Энциклопедия культурологии

ГЕНИЙ

ГЕНИЙ
филос.-эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время(16-18 вв.)на основе древних представлении о “гении” — “духе”(греч. , букв. “наделяющий”; лат. genius)как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества, божеств. двойника, хранителя, а также однокоренного с genius слова ingenio(вошедшего в европ. риторич. теорию), означающего врожденные(собств., полученные при рождении отдуха)способности, дарования, изобретательность, остроту ума. По учению Диотимы в “Пире” Платона(202 е), духи-“даймоны” суть “среднее между богом и смертным” и имеют силу “быть истолкователями и передатчиками человеч. дел богам, а божеских — людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы — другим”, благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с “даймоном” творч. функции — всего относящегося к “жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию”. В “Федре”(242 с)Сократ рассказывает о своем “даймонионе”, подающем ему знамения. Действия “даймона” сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божеств. знаки оказываются одновр. и “внутр. голосом” личности. Т.о., представления о “даймоне” и соотв. римском “гении”(сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков)в своем филос. истолковании, в качестве своих осн. импликаций предполагают: творч. природу Г. как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей его бытие; не просто закрепленность Г.за индивидом, но сопряженность Г. с “душой” как внутр. началом человека, личности. Все эти моменты сохранены и отражены в новоевроп. понятии Г., в иных отношениях порывающем с традицией. Все они получили развитие лишь в возрастании индивидуализма в новоевроп. культуре, через ренессансную идею обожения человека и представление о художнике как “втором боге”.
В 18 в. совершается процесс интериоризации Г. как руководящей человеком божеств., идущей извне силы, — теперь Г. начинают понимать и как внутр., имманентную душе творч. способность. Посредником между гуманистич. наследием и нем. философией рубежа 18-19 вв., сыгравшей решающую роль в переосмыслении Г., послужил Шефтсбери, писавший: “Поэт — уже второй Творец, подлинный Прометей, ходящий под Юпитером. Подобно этому верховному художнику, или же всемирной пластич. природе, он созидает форму целого, соразмерную и пропорциональную в самой себе...”(“Солилоквия”, I, III). В к. 18 в.(особенно в т.н. “гениальную” эпоху “Бури и натиска”1770-хгг. в Германии), в связи с усилением антиритор, тенденций в творчестве и эстетич.теории, возникает представление об индивид. и оригинальном(первозданном)Г., к-рый создает правило, а затем следует ему, т.е. самовластно творит особый, изначальный худож. мир. Такое представление, утрачивая полемич. крайность, переходит в нем. классич. философию и нем. неогуманизм рубежа 18-19 вв., Г. уравновешивается с природой, а “интериоризированный” Г. никогда не порывает связи с Г. как традиц. представлением-мифологемой. Деятельность Г. глубоко сплетается с деятельностью природы, Г.-художник пластически ваяет бытие наподобие бога или природы; ср. у К.Ф. Морица(О пластич. подражании прекрасному, 1788): “Пластич. гений должен,насколько возможно, схватывать все спящие в нем пропорции великой гармонии, объем к-рой шире его индивидуальности” — Moritz К. Ph. Schriften zur Asthetik und Poetik. Tub.,1962; 84). Кант определял Г. как “талант(природный дар), к-рый дает правило искусству”, или, иначе, как “прирожденные задатки души”, посредством к-рых природа дает правило искусству(Критика способности суждения). Т.о. между внешним и внутр. истоками Г., гениальности, устанавливается равновесие. Соотв. у Шеллинга в “Философии искусства”: “... вечное понятие человека в Боге как непосредств. причина его(человеч.)продуцирования(творчества)есть то, что называют гением, это как бы genius, обитающее в человеке божественное”. В понятии Г. у Канта, обобщающего долгий процесс нового осмысления Г., входит и “оригинальность” творчества, и его бессознательность, нерефлективность(откуда и у Шиллера связь Г. с “наивной”, т.е. не рефлектирующей себя поэзией), и его внеличностность(сама природа говорит в художнике). Г. относится у Канта лишь к. “изящному искусству”, к-рое единственно не подчиняется заведомому правилу.
В 19 в. создается нейтральное в отношении традиции представление о Г., о гениальности как высшей творч. способности, в отрыве от внутр. формы слова “Г.”, от Г. как мифологемы, от традиции ее переосмысления. Вследствие этого Г. мог становиться расхожим, необязат. представлением, присущим массовому эстетич. сознанию, но в то же время и наст. проблемой философии и психологии творчества. Здесь Г. выступает как по сути дела новое понятие, развившееся в недрах традиционного и заключившее в себя нек-рый итоговый смысл его. Жан-Поль, отличая Г. от таланта(Приготовительная школа эстетики), пользуется собственно уже новым понятием. Точно также и Гегель в “Эстетике” понимает Г. как самосознат. творчество, вовсе не соединяя Г. с традиц. мифологемой вдохновляющего божеств, или природного начала и снимая любые “ограничения” на деятельность Г., к-рый может проявить себя в любой области, не только в искусстве. В 19 в. представление о Г. отчасти соединяется с культом “героя” как сверхчеловеч. личности(уже у Карлейля, Ницше), противопоставляемого нетворч. и враждебной художнику, подлинному искусству , массе, “толпе”. Такой культ Г.-“героя” становится непременным, доводимым до абсурда моментом усредненного бурж. сознания. Вместе с тем начинается и эпоха всестороннего изучения феномена Г. Поскольку новое понятие Г. от прежнего отличается прежде всего имманентностью Г. личности, изучение психофизиол. субстрата Г. приводило в иррационалистич. течениях науки и философии к представлениям об отклоняющейся от нормы, патологич. природе Г.(что соответствувет, однако, традиц. представлению об “одержимости” божеством, о близости “вдохновения” и безумия). Естественнее, однако, считать Г. феноменом, не выходящим за рамки нормального: гениальная личность наделена редким и каждый раз индивидуально структурированным комплексом свойств и способностей, предрасполагающих личность к творчеству(обычно в самых разных областях деятельности), но обычно позволяющих сделать решит. выбор в пользу одного, осн. вида деятельности. Очевидно, что гениальность предопределена не только выдающейся силой(выходящей тем самым за пределы обычного)способностей, но, может быть, еще более того необычной динамикой их сочетания в личности. При этом разные свойства, влечения, способности должны находиться в этой личности в подлинно редкостном состоянии, в к-ром явная их дисгармония, приводящая в равновесное, гармонич. состояние, и нарушение равновесия на к.-л. уровне личности, во всяком случае, компенсировано на самом высш. творч. ее уровне — где она выступает как создающая шедевры творчества. Творчество гениально одаренного человека является тактич. разрешением заложенных в его личности противоречий. Отсутствие совершенно необычного соотношения свойств и способностей привело бы к тому, что более или менее равномерное развитие самых разных способностей не позволило бы выделиться одной основной, концентрация на к-рой совершенно неизбежна и для гениально-одаренного человека(разносторонняя одаренность при этом внутренне непременно сказывается на рез-тах гениальной деятельности — как особое богатство, многогранность создаваемого). Наличие только одной резко выраженной способности не позволило бы, напротив, сложиться конечной гармонии. Нередко наблюдаемая “странность”, неуравновешенность, житейская неустроенность, необщительность гениальной личности происходит от ее концентрации на творчестве, где и происходит конечная(превышающая обычный уровень)гармонизация сил и способностей личности, тогда как на житейском(“бытовом”)уровне такая личность может выступить как “некомпенсированная”, дисгармоничная. Свойства и способности Г., к-рые проявляются, как правило, на здоровой психофизиол. основе, могут быть весьма редкими — это, напр., может быть способность к интенсивному, непосредственно-свежему восприятию худож. явлений без затухания первонач. впечатлений, а, напротив, с их углублением; способность интуитивно воспринимать и осознавать, осмыслять как единое целое огромные массы художественно-упорядочиваемого материала(Моцарт говорил о своей способности охватывать единым, мгновенным взглядом целую часть симфонии); способность к непривычному ассоциированию разл. явлений, их сторон, кажущихся далекими, приводящая к нетривиальному худож. или научному мышлению, к открытиям в науке, технике, искусстве и т.д. Способность к мгновенному осознанию своей творч. деятельности, не нарушая однако ее спонтанности. Проявление способностей Г. всякий раз индивидуально и неповторимо. Показательно и восходит к глубокой традиции сравнение деятельности Г. с молнией: “Внутр. замысел и осуществление гениальной фантазии одновременно предстают нам как удар молнии в их мгновенном взаимопроникновении и неуловимейшей жизненности”(Гегель, см. Эстетика. Т. 3. М., 1971. С. 341). Благодаря таким качествам гениально-одаренная личность в искусстве, науке, философии и т.д. начинает выражать свою истор. эпоху с особой, максимально доступной человеку, глубиной, не будучи связана множеством второстепенных, несуществен. ее моментов, обстоятельств; отношение Г. к его времени всегда парадоксально, т.к. Г. видит сущность происходящего глубже, шире, многограннее своих современников.

Лит.:Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991; Zilsel E. Die Entstehung des Geniebegriffs. Tub., 1926; Nowak H. Zur Entwicklungsgeschichte des Begriffs Daimon: Diss. Bonn, 1960; Schmidt-Dengler W. Genius: zur Wirkungsgeschichte antiker Mythologeme in der Goethezeit. Munch., 1978; Schmidt J. Die Geschichte des Genie-Gedankens in der deutschen Literatur, Philosophie und Politik 1750-1945. Bd. 1-2. Darmstadt, 1988; Zilsel E. Die Geniereligion. Ein kritischer Versuch iiber das moderne Personlichkeitsideal, mit einer historischen Begrundung. Fr./M., 1990.

A.B. Михаилов

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

Гений
(лат.genius)
высшая степень творческой одаренности; человек, которому присуща такая одаренность.
............
☼ филос.-эстетич. понятие, сформировавшееся в Новое время (16-18 вв.) на основе древних представлении о “гении” — “духе” (греч., букв. “наделяющий”; лат. genius) как приданном человеку в качестве выражающего его личность и судьбу божества, божеств. двойника, хранителя, а также однокоренного с genius слова ingenio (вошедшего в европ. риторич. теорию), означающего врожденные (собств., полученные при рождении от духа) способности, дарования, изобретательность, остроту ума. По учению Диотимы в “Пире” Платона (202 е), духи-“даймоны” суть “среднее между богом и смертным” и имеют силу “быть истолкователями и передатчиками человеч. дел богам, а божеских — людям, просьб и жертвоприношений одним, наказов и вознаграждений за жертвы — другим”, благодаря чему целое бытие связывается воедино. Платон подчеркивает связь с “даймоном” творч. функции — всего относящегося к “жертвоприношениям, таинствам, заклинаниям, прорицанию, волхованию”. В “Федре” (242 с) Сократ рассказывает о своем “даймонионе”, подающем ему знамения. Действия “даймона” сказываются прежде всего в прорицаниях, а способность прорицания сопрягается также и с душой так, что подаваемые извне божеств. знаки оказываются одновр. и “внутр. голосом” личности. Т.о., представления о “даймоне” и соотв. римском “гении” (сами по себе крайне разнообразные в народных верованиях и лит. свидетельствах на протяжении веков) в своем филос. истолковании, в качестве своих осн. импликаций предполагают: творч. природу Г. как силы вдохновения, озарения; осуществление взаимосвязи целого, обеспечивачивающей его бытие; не просто закрепленность Г. за индивидом, но сопряженность Г. с “душой” как внутр. началом человека, личности. Все эти моменты сохранены и отражены в новоевроп. понятии Г., в иных отношениях порывающем с традицией. Все они получили развитие лишь в возрастании индивидуализма в новоевроп. культуре, через ренессансную идею обожения человека и представление о художнике как “втором боге”.
В 18 в. совершается процесс интериоризации Г. как руководящей человеком божеств., идущей извне силы, — теперь Г. начинают понимать и как внутр., имманентную душе творч. способность. Посредником между гуманистич. наследием и нем. философией рубежа 18-19 вв., сыгравшей решающую роль в переосмыслении Г., послужил Шефтсбери, писавший: “Поэт — уже второй Творец, подлинный Прометей, ходящий под Юпитером. Подобно этому верховному художнику, или же всемирной пластич. природе, он созидает форму целого, соразмерную и пропорциональную в самой себе...” (“Солилоквия”, I, III). В к. 18 в. (особенно в т.н. “гениальную” эпоху “Бури и натиска” 1770-х гг. в Германии), в связи с усилением антиритор. тенденций в творчестве и эстетич.теории, возникает представление об индивид. и оригинальном (первозданном) Г., к-рый создает правило, а затем следует ему, т.е. самовластно творит особый, изначальный худож. мир. Такое представление, утрачивая полемич. крайность, переходит в нем. классич. философию и нем. неогуманизм рубежа 18-19 вв., Г. уравновешивается с природой, а “интериоризированный” Г. никогда не порывает связи с Г. как традиц. представлением-мифологемой. Деятельность Г. глубоко сплетается с деятельностью природы, Г.-художник пластически ваяет бытие наподобие бога или природы; ср. у К.Ф. Морица (О пластич. подражании прекрасному, 1788): “Пластич. гений должен, насколько возможно, схватывать все спящие в нем пропорции великой гармонии, объем к-рой шире его индивидуальности” — Moritz К. Ph. Schriften zur Asthetik und Poetik. Tub., 1962; 84). Кант определял Г. как “талант (природный дар), к-рый дает правило искусству”, или, иначе, как “прирожденные задатки души”, посредством к-рых природа дает правило искусству (Критика способности суждения). Т.о. между внешним и внутр. истоками Г., гениальности, устанавливается равновесие. Соотв. у Шеллинга в “Философии искусства”: “... вечное понятие человека в Боге как непосредств. причина его (человеч.) продуцирования (творчества) есть то, что называют гением, это как бы genius, обитающее в человеке божественное”. В понятии Г. у Канта, обобщающего долгий процесс нового осмысления Г., входит и “оригинальность” творчества, и его бессознательность, нерефлективность (откуда и у Шиллера связь Г. с “наивной”, т.е. не рефлектирующей себя поэзией), и его внеличностность (сама природа говорит в художнике). Г. относится у Канта лишь к “изящному искусству”, к-рое единственно не подчиняется заведомому правилу.
В 19 в. создается нейтральное в отношении традиции представление о Г., о гениальности как высшей творч. способности, в отрыве от внутр. формы слова “Г.”, от Г. как мифологемы, от традиции ее переосмысления. Вследствие этого Г. мог становиться расхожим, необязат. представлением, присущим массовому эстетич. сознанию, но в то же время и наст. проблемой философии и психологии творчества. Здесь Г. выступает как по сути дела новое понятие, развившееся в недрах традиционного и заключившее в себя нек-рый итоговый смысл его. Жан-Поль, отличая Г. от таланта (Приготовительная школа эстетики), пользуется собственно уже новым понятием. Точно также и Гегель в “Эстетике” понимает Г. как самосознат. творчество, вовсе не соединяя Г. с традиц. мифологемой вдохновляющего божеств, или природного начала и снимая любые “ограничения” на деятельность Г., к-рый может проявить себя в любой области, не только в искусстве. В 19 в. представление о Г. отчасти соединяется с культом “героя” как сверхчеловеч. личности (уже у Карлейля, Ницше), противопоставляемого нетворч. и враждебной художнику, подлинному искусству, массе, “толпе”. Такой культ Г.-“героя” становится непременным, доводимым до абсурда моментом усредненного бурж. сознания. Вместе с тем начинается и эпоха всестороннего изучения феномена Г. Поскольку новое понятие Г. от прежнего отличается прежде всего имманентностью Г. личности, изучение психофизиол. субстрата Г. приводило в иррационалистич. течениях науки и философии к представлениям об отклоняющейся от нормы, патологич. природе Г. (что соответствует, однако, традиц. представлению об “одержимости” божеством, о близости “вдохновения” и безумия). Естественнее, однако, считать Г. феноменом, не выходящим за рамки нормального: гениальная личность наделена редким и каждый раз индивидуально структурированным комплексом свойств и способностей, предрасполагающих личность к творчеству (обычно в самых разных областях деятельности), но обычно позволяющих сделать решит. выбор в пользу одного, осн. вида деятельности. Очевидно, что гениальность предопределена не только выдающейся силой (выходящей тем самым за пределы обычного) способностей, но, может быть, еще более того необычной динамикой их сочетания в личности. При этом разные свойства, влечения, способности должны находиться в этой личности в подлинно редкостном состоянии, в к-ром явная их дисгармония, приводящая в равновесное, гармонич. состояние, и нарушение равновесия на к.-л. уровне личности, во всяком случае, компенсировано на самом высш. творч. ее уровне — где она выступает как создающая шедевры творчества. Творчество гениально одаренного человека является тактич. разрешением заложенных в его личности противоречий. Отсутствие совершенно необычного соотношения свойств и способностей привело бы к тому, что более или менее равномерное развитие самых разных способностей не позволило бы выделиться одной основной, концентрация на к-рой совершенно неизбежна и для гениально-одаренного человека (разносторонняя одаренность при этом внутренне непременно сказывается на рез-тах гениальной деятельности — как особое богатство, многогранность создаваемого). Наличие только одной резко выраженной способности не позволило бы, напротив, сложиться конечной гармонии. Нередко наблюдаемая “странность”, неуравновешенность, житейская неустроенность, необщительность гениальной личности происходит от ее концентрации на творчестве, где и происходит конечная (превышающая обычный уровень) гармонизация сил и способностей личности, тогда как на житейском (“бытовом”) уровне такая личность может выступить как “некомпенсированная”, дисгармоничная. Свойства и способности Г., к-рые проявляются, как правило, на здоровой психофизиол. основе, могут быть весьма редкими — это, напр., может быть способность к интенсивному, непосредственно-свежему восприятию худож. явлений без затухания первонач. впечатлений, а, напротив, с их углублением; способность интуитивно воспринимать и осознавать, осмыслять как единое целое огромные массы художественно-упорядочиваемого материала (Моцарт говорил о своей способности охватывать единым, мгновенным взглядом целую часть симфонии); способность к непривычному ассоциированию разл. явлений, их сторон, кажущихся далекими, приводящая к нетривиальному худож. или научному мышлению, к открытиям в науке, технике, искусстве и т.д.; способность к мгновенному осознанию своей творч. деятельности, не нарушая однако ее спонтанности. Проявление способностей Г. всякий раз индивидуально и неповторимо. Показательно и восходит к глубокой традиции сравнение деятельности Г. с молнией: “Внутр. замысел и осуществление гениальной фантазии одновременно предстают нам как удар молнии в их мгновенном взаимопроникновении и неуловимейшей жизненности” (Гегель, см. Эстетика. Т. 3. М., 1971. С. 341). Благодаря таким качествам гениально-одаренная личность в искусстве, науке, философии и т.д. начинает выражать свою истор. эпоху с особой, максимально доступной человеку, глубиной, не будучи связана множеством второстепенных, несуществен. ее моментов, обстоятельств; отношение Г. к его времени всегда парадоксально, т.к. Г. видит сущность происходящего глубже, шире, многограннее своих современников.
Лит.: Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991; Zilsel E. Die Entstehung des Geniebegriffs. Tub., 1926; Nowak H. Zur Entwicklungsgeschichte des Begriffs Daimon: Diss. Bonn, 1960; Schmidt-Dengler W. Genius: zur Wirkungsgeschichte antiker Mythologeme in der Goethezeit. Munch., 1978; Schmidt J. Die Geschichte des Genie-Gedankens in der deutschen Literatur, Philosophie und Politik 1750-1945. Bd. 1-2. Darmstadt, 1988; Zilsel E. Die Geniereligion. Ein kritischer Versuch iiber das moderne Personlichkeitsideal, mit einer historischen Begrundung. Fr./M., 1990.
A.B. Михайлов.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


Синонимы:
божество, величие, вымышленное существо, гениальность, гениальный человек, дар, дарование, дух, зазнайка, имя, молодец, мудрец, покровитель, сверхталант, способность, суперталант, талант, титан, титан мысли, ум, умница


Антонимы:
бездарность, посредственность


  1. генийдискретная структурная единица локализованная в хромосоме и отвечающая за передачу наследственных признаков. У разных видов количество генов колеблется от до ....Словарь практического психолога
  2. генийот лат. gens родВ римской мифологии вначале прародитель рода потом бог мужской силы и способностей. Считалось что каждый мужчина имеет своего гения который несколько п...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  3. генийГЕНИЙ см.также ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ КЛАССИКА КЛАССИКИ ТАЛАНТ БЕЗДАРНОСТЬ Гений это талант умершего человека. Эдмон Гонкур Талант это то чем вы обладаете гений то что владе...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  4. генийот лат.u gens род В римской мифологии вначале прародитель рода потом бог мужской силы и способностей. Считалось что каждый мужчина имеет своего гения который несколько...Античный мир. Словарь-справочник
  5. генийгеuний м...Болгарско-русский словарь
  6. генийлат. genius в древнеримской религии и мифологии добрый дух сверхъестественное существо охраняющее человека на протяжении всей его жизни. День рождения римлянина считался...Большая Советская энциклопедия II
  7. генийтермин используемый весьма произвольно и часто в некотором условном смысле. Больше всего гениев легенд див идолов и т.п. умещается в сознании обывателя ими обычно считают...Большая энциклопедия по психиатрии
  8. генийм. genio непризнанный гений ирон. genio incompreso дух олицетворение добрых или злых сил genio добрый злой гений Genio del bene male Итальянорусский словарь. Синони...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  9. генийм Genie n plem s Genius m sg неизм. plem nien тж. миф. Синонимы божество величие вымышленное существо гениальность гениальный человек дар дарование дух зазнайка имя молод...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  10. генийгений м Genie Z e n i ] n pl s Genius m sg неизм. pl nien тж. миф.Синонимы божество величие вымышленное существо гениальность гениальный человек дар дарование дух заз...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. генийдобрый генийзлой генийСинонимы божество величие вымышленное существо гениальность гениальный человек дар дарование дух зазнайка имя молодец мудрец покровитель сверхталант...Большой русско-английский фразеологический словарь
  12. генийм.genio mem в разн. знач.брый злой геuний genio del bien del mal...Большой русско-испанский словарь
  13. генийсущ. муж. рода одуш....Большой русско-украинский словарь
  14. генийм. в разн. знач. gnie m поэтический гений Пушкина le gnie potique de Pouchkine непризнанный гений ирон. gnie mconnu добрый гений bon gnie злой гений mauvais gnie...Большой русско-французский словарь
  15. генийГении и злодеиstrong. Жарг. студ. Шутл.ирон.em Студенты и преподаватели. Запись г. Гений простоты.strong Жарг. мол. Шутл.ирон.em О заурядном неинтересном человеке. Макси...Большой словарь русских поговорок
  16. генийот лат. genius дух разум англ. genius нем. Genie. . Высшая степень творческой одаренности. . Человек обладающий подобной одаренностью приводящей к необыкновенным тво...Большой толковый социологический словарь II
  17. генийм. в разн. знач.gnie mпоэтический гений Пушкина le gnie potique de Pouchkineнепризнанный гений ирон. gnie mconnuдобрый гений bon gnieзлой гений mauvais gnie божество ...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  18. генийлат. genius от gens род в римской мифологии божестводухпокровитель рода семьи гражданской общины. Первоначально олицетворялмужское начало жизненную силу. Рассматривался...Большой энциклопедический словарь II
  19. генийГЕНИЙ лат. genius от gens род в римской мифологии божество духпокровитель рода семьи гражданской общины. Первоначально олицетворял мужское начало жизненную силу. Рассма...Большой Энциклопедический словарь V
  20. генийв рим. миф. первонач. божество прародитель рода затем бог муж. силы олицетв. внутр. сил и способностей мужчины. Счит. что каждый мужчина имеет своего Г. Особенно почит. ...Древний мир. Энциклопедический словарь
  21. генийв рим. миф. первонач. божество прародитель рода затем бог муж. силы олицетв. внутр. сил и способностей мужчины. Счит. что каждый мужчина имеет своего Г. Особенно почит. ...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  22. генийот лат.естественная предрасположенность природа внутренне присущая индивиду. В более узком смысле гений означает благодатные качества личности от Бога. В еще более узком ...Евразийская мудрость от А до Я
  23. генийГений полатыни генс род в мифах древних римлян первоначально божество прародитель рода затем бог мужской силы олицетворение внутренних сил и способностей мужчины. Особ...Исторический словарь
  24. генийГЕНИЙ я м. gnie f. нем. Genius пол. geniusz ampLTлат. genius. strong. По религиозным верованиям древних римлян богпокровитель человека города страны дух добра и зла.em С...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  25. генийгений....Киргизско-русский словарь
  26. генийгр. род происхождение наследственный фактор единица наследственного материала см. Информация генетическая определенный участок молекулы ДНК у высших организмов и РНК у ...Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
  27. генийгр. род происхождение наследственный фактор единица наследственного материала см. Информация генетическая определенный участок молекулы ДНК у высших организмов и РНК у ...Концепции современного естествознания. Словарь основных терминов
  28. генийлат. genius духзащитник в язычестве то же что и даймон духхранитель даваемый человеку от рождения духзащитник определенных мест или же дух добрый или злой способный влия...Краткий религиозно-философский словарь
  29. генийв римской мифологии первоначально прародитель рода. Постепенно гений стал рассматриваться как самостоятельное божество присущее не только человеку но и каждому семейству...Краткий словарь античности
  30. генийв гречекой мифологии бог мужской силы...Краткий справочник мифологических терминов
  31. генийГений genius ingenium vir summo ingenio daemon удел гения бессмертная слава ingenio stat sine morte decus...Латинский словарь
  32. генийГений Не следует им восторгаться это невроз.Синонимы божество величие вымышленное существо гениальность гениальный человек дар дарование дух зазнайка имя молодец мудрец...Лексикон прописных истин
  33. гениймин. цв. Ладога.жанр приключенческий. реж. Виктор Сергеев сц. Игорь Агеев опер. Сергей Сидоров худ. Евгений Гуков комп. Эдуард Артемьев зв. Ася Зверева. В ролях Александр...Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)
  34. генийГруппа Гений была образована в году в Москве басгитаристом Романом Дроздовым Дрозд. Музыканты преимущественно сессионные. В качестве автора текстов была приглашена Викто...Малая энциклопедия русского рока
  35. генийя м.em Высшая степень творческой одаренности талантливости.Художнический гений Пушкина так велик и прекрасен что мы доселе не можем не увлекаться дивною художественною к...Малый академический словарь
  36. генийГений рим. от род первоначально древнеримский бог прародитель рода затем бог мужской силы и способностей формирующий характер мужчины и сопутствующий ему всю жизнь. Сч...Мифологический словарь
  37. генийкорень ГЕНИЙ нулевое окончаниеОснова слова ГЕНИЙВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ГЕНИЙ Слово Гений содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  38. генийНачальная форма Гений винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  39. генийгений . м. устар. Высшая степень творческой одаренности проявление такой одаренности. Выдающиеся способности дарование талант в определенной сфере деятельности. . м. а...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  40. генийот лат. ingenium естественная предрасположенность природа внутренне присущая индивиду. В более узком смысле гений означает благодатные качества личности лат. genius бож...Новый философский словарь
  41. генийГенийstrong я м. Нов. Отч. Гениевич Гениевна. Производные Геня Гена. [Употребление нариц. сущ. гений в качестве личного имени.]...Онлайн-словарь русских личных имён Н. А. Петровского
  42. генийгений гений я...Орфографический словарь
  43. генийu мu Пр.u о гении мн.u гении Р.u гениев божество величие вымышленное существо гениальность гениальный человек дар дарование дух зазнайка имя молодец мудрец покровитель св...Орфографический словарь русского языка
  44. генийлат. дух хранитель в высшей степени одаренный человек способный создавать чтото выдающееся в области науки искусства или техники открывающий своими творениями новую эпо...Основы духовной культуры
  45. генийгений гении гения гениев гению гениям гений гении гением гениями гении гениях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  46. генийгений гении гения гениев гению гениям гения гениев гением гениями гении гениях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  47. генийОрфографическая запись слова гений Ударение в слове гений Деление слова на слоги перенос слова гений Фонетическая транскрипция слова гений [гэн] Характеристика всех звук...Полный фонетический разбор слов
  48. генийчеловек обладающий высшей степенью творческой одаренности выразившейся в достижении им таких результатов творческой деятельности которые являются эпохальными в общественн...Прикладные аспекты современной психологии
  49. генийот лат. genius дух высшая степень одаренности которая проявляется как оригинальная способность понимания интуиция соединения различных элементов фантазия творческого фо...Профессиональное образование
  50. генийGenus от глагола geno gigno y римлян собственно бог животворения. У каждого человека свой гений как бы лучшая часть его личности и представитель высших качеств его души ...Реальный словарь классических древностей
  51. генийгенй р. геня....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  52. генийгений яСинонимы божество величие вымышленное существо гениальность гениальный человек дар дарование дух зазнайка имя молодец мудрец покровитель сверхталант способность су...Русский орфографический словарь
  53. генийМ . dahi . dha zka литературный гений Толстого Tolstoyun dbi dhas . qdim Roma satirind iblis cin pri . mc. timsal tcssm nmun добрый гений xeyirxah adam xeyirxah злой гени...Русско-азербайджанский словарь
  54. генийм. гений ведущий себя непредсказуемо...Русско-английский психологический словарь
  55. генийгений м. в разн. знач.igenius pl.i geniuses миф. pl.i genii добрый гений good genius злой гений evil genius...Русско-английский словарь
  56. генийгений м. genius о человеке тж. man of genius добрый злой гений good evil genius....Русско-английский словарь II
  57. генийm. божество величие вымышленное существо гениальность гениальный человек дар дарование дух зазнайка имя молодец мудрец покровитель сверхталант способность суперталант тал...Русско-английский словарь математических терминов
  58. генийgenius божество величие вымышленное существо гениальность гениальный человек дар дарование дух зазнайка имя молодец мудрец покровитель сверхталант способность суперталант...Русско-английский технический словарь
  59. генийN...Русско-армянский словарь
  60. генийГенй...Русско-белорусский словарь
  61. генийв разн. знач.i генй муж.i...Русско-белорусский словарь II
  62. генийГеuний м...Русско-болгарский словарь
  63. генийвысокопарно gniusz lngsz lngelme zseni lngsz zseni божество величие вымышленное существо гениальность гениальный человек дар дарование дух зазнайка имя молодец мудрец...Русско-венгерский словарь
  64. генийгений м...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  65. генийСинонимы божество величие вымышленное существо гениальность гениальный человек дар дарование дух зазнайка имя молодец мудрец покровитель сверхталант способность супертала...Русско-ивритский словарь
  66. гений. данышпан кемегер. кемегер дана аса жоары аблетт адамдобрый гений жан дос злой гений ас дшпан...Русско-казахский словарь
  67. генийкемегер данышпан...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  68. генийданышпан кемегер...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  69. генийм. гений . жогорку чыгармачылык жндмдлк . жогорку чыгармачылык жндмдлг бар адам....Русско-киргизский словарь
  70. генийtinci добрый гений злой гений божество величие вымышленное существо гениальность гениальный человек дар дарование дух зазнайка имя молодец мудрец покровитель сверхталант...Русско-китайский словарь
  71. генийDea...Русско-крымскотатарский словарь
  72. генийдеа...Русско-крымскотатарский словарь II
  73. генийenialitte enilas spjas nijs nijs...Русско-латышский словарь
  74. генийgenijus...Русско-литовский словарь
  75. генийСуу билиг гоц авъяас сод ухаан снс слд суут хн суу билигтэн...Русско-монгольский словарь
  76. генийм. Genie n....Русско-немецкий словарь
  77. генийGenie...Русско-нидерландский словарь
  78. генийгенийм добрый злой ....Русско-новогреческий словарь
  79. генийgeni божество величие вымышленное существо гениальность гениальный человек дар дарование дух зазнайка имя молодец мудрец покровитель сверхталант способность суперталант т...Русско-норвежский словарь
  80. гений...Русско-персидский словарь
  81. генийgeniusz...Русско-польский словарь
  82. гениймgnio mu устu gnio mu esprito m добрый гений злой гений божество величие вымышленное существо гениальность гениальный человек дар дарование дух зазнайка имя молодец мудре...Русско-португальский словарь
  83. генийГенийmtu mwenye akili halisi wa mtu mwenye busara wa...Русско-суахили словарь
  84. генийгений дао нубу...Русско-таджикский словарь
  85. генийм .даи .даилык литературный г. толстого толстойны дби даилыгы добрый г. изге зат злой г. явыз зат...Русско-татарский словарь
  86. генийdehadhi deha dahi о человеке божество величие вымышленное существо гениальность гениальный человек дар дарование дух зазнайка имя молодец мудрец покровитель сверхталант ...Русско-турецкий словарь
  87. генийm...Русско-финский словарь
  88. генийgenialita gnius veleduch...Русско-чешский словарь
  89. генийсущ.муж.множ. гении ев гени ав терй пултаруллй сын Пушкин гений русской литературы Пушкин вырс литературйн гений...Русско-чувашский словарь
  90. генийsjeni.strong genisnile.strong snille...Русско-шведский словарь
  91. гений.strong geenius.strong geniaalsus suurvaim...Русско-эстонский словарь
  92. генийот лат. ingenium естественная предрасположенность природа внутренне присущая индивиду. В более узком смысле гений означает благодатные качества личности лат. genius бож...Сверхкраткий философский словарь
  93. генийГЕНИЙГений это талант умершего человека. Эдмон Гонкур Талант это то чем вы обладаете гений то что владеет вами. Малколм Каули Гений стреляет в цель которую не видит ни...Сводная энциклопедия афоризмов
  94. генийлат.em Genius у римлян первоначально сверхъестеств. существо олицетворяющее мужскую силу жизненную силу затем спутник и духпокровитель мужчин вообще и каждого отдельного ...Словарь античности
  95. генийбездарностьпосредственностьСинонимы божество величие вымышленное существо гениальность гениальный человек дар дарование дух зазнайка имя молодец мудрец покровитель сверхт...Словарь антонимов
  96. генийГЕНИЙ дух сущностное инобытие какогол. человека города и т.п. см. дух элементаль см. Тж. эзотерический символ см. Саллак Сохак. В средневек. астрологии выделяли гениев ...Словарь астрологических терминов
  97. генийФильм с А. Абдуловым в главной роли...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  98. генийГЕНИЙ лат. genius от gignere рождать производить. сила края создает в науке или искусстве чтолибо выходящее из ряда обыкновенного делает новые открытия указывает новые ...Словарь иностранных слов русского языка
  99. генийГений я муж.em Нов.emОтч.strong Гениевич Гениевна. Производныеstrong Геня Гена. Происхождениеstrong Употребление нариц.em сущ.em гений в качестве личного имени. Словарь л...Словарь личных имен
  100. генийотгреч. genos род происхождение наследственный фактор единица наследственного материала ответственная за формирование какоголибо элементарного признака....Словарь по педагогической психологии
  101. генийгений см. способность ум злой гений непризнанный гений...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  102. генийГЕuНИЙstrong я м. или гений в трусикахstrong гений среди удобренийstrong. Человек слишком много о себе воображающий зазнайка.strong Ирон.u обращение.strong шутл.u Молодец...Словарь русского арго
  103. генийбольшой гений великий генийСинонимы божество величие вымышленное существо гениальность гениальный человек дар дарование дух зазнайка имя молодец мудрец покровитель сверхт...Словарь русской идиоматики
  104. генийгенийСм. способность умзлой гений непризнанный гений....Словарь синонимов II
  105. генийгений См. способность ум злой гений непризнанный гений. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова М. Русские словари. гений мудрец ге...Словарь синонимов II
  106. генийгений мудрец гениальность величие гениальный человек зазнайка умница титан мысли дарование ум молодец талант покровитель...Словарь синонимов
  107. генийгений вампирный Бальмонт величавый Фофанов вдохновенный Павлов гордый Ясинский мощный Тарутин светлозорный Буренин Козлов светлокрылый Жуковский светлый Брюсов Буренин Та...Словарь эпитетов III
  108. генийh генийbig сущ.муж.одуш.неод.i ед.им. Пускай в Молчалине ум бойкий гений смелыйГоУ . Конечно нет в нем этого ума Что гений для иных а для иных чумаГоУ . Когда струнам ка...Словарь языка Грибоедова
  109. генийГЕНИЙ лат . genius от gens род в римской мифологии божество духпокровитель рода семьи гражданской общины. Первоначально олицетворял мужское начало жизненную силу. Рассма...Современный энциклопедический словарь
  110. генийфранц.u genie высшая степень таланта особая творческая одаренность приводящая к созданию качественно новых уникальных творений открытиям ранее неизведанных путей творчес...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  111. генийI. Ср.em Ты мой добрый генийem! Ср.em Но ты мой злой иль добрый гений!em А.С. Пушкин. Ушаковой. Ср.em У христиан ангеломхранителем человека считается святой имя которого ...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  112. гений.strong Генйstrong АнгелъХранитель. Ср.em Ты мой добрый генй!em Ср.em Но ты мой злой иль добрый генй!em А. С. Пушкинъ. Ушаковой. Ср.em У Христанъ АнгеломъХранителемъ че...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  113. генийгений сущ.em м.em употр. часто Морфология нет когочего генияstrong комучему гениюstrong вижу кого генияstrong вижу что генийstrong кемчем гениемstrong о комчм о генииstro...Толковый словарь Дмитриева
  114. генийГЕНИЙ м. лат. незримый бесплотный дух добрый или злой духпокровитель человека добрый и злой. Самобытный творческий дар в человеке высший творческий ум созидательная спос...Толковый словарь живого великорусского языка
  115. генийгений [лат. genius] высшая степень творческой одаренности таланта человек обладающий высшей степенью одаренности в древнеримской мифологии духпокровитель сопровождаю...Толковый словарь иностранных слов
  116. генийГЕНИЙ я м. . Высшая творческая способность. Литературный г.Толстого. . Человек обладающий такой способностью. Творения гениев.Непризнанный г. о том кто чересчур высоко оц...Толковый словарь Ожегова
  117. генийГЕНИЙ гения м. латин. genius книжн. . Высшая творческая способность в научной или художественной деятельности. Научный гений Ленина. . Человек обладающий подобной способн...Толковый словарь русского языка II
  118. генийгений гений я м. Высшая творческая способность. Литературный г. Толстого. Человек обладающий такой способностью. Творения гениев. Непризнанный г. о том кто чересчур высок...Толковый словарь русского языка II
  119. генийГЕНИЙ я м. . Высшая творческая способность. Литературный гений Толстого. . Человек обладающий такой способностью. Творения гениев. Непризнанный гений о том кто чересчур в...Толковый словарь русского языка
  120. генийгэн...Тэрмінолёгія лёгікі і псыхолёгіі
  121. генийУдарение в слове генийУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове гений...Ударение и правописание
  122. генийRzeczownik гений m geniusz m...Универсальный русско-польский словарь
  123. генийГЕНИЙ лат. genius высшая степень творческой одаренности человек которому присуща такая одаренность. Творения гения характеризуются исключительной новизной и самобытность...Уфологический словарь-справочник
  124. генийГЕНИЙ ГЕНИЙstrong лат.em genius высшая степень творческой одаренности которая проявляется как оригинальная способность понимания интуиция соединения различных элементов ...Философская энциклопедия
  125. генийлат. genius высшая степень творческой одаренности которая проявляется как оригинальная способность понимания интуиция соединения различных элементов фантазия творческого ...Философский энциклопедический словарь II
  126. генийлат. genius высшая степень творческой одаренности человек крому присуща такая одаренность. Учитывая известную относительность различия между Г. и талантом можно отметить...Философский энциклопедический словарь
  127. гений. гений гении гения гениев гению гениям гений гении гением гениями гении гениях . гений гении гения гениев гению гениям гения гениев гением гениями гении гениях Источник ...Формы слова
  128. генийвысшая степень одаренности личности. Гениальность проявляется в творчестве которое имеет общечеловеческое значение. Гений отличается от таланта не только в степени одарен...Человек и общество
  129. генийГен Гений...Электронный словарь анаграмм русского языка
  130. генийГений в общем см. Гениальность лат. genius от genus род первоначально дух умершего родоначальника которому воздавалось религиозное почитание. Современное словоупотребл...Энциклопедический словарь
  131. генийв общем см. Гениальность лат. genius от genus род первоначально дух умершего родоначальника которому воздавалось религиозное почитание. Современное словоупотребление с...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  132. генийГЕНИЙ филос.эстетич. понятие сформировавшееся в Новое время вв. на основе древних представлении о гении духе греч. букв. наделяющий лат. genius как приданном человеку...Энциклопедия Культурология XX век
  133. генийГенийGenius. Дух оживляющий известное лицо место и т. д. и соответствовавший греческому Демону. Гений по мнению римлян был не только у каждого человека но у каждого семей...Энциклопедия мифологии
  134. генийот лат. genius дух разум англ. genius нем. Genie. . Высшая степень творческой одаренности. . Человек обладающий подобной одаренностью приводящей к необыкновенным творче...Энциклопедия социологии
  135. генийгенийФранцузское genie genial.Английское genius.Испанское genio.В русском языке слово известно с середины XVIII в. По всей видимости изначально слово имело форму гениу...Этимологический онлайн-словарь русского языка
  136. генийГенийstrong. Заимств. в Петровскую эпоху из нем. яз. в котором Geniusi дух гений lt лат. geniusi тж. от gignoi рождаю....Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  137. генийстар. гениус с эпохи Петра I см. Смирнов но также гениуш XVIII в. см. Благой . Две первые формы через нем. Genius или прямо из лат. genius форма на ш из польск. genius...Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  138. генийЗаимств. в Петровскую эпоху из нем. яз. в котором Geniusem дух гений ampLT лат. geniusem тж. от gignoem рождаю.Синонимы божество величие вымышленное существо гениальност...Этимологический словарь русского языка
  139. генийгений генийстар. гениус с эпохи Петра I см. Смирнов но также гениуш XVIII в. см. Благой . Две первые формы через нем. Genius или прямо из лат. genius форма на ш из пол...Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)
  140. генийФранцузское genie genial.Английское genius.Испанское genio.В русском языке слово известно с середины XVIII в. По всей видимости изначально слово имело форму гениус ана...Этимологический словарь русского языка Семенова