Юры, Юр (укр.), Еры (белорус). Русский крестьянин называл Г. «загонщиком скота» и даже «скотным богом»; впрочем, как покровитель скотовода Г. выступает уже в византийской легенде о чудесном умножении скота Феописта. Эта линия почитания Г. перекрещивалась с воинской, княжески-рыцарской линией на мотиве особой связи Г. с конями (в подвиге драконоборчества он обычно изображается как всадник). Охраняя скотину и людей от волков, Г. оказывается в славянских поверьях повелителем волков, которые иногда именуются его «псами». Он отвращает от человека и домашних животных также змей, что связано с его ролью змееборца (драконоборца): легенда приписала ему умерщвление хтонического чудовища, этот популярнейший подвиг богов-демиургов (напр., Мар-дука, Ра, Аполлона, Индры, отчасти Яхве) и героев (напр., Гильгамеша, Беллерофонта, Персея, Ясона, Сигурда и др.). Повествуется, что возле некоего языческого города (локализуемого иногда в Ливане, иногда в Ливии или в др. местах) было болото, в котором поселился змей-людоед; как всегда в таких случаях, ему выдавали на съедение юношей и девиц, пока черед или жребий не дошел до дочери правителя города (мотив Андромеды). Когда она в слезах ожидает гибели, Г., проезжающий мимо и направляющийся к воде, чтобы напоить коня, узнает, что происходит, и ждет змея. Самый поединок переосмыслен: по молитве Г. обессилевший и укрощенный змей (дракон) сам падает к ногам святого, и девица ведет его в город на поводке, «как послушнейшего пса» (выражение из «Золотой легенды» итальянского агиографа Иакова Ворагинского, XIII в.). Увидев это зрелище, все горожане во главе с правителем готовы выслушать проповедь Г. и принять крещение; Г. сражает змея мечом и возвращает дочь отцу. Этот рассказ, в котором Г. выступает одновременно как богатырь, как проповедник истинной веры и как рыцарственный заступник обреченной невинности, известен уже в низовой, полуофициальной византийской агиографии. Особой популярностью эпизод драконоборчества пользовался со времен крестовых походов в Западной Европе, где он воспринимался как сакральное увенчание и оправдание всего комплекса куртуазной культуры. Крестоносцы, побывавшие в местах легендарной родины Г., разносили его славу на Западе, рассказывая о том, что во время штурма Иерусалима в 1099 г. он участвовал в сражении, явившись как рыцарь с красным крестом на белом плаще (т. н. крест св. Г., в Англии с XIV в.; Г. считается ее св. патроном). «Приключение» битвы со змеем, бесстрашно принятое на себя ради защиты дамы, вносило в религиозно-назидательную литературу и живопись дух рыцарского романа; эта специфическая окраска легенды о Г. приобрела особое значение на исходе западного средневековья, когда приходящий в упадок институт рыцарства делается предметом нарочитого культивирования (созданный именно с этой целью ок. 1348 г. английский Орден Подвязки был поставлен под особое покровительство Г.). Тема драконоборчества вытесняет все другие мотивы иконографии Г., ложится в основу многочисленных произведений искусства. Интересное исключение представляют русские «духовные стихи» о «Егории Храбром», игнорирующие эту тему. В них Г. оказывается сыном царицы Софии Премудрой, царствующей «во граде Иерусалиме», «на Святой Руси», его облик наделен сказочными чертами («Голова у Егория вся жемчужная, по всем Егорие часты звезды»); от «царища Демьянища», т. е. Диоклетиана, он терпит за веру заточение в подземной темнице в продолжение 30 лет (как это заточение «во глубок погреб», так и 30-летнее сидение богатыря — постоянные мотивы былин), затем чудесно выходит на свет и идет по русской земле для утверждения на ней христианства. Трех своих сестер, коснеющих в язычестве, он видит заросшими коростой и волосами дикими пастушками волчьей стаи; от воды крещения короста с них спадает, а волки, как и змеи, отходят под упорядочивающую власть Г. Все кончается богатырским поединком Г. с «царищем Демьянищем» и искоренением на Руси (выступающей как эквивалент эйкумены) «басурманства». С XIV в. изображение всадника на коне становится эмблемой Москвы (затем входит в герб г. Москвы, а позже — в состав государственного герба Российской империи). В 1769 г. в России был учрежден военный орден св. великомученика и победоносца Георгия, в 1913 - военный Георгиевский крест.
Среди литературных разработок легенды о Г. отметим три произведения русской литературы XX в. За поэмой («кантатой») М. Кузмина «Св. Георгий» стоит религиеведение конца XIX - нач. XX вв., искавшее в христианских апокрифах топику языческих мифов (царевна сама отождествляет или сравнивает себя с Корой-Персефоной, Пасифаей, Андромедой и Семелой, у Г. оказываются «Персеев конь» и «Гермесов петаз»), а также психоанализ, постулирующий для мотива драконоборчества эротический смысл; фоном служит крайняя перенасыщенность каждой строки культурно-историческими ассоциациями. Напротив, стихотворение Б. Пастернака «Сказка» освобождает мотив змееборчества от всего груза археологической и мифологической учености, от всех случайных подробностей (вплоть до имени самого героя), сводя его к наиболее простым и «вечным» компонентам (жалость к женщине, полнота жизни и надежды перед лицом смертельной опасности). Наконец, прозаическая «Повесть о Светомире царевиче» Вяч. Иванова (неоконч.) использует не общеизвестную тему битвы со змеем, но мотивы русских «духовных стихов» (дикие сестры Г., его таинственная власть над волками и т. п.), стремясь извлечь из них архетипы славянской традиции, с оглядкой на византийское влияние.
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. георгий (победоносец)Георгий великомученик и победоносец один из наиболее популярных христианских святых герой многочисленных сказаний и песен у всех христианских народов и мусульман. О личн...Биографический словарь
  2. георгий победоносецв христианской религии святой. Церковная легенда рассказывает о казни Г. П. около в Никомедии ныне город Измит в Турции во время гонений на христиан при Диоклетиане на т...Большая Советская энциклопедия II
  3. георгий победоносецхристианский святой великомученик. Согласнохристианскому преданию уроженец Капиадокии на территории совр. Турции.Замучен в во время гонений на христиан при римском импер...Большой энциклопедический словарь II
  4. георгий победоносецГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ христианский святой великомученик. Согласно христианскому преданию уроженец Капиадокии на территории совр. Турции. Замучен в во время гонений на хрис...Большой энциклопедический словарь III
  5. георгий победоносецГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ христианский святой великомученик. Согласно христианскому преданию уроженец Капиадокии на территории совр. Турции. Замучен в во время гонений на хри...Большой Энциклопедический словарь V
  6. георгий победоносецв рус. фольклоре Егорий Храбрый христианский святой ставший в национальном самосознании русского народа символом воинской доблести и военных побед. В духовных стихах Его...Геокультурная энциклопедия
  7. георгий победоносецхрист. святой. В образе Г. П. черты др.греч. героя Персея победителя чудовища слились с чертами егип. бога Гора перс. Митры и др. земледельч. богов. Церк. легенда расск...Древний мир. Энциклопедический словарь
  8. георгий победоносецхрист. святой. В образе Г. П. черты др.греч. героя Персея победителя чудовища слились с чертами егип. бога Гора перс. Митры и др. земледельч. богов. Церк. легенда расск...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  9. георгий победоносецГеоргий Победоносец в русском фольклоре Егорий Храбрый мусульманском Джирджис в христианстве и исламе воинмученик. Георгий жил в в. уроженец Малой Азии Каппадокия до...Исторический словарь
  10. георгий победоносецНачальная форма Георгий победоносец единственное число именительный падеж мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  11. георгий победоносецГеоргий Победоносец Георгий Победоносец...Орфографический словарь
  12. георгий победоносецСвятой великомученик. Жил в III в. в Никомидии. Георгий был отважным воином и прославился победой над змеем обитавшим в озере у Ливанских гор. За этот подвиг его прозвали...Основы православной культуры
  13. георгий победоносецв России Егорий Храбрый христианский святой великомученик. Согласно христианскому преданию уроженец Каппадокии на территории совр. Турции. Принял мученическую смерть в в...Политическая наука - Словарь-справочник
  14. георгий победоносецГеоргий Победоносец в России Егорий Храбрый христианский святой великомученик. Согласно христианскому преданию уроженец Каппадокии на территории совр. Турции. Принял муче...Политология. Словарь.
  15. георгий победоносецОрфографическая запись слова георгий победоносец Ударение в слове Георгий Победоносец Деление слова на слоги перенос слова георгий победоносец Фонетическая транскрипция с...Полный фонетический разбор слов
  16. георгий победоносецум. святой великомученик память апреля мая ноября ноября ноября декабря. Вырос в благочестивой христианской семье причем его отец мученически пострадал за христианску...Православный энциклопедический словарь
  17. георгий победоносецхристианский святой воинмученик который согласно преданию жил в годы правления римского императора Диоклетиана и был казнен за свою приверженность вере. С именем Георгия...Религиоведческий словарь
  18. георгий победоносецХристианский святой великомученик один из самых почитаемых Русской Православной Церковьюstrong. Дни памяти апреля и ноября по старому стилюПо преданию римский воин хри...Россия. Лингвострановедческий словарь
  19. георгий победоносецвеликомученик ск. один из самых чтимых русских святых покровитель Москвы и Русского государства. Не случайно своим покровителем его нарекли такие разные страны как Росси...Русская энциклопедия
  20. георгий победоносецГеоргий Победоносец...Русский орфографический словарь
  21. георгий победоносецхристианский святой великомученик. Согласно христианскому преданию уроженец Каппадокии или сопредельных ливанопалестинских земель принадлежавший к местной знати и дослужи...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  22. георгий победоносецГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ христианский святой великомученик. Согласно христианскому преданию уроженец Каппадокии на территории современной Турции. Замучен в во время гонений н...Современная энциклопедия
  23. георгий победоносецГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ христианский святой великомученик. Согласно христианскому преданию уроженец Капиадокии на территории совр. Турции. Замучен в во время гонений на хрис...Современный энциклопедический словарь
  24. георгий победоносецУдарение в слове Георгий ПобедоносецУдарение падает на буквы ооБезударные гласные в слове Георгий Победоносец...Ударение и правописание
  25. георгий победоносецГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ христианский святой великомученик. Согласно христианскому преданию уроженец Капиадокии на территории совр. Турции. Замучен в во время гонений на хри...Энциклопедический словарь естествознания