Энциклопедия культурологии

ВЕБЕР

ВЕБЕР
(Weber)Альфред(1868-1958)- нем. социолог культуры и экономист. Проф. Праж.(1904-07)и Гейдельберг.(с 1907)ун-тов. После прихода к власти национал-социалистов отстранен от преп. деятельности и целиком посвятил себя написанию научных трудов. Начав свою карьеру как экономист, В. вскоре переключился на социологию культуры, к-рую толковал однако весьма расширительно, так что она предстала у него в конце концов как социальная философия мировой истории. Отчасти здесь сказалось опр. влияние идей Шпенглера, хотя нек-рые из них были явно предвосхищены В. в ходе предшествующей идейной эволюции, психол. мотивом к-рой была его оппозиция к неокантианскому аксиологизму его старшего брата Макса Вебера, толкавшая В. в сторону философии жизни. В той же связи необходимо особо подчеркнуть влияние на него бергсонианства, а также экзистенциальной философии Хайдеггера и Ясперса, к-рому он явно обязан своей идеей трансценденции, кристаллизовавшейся в культур-социол. построении В. в последний период его идейной эволюции.
Подобно Шпенглеру В. пытался предложить цельное видение всемирной истории, к-рое позволило бы ему самому и его современникам определить свое место в ней, ориентироваться относительно своего настоящего и будущего, постигнув своеобразие “судьбы Запада”, или, как сказал бы автор “Заката Европы”, “фаустовского человечества”. Но в отличие от Шпенглера, поразившего его истор. воображение, В. считал, что это должна быть не философия, а именно социология истории, восполняющая чисто умозрит. размышления о ее судьбах более конкр. сведениями о генезисе и структуре всеобщей истории, добытыми в рамках всего комплекса наук о культуре и осмысленными с помощью методов, находящихся в распоряжении философски искушенной социологии, понятой в качестве синтетич.науки о культуре: идея, к-рая была заимствована В. у М. Вебера, — с тем, впрочем, отличием, что для последнего социология была не столько синтетической, сколько аналитич. наукой о культуре.
Рассматриваемый синтетически, истор. процесс предстает у В. как своеобр. констелляция(понятие, операционализированное социологически еще его братом, но у него самого получившее предельно расширит. толкование)в каждый данный момент времени трех разнопорядковых, и разноуровневых аспектов, подчиненных своей собств. ритмике. Во-первых, телесно-витального, воплощаемого политически конституированными социально-экон. образованиями, к-рые он называл “истор. телами”; это собственно социол. аспект, предполагающий расширит, веберовское толкование социальности, куда включается и экономика и политика. Во-вторых, рационально-интеллектуального, воплощаемого непрерывным постулат, развитием науки и техники(научно-техн. прогрессом, обладающим своей собств. логикой): цивилизационный аспект. Наконец, в-третьих, душевно-духовного, воплощаемого наивысшими достижениях культуры — образцами религ., нравств. и филос. творчества, в к-рых людям приоткрывает себя “трансцендентное”: культурный аспект. В противоположность Шпенглеру В. различает “культуру” и “цивилизацию” не в качестве двух фаз в эволюции каждого из больших культурно-истор. образований, а в качестве двух разл. измерений человеч. бытия, двух способов выхода за границы эмпирич. существования людей — рац. и сверхрационального: выход за рамки истор. эпохи, с одной стороны, и прорыв за пределы истор. измерения(в трансцендентное)вообще, с другой. В обоих случаях разрывался заколдованный круг культурно-истор. солипсизма автора “Заката Европы”.
В рамках своего культур-социол. построения В. стремится одновременно и ответить на “вызов”, брошенный Шпенглером традиционно-прогрессистскому пониманию истории, и тем не менее избежать его циклизма, явно имевшего ницшеанские истоки, в рамках к-рого история по сути дела самоликвидировалась в пользу принципа “вечного возвращения одного и того же”, а на месте единого общечеловеч. процесса эволюции, как бы она ни понималась, оказывался ряд замкнутых на себя локальных “культур”, подчиненных одному и тому же биол. ритму “изживания жизни”: рождение — возмужание — старение — смерть. Эта схема преодолевалась В. по двум направлениям: по линии цивилизации с ее механизмом преемственности научно-техн. прогресса и по линии культуры с ее открытостью трансцендентному вопреки всем превратностям истор. судеб человечества. И только применительно к индивидуально опр. “истор. телам”, самоутверждавшимся в вековечной борьбе друг с другом, В. допускал вышеупомянутую ритмику витальности.
Процесс эволюции каждого из выделяемых В. культурно-истор. образований предстает у него как рез-т сложного взаимодействия социально-экон., цивилизац. и культурного факторов, каждый из к-рых играет одновременно “соопределяющую” роль в функционировании двух других. Сами же социокультурные образования, формирующиеся в процессе такого взаимопроникновения гетерогенных факторов, воплощаются в больших “телообразных жизненных единствах”, к-рые он называет “народами в широком смысле слова”. Они-то и являются фактич. носителями всемирно-истор. процесса, переходящего от одного такого единства истор. общности людей и их судьбы(складывающегося не без весьма существ, влияния опр. геогр. и климатич. условий)к другому, от него — к третьему и т.д. В этих простейших “единицах” истор. измерения, толкуемых как тотальность естеств. человеч. сил, влечения и воли, социология В. видит “обществ, тела”, несущие всемирно-истор. культуры, стремясь выявить в этих “телах” типич. тенденции социально-истор. формообразования и эволюции.
Одна из осн. тенденций, роднящая эти “обществ. тела”, заключается в движении ко все более крупным, прочным и зрелым социально-экон. образованиям. Тем не менее конечная стадия их индивидуальной эволюции — оцепенение, окостенение и, наконец, старческое разложение этих “тел”. Или их мировая экспансия(опять шпенглеровский мотив), в к-рой исчезает собственно “телесная” определенность подобных истор. “тотальностей”, выливаясь в универсальный процесс общечеловеч. свершения. При этом наука, стремящаяся постичь этот процесс во всей его определенности, непременно должна иметь в виду взаимодействие каждого “обществ, тела” и с культурой, сообщающей душевно-духовный смысл его существованию, и с цивилизацией, обеспечивающей всеобщий элемент преемственности в его индивидуальной эволюции, а также конкр. воздействие друг на друга культуры и цивилизации в рамках неповторимого “здесь-и-теперь”. Так решает В. антиномию индивидуализирующего(идиографич.)и генерализующего подходов в гуманитарных науках, над разрешением к-рой бился уже его брат Макс.
Стремясь сохранить целостность понимания всемирной истории(к-рой, кроме всего прочего, угрожала также и его собств. концепция многоаспектности истор. процесса, где каждый аспект предполагал свой собств. принцип рассмотрения), В. настаивает на “ступенчатом” характере ее эволюции, где каждая последующая ступень предстает в качестве внутренне связанной с предыдущей, задающей ей жизненно важные проблемы. Этот пункт веберовской схематики всемирно-истор. процесса, в к-ром каждая новая фаза как бы “отталкивается” от предыдущей, в то же время получая творч. импульс от задаваемых ею антиномий, заставляет вспомнить о знаменитой гегелевской “триаде”, выстроенной по модели “отрицания отрицания”. С тем, правда, отличием, что у В. последним ее звеном оказывается не победа разума, а тотальный кризис человечества, оказавшегося перед угрозой самоуничтожения, этой последней “сфинксовой загадки”, заданной ему его собств. эволюцией. И единственное, что, согласно последнему убеждению В., еще оставляет людям надежду на спасение, это вера в возможность радикального изменения полит, и социально-экон. условий их существования, воспроизводящих в массовом масштабе устрашающую карикатуру на ницшеанского “последнего человека”. Согласно веберовской всемирно-истор. типологии человека, это “четвертый человек” — безвольный и бездумный робот тоталитарно-бюрократич. машины, торжество к-рого в глобальном масштабе означало бы ликвидацию истории человечества как таковой.
В свете этого итога идейной эволюции В., — к-рая вновь и вновь обнаруживала свое глубокое “избират. сродство” с фактич. эволюцией человечества в метавшемся в конвульсиях 20 в., — его культур-социол. концепция предстает как теория общего кризиса современности(“модерна”). Теория не столько синтетическая, сколько синкретическая, ибо состоит из гетерогенных блоков, слитых воедино общим трагич. мироощущением.

Соч.:Ober den Standort der Industrien. Т. I. Tub., 1920; Ideen zur Staats- und Kultursoziologie. Karlsruhe, 1927; Kulturgeschichte als Kultursoziologie. Munch., 1950; Prinzipien der Geschichts- und Kultursoziologie. Munch., 1951; Der dritte oder der vierte Mensch. Munch., 1953; Теория размещения промышленности. Л.; М., 1926; Избранное. Кризис европ. культуры. СПб., 1998.

Лит.:Eskert R. Kultur. Zivilisation und Gesellschaft. [Basel]-Tub., 1970; Demm E. Ein Liberater in Kaiserreich und Republik. Boppard am Rhein, 1990.

Ю.Н.Давыдов

II
(Weber)Макс(Карл Эмиль Максимилиан)(1864-1920)- нем. социолог, историк, экономист, чьи труды в значит, мере определили направление развития социально-научного знания в 20 в. С1892приват-доцент, затем экстраординарный проф. в Берлине, с1894— проф. полит, экономии во Фрейбурге, с1896— в Гейдельберг. ун-те; с1903его почетный профессор. С1904издатель(совместно с Э. Яффе и В. Зомбартом)“Архива социальных наук и социальной политики”. Один из основателей(в 1909)и член правления Нем. социол. об-ва. В1918— проф. полит, экономии в Вене. В1919— советник нем. делегации на Версальских переговорах. С июня1919— проф. полит, экономии в Мюнхене.
В. внес крупнейший вклад в такие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, полит, социология, социология права, социология религии, экон. социология, теория совр. капитализма. Совокупность его трудов составила как оригинальную концепцию социологии, так и своеобразное синтетич. видение сущности и путей развития зап. цивилизации. Хотя В. не выпустил спец. трудов по социологии культуры, культурное или культурологич. видение составляет самую суть его концепции.
Общесоциол. концепция В. названа им “понимающей социологией”. Социология понимает социальное действие и тем самым стремится объяснить его причину. Понимание означает познание действия через его субъективно подразумеваемый смысл. Имеется в виду не какой-то “объективно правильный” или метафизически “истинный”, а субъективно переживаемый самим действующим индивидом смысл действия. Вместе с “субъективным смыслом” в социальном познании оказывается представленным все многообразие идей, идеологий, мировоззрений, представлений и т.п., регулирующих и направляющих человеч. деятельность, т.е. все многообразие человеч. культуры. В противоположность др. влият. в его время(да и более поздним)концепциям социологии, В. не стремился строить социологию по образцу естеств. наук. Социологию он относил к сфере гуманитарных наук, в его терминологии — наук о культуре, к-рые, и по предмету исследования, и по методологии относятся к иному типу, чем естеств. науки.
Осн. категории понимающей социологии: поведение, действие и социальное действие. Поведение — всеобщая категория деятельности. Оно считается действием, когда и поскольку действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить в том случае, если подразумеваемый смысл соотносится с действиями других людей и на них ориентируется. Сочетания действий порождают устойчивые “смысловые связи” поведения, на основе к-рых затем формируются социальные отношения, институты и т.д. Результат понимания не есть окончат, результат исследования, а всего лишь гипотеза высокой степени вероятности, к-рая, дабы стать научным положением и занять твердое место в системе знания, должна быть верифицирована объективными науч. методами.
В. выделяет четыре типа социального действия: 1) целерациональное — когда предметы внешнего мира и другие люди трактуются как условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей; 2) ценностнорациональное — определяется осознанной верой в ценность опр. способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности; 3) аффективное — определяется непосредственно чувством, эмоциями; 4) традиц. — побуждается усвоенной привычкой, традицией. Категорией более высокого порядка является социальное отношение, т.е. устойчивая связь взаимно ориентированных социальных действий; примеры социальных отношений: борьба, враждебность, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т.д. Социальные отношения, поскольку они воспринимаются индивидами как обязательные, обретают статус легитимного социального порядка. В соответствии с членением социальных действий выделяются четыре типа легитимного порядка: традиц., аффективный, ценностно-рациональный и легальный.
Методол. специфика социологии В. определяется не только концепцией понимания, но и учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идея идеального типа продиктована необходимостью выработки понятийных конструкций, к-рые помогали бы исследователю ориентироваться в многообразии истор. материала, в то же время не вгоняя этот материал в предвзятую схему, а трактуя его с т. зр. того, насколько реальность приближается к идеальнотипической модели. В идеальном типе фиксируется “культурный смысл” того или иного явления. Он не является гипотезой, а потому не подлежит эмпирич. проверке, выполняя скорее эвристич. функции в системе научного поиска. Но он позволяет систематизировать эмпирич. материал и интерпретировать актуальное состояние дел с т. зр. его близости или отдаленности от идеально-типического образца.
Постулат свободы от ценностных суждений — важнейший элемент не только социол., но и вообще любой научной методологии. В. различает в этой области две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношения познания и ценностей. В первом случае речь идет о необходимости строго разделять эмпирически установленные факты и закономерности и их оценку с т. зр. мировоззрения исследователя, их одобрение или неодобрение. Во втором случае речь идет о возможности и необходимости учета и исследования ценностных компонентов всякого(и прежде всего социально-научного)познания. В. исходит из неизбежной связанности любого познания с ценностями и интересами ученого, поскольку всякое исследование осуществляется в конкр. культурно-истор. контексте. Он выдвигает понятие познават. интереса, к-рый определяет выбор и способ изучения эмпирич. объекта в каждом конкр. случае, и понятие ценностной идеи, к-рая определяет культурно-исторически специфич. способ видения мира в целом. Наличие ценностных идей — трансцендентальная предпосылка наук о культуре: она состоит в том, что мы, будучи культурными существами, не можем изучать мир, не оценивая его, не наделяя его смыслом. Какая из ценностей является определяющей в познании — не'результат произвольного решения ученого, а продукт духа времени, духа культуры. Идеи и интересы, определяющие направленность и цели исследования, изменяются во времени, что отражается в формулируемых науками о культуре понятиях, т.е. в идеальных типах. В бесконечности этого процесса залог безграничного будущего наук о культуре, к-рые постоянно будут изменять подходы и точки зрения, открывая тем самым новые стороны и аспекты своего предмета. Тот же самый “интерсубъективно” существующий дух культуры дает возможность взаимного контроля со стороны научного сообщества ценностных идей и познават. интересов, регулирующих цели и ход исследования.
Общесоциол. категории и методол. принципы служат формированию понятийного аппарата экон. социологии. Экон. социология В. организуется в “культурологич. ключе”. В. выделяет две идеальнотипические ориентации экон. поведения: традиц. и целерациональную. Первая приходит из глубины веков. Вторая является доминирующей, начиная с Нового времени. Преодоление традиционализма осуществляется в ходе развития совр. рац. капиталистич. экономики. Формально-рациональный учет денег и капиталов предполагает наличие опр. типов социальных отношений и опр. форм социального порядка. Анализируя эти формы, В. формулирует универсально-истор. модель развития капитализма как торжества принципа формальной рациональности во всех сферах хоз. жизни, отмечая, однако, при этом, что подобное развитие не может быть объяснено исключительно экон. причинами.
Попытку объяснения развития совр. капитализма В. дает в своей социологии протестантской религии, в частности, в знаменитой работе “Протестантская этика и дух капитализма”. В. усматривает связь между этич. кодексом протестантских вероисповеданий и духом капиталистич. хозяйствования и образа жизни. Воплощение этого духа — капиталистич. предпринимательство, осн. мотив — экон. рационализм, форма рационализации этого мотива — профессиональная деятельность. В протестантских конфессиях, в противоположность католицизму, упор делается не на догматич. занятиях, а на моральной практике, состоящей в неуклонном следовании человека своему божеств, предназначению, реализующемуся в мирском служении, в последов, и целенаправленном исполнении мирского долга. Совокупность такого рода предписаний В. называл “мирским аскетизмом”. Протестантская идея мирского служения и мирской аскетизм обнаруживают сходство с максимами капиталистич. повседневности(с духом капитализма), что позволило В. увидеть связь между Реформацией и возникновением капитализма: протестантизм(его этич. кодекс)стимулировал возникновение специфич. для капитализма форм поведения в быту и хоз. жизни. Минимизация догматики и ритуала, рационализация жизни(в конечном счете это ведет вообще к отмиранию собственно религ. компонента)в протестантских конфессиях явились, по В., частью грандиозного процесса рационализации, “расколдовывания” мира, начатого древнееврейскими пророками и эллинскими учеными и идущего к кульминации в совр. капитализме, в его хозяйстве и культуре. Расколдовывание мира означает освобождение человека от магич. суеверий, от власти чуждых и непонятных человеку сил, автономизацию и суверенизацию индивида, его уверенность в доступности мира рац. научному познанию. Расколдовывание означает не то, что мир познан и понятен, но что он может быть в принципе познан и понят. В такого рода прогрессирующей рационализации — смысл совр. социокультурного развития(смысл эпохи модерна). В ряде работ по хоз. этике мировых религий В. развил и уточнил идеи, сформулированные в трудах о протестантизме, объяснив специфику экон. и социального развития разных регионов и гос-в мира спецификой хоз. этики господствующих в этих регионах религий(индуизм, иудаизм, конфуцианство).
В. не претендовал на то, что воздействием протестантской этики можно исчерпывающе объяснить возникновение совр. капитализма. Нужно принимать во внимание воздействие гигантского количества факторов. Вместе с тем социология религии В., в частности его идея о воздействии этики протестантизма на формирование духа капиталистич. хозяйствования, есть классич. образец анализа того, как культурные содержания воздействуют на направление социально-экон. развития.
Если в экон. социологии В. исходным социальным отношением является отношение обмена, то в социологии власти речь идет об отношениях, в к-рых индивид или группа осуществляет свою волю по отношению к другому индивиду или другой группе так, что партнер вынужден подчиниться этой воле. Отношения между обладателем власти, его “управляющим штабом”(аппаратом управления)и подчиняющимися людьми базируется не только на поведенческих ориентациях. Они предполагают наличие веры в легитимность власти. В. выделяет три идеальных типа легитимной власти: 1) рац., основанный на вере в законность существующего порядка и законное право властвующих на отдачу приказаний; 2) традиц., основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в силу этой традиции; 3) харизматич., основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм или какое-то иное высшее достоинство властителя и созданной или обретенной им власти. Эти типы именуются, соответственно, легальным, традиц. и харизматич. типами власти(господства). В. анализирует каждый из этих типов с т. зр. организации управляющего аппарата и его взаимоотношений с носителями власти и подданными, подбора и механизма рекрутации аппарата, отношений власти и права, власти и экономики. В этом контексте формируется, в частности, знаменитая веберовская теория бюрократии.
Анализ форм власти доводится до исследования демократии, к-рая у В. выступает в двух типах: “плебисцитарная вождистская демократия” и разнообр. формы “демократии без вождя”, цель к-рой — сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке системы рац. представительства интересов, механизма коллегиальности и разделения властей.
В. не оставил школы в формальном смысле слова, однако до наст. времени социология продолжает использовать его теор. и методол. наследие. Посл. десятилетия знаменуются новым подъемом интереса к его трудам.

Соч.:Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie. Bd. I-III. Tub., 1921-22; Wirtschaft und Gesellschaft. Tub., 1922; Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Tub., 1922; Gesammelte Aufsatze zur Soziologie und Sozialpolitik. Tub., 1924; Аграрная история древнего мира. М., 1923; Избр. произведения. М., 1990; Избранное: Образ общества. М., 1994.

Лит.:Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991; Schluchter W. Religion und Lebensffihnmg. Bd. I-II. Fr./M., 1988.

Л. Г. Ионин

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.


Синонимы:
единица


  1. веберм.единица измеренияem weberio m...Большой русско-испанский словарь
  2. веберимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  3. вебервласна назва мен. чол. роду чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  4. вебермен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  5. вебер[по имени нем. физика В. Э. Вебера W. Е. Weber ] ед. магнитного потока в СИ. Обозначение Вб. Вб равен магн. потоку ори убывании крого до нуля в сцепленной с ним элект...Большой энциклопедический политехнический словарь
  6. веберБанда глубоководный желоб в море Банда. Расположен к западу отостровной дуги М. Зондских овов. Длина км средняя ширина кмнаибольшая глубина м....Большой энциклопедический словарь II
  7. веберВЕБЕР единица СИ магнитного потока и потокосцепления. Обозначается Вб названа в честь В. Вебера. Вб Тл.м максвелл....Большой энциклопедический словарь III
  8. веберВЕБЕР немецкие ученые братья Эрнст Генрих анатом и физиолог иностранный членкорреспондент Петербургской АН . Один из основоположников экспериментальной психологии. Исс...Большой энциклопедический словарь III
  9. веберВЕБЕР Банда глубоководный желоб в море Банда. Расположен к западу от островной дуги М. Зондских овов. Длина км средняя ширина км наибольшая глубина м....Большой энциклопедический словарь III
  10. веберВЕБЕР единица СИ магнитного потока и потокосцепления. Обозначается Вб названа в честь В. Вебера. Вб Тл.мampsup максвелл....Большой Энциклопедический словарь V
  11. веберВЕБЕР немецкие ученые братья Эрнст Генрих анатом и физиолог иностранный членкорреспондент Петербургской АН . Один из основоположников экспериментальной психологии. Ис...Большой Энциклопедический словарь V
  12. веберВЕБЕР Банда глубоководный желоб в море Банда. Расположен к западу от островной дуги М. Зондских овов. Длина км средняя ширина км наибольшая глубина м....Большой Энциклопедический словарь V
  13. вебера ч.i Мжнародна одиниця магнтного потоку потоку магнтно ндукц Вб....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  14. веберweber Карл . Розен округ Хейлигенбейль Восточная Пруссия . Гамбург командир одной из сухопутных частей ВМС инженерконтрадмирал . . поступил добровольцем на военноморские...Военно-морской флот Третьего рейха
  15. веберВебер weber Альфред немецкий экономист и социолог. Разработал теорию оптимального размещения производства теорию штандортов изложенную в монографии Штандорт промышленно...Географическая энциклопедия
  16. веберВебер weber Альфред немецкий экономист и социолог. Разработал теорию оптимального размещения производства теорию штандортов изложенную в монографии Штандорт промышленно...География. Современная иллюстрированная энциклопедия.
  17. вебервебер weber Weber одиниця магнтного потоку в Мжнароднй систем одиниць. В. магнтний потк рвномрне зменшення якого до нуля за с спричиня виникнення в контур провдника...Гірничий енциклопедичний словник
  18. веберВебер Макс нмецький полтичний економст соцологтеоретик. Починаючи з раннх праць з стор торгового права Вебер став одню з провдних постатей нового поколння полтичних ек...Енциклопедія політичної думки
  19. веберединица СИ магнитного потока и потокосцепления. Обозначается Вб названа по имени В. Вебера. Вб Тл х мsup максвеллам. Синонимы единица...Естествознание. Энциклопедический словарь
  20. веберWeber Эрнст Генрих немецкий анатом и физиолог один из основоположников научной психологии внесший идею измерения. Профессор анатомии профессор физиологии изучал торм...История психологии в лицах
  21. веберкорень ВЕБЕР нулевое окончаниеОснова слова ВЕБЕРВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ВЕБЕР Слово Вебер содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  22. веберНачальная форма Вебер слово обычно не имеет множественного числа единственное число именительный падеж имя мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  23. веберВЕБЕРstrong Weber Вильгельм Эдуард немецкий физик который в г. стандартизировал единицы измерения ЭЛЕКТРИЧЕСТВА связав их с основными размерностями массы длины заряда и...Научно-технический энциклопедический словарь
  24. веберВЕБЕР Weber Альфред немецкий экономист социолог философ. Младший брат Макса Вебера. Преподавал в Берлинском и Пражском университетах с профессор кафедры экономики и ...Новейший философский словарь
  25. веберWeber Макс Карл Эмиль Максимилиан немецкий социолог философ и историк конца начала вв. Приватдоцент экстраординарный профессор в Берлине с профессор национальной эк...Новейший философский словарь II
  26. веберWeber Альфред немецкий экономист социолог философ. Младший брат Макса Вебера. Преподавал в Берлинском и Пражском университетах с профессор кафедры экономики и социал...Новейший философский словарь II
  27. веберweber единица магнитного потока в системе СИ. Вб равен магнитному потоку при убывании которого до нуля в сцепленном с ним контуре сопротивлением Ом через поперечное сеч...Оксфордский толковый словарь общей медицины
  28. вебервебер вебер а р. мн. ов счетн. ф. вебер ед. измер....Орфографический словарь
  29. веберu мu мн.u веберы Р.u веберов и при обозначении количествemа вебер единица...Орфографический словарь русского языка
  30. веберВебер прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  31. вебервебер менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  32. веберweber Wb unit de flux dinduction magntique...Политехнический русско-французский словарь
  33. веберweber Wb unit de flux dinduction magntique...Политехнический русско-французский словарь
  34. веберОрфографическая запись слова вебер Ударение в слове вебер Деление слова на слоги перенос слова вебер Фонетическая транскрипция слова вебер [вэбир] Характеристика всех зв...Полный фонетический разбор слов
  35. вебервебер а род. п. мн. ч. ов счетн. ф. вебер ед. измер.em Синонимы единица...Русский орфографический словарь
  36. веберweber вебер м.u единица магнитного потока в системе СИweber единица...Русско-английский политехнический словарь
  37. веберp.n. единица...Русско-английский словарь математических терминов
  38. веберm.weber unit maxwellsСинонимы единица...Русско-английский словарь математических терминов
  39. веберweber единица...Русско-английский словарь по машиностроению
  40. веберWeber единица...Русско-английский словарь по машиностроению
  41. веберм.weber Wb...Русско-английский словарь по физике
  42. веберweber...Русско-английский словарь по электронике
  43. веберweber единица...Русско-английский технический словарь
  44. вебервеuбер Вб ра...Русско-белорусский словарь математических, физических и технических терминов
  45. веберВб ра...Русско-белорусский физико-математический словарь
  46. веберweber unidad de campo magntico en SI...Русско-испанский автотранспортный словарь
  47. веберм. weber m Wb...Русско-итальянский политехнический словарь
  48. веберСинонимы единица...Русско-китайский словарь
  49. веберVoltsekunde Weber...Русско-немецкий политехнический словарь
  50. веберweber...Русско-чешский словарь
  51. вебервебер а р. мн.em ов счтн.ф.em вебер [вэбэ\] единица магнитного потокаСинонимы единица...Русское словесное ударение
  52. вебервебер по имени нем. физика В. Э. Вебера W. E. Weber единица магнитного потока в международной системе единиц си обозначается вб wb. Новый словарь иностранных слов. by Ed...Словарь иностранных слов русского языка
  53. веберВебер петербургский булочник и домовладелец...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  54. веберЕдиница магнитного потока в СИ.Синонимы единица...Словарь мер
  55. вебервебер сущ. колво синонимов единица Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы единица...Словарь синонимов II
  56. вебервебер одиниця магнтного потоку в Мжнароднй систем одиниць. Вб. магнтний потк рвномрне зменшення якого до нуля за сек спричиню виникнення в контур провдника що охоплю це...Словник іншомовних слів
  57. вебервебер одиниця магнтного потоку в Мжнароднй систем одиниць. В. магнтний потк рвномрне зменшення якого до нуля за сек спричиню виникнення в контур провдника що охоплю це...Словник іншомовних слів Мельничука
  58. веберВЕБЕР а ч. фз.Одиниця вимру магнтного потоку в Мжнароднй систем одиниць С.Один вебер це магнтний потк рвномрна змна якого до нуля за промжок часу секунда виклика у прон...Словник української мови у 20 томах
  59. веберКарл В. нем. композитор Рассыпал Вебер утренний На флейте брызги рондо. Куз единица...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  60. веберВЕБЕР Карл В. нем. композитор Рассыпал Вебер утренний На флейте брызги рондо. Куз...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  61. вебер.Weber Макс .IV. .VI. нем. социолог историк философ экономист и политик оказавший большое влияние на бурж. идеологию в области обществ. наук и политич. мысли. Проф. в Б...Советская историческая энциклопедия
  62. веберВЕБЕР Weber Карл Мария фон немецкий композитор дирижер пианист музыкальный критик. Один из основоположников немецкого музыкального романтизма оперы Вольный стрелок Эв...Современная энциклопедия
  63. веберВЕБЕР Weber Альфред немецкий экономист и социолог. Брат М. Вебера. Разработал концепцию социологии истории и культуры по которой ход истории определяется процессом духов...Современный энциклопедический словарь
  64. веберВЕБЕР немецкие ученые братья Эрнст Генрих анатом и физиолог иностранный членкорреспондент Петербургской АН . Один из основоположников экспериментальной психологии. Исс...Современный энциклопедический словарь
  65. веберВЕБЕР Макс немецкий социолог историк экономист и юрист. Брат А. Вебера. В основе методологии Вебера опирающейся на неокантианскую гносеологию разграничение опытного зна...Современный энциклопедический словарь
  66. веберВЕБЕР Йозеф немецкий политический и общественный деятель. Бывший кадровый военный. Выступал против милитаризма реваншизма и неонацизма размещения ядерных ракет на террит...Современный энциклопедический словарь
  67. вебер,ВЕБЕР Банда глубоководный желоб в море Банда. Расположен к западу от островной дуги М. Зондских овов. Длина км средняя ширина км наибольшая глубина м....Современный энциклопедический словарь
  68. веберВЕБЕР единица СИ магнитного потока и потокосцепления. Обозначается Вб названа в честь В. Вебера. Вб Тл.м максвелл....Современный энциклопедический словарь
  69. веберВЕБЕР Карл Мария фон немецкий композитор и дирижер музыкальный критик. Основоположник немецкой романтической оперы. опер Вольный стрелок Эврианта Оберон виртуозные к...Современный энциклопедический словарь
  70. вебервебер [по имени нем. физика в. э. вебера w. e. weber ] единица магнитного потока в международной системе единиц си обозначается вб wb....Толковый словарь иностранных слов
  71. вебера ч. Мжнародна одиниця магнтного потоку потоку магнтно ндукц Вб....Толковый словарь украинского языка
  72. веберУдарение в слове веберУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове вебер...Ударение и правописание
  73. вебер[weber]weber фз....Українсько-польський словник
  74. веберI нм. сторик економст соцолог професор Гайдельберзького унв.em прац з теор соцолог соцолог влади та релг Wirtschaft und Gesellschaft Протестантська етика дух капталзму....Універсальний словник-енциклопедія
  75. веберI Weber Макс нм. сторик економст соцолог професор Гайдельберзького унв. прац з теор соцолог соцолог влади та релг Wirtschaft und Gesellschaft Протестантська етика дух к...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  76. веберВб Wb единица СИ магн. потока и потокосцепления. Назван в честь нем. физика В. Э. Вебера W. Е. Weber. Вб равен магн. потоку создаваемому однородным магн. полем при индук...Физическая энциклопедия
  77. вёберВБЕР Weber Альфред нем. философ социолог и теоретик культуры экономист и политолог. Начав свою научную карьеру как экономист исследователь проблем размещения нем. промы...Философская энциклопедия
  78. веберВБЕР Weber Альфред нем. философ социолог и теоретик культуры экономист и политолог. Начав свою научную карьеру как экономист исследователь проблем размещения нем. промы...Философская энциклопедия
  79. вебердив. Вебер Макс...Філософський енциклопедичний словник
  80. веберВебер Брев Бер Рев Веб Веер Евр...Электронный словарь анаграмм русского языка
  81. веберВЕБЕР единица СИ магнитного потока и потокосцепления. Обозначается Вб названа в честь В. Вебера. Вб Тл.м максвелл....Энциклопедический словарь естествознания
  82. веберВЕБЕР немецкие ученые братья Эрнст Генрих анатом и физиолог иностранный членкорреспондент Петербургской АН . Один из основоположников экспериментальной психологии. Ис...Энциклопедический словарь естествознания
  83. веберВЕБЕР Банда глубоководный желоб в море Банда. Расположен к западу от островной дуги М. Зондских овов. Длина км средняя ширина км наибольшая глубина м....Энциклопедический словарь естествознания
  84. веберимя нескольких музыкальных деятелей. Густав В.em написал симфоническую поэму Zur Iliade. Кирилл Эдуардович В.em род. в г. составил Краткий очерк современного состояния ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  85. веберВЕБЕР Weber Альфред нем. социолог культуры и экономист. Проф. Праж. и Гейдельберг. с унтов. После прихода к власти националсоциалистов отстранен от преп. деятельности...Энциклопедия Культурология XX век
  86. веберВЕБЕР Weber Макс Карл Эмиль Максимилиан нем. социолог историк экономист чьи труды в значит мере определили направление развития социальнонаучного знания в в. С приват...Энциклопедия Культурология XX век
  87. вебер. Вебер Weber Альфред . Эрфурт. Гейдельберг немецкий социальный философ социолог и экономист. Профессор Пражского и Гейдельбергского с университетов. Научную деятельн...Энциклопедия социологии