Энциклопедия культурологии

БАЛАШ

Балаш
(Balazs) Бела (1884-1949) Венгерский теоретик кино, сценарист. Изучал философию в Будапештском и Берлинском университетах. Первые теоретические работы «Эстетика смерти» (1908), «Фрагменты философии искусства» (1909) написаны под влиянием философии немецкого романтизма. В эти же годы Б. выпускает сборник стихов и пишет пьесы в духе символизма . После поражения Венгерской революции 1919г. коммунист и активный ее участник Б. вынужден эмигрировать. С 1920 г. регулярно появляются его рецензии на фильмы в венской газете «Der Tag». B 1924 г. на немецком языке выходит его первая и самая знаменитая теоретическая работа о кино «Видимый человек. Очерки драматургии фильма». Следующая книга Б. — «Дух фильмы» (1929). В это же время он плодотворно работает как сценарист. Самый знаменитый фильм, в котором принимал участие Б., был снят Г. В. Пабстом, — «Трехгрошовая опера» (1931) по Б. Брехту. В 1931 г. Б. переезжает в Москву, где остается вплоть до окончания войны. Только в 1945 г. он возвращается в Венгрию. Последняя книга, обобщившая его теоретический опыт «Культура фильма», вышла в 1948 г. Уже в «Видимом человеке» Б. затрагивает основные темы, которые будут развиты им в будущем. В отличие от С. Эйзенштейна, с которым у него была постоянная полемика, Б. настаивает на языковой самостоятельности киноизображения и на подчиненной роли монтажа, а также других технических средств кино. Подход Б. к кино имеет ярко выраженную феноменологическую направленность. Он вводит понятие «лица вещи», выражающее то, что кинематограф выявляет в обыденном мире, то, что стоит за нашим знанием о вещах, — их способность изменяться, быть другими. Киноизображение фиксирует саму изменчивость мира, метафорой которой для Б. является мимика человеческого лица. Его интерес к классическим физиогномическим теориям (Ш. Лебрена, П. Лафатера) проявился еще в ранних статьях, а в «Видимом человеке» он использовал язык физиогномической теории в качестве возможного языка описания для нового искусства — кино.Именно мимические моменты, которые всегда игнорировались классической физиогномикой как «затемняющие» чтение выражений лица, становятся для Б. ключевыми языковыми элементами в кино. Момент перемены, ускользание изображения, утрата видимости, область невидимого как таковая относятся им к самой сути кино. Он анализирует моменты переживания, состояния вовлеченности в фильм, которые разрушают привычную ситуацию восприятия. Именно на это обратил внимание Р. Музиль, который одним из первых откликнулся на книгу Б. Он, в частности, указал на то, что «Видимый человек» — не столько книга о кино, но книга об изменении восприятия искусства вообще, кино же — лишь средство продемонстрировать «разрушение нормальной тотальности восприятия». Балашевская критика традиционного языка искусства нашла именно в кинематографе возможность «нового языка», языка чувственности, всегда незавершенного и гетерогенного. Б. построил философскую абстракцию кино, для которой трудно найти примеры в кинопрактике. Его идеи были радикальны и плохо применимы именно в кино, однако они расширяют теоретическое поле исследований в области феноменологии и психологии восприятия искусства, актуальны для понимания искусства XX в.
Соч.: Видимый человек. М., 1925 (републикация: Киноведческие записки, № 25, 1995;
Дух фильмы. М., 1935; Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968;
Schriften zum Film. Band 1 (1922-1926). Berlin, 1982; Band 2 (1926-1931). Berlin, 1984.
Лит: Эйзенштейн С. Бела забывает ножницы // Эйзенштейн С. Избр. соч. Т. 2. М., 1964;
Музиль Р. Новый подход к эстетике // Киноведческие записки, N° 25, 1995.
О. Аронсон

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века..В.В.Бычков.2003.


Синонимы:
минерал


  1. балашБАЛАШ Бела венгерский писатель. См. Балаж. Б....Большая советская энциклопедия
  2. балашБАЛАШ Иван ум. предводитель крестьяпскоказацкого восстания в х гг. в. в России. По происхождению крестьянин Болдина монастыря. Б. стоял во главе одного из партиз. отрядо...Большая советская энциклопедия
  3. балашИван предводитель крестьянскоказацкого восстания изкрестьян Герасимова Болдина монастыря Дорогобужского у. Возглавивпартизанский отряд в период русскопольской войны по...Большой энциклопедический словарь II
  4. балашBalazs Бела Венгерский теоретик кино сценарист. Изучал философию в Будапештском и Берлинском университетах. Первые теоретические работы Эстетика смерти Фрагменты филосо...Лексикон нонклассики
  5. балашБАЛАШ Иван предводитель крестьянскоказацкого восстания из крестьян Герасимова Болдина монастыря Дорогобужского уезда. Во время русскопольской Смоленской войны организо...Русская энциклопедия
  6. балашБАЛАШ Образовано путем присоединения к слову бала ребенок уменьшительноласкательного аффикса аш ш. Имеет значение ребеночек дитятко. От этого имени образована русская фам...Словарь личных имен
  7. балашБалаш ребнок Словарь русских синонимов. балаш сущ. колво синонимов минерал Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы минерал...Словарь синонимов II
  8. балашБалаш ребнок...Словарь синонимов
  9. балаш.Иван ум. предводитель крест.казацкого восстания в х гг. в. в России. По происхождению крестьянин Болдина монастыря. Во время Смоленской войны стали создаваться самос...Советская историческая энциклопедия
  10. балашБАЛАШ Иван предводитель крестьянскоказацкого восстания из крестьян Герасимова Болдина монастыря Дорогобужского у. Возглавив партизанский отряд в период русскопольской во...Современный энциклопедический словарь