Энциклопедия культурологии

БЕНУА

БЕНУА
(Benoist)Ален де(р. 1947)франц. философ, культуролог, политолог, публицист, лидер движения “новых правых”, обосновавший программные положения его культурологии: витализм в трактовке сущности культуры, борьбу с “декультурацией” Европы, выявление индоевроп. истоков зап. культуры, возрождение ее на основе восстановления архаич. “социофункциональной трехчленной структуры” и “героич.” арийского духа, отстаивание культурного регионализма и пр. Опора на традицию, носительницу опыта “народной души”, к-рая обеспечивает непрерывность национально-истор. преемственности — краеугольный камень “неопочвеннической ориентации “новых правых”. Совр. мир, пронизанный “физикалистским” детерминизмом и объективистским фатализмом, как никогда, по мнению Б., нуждается в повторении того, что человек есть существо культуры, существо историческое. Разработка соотношения “природы” и “культуры” в перспективе последоват. “гуманизации” человека, переходящего от необходимости к свободе, от единства к многообразию, — ведущее направление развития концепции культуры “новых правых”, во многом вдохновленное стилем мышления нем. культурфилос. антропологии, связанной с именами Плеснера, Гелена, Э. Ротхакера и Ландмана. Унаследованный от Ницше и Шпенглера витализм, лежащий в основе представления Б. о культуре, когда природа и культура понимаются как последоват. стадии проявления жизни, соотносится с указаниями на конкретно-практич., органич. характер культуры. Культура подчеркнуто исторична и предельно национальна. Наднациональность идеала всеобщей культуры, выдаваемая за свидетельство “прогрессивности” и непредвзятости мысли, наделе, считает Б., является безнациональнос-тью, выявляющей беспочвенность совр. “неосхоластицизма”.Поскольку пути жизни — это одновременно пути культурно-истор. творчества, “всеобщая культура” навсегда остается фикцией либералов-универсалистов: ни отд. человек, ни народ в целом не властны выйти за рамки своей нац. и истор. принадлежности. Неотторжимость человека от его культуры; уникальность европ. культурного наследия; его абсолютная незаменимость для народов Европы другим “культурным багажом” в какой бы то ни было космополитическо-универсальной форме — все эти “простые истины”, пишет Б., как никогда нуждаются сейчас в защите, поскольку традиц. культурный уклад европ. жизни под напором тотальной унификации исчезает с угрожающей быстротой. Б. пытается выявить специфику “арианизма”, индоевроп. архетипа, обусловившего своеобразие религиозно-мифол. комплекса европ. народов, их миросозерцания и социальной жизни. Опираясь на труды Ж. Дюмезиля, разработавшего фундаментальную индоевроп. трихотомическую систему мифол. функций(магич. и юридич. власть, воинская сила, плодородие)и установившего взаимосвязь данной структуры с героико-архаич. эпосом ряда индоевроп. народов и особенностями их социального устройства, Б. подчеркивает, что для индоевроп. мира(Европы в том числе)характерна изначальная сбалансированность всех проявлений жизни об-ва: религии — права — экономики, а также структуры личности, в к-рой гармонично сочетаются разум, эмоции и трудовая деятельность. В том, что европ. культура перестала осознавать свой индоевроп. архетип, с т. зр. “новых правых”, повинно христианство. Б. усматривает в претензиях церкви на культурную монополию, в глобальной культурной ассимиляции народов Европы под предлогом христианизации черты ненавистной ему “идеологии эгалитаризма”, христ. монотеизм, с помощью к-рого искоренялись древние святилища и празднества в Европе. Антипод христианства, именуемого Б. “большевизмом древности”, — исконная религия Европы, древняя “религия богов и героев”, “арианизм”. Полемич. заострение Б. достоинств этого “исповедания” как религии “нац.”, культивирующей “героический дух в человеке”, превращающей его в “творца самого себя”, снабжено обильными рецепциями из трудов Ницше.

Соч.:Vu de droite: Anthologie critique des idees con-temporaines. P.,1977; Les idees a 1'endroit. P., 1979; La mort. P., 1983 (в соавт.); La Reforme intellectuelle et morale. P., 1982 (в соавт.).

Лит.:Vial P. Pour line renaissance culturelle: La Grece prend la parole. P., 1979.

Т.Е. Савицкая

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

Бенуа
Ален де Бенуá (Benoist)(р. 1947)
франц. философ, культуролог, политолог, публицист, лидер движения “новых правых”, обосновавший программные положения его культурологии: витализм в трактовке сущности культуры, борьбу с “декультурацией” Европы, выявление индоевроп. истоков зап. культуры, возрождение ее на основе восстановления архаич. “социофункциональной трехчленной структуры” и “героич.” арийского духа, отстаивание культурного регионализма и пр. Опора на традицию, носительницу опыта “народной души”, к-рая обеспечивает непрерывность национально-истор. преемственности — краеугольный камень “неопочвеннической ориентации “новых правых”. Совр. мир, пронизанный “физикалистским” детерминизмом и объективистским фатализмом, как никогда, по мнению Б., нуждается в повторении того, что человек есть существо культуры, существо историческое. Разработка соотношения “природы” и “культуры” в перспективе последоват. “гуманизации” человека, переходящего от необходимости к свободе, от единства к многообразию, — ведущее направление развития концепции культуры “новых правых”, во многом вдохновленное стилем мышления нем. культурфилос. антропологии, связанной с именами Плеснера, Гелена, Э. Ротхакера и Ландмана. Унаследованный от Ницше и Шпенглера витализм, лежащий в основе представления Б. о культуре, когда природа и культура понимаются как последоват. стадии проявления жизни, соотносится с указаниями на конкретно-практич., органич. характер культуры. Культура подчеркнуто исторична и предельно национальна. Наднациональность идеала всеобщей культуры, выдаваемая за свидетельство “прогрессивности” и непредвзятости мысли, на деле, считает Б., является безнациональностью, выявляющей беспочвенность совр. “неосхоластицизма”. Поскольку пути жизни — это одновременно пути культурно-истор. творчества, “всеобщая культура” навсегда остается фикцией либералов-универсалистов: ни отд. человек, ни народ в целом не властны выйти за рамки своей нац. и истор. принадлежности. Неотторжимость человека от его культуры; уникальность европ. культурного наследия; его абсолютная незаменимость для народов Европы другим “культурным багажом” в какой бы то ни было космополитическо-универсальной форме — все эти “простые истины”, пишет Б., как никогда нуждаются сейчас в защите, поскольку традиц. культурный уклад европ. жизни под напором тотальной унификации исчезает с угрожающей быстротой. Б. пытается выявить специфику “арианизма”, индоевроп. архетипа, обусловившего своеобразие религиозно-мифол. комплекса европ. народов, их миросозерцания и социальной жизни. Опираясь на труды Ж. Дюмезиля, разработавшего фундаментальную индоевроп. трихотомическую систему мифол. функций (магич. и юридич. власть, воинская сила, плодородие) и установившего взаимосвязь данной структуры с героико-архаич. эпосом ряда индоевроп. народов и особенностями их социального устройства, Б. подчеркивает, что для индоевроп. мира (Европы в том числе) характерна изначальная сбалансированность всех проявлений жизни об-ва: религии — права — экономики, а также структуры личности, в к-рой гармонично сочетаются разум, эмоции и трудовая деятельность. В том, что европ. культура перестала осознавать свой индоевроп. архетип, с т. зр. “новых правых”, повинно христианство. Б. усматривает в претензиях церкви на культурную монополию, в глобальной культурной ассимиляции народов Европы под предлогом христианизации черты ненавистной ему “идеологии эгалитаризма”, христ. монотеизм, с помощью к-рого искоренялись древние святилища и празднества в Европе. Антипод христианства, именуемого Б. “большевизмом древности”, — исконная религия Европы, древняя “религия богов и героев”, “арианизм”. Полемич. заострение Б. достоинств этого “исповедания” как религии “нац.”, культивирующей “героический дух в человеке”, превращающей его в “творца самого себя”, снабжено обильными рецепциями из трудов Ницше.
Соч.: Vu de droite: Anthologie critique des idees con-temporaines. P.,1977; Les idees a l'endroit. P., 1979; La mort. P., 1983 (в соавт.); La Reforme intellectuelle et morale. P., 1982 (в соавт.).
Лит.: Vial P. Pour line renaissance culturelle: La Grece prend la parole. P., 1979.
Т.Е. Савицкая.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. бенуаБенуа Александр Николаевич русский художник и художественный критик с особенной любовью изучавший быт и искусство XVIII века во Франции и России и написавший целый ряд ...1000 биографий
  2. бенуаБЕНУА Леонтий Николаевич [. . Н. Петергоф близ Петербурга . Ленинград] русский архитектор засл. деят. искв РСФСР . Сын арх. Н. Л. Бенуа. iВ окончил петерб. АХ. Преподав...Большая советская энциклопедия
  3. бенуаБЕНУА Николай Леонтьевич [. . Петербург . там же] русский архитектор. В учился в петерб. АХ с проф. АХ. В пред. Петерб. обва архитекторов. Работал в Петербурге и его о...Большая советская энциклопедия
  4. бенуаБЕНУА Benoit Пьер . Альби деп. Тарн. Сибурн близ СенЖандеЛюз французский писатель чл. Франц. академии . Детские годы провл в Тунисе и Алжире. В опубликовал сб. стихов Ди...Большая советская энциклопедия
  5. бенуаБЕНУА Александр Николаевич [. Петербург. Париж] рус. художник историк искусства художеств критик. Сын арх. Н. Л.Бенуа.Различные представители морского бентоса. Организмы ...Большая советская энциклопедия
  6. бенуаАлександр Николаевич российский художник историкискусства и художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа. Идеолог Мираискусства. В живописи графике театральных работах Версал...Большой энциклопедический словарь II
  7. бенуав егип. миф. бог в виде цапли. Почит. в Гелиополе. Согл. мифу Б. появ. на возникшем из водного хаоса камнеобелиске Бенбен что знаменовало начало сотворения мира. Эпитет Б...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  8. бенуаБЕНУА Benot. Бенедикт. Вообще княжна имевшая случай читать много и пристально любит сравнивать себя с героинями различных романов. Более других по сердцу пришелся Жорж С...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  9. бенуаБЕНУА Пьер Pierre Benot французский писатель у которого одно из очень почтенных амплуа в буржуазной литературе развлекать. Нередко на эту роль кажущуюся ничтожной выдв...Литературная энциклопедия
  10. бенуаПьер [Pierre Benoit ] французский писатель у которого одно из очень почтенных амплуа в буржуазной литре развлекать. Нередко на эту роль кажущуюся ничтожной выдвигается п...Литературная энциклопедия II
  11. бенуаБЕНУА Пьер Pierre Benot французский писатель у которого одно из очень почтенных амплуа в буржуазной литературе развлекать. Нередко на эту роль кажущуюся ничтожной выдв...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  12. бенуаБенуа прзв.em не вдм....Правописний словник Голоскевича
  13. бенуаБЕНУА семья деятелей рус. культуры художников и архитекторов. Родоначальник Луи Жюль выходец из провинции Бри Франция прибыл в Россию в г. Мн. из потомков живут в СПб....Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  14. бенуа.strong БЕНУА Александр Николаевич художник историк искусства и художественный критик. Сын Н. Л. Бену а. Один из организаторов и идеолог журнала Мир искусства и одноимнн...Русская энциклопедия
  15. бенуаНастоящее имя Яковлевu В. В.Источникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С. Архив Венгерова Источник М...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  16. бенуаАлександр Николаевич рус. художник Как будто влип в акварель Бенуа к какимто стишкам Ахматовой. рфм. к не нова М...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  17. бенуаБЕНУА Александр Николаевич рус. художник Как будто влип в акварель Бенуа к какимто стишкам Ахматовой. рфм. к не нова Ирон. М...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  18. бенуаБЕНУА Николай Александрович итальянский художник. Родился и получил образование в России сын и ученик А. Н. Бенуа. С жил в Италии. Оформил оперные спектакли многих теат...Современный энциклопедический словарь
  19. бенуаБЕНУА Николай Леонтьевич российский архитектор. Мастерски подражал историческим стилям фрейлинские дома в Петродворце в духе барокко. Построил ряд железнодорожных вокза...Современный энциклопедический словарь
  20. бенуаБЕНУА Александр Николаевич российский художник историк искусства и художественный критик. Сын Н. Л. Бенуа. Идеолог Мира искусства. В живописи графике театральных работах...Современный энциклопедический словарь
  21. бенуаБЕНУА Леонтий Николаевич архитектор заслуженный деятель искусств России . Сын Н. Л. Бенуа брат А. Н. Бенуа. Продолжал традиции классицизма западный корпус Русского музея...Современный энциклопедический словарь
  22. бенуаRzeczownik Бенуа Benois...Универсальный русско-польский словарь
  23. бенуаБенуаАлександр Николаевич СанктПетербург Париж русский живописец и график театральный художник историк искусства и художественный критик музейный деятель один из созда...Художественная энциклопедия
  24. бенуаБенуа три русск. художника сыновья проф. архитектуры Николая Леонтьевича Б. Альберт Николаевичi живописецакварелист род. в г. учился в Имп. академии художеств по архит...Энциклопедический словарь
  25. бенуатри русск. художника сыновья проф. архитектуры Николая Леонтьевича Б. Альберт Николаевичem живописецакварелист род. в г. учился в Имп. академии художеств по архитектурн...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  26. бенуаБЕНУА Benoist Ален де р. франц. философ культуролог политолог публицист лидер движения новых правых обосновавший программные положения его культурологии витализм в трак...Энциклопедия Культурология XX век