Энциклопедия культурологии

БЕЛЛ

БЕЛЛ
(Bell)Дэниел(р. 1919)- амер. политолог, социолог и футуролог. Окончил колледж в Нью-Йорке, изучал социологию в Колумбийском ун-те. В1940-60занимался в основном журналистикой, одновременно преподавал социальную науку в колледже Чикаг. ун-та(1945-48), читал лекции по социологии в Колумбийском ун-те(1952-56). В этот период Б. написал более 400 статей, посвященных в основном политике, проблемам экономики, изменениям в классовой и проф. структуре об-ва, усилению влияния крупного капитала и расширению функций гос. управления. Ряд эссе были объединены в книге “Конец идеологии”(1960), рассматривающей социальные изменения в Америке50-хгг. В ней он выступил как один из основателей концепции деидеологизации, к-рую обосновывал затуханием социальных конфликтов и возникновением в рамках зрелого индустриального об-ва общенац. согласия интересов, а также сотрудничеством интеллигенции с институтами экон., полит, и гос. власти. В70-хгг. под впечатлением движения новых левых Б. признал, что его предсказания “конца идеологии” не оправдались, и подчеркнул социальную значимость идеологии, особенно религии. Первый период ознаменовался переходом Б. от проблем социализма к социологии. Второй период своей жизни Б. посвятил академич. карьере: в1959-69он — проф. социологии Колумбийского ун-та, с1969— Гарвардского.Его гл. интерес в этот период состоял в переработке социол. теории.
Б. решительно отказывается от господствующего в совр. социальных науках воззрения на об-во как на целостную систему отношений. Для него неприемлемо ни марксистское понимание целостности обществ, системы на основе технико-экон. детерминизма, ни функционалистское(от Дюркгейма до Парсонса)— на основе господствующих ценностей. С его т.зр., об-во состоит из трех независимых друг от друга сфер: социальной структуры(прежде всего технико-экон.), полит, системы и культуры. Эти сферы управляются разл. и противоречащими друг Другу “осевыми принципами”: экономика — эффективностью, полит, система — принципом равенства, культура — принципом самореализации личности. Для совр. капитализма, считает Б., характерно разобщение этих сфер, утрата прежнего единства экономики и культуры. В этом он видит источник противоречий и социальных конфликтов в зап. об-ве последних полутора столетий.
Во вт. пол.60-хгг. Б. наряду с рядом ведущих зап. социологов занимался разработкой теории постиндустриального об-ва, для к-рого характерны преобладание занятости в разл. сферах обслуживания и духовного производства, переориентация экономики и культуры на удовлетворение преимущественно культурных потребностей, новый принцип управления(меритократия), позволяющий устранить бюрократию и технократию(благодаря избранию на руководящие посты лиц в зависимости от их заслуг и способностей), а также изменить классовую структуру об-ва в целом. В книге “Становление постиндустриального об-ва”(1973)Б. обосновывал прогноз трансформации капитализма под воздействием НТР в новую социальную систему, свободную от социальных антагонизмов и классовой борьбы.
В следующей своей книге “Противоречия капитализма в сфере культуры”(1976)Б. обратился к процессам, происходящим в области культуры и полит, жизни. Культуру он понимает как сферу, в к-рой осуществляется уяснение и выражение значения человеч. существования в образных формах — в живописи, поэзии, лит-ре, религии. По своему содержанию культура имеет дело с экзистенциальными ситуациями смерти, трагедии, долга, любви и т.п. Культура изменяется иначе, чем технико-экон. сфера. Ей чужды постулат., линейные изменения, новое не сменяет старое(как это происходит в области техн. прогресса), а происходит расширение содержания того культурного хранилища, к-рым располагает человечество.
Б. стремится показать, что у совр. капиталистич. экономики и у авангардизма, как преобладающей формы культуры, общим истоком является отрицание прошлого, динамизм, стремление к новизне. Однако этим сферам об-ва свойственны разные “осевые принципы”(в технико-экон. сфере личность сегментируется на выполняемые ею “роли”, а в культуре упор делается на формирование цельной личности), что приводит к острому конфликту между экон. системой капитализма и его модернистской культурой. К тому же бюрократич. система в экономике приходит в столкновение с принципами равенства и демократии в политике. Налицо противоречия в фундаментальных структурах совр. об-ва: помимо них каждой сфере об-ва присущи свои собств. противоречия.
В эссе “Возвращение сакрального? Аргумент в пользу будущего религии”(1980)Б. указывает на несостоятельность утверждений просветителей к. 18—сер. 19 в. об исчезновении религии в 20 в. и подвергает критике понимание секуляризации в совр. социологии. Исходя из своей методол. посылки(“изменения в сфере культуры происходят совершенно иначе и развиваются совершенно иным путем, чем в социальной сфере”), Б. упрекает социологов в том, что они рассматривают секуляризацию в качестве целостного процесса, тогда как следует различать в нем две стороны: изменение институтов(церкви)и изменение идей(религ. доктрин). Говоря о необходимости рассматривать изменения религии на двух уровнях — социальной структуры и культуры, Б. фактически приходит к выводу о системном, разно-плановом строении религии как социального явления. Он предлагает применять понятие “секуляризация” только к изменению институтов(уменьшению влияния церкви), а в отношении изменения идей использовать понятие “профанация”. Т.о., изменение религии на социальном уровне описывается понятиями “сакральное и секулярное”, а на культурном уровне — “святое и профанное”.
В сб. эссе1980“Извилистый путь” и “Социол. путешествия” Б. анализировал также проблему взаимоотношений неконформистской личности с социальными институтами совр. об-ва.
Свои социально-полит, воззрения Б. неоднократно резко менял. В1932в 13-летнем возрасте он вступил в ряды Молодежного социалистич. движения, в к.30-40-хгг. принимал активное участие в леворадикальном движении, увлекался “оппортунистич.” версией марксистского социализма, распространенного тогда в США, был сотрудником и одним из издателей журнала “New Leader”(1941-45), а затем “Fortune”(1948-58), написал монографию “Марксистский социализм в Соединенных Штатах”(1952). В нач.50-хгг. перешел на позиции либерального реформизма, сделался сторонником проведения обширных социальных реформ1965возглавил Комиссию2000года при Амер. академии искусств и наук), стал признанным теоретиком неолиберализма. В сер.70-хгг. Б. примыкает к неоконсерватизму, а редактируемый им вместе с И. Кристолом журнал “The Public Interest” становится ведущим органом этого движения. В пер. пол.80-хгг. Б. получает признание в качестве наиболее видного идеолога амер. неоконсерватизма. В последние годы Б. призывает к укреплению полит, устоев в духе либерализма, осуждая крайности “консервативного мятежа” против современности.

Соч.:The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1973; The Cultural Contradiction of Capitalism. N.Y., 1976; Sociological Journeys: Essays 1960-80. L., 1980; The Social Sciences since the Second World War. New Brunswick; L., 1982; The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the fifties. Camb.; L., 1988; Третья технологич. революция и ее возможные социоэкон. последствия: Реферат. М., 1990.

Лит.:Вольфсон Л.Ф. Теория постиндустриального об-ва Дэниела Белла: Обзор. М., 1975; LiebowitzN. Daniel Bell and the Agony of Modern Liberalism. Westport; L., 1985.

Е.Г. Балагушкин

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

Белл
Дэниел Белл (Bell)(р. 1919)
амер. политолог, социолог и футуролог. Окончил колледж в Нью-Йорке, изучал социологию в Колумбийском ун-те. В 1940-60 занимался в основном журналистикой, одновременно преподавал социальную науку в колледже Чикаг. ун-та (1945-48), читал лекции по социологии в Колумбийском ун-те (1952-56). В этот период Б. написал более 400 статей, посвященных в основном политике, проблемам экономики, изменениям в классовой и проф. структуре об-ва, усилению влияния крупного капитала и расширению функций гос. управления. Ряд эссе были объединены в книге “Конец идеологии” (1960), рассматривающей социальные изменения в Америке 50-х гг. В ней он выступил как один из основателей концепции деидеологизации, к-рую обосновывал затуханием социальных конфликтов и возникновением в рамках зрелого индустриального об-ва общенац. согласия интересов, а также сотрудничеством интеллигенции с институтами экон., полит. и гос. власти. В 70-х гг. под впечатлением движения новых левых Б. признал, что его предсказания “конца идеологии” не оправдались, и подчеркнул социальную значимость идеологии, особенно религии. Первый период ознаменовался переходом Б. от проблем социализма к социологии. Второй период своей жизни Б. посвятил академич. карьере: в 1959-69 он — проф. социологии Колумбийского ун-та, с 1969 — Гарвардского. Его гл. интерес в этот период состоял в переработке социол. теории.
Б. решительно отказывается от господствующего в совр. социальных науках воззрения на об-во как на целостную систему отношений. Для него неприемлемо ни марксистское понимание целостности обществ, системы на основе технико-экон. детерминизма, ни функционалистское (от Дюркгейма до Парсонса) — на основе господствующих ценностей. С его т.зр., об-во состоит из трех независимых друг от друга сфер: социальной структуры (прежде всего технико-экон.), полит. системы и культуры. Эти сферы управляются разл. и противоречащими друг Другу “осевыми принципами”: экономика — эффективностью, полит. система — принципом равенства, культура — принципом самореализации личности. Для совр. капитализма, считает Б., характерно разобщение этих сфер, утрата прежнего единства экономики и культуры. В этом он видит источник противоречий и социальных конфликтов в зап. об-ве последних полутора столетий.
Во вт. пол. 60-х гг. Б. наряду с рядом ведущих зап. социологов занимался разработкой теории постиндустриального об-ва, для к-рого характерны преобладание занятости в разл. сферах обслуживания и духовного производства, переориентация экономики и культуры на удовлетворение преимущественно культурных потребностей, новый принцип управления (меритократия), позволяющий устранить бюрократию и технократию (благодаря избранию на руководящие посты лиц в зависимости от их заслуг и способностей), а также изменить классовую структуру об-ва в целом. В книге “Становление постиндустриального об-ва” (1973) Б. обосновывал прогноз трансформации капитализма под воздействием НТР в новую социальную систему, свободную от социальных антагонизмов и классовой борьбы.
В следующей своей книге “Противоречия капитализма в сфере культуры” (1976) Б. обратился к процессам, происходящим в области культуры и полит. жизни. Культуру он понимает как сферу, в к-рой осуществляется уяснение и выражение значения человеч. существования в образных формах — в живописи, поэзии, лит-ре, религии. По своему содержанию культура имеет дело с экзистенциальными ситуациями смерти, трагедии, долга, любви и т.п. Культура изменяется иначе, чем технико-экон. сфера. Ей чужды поступат., линейные изменения, новое не сменяет старое (как это происходит в области техн. прогресса), а происходит расширение содержания того культурного хранилища, к-рым располагает человечество.
Б. стремится показать, что у совр. капиталистич. экономики и у авангардизма, как преобладающей формы культуры, общим истоком является отрицание прошлого, динамизм, стремление к новизне. Однако этим сферам об-ва свойственны разные “осевые принципы” (в технико-экон. сфере личность сегментируется на выполняемые ею “роли”, а в культуре упор делается на формирование цельной личности), что приводит к острому конфликту между экон. системой капитализма и его модернистской культурой. К тому же бюрократич. система в экономике приходит в столкновение с принципами равенства и демократии в политике. Налицо противоречия в фундаментальных структурах совр. об-ва: помимо них каждой сфере об-ва присущи свои собств. противоречия.
В эссе “Возвращение сакрального? Аргумент в пользу будущего религии” (1980) Б. указывает на несостоятельность утверждений просветителей к. 18—сер. 19 в. об исчезновении религии в 20 в. и подвергает критике понимание секуляризации в совр. социологии. Исходя из своей методол. посылки (“изменения в сфере культуры происходят совершенно иначе и развиваются совершенно иным путем, чем в социальной сфере”), Б. упрекает социологов в том, что они рассматривают секуляризацию в качестве целостного процесса, тогда как следует различать в нем две стороны: изменение институтов (церкви) и изменение идей (религ. доктрин). Говоря о необходимости рассматривать изменения религии на двух уровнях — социальной структуры и культуры, Б. фактически приходит к выводу о системном, разноплановом строении религии как социального явления. Он предлагает применять понятие “секуляризация” только к изменению институтов (уменьшению влияния церкви), а в отношении изменения идей использовать понятие “профанация”. Т.о., изменение религии на социальном уровне описывается понятиями “сакральное и секулярное”, а на культурном уровне — “святое и профанное”.
В сб. эссе 1980 “Извилистый путь” и “Социол. путешествия” Б. анализировал также проблему взаимоотношений неконформистской личности с социальными институтами совр. об-ва.
Свои социально-полит. воззрения Б. неоднократно резко менял. В 1932 в 13-летнем возрасте он вступил в ряды Молодежного социалистич. движения, в к. 30-40-х гг. принимал активное участие в леворадикальном движении, увлекался “оппортунистич.” версией марксистского социализма, распространенного тогда в США, был сотрудником и одним из издателей журнала “New Leader” (1941-45), а затем “Fortune” (1948-58), написал монографию “Марксистский социализм в Соединенных Штатах” (1952). В нач. 50-х гг. перешел на позиции либерального реформизма, сделался сторонником проведения обширных социальных реформ (в 1965 возглавил Комиссию 2000 года при Амер. академии искусств и наук), стал признанным теоретиком неолиберализма. В сер. 70-х гг. Б. примыкает к неоконсерватизму, а редактируемый им вместе с И. Кристолом журнал “The Public Interest” становится ведущим органом этого движения. В пер. пол. 80-х гг. Б. получает признание в качестве наиболее видного идеолога амер. неоконсерватизма. В последние годы Б. призывает к укреплению полит. устоев в духе либерализма, осуждая крайности “консервативного мятежа” против современности.
Соч.: The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. N.Y., 1973; The Cultural Contradiction of Capitalism. N.Y., 1976; Sociological Journeys: Essays 1960-80. L., 1980; The Social Sciences since the Second World War. New Brunswick; L., 1982; The End of Ideology: On the Exhaustion of Political Ideas in the fifties. Camb.; L., 1988; Третья технологич. революция и ее возможные социоэкон. последствия: Реферат. М., 1990.
Лит.: Вольфсон Л.Ф. Теория постиндустриального об-ва Дэниела Белла: Обзор. М., 1975; Liebowitz N. Daniel Bell and the Agony of Modern Liberalism. Westport; L., 1985.
Е.Г. Балагушкин.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. беллБЕЛЛ Веll Александер Грейам . Эдинбург Шотландия. Баддек пров. Новая Шотландия Канада один из изобретателей телефона. Окончил Эдинбургский и Лондонский унты. В семья Б. ...Большая советская энциклопедия
  2. беллБЕЛЛ Bell Исаак Лотиан . . английский металлург чл. Лондонского королевского обва .Был владельцем железоделат. зда в Кливленде Англия где провл ряд исследований имевших б...Большая советская энциклопедия
  3. беллБЕЛЛ Bell Чарлз ноябрь Эдинбург. ХаллоуПарк близ Вустера шотландский анатом физиолог и хирург. Проф. Эдинбургского унта с . Автор ряда исследований по анатомии и физиоло...Большая советская энциклопедия
  4. беллБЕЛЛ Bell Джон Энтермони Шотландия . там же мемуарист. В на рус. службе. Оставил записки изд. в Глазго в о путешествиях через Россию в Иран Китай Турцию содержащие мно...Большая советская энциклопедия
  5. беллBell Александер Грейам один из изобретателейтелефона. По происхождению шотландец. С в США. В получил патентна первый практически пригодный телефон....Большой энциклопедический словарь II
  6. беллBell Чарльз английский анатом физиолог психолог один из авторов наряду с французским ученым Ф. Мажанди учения о рефлекторной дуге как главной единице деятельности центра...История психологии в лицах
  7. беллкорень БЕЛ суффикс Л нулевое окончаниеОснова слова БЕЛЛВычисленный способ образования слова Суффиксальный БЕЛ Л Слово Белл содержит следующие морфемы или части прис...Морфемный разбор слова по составу
  8. беллБЕЛЛstrong Bell Александр Грэхем ученый уроженец Шотландии изобретатель ТЕЛЕФОНА. Первоначально работал со своим отцом который изобрел систему обучения для глухих. В г....Научно-технический энциклопедический словарь
  9. беллБЕЛЛ Bell Даниел р. американский философ и социолог профессор Гарвардского университета. Основные сочинения Новое американское право Конец идеологии. Истощение политич...Новейший философский словарь
  10. беллBell Даниел р. американский философ и социолог профессор Гарвардского университета. Основные сочинения Новое американское право Конец идеологии. Истощение политических...Новейший философский словарь II
  11. беллБелл Белл а закон Белла Мажанди...Орфографический словарь
  12. беллБелл прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  13. беллОрфографическая запись слова белл Ударение в слове Белл Деление слова на слоги перенос слова белл Фонетическая транскрипция слова белл [бэл] Характеристика всех звуков б...Полный фонетический разбор слов
  14. беллБелл а закон Белла Мажанди...Русский орфографический словарь
  15. беллBell Джон мемуарист. По национальности шотландец. В на рус. службе. Оставил записки изд. в Глазго в о путешествиях через Россию в Иран Китай Турцию содержащие много ...Советская историческая энциклопедия
  16. беллБЕЛЛ Даниел родился в американский социолог. Один из авторов концепций деидеологизации и постиндустриального общества....Современная энциклопедия
  17. беллБЕЛЛ Bell Александер Грейам один из изобретателей телефона. По происхождению шотландец. С в США. В получил патент на первый практически пригодный телефон....Современный энциклопедический словарь
  18. беллБЕЛЛ Даниел р . американский социолог профессор Колумбийского с и Гарвардского с университетов. Один из авторов концепций деидеологизации и постиндустриального обществ...Современный энциклопедический словарь
  19. беллБЕЛЛ Bell Чарлз шотландский анатом физиолог и хирург. Труды по анатомии и физиологии нервной системы. В установил распределение нервных волокон в корешках спинного мозг...Современный энциклопедический словарь
  20. беллУдарение в слове БеллУдарение падает на букву е...Ударение и правописание
  21. беллI нар.em америк. соцолог професор Гарвардського унв.em представник сцентистськотехнократичного напрямку соцально флософ з виступа як прихильник концепц дедеологзац що с...Універсальний словник-енциклопедія
  22. беллI Bell Денел нар. америк. соцолог професор Гарвардського унв. представник сцентистськотехнократичного напрямку соцально флософ з виступа як прихильник концепц дедеологз...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  23. беллБЕЛЛ Bell Даниэл р. амер. социальный философ социолог и футуролог. Окончил колледж в НьюЙорке изучал социологию в Колумбийском унте. Один из авторов концепции деидеолог...Философская энциклопедия
  24. беллдив. Белл Данел...Філософський енциклопедичний словник
  25. беллДаниел род. американский экономист разработал концепцию постиндустриального общества в работах Начало постиндустриального общества и Культурные противоречия капитализм...Экономика от А до Я
  26. "белл"Рис. . Истребитель Белл P Эракобра.Белл Bell Helicopter Textron Inc. ведущая вертолтостроительная фирма США дочерняя фирма концерна Текстрон Textron Inc. Основана в под...Энциклопедия «Авиация» (1998)
  27. беллБелл bell Александер Грейам изобретатель телефона. Шотландец по происхождению. Жил и работал в США. Изучая акустику и физику речи создал несколько приборов для демонстра...Энциклопедия «Техника»
  28. беллБЕЛЛ Bell Дэниел р. амер. политолог социолог и футуролог. Окончил колледж в НьюЙорке изучал социологию в Колумбийском унте. В занимался в основном журналистикой одновр...Энциклопедия Культурология XX век
  29. беллБелл Bell Даниел Ю. НьюЙорк американский социолог специалист в области истории обществ мысли политических течений и социального прогнозирования. В конце х и в е гг. Белл...Энциклопедия социологии
  30. беллБелл bell Александер Грейам изобретатель телефона. Шотландец по происхождению. Жил и работал в США. Изучая акустику и физику речи создал несколько приборов для демонстра...Энциклопедия техники