Энциклопедия культурологии

АРХЕТИПЫ

Архетипы
(греч.«первообраз»), широко используемое в теоретическом анализе мифологии понятие, впервые введенное швейцарским психоаналитиком и исследователем мифов К. Г. Юнгом. У Юнга понятие А. означало первичные схемы образов, воспроизводимые бессознательно и априорно формирующие активность воображения, а потому выявляющиеся в мифах и верованиях, в произведениях литературы и искусства, в снах и бредовых фантазиях. Тождественные но своему характеру архетипические образы и мотивы (напр., повсеместно распространенный миф о потопе) обнаруживаются в несоприкасающихся друг с другом мифологиях и сферах искусства, что исключает объяснение их возникновения заимствованием. Однако А. — это не сами образы, а схемы образов, их психологические предпосылки, их возможность. Словами Юнга, А. имеют не содержательную, но исключительно формальную характеристику, да и ту лишь в весьма ограниченном виде. Содержательную характеристику первообраз получает лишь тогда, когда он проникает в сознание и при этом наполняется материалом сознательного опыта. Его форму Юнг сравнивает с системой осей какого-либо кристалла, которая до известной степени преформирует образование кристалла в маточном растворе, сама не обладая вещественным бытием. Процесс мифотворчества поэтому есть не что иное как трансформация А. в образы, «невольные высказывания о бессознательных душевных событиях» на языке объектов внешнего мира. При всей своей формальности, бессодержательности, крайней обобщенности А. имеют свойство «по мере того, как они становятся более отчетливыми, сопровождаться необычайно оживленными эмоциональными тонами,... они способны впечатлять, внушать, увлекать», поскольку восходят к универсально-постоянным началам в человеческой природе. Отсюда роль А. для художественного творчества.Тайна воздействия искусства, по Юнгу, состоит в особой способности художника почувствовать архетипические формы и точно реализовать их в своих произведениях. «Тот, кто говорит архетипами, глаголет как бы тысячей голосов... он подымает изображаемое им из мира еди-нократного и преходящего в сферу вечного; притом и свою личную судьбу он возвышает до всечеловеческой судьбы...» (К. Г. Юнг). Едва ли не лучшая краткая формулировка концепции А. принадлежит Т. Манну: «... в типичном всегда есть очень много мифического, мифического в том смысле, что типичное, как и всякий миф, — это изначальный образец, изначальная форма жизни, вневременная схема, издревле заданная формула, в которую укладывается осознающая себя жизнь, смутно стремящаяся вновь обрести некогда предначертанные ей приметы» (Собрание сочинений, т. 9, М., 1960, с. 175). Юнг предполагал, что А. присущи роду (человеческой общности или всему человечеству) в целом, т. е., по-видимому, наследуются. В качестве вместилища («душевного пространства») для А. Юнг постулировал особенно глубокий уровень бессознательного, выходящий за пределы личности, — т. н. коллективное бессознательное.
Концепция А. ориентирует исследование мифов на отыскание в этническом и типологическом многообразии мифологических сюжетов и мотивов инвариантного архетипического ядра, метафорически выраженного этими сюжетами и мотивами (мифологемами), но никогда не могущего быть исчерпанным ни поэтическим описанием, ни научным объяснением. Тем не менее Юнг попытался наметить систематику А., формулируя такие, напр., А., как «тень» (бессознательная дочеловеческая часть психики, литературными выражениями которой Юнг считал Мефистофеля в «Фаусте» Гёте, Хёгни в «Песни о Нибелунгах», Локи в «Эдде» или любой другой образ плута-озорника), «анима (анимус)» (бессознательное начало противоположного пола в человеке, выражаемое образами двуполых существ первобытных мифов, в китайских категориях инь и яи и т. п.) и «мудрый старик (старуха)» (архетип духа, значения, скрытого за хаосом жизни, выявляемый в таких образах, как мудрый волшебник, шаман, ницшевский Заратустра). Архетипическое истолкование мифологемы матери в ее различных вариантах (богиня и ведьма, норны и мойры, Деметра, Кибела, Богородица и т. п.) ведет к выявлению архетипа высшего женского существа, воплощающего психологическое ощущение смены поколений, преодоления власти времени, бессмертия. Архетипическое значение образов Прометея и Эпиметея Юнг сводит к противопоставлению в психике индивидуально-личностного начала («самости») и той ее части, которая обращена вовне («персона»).
Отдельные положения доктрины Юнга об А., само понятие А. оказали широкое воздействие на мысль и творчество исследователей мифа и религии (К. Кереньи, сотрудничавший с Юнгом, М. Элиаде, Дж. Кэмпбелл, индолог Г. Циммер, гебраист Г. Шолем, исламовед А. Корбеи), литературоведов (Н. Фрай, М. Бодкин), философов и теологов (П. Тиллих), даже ученых внегуманитариого круга (биолог А. Портман), видных деятелей литературы и искусства (Г. Гессе, Т. Манн, Ф. Феллини, И. Бергман). Сам Юиг недостаточно последовательно раскрывал взаимозависимость мифологических образов как продуктов первобытного сознания и А. как элементов психических структур, понимая эту взаимозависимость то как аналогию, то как тождество, то как порождение одних другими. Поэтому в позднейшей литературе термин «А.» применяется просто для обозначения наиболее общих, фундаментальных и общечеловеческих мифологических мотивов, изначальных схем представлений, лежащих в основе любых художественных, в т. ч. мифологических структур (напр., древо мировое) уже без обязательной связи с юнгианством как таковым. В отечественной науке некоторые мыслители и ученые независимо от Юнга подходили к понятию А. [срв. выражение «схемы человеческого духа» у П. А. Флоренского (см. его «Столп и утверждение истины», М., 1914, с. 678), а также работы О. М. Фрейденберг].
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. архетипытермин психологии аналитической ее центральное понятие. Означает суть форму и способ связи наследуемых бессознательных первообразов и структур психики переходящих из поко...Словарь практического психолога
  2. архетипыЭтимология. Происходит от греч. arche начало typos образ. Автор. К.Г.Юнг г. Категория. Элементы коллективного бессознательного. Специфика. Представляют собой врожденн...Большая психологическая энциклопедия
  3. архетипыархе тип см. Юнга архетипы....Большой медицинский словарь
  4. архетипыarchetypes см. Юнг....Большой толковый социологический словарь II
  5. архетипыВот что говорил об архетипах Д. Лофф Архетипы это компоненты коллективного бессознательного наделенные рядом характерных признаков. Что это означает Например многие во с...Большой универсальный сонник
  6. архетипыArchetypes. Первообразы априорные структурные элементы психики действуют как структурообразующие элементы в бессознательном....Глоссарий личности и личностного роста
  7. архетипыпрообразы мифологических мотивов и сюжетов формируемые в сфере коллективного бессознательного согласно последователю З. Фрейда К. Юнгу...Краткий справочник мифологических терминов
  8. архетипыАРХЕТИПЫ от греч. archtypon первообраз модель в аналитической психологии и эстетике швейцарского психолога К. Г. Юнга мотивы и их комбинации наделенные свойством вездес...Литературный энциклопедический словарь
  9. архетипыАрхе типсм. Юнга архетипы....Медицинская энциклопедия
  10. архетипыкорень АРХЕ корень ТИП окончание Ы Основа слова АРХЕТИПВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой АРХЕ ТИП Ы Слово Архетипы содержит следующи...Морфемный разбор слова по составу
  11. архетипыАрхетипы от греч. arche начало typos образ элементы коллективного бессознательного. Представляют собой врожденные диспозиции обусловливающие появление у конкретного и...Психологический словарь
  12. архетипыАРХЕТИПЫ этимологию смот. слово Архетип. Оттиски первого издания. Объяснение иностранных слов вошедших в употребление в русский язык с означением их корней. Михельсон А....Словарь иностранных слов русского языка
  13. архетипыархетипы археi тип см. Юнга архетипы.i...Словарь медицинских терминов
  14. архетипыArchetypes Archetyp класс психических содержаний события которого не имеют своего источника в отдельном индивиде.Специфика этих содержаний заключается в их принадлежност...Словарь по аналитической психологии
  15. архети́пыАРХЕТИПЫ греч. первообраз широко используемое в теоретическом анализе мифологии понятие впервые введнное швейцарским психоаналитиком и исследователем мифов К. Г. Юнгом. ...Энциклопедия мифологии
  16. архетипыАРХЕТИПЫгреч. первообраз широко используемое в теоретическом анализе мифологии понятие впервые введнное швейцарским психоаналитиком и исследователем мифов К. Г. Юнгом. У...Энциклопедия мифологии