Энциклопедия культурологии

ГЕЛЕН

ГЕЛЕН
(Gelen)Арнольд(1904-1976)- нем. философ и социолог. Изучал философию в Лейпциге и Кельне, ученик Г.Дриша. С1934— проф. в Лейпциге, с1938— в Кельне, с1940— в Вене. С1942— проф. социологии в Высшей школе науки управления, с1962— в Высшей тех. школе в Аахене. Научная эволюция Г. началась с периода “абсолютной феноменологии” в духе идей Фихте, Гегеля и Гербарта(“Действит. и недействит. дух”,1931; “Теория свободы воли”, 1933). Постепенно, под влиянием философии англ. эмпиризма и амер. прагматизма(более всего — работ Дьюи), его взгляды становятся все менее спиритуалистическими(“О понятии опыта”,1936; “Результаты Шопенгауэра”, 1938).
Осн. сочинение Г. — “Человек. Его природа и его положение в мире”. Уже в первый год своего появления(1940)выдержало два издания; всего при жизни Г. — не менее 12 раз.
Основными для филос. антропологии Г. является представление о структуре человеч. побуждения. У человека отсутствует инстинкт самосохранения, следствием чего является избыток побуждений(что особенно ярко видно на примере движений человека). Тезис о доминирующем значении бессознательно-витальной сферы и положении Ницше о человеке, “как еще неопределившемся животном” служили у Г. биол. обоснованием специфич. природы человека.Согласно Г., человек является “биологически недостаточным” существом, поскольку у него не хватает инстинктов, поскольку он “незавершен” и “незакреплен” в животно-биол. организации, а потому лишен возможности вести исключительно естеств. существование. Человек вынужден искать отличные от животных средства воспроизводства своей жизни; история, об-во и его институты и являются формами, восполняющими биол. недостаточность человека и оптимально реализующими его полуинстинктивные устремления.
Биоантропол. предопределенность культурных форм получает развитие в плюралистич. этике, к-рую можно рассматривать как своеобраз. реакцию на возрастающую роль интеллекта в человеч. жизни. Последнее ведет к ослаблению инстинктивных функций человека, лишает его ощущения непосредств. слиянности с миром. Г. отвергает апеллирующие к разуму концепции общечеловеч. морали как абстр. и безжизненный гуманитаризм, лишенный реальных оснований и импульсов. Он рассматривает нравств. поведение с двух сторон: биологической — с помощью спец. естественнонаучных категорий; культурно-исторической — изучая в этом случае духовную сущность как особый продукт традиции, конкретно-историч. ситуации. Его общин вывод гласит, что культурная и социальная жизнь — не более, чем эпифеномен витальных оснований — генетически данных человеку биол. предпосылок и его полуинстинктивных диспозиций и установок.
В последние годы Г. занимался разработкой концепции социальных институтов(“Первобытный человек и поздняя культура”,1956, и др.). Поскольку человека нельзя рассматривать как “мыслящее существо”, и человеч. жизнь нуждается в руководстве, то социальный институт и является тем регулирующим учреждением, что направляет действия людей в опр. русло так же, как инстинкт направляет действия животных. Упорядочение поведения людей социокультурными институтами основано на утверждении, что предлагаемые пути действия — единственно возможные. Осн. проблемой индустриального об-ва Г. считал значит, деинституционализацию частной сферы в сравнении со сферой публичной деятельности.

Соч.:Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in derWelt. Fr./M.; Bonn, 1962; О систематике антропологии // Проблема человека в зап. философии. М, 1988.

Лит.:Бондаренко Л. И., Култаева М.Д. К анализу методологических основ немецкой культурной антропологии//Вестн. Харьк. ун-та. 1978. № 166. В. 12: Философия; Они же. К критике концепции традиции в современной немецкой культурантропологии // Там же. 1981. № 208. В. 15: Логика и методология научного познания; Бурж. филос. антропология XX века. М., 1986; Григорьян Б.Т. Филос. антропология. М., 1982; Куркин Б.А. Противоречия “рационализированной культуры в философской антропологии А. Гелена // ВФ, 1982. № 1.

Б.Т. Григорьян

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

Гелен
Арнольд Гéлен (Gelen)(1904-1976)
нем. философ и социолог. Изучал философию в Лейпциге и Кельне, ученик Г. Дриша. С 1934 — проф. в Лейпциге, с 1938 — в Кельне, с 1940 — в Вене. С 1942 — проф. социологии в Высшей школе науки управления, с 1962 — в Высшей тех. школе в Аахене. Научная эволюция Г. началась с периода “абсолютной феноменологии” в духе идей Фихте, Гегеля и Гербарта (“Действит. и недействит. дух”, 1931; “Теория свободы воли”, 1933). Постепенно, под влиянием философии англ. эмпиризма и амер. прагматизма (более всего — работ Дьюи), его взгляды становятся все менее спиритуалистическими (“О понятии опыта”, 1936; “Результаты Шопенгауэра”, 1938).
Осн. сочинение Г. — “Человек. Его природа и его положение в мире”. Уже в первый год своего появления (1940) выдержало два издания; всего при жизни Г. — не менее 12 раз.
Основными для филос. антропологии Г. является представление о структуре человеч. побуждения. У человека отсутствует инстинкт самосохранения, следствием чего является избыток побуждений (что особенно ярко видно на примере движений человека). Тезис о доминирующем значении бессознательно-витальной сферы и положении Ницше о человеке, “как еще неопределившемся животном” служили у Г. биол. обоснованием специфич. природы человека. Согласно Г., человек является “биологически недостаточным” существом, поскольку у него не хватает инстинктов, поскольку он “незавершен” и “незакреплен” в животно-биол. организации, а потому лишен возможности вести исключительно естеств. существование. Человек вынужден искать отличные от животных средства воспроизводства своей жизни; история, об-во и его институты и являются формами, восполняющими биол. недостаточность человека и оптимально реализующими его полуинстинктивные устремления.
Биоантропол. предопределенность культурных форм получает развитие в плюралистич. этике, к-рую можно рассматривать как своеобраз. реакцию на возрастающую роль интеллекта в человеч. жизни. Последнее ведет к ослаблению инстинктивных функций человека, лишает его ощущения непосредств. слиянности с миром. Г. отвергает апеллирующие к разуму концепции общечеловеч. морали как абстр. и безжизненный гуманитаризм, лишенный реальных оснований и импульсов. Он рассматривает нравств. поведение с двух сторон: биологической — с помощью спец. естественнонаучных категорий; культурно-исторической — изучая в этом случае духовную сущность как особый продукт традиции, конкретно-историч. ситуации. Его общий вывод гласит, что культурная и социальная жизнь — не более, чем эпифеномен витальных оснований — генетически данных человеку биол. предпосылок и его полуинстинктивных диспозиций и установок.
В последние годы Г. занимался разработкой концепции социальных институтов (“Первобытный человек и поздняя культура”, 1956, и др.). Поскольку человека нельзя рассматривать как “мыслящее существо”, и человеч. жизнь нуждается в руководстве, то социальный институт и является тем регулирующим учреждением, что направляет действия людей в опр. русло так же, как инстинкт направляет действия животных. Упорядочение поведения людей социокультурными институтами основано на утверждении, что предлагаемые пути действия — единственно возможные. Осн. проблемой индустриального об-ва Г. считал значит. деинституционализацию частной сферы в сравнении со сферой публичной деятельности.
Соч.: Der Mensch. Seine Natur und seine Stellung in derWelt. Fr./M.; Bonn, 1962; О систематике антропологии // Проблема человека в зап. философии. М, 1988.
Лит.: Бондаренко Л. И., Култаева М.Д. К анализу методологических основ немецкой культурной антропологии//Вестн. Харьк. ун-та. 1978. № 166. В. 12: Философия; Они же. К критике концепции традиции в современной немецкой культурантропологии // Там же. 1981. № 208. В. 15: Логика и методология научного познания; Бурж. филос. антропология XX века. М., 1986; Григорьян Б.Т. Филос. антропология. М., 1982; Куркин Б.А. Противоречия “рационализированной культуры в философской антропологии А. Гелена // ВФ, 1982. № 1.
Б.Т. Григорьян.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. геленСын Приама одаренный силой предвидения стал пленником ахейцев. Он предсказал падение Трои если Филоктет будет привезен с Лемноса с луком и стрелами Геракла. Согласно той ...Cловарь-справочник по Древней Греции, Риму и мифологии
  2. геленСын Приама одаренный силой предвидения стал пленником ахейцев. Он предсказал падение Трои если Филоктет будет привезен с Лемноса с луком и стрелами Геракла. Согласно той ...Античный мир. Словарь-справочник
  3. геленвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  4. геленЭлен в греческой мифологии сын Приама и Гекубы обладавший даромпрорицания. Заранее знал о падении Трои и добровольно перешел на сторонугреков. После смерти Неоптолема ст...Большой энциклопедический словарь II
  5. геленГЕЛЕН Элен в греческой мифологии сын Приама и Гекубы обладавший даром прорицания. Заранее знал о падении Трои и добровольно перешел на сторону греков. После смерти Неопт...Большой Энциклопедический словарь V
  6. гелена ч.i ст.i Стародавнй античний грекеллн....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  7. геленсын троянск. царя Приама и Гекубы обладал пророч. даром будучи пленником Неоптолема после его смерти женился на Андромахе. Г. обосновался в Эпире и гостеприимно принял Эн...Древний мир. Энциклопедический словарь
  8. геленсын троянск. царя Приама и Гекубы обладал пророч. даром будучи пленником Неоптолема после его смерти женился на Андромахе. Г. обосновался в Эпире и гостеприимно принял Эн...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  9. геленГЕЛЕНstrongGehlen Арнольд немецкий философ и социолог один из классиков философской антропологии. В слушал лекции Шелера и Н.Гартмана в Кльне. В защитил под руководст...История философии II
  10. геленперсонаж мифологии сын Приама и Гекубы предсказатель. Он добровольно перешел на сторону греков или был захвачен ими в плен и предсказал им что Троя не может быть взята бе...Краткий словарь античности
  11. геленв греческой мифологии прорицатель сын Приама ахейский воин убитый Гектором...Краткий справочник мифологических терминов
  12. геленГелен см. Елен....Мифологический словарь
  13. геленЭлен сын царя Трои Приама и Гекубы. Брат Агафона Арета Гектора Гиппофооя Деифоба Кассандры Кебриона Клита Креусы Лаодики Ликаона Париса Полидора Поликсены Полита Троила ...Мифы Древней Греции, словарь-справочник
  14. геленГЕЛЕН Gehlen Арнольд немецкий философ один из основателей философской антропологии. Профессор университетов в Лейпциге с Кельне Вене Шпейре с профессор Высшей техни...Новейший философский словарь
  15. геленGehlen Арнольд немецкий философ один из основателей философской антропологии. Профессор университетов в Лейпциге с Кельне Вене Шпейре с профессор Высшей технической...Новейший философский словарь II
  16. геленHelnus Priamus Приам....Реальный словарь классических древностей
  17. геленгреч.em Helenos сын троянского царя Приама и Гекубы обладал пророч. даром будучи пленником Неоптолема после его смерти женился на Андромахе. Г. обосновался в Эпире и гост...Словарь античности
  18. геленГЕЛЕН Gehlen Арнольд немецкий философ один из основателей философской антропологии как специальной философской дисциплины Человек. Его природа и положение в мире ....Современный энциклопедический словарь
  19. геленГЕЛЕН Элен в греческой мифологии сын Приама и Гекубы обладавший даром прорицания. Заранее знал о падении Трои и добровольно перешел на сторону греков. После смерти Неопто...Современный энциклопедический словарь
  20. гелена ч. ст. Стародавнй античний грекеллн....Толковый словарь украинского языка
  21. геленRzeczownik Гелен Gelen Helena Гелена Helena...Универсальный русско-польский словарь
  22. геленГЕЛЕН Gehlen Арнольд нем. философ один из основателей философской антропологии. Основные работы Человек. Его природа и его положение в мире Антропологические исследова...Философская энциклопедия
  23. гелендив. Гелен Арнольд...Філософський енциклопедичний словник
  24. геленГелен Ghelen семья типографов которая уже с начала XVI в. имела типографию и книжную торговлю в Антверпене. Один из членов ее Иоанн Г. переселившись в Вену начал издават...Энциклопедический словарь
  25. геленсм. Доска....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  26. геленГЕЛЕН Gehlen Арнольд немецкий философ и социолог один из классиков философской антропологии. В слушал лекции Шелера и Н.Гартмана в Кльне. В защитил под руководством Х...Энциклопедия История философии
  27. геленГЕЛЕН Gelen Арнольд нем. философ и социолог. Изучал философию в Лейпциге и Кельне ученик Г.Дриша. С проф. в Лейпциге с в Кельне с в Вене. С проф. социологии в В...Энциклопедия Культурология XX век
  28. геленГеленHelenus . Сын Приама и Гекубы предсказатель. Он добровольно перешел на сторону греков или был захвачен ими в плен и предсказал им. что Троя не может быть взята без п...Энциклопедия мифологии
  29. геленГелен Gehlen Арнольд . Лейпциг. Гамбург немецкий философ и социолог один из основателей философской антропологии как специальной дисциплины. Ученик X. Дриша. Испытал вл...Энциклопедия социологии