Энциклопедия культурологии

АНГЕЛЫ

Ангелы
(греч.— «вестники») — бесплотные духовные существа, наделенные разумом и свободной волей, сотворенные Богом для того, чтобы служить Богу, совершая вечный и радостный праздник небесной Литургии, ведя войну с врагами Бога, неся Его волю стихиям и людям. Они либо с безупречной верностью исполняют это назначение, живя только для Него, как «служебные духи» (евр.1:14), для которых быть и служить — одно и то же, либо, раз и навсегда отпав от Бога в акте измены, сами предстают как враги Бога и людей — бесы. Церковные песнопения называют А. «бесплотными умами». Они «бестелесны», т. е. не связаны косностью, тяжестью, малоподвижностью человеческого или животного тела, его подверженностью плотским нуждам, его подвластностью физическим и физиологическим законам. Если они не являются по собственной воле в зримом облике, человеческие глаза их не воспринимают. Но это не значит, что они нематериальны в полном философском смысле этого слова. Такая точка зрения наиболее обычна: в святоотеческой и средневековой богословской доктринах она формулируется в платонических терминах, а в школьном богословии Нового времени, начиная с XVII в., — под влиянием введенного Декартом противопоставления «протяженной субстанции» и «мыслящей субстанции» (А. как явление такой «мыслящей субстанции», которая вполне отделена от «протяженной субстанции»). Иногда предполагали, напротив, что А. обладают телом особого рода, «духовным» телом, которое можно назвать «невещественным» лишь относительно, по сравнению с «дебелой» вещественностью нашей плоти. Этот взгляд был четко сформулирован под влиянием античного стоицизма Тертуллианом, а в прошлом веке энергично отстаивался еп. Игнатием (Брянчанииовым) (Аскетические опыты, ч. 2. СПб., 1865, с. 737-812), что вызвало решительный протест еще более авторитетного представителя русской православной духовности — еп.Феофана Затворника. В этой связи следует сказать, что сами понятия материальности и нематериальности отнюдь не однозначны; они получают тот или иной смысл каждый раз в контексте определенных философских систем. Однако учение Церкви не может ставить себя в зависимость ни от одной из таких систем, сменяющих одна другую в историко-философском процессе и обобщающих ограниченную сферу человеческого опыта. Церковно мыслящий человек не имеет ни малейшего права на скепсис по отношению к самому существованию А., к факту их присутствия и действия в жизни мира, но имеет все основания быть недоверчивым по отношению к попыткам уложить бытие А. в рамки тех или иных концепций. Возможно, как раз природа А. преодолевает границу между материальным и нематериальным, размыкает ее. Мы знаем, например, что вездесущность присуща только Богу; значит, А. определенным образом локализуются и перемещаются в пространстве, иначе были бы лишены смысла выражения, часто встречающиеся в Св. Писании: «и отошел от Нее А.» (Лк. 1:38), «когда А. отошли от них на небо» (Лк. 2:15) и т. п. Однако ясно, что это не локализация и перемещение физических тел, доступные нашему знанию, а нечто качественно иное. С вопросом об отношении природы А. к пространству связан вопрос об их отношении к времени. Жизнь А. не является полностью отрешенной от времени, поскольку они не обладают неизменностью Бога, как это очевидно из факта отпадения тех А., которые стали бесами. Но непрерывной текучести, присущей всему земному и, в частности, человеческой психологии, бытие А. не знает, и потому их выбор обладает свойством окончательности. В толкованиях св. Григория Нисского на «Песнь песней» есть замечание, относящееся специально к Серафимам, но приложимое, по-видимому, ко всем девяти чинам ангельским: их движение в пространственно-временных координатах настолько стремительно, что как бы совпадает с полным покоем. Вообще же природа А. непредставима для человека, имеющего только опыт телесной органической жизни и сознания, выявляющегося в материи через деятельность клеток головного мозга; любые догадки, во-первых, будут лишены достаточных оснований, во-вторых, бесполезны для веры и духовной жизни. Нам достаточно знать о действии А. как слуг Бога и помощников человека; в теоретических представлениях о сущности А. мы не нуждаемся, и Св. Писание не удовлетворяет нашего любопытства. Из опыта известно, что когда А. являются человеку, они обычно принимают облик, подобный человеческому, почему Св. Писание иногда именует их «мужами», «людьми» (Иис. Нав. 5:13-14; Мк. 16:5; Деян. 1:10); но это, по-видимому, имеет такой же смысл, как то, что они обращаются к человеку на понятном языке, и не позволяет строить праздных домыслов об антропоморфном «эфирном» теле А. Образы видения Иезекииля отнюдь не антропоморфны, а очень вероятно, что как раз в них раскрывается какая-то важная тайна бытия А. — тайна их инаковости, их несоизмеримости с нашими представлениями, грозная для нас в нашей земной жизни и милосердно закрываемая от нас в большинстве явлений А. людям. Вполне понятно, что необходимость как-то приблизить к нашему воображению то, что по своей природе от него далеко, вызывает необходимость в образном, метафорическом языке (причем, однако, мы должны быть сугубо осторожны в определении границ между метафорой и тем, что должно быть понимаемо буквально). Природа А. часто описывается через уподобление наиболее тонкому, легкому и подвижному в материальном мире — огню, ветру и особенно свету. А. «огне видны»; трактат «О небесной иерархии», приписанный св. Дионисию Ареопагиту, отмечает их сродство с огнем молнии и с очистительным огнем жертвоприношения. Есть рассказы об А., поднимающихся в столбе жертвенного дыма, как в эпизоде жертвоприношения Маноя и его жены (Суд. 13:20). Согласно распространенному мнению раннехристианских богословов (приведенному, например, у Климента Александрийского в «Выписках из Феодота», XII, 23), А. сотворены из «мыслящего огня». В видении Исайи (Ис. 6:6-7) Серафим осуществляет над пророком посвятительный обряд при посредстве очистительно — опаляющего раскаленного угля с жертвенника. В видении Иезекииля ангельские существа имеют облик огненных колес (Иез. 1:15-18; 10:9— 13). Старая традиция предполагала особую связь А. со светилами небесными, и притом как по признаку огненности, так и по признаку стройности, размеренности, упорядоченности и стремительности движений. В этой связи стоит вспомнить, что библейское слово-сочетание «воинство небесное», означающее А., изначально прилагалось в общесемитической языковой сфере именно к светилам. Некоторые иудейские предания специально соединяли каждого Архангела с одной из планет (в античном смысле этого слова): Гавриила — с Луной, Рафаила — с Меркурием и т. д. Что касается ветра, то пригодность этого образа для характеристики природы А. была тем очевиднее, что древне-еврейский, арамейский и арабский языки обозначают понятия «дух» и «ветер» одним и тем же словом (по-еврейски — «руах», по-арамейски — «руха», по-арабски — «рух»). В псалме 103 св. песнопевец обращается к Господу, шествующему «на крыльях ветров» (или «на крыльях духов») с такими словами: «Ты творишь вестниками Твоими («А. Твоими») духов (или «ветры»), служителями Твоими — огонь пылающий» (3-4). Здесь образы огня, духа, ветра и вестников сплавлены в единый образ стихийно-сверхстихийной мощи и стремительного порыва. В Откровении св. Иоанна Богослова специально упомянута власть А. над ветрами (7:1). Наконец, А., в той мере, в которой они сохраняют верность своему назначению и не искажают своей природы, суть «А. света»: их тела и одежды как бы состоят из света, обладая его легкостью, подвижностью и блистательностью. Об А., возвещавших у Гроба Господня о Воскресении Христа, Евангелие говорит: «два мужа в одеждах блистающих» (Лк. 24:4), а об одном из них же: «вид его был как молния, а одежда его бела, как снег» (Мф. 28:3). Церковные песнопения называют А. «светамн вторыми» (после Бога): «Бесплотнии Ангели, Божию престолу предстояще, и отонудными светлостьми облистаеми, и светолитии вечно сияюще, и свети бывающе втории...»; «Светы явил еси, Щедре, Ангелов Твоих невещественное существо, неизреченнаго света исполняеми непрестанно...» (из Службы Собору св. Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, 8 ноября).
Столь же старая традиция, по-видимому, не входящая в состав безусловно обязательных для церковного человека истин веры, но едва ли могущая быть с легкостью отброшенной, по крайней мере, в наиболее существенных своих пунктах, ставит А. в особенно близкие отношения власти и попечительства с самыми различными стихийными силами и объектами природного и социального космоса. Церковь единодушно исповедует веру в то, что к каждому человеку приставлен А.-хранитель, сопровождающий его на всех путях жизни. «Имею бо тя заступника во всем животе моем, наставника же и хранителя, от Бога дарованного ми во веки», — обращается к нему хранимый им человек (Канон А. Хранителю, песнь 7). Сложнее обстоит дело с представлением об А. как распорядителях, управителях и блюстителях светил (см. выше), родников, облаков и дождей, снега и града, небесных сфер, растений и животных и т. п. Вполне понятно, что именно здесь велика была опасность возрождения в слегка преобразованном виде языческого пантеона стихийных божеств, демонов и гениев. Мысль о космическом действии А. могла помрачать веру в единое творческое и промысли тельное действие Пресвятой Троицы, приводя к самым грубым ересям: например, гностики приписывали А. сотворение мира. Но для ограждения чистоты христианского вероучения не было нужды вообще отрицать особую связь назначенных к тому А. с силами природы; достаточно было вновь и вновь напоминать, как это и делалось Церковью, что А. от Бога получили свое бытие, что их тварная природа несравнимо дальше отстоит от несотворенной природы Бога, чем от человека и любой иной твари. Наконец, помимо индивидов и стихий, некие А., как явствует из книги пророка Даниила (10:13), ведают целыми народами: Архангел Михаил, выступающий как «князь» избранного народа, вступает в борьбу с «князем» Персии. Это место вдохновляло русского поэта Вяч. Иванова, писавшего в дни первой мировой войны:
На Суд, где свидетели — Громы, Меч острый — в устах Судии, Народные Ангелы в споре Сошлись о вселенском просторе...
Откровение св. Иоанна Богослова начинается обращениями Иисуса Христа к А. семи малоазийских Церквей — Ефесской, Смирнской, Пергамской и т. д. Даже если под А. Церквей следует подразумевать епископов, сама возможность такого образного выражения что-то говорит о служении А. как хранителей уже не отдельных веруюших, но целых общин. Множество А., по традиционному учению, очень велико: видение Даниила определяет его в «тысячи тысяч» и «тьмы тем» (Дан. 7:10), а св. Иоанн Златоуст прямо отождествляет его с числом, не имеющим предела, т. е., в терминах современной математики, с актуальной бесконечностью.
См. также ст. «Девять чинов ангельских».
Сергей Аверинцев.
София-Логос. Словарь

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. ангелыгреч. angelos лат. angelus вестник по верованиям иудеев христиан и мусульман созданные богом бесплотные сверхъестеств. существа обладающие свободной волей и возвещающие...Атеистический словарь
  2. ангелыгреч. angelos лат. angelus вестник по верованиям иудеев христиан и мусульман созданные богом бесплотные сверхъестеств. существа обладающие свободной волей и возвещающие...Атеистический словарь II
  3. ангелыот англ. angel облигации с приемлемым для инвесторов соотношением ценариск....Бизнес-словарь
  4. ангелыот греч. angelos вестник в иудейской христианскоймусульманской мифологиях бесплотные существа посредники между богом илюдьми....Большой энциклопедический словарь II
  5. ангелыАНГЕЛЫ династия византийских императоров в основатель Исаак II в династия правителей Эпирского государства....Большой энциклопедический словарь III
  6. ангелыАНГЕЛЫ династия византийских императоров в основатель Исаак II в династия правителей Эпирского государства....Большой Энциклопедический словарь V
  7. ангелыАНГЕЛЫ от греч. angelos вестник в иудейской христианской мусульманской мифологиях бесплотные существа посредники между богом и людьми....Большой Энциклопедический словарь V
  8. ангелыВизантийская императорская династия правившая в гг. Андроник...Все монархи мира
  9. ангелыоблигация с рейтингом приемлемым для инвесторов....Глобальная экономика. Энциклопедия
  10. ангелыв антич. религии и миф. А. как вестник богов одно из звеньев цепи животные боги люди. В вост. прежде всего апокалипсич. и гностич. мистериал. культах а также в христиа...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  11. ангелыгреческое angelos вестник в иудейской христианской мусульманской мифологиях бесплотные существа посредники между Богом и людьми. В христианстве чинов ангельских три тр...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. ангелыЧастные лица предоставляющие венчурный капитал....Инвестиционный словарь
  13. ангелыАнгелы иуд. христ. мусульм. вестники бесплотные существа созданные богом и служащие богу. А. воюют на стороне бога охраняют праведников и переносят их души в рай являют...Мифологический словарь
  14. ангелыкорень АНГЕЛ окончание Ы Основа слова АНГЕЛВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой АНГЕЛ Ы Слово Ангелы содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  15. ангелыАНГЕЛЫ от греч . angelos вестник в иудейской христианской мусульманской мифологиях бесплотные существа посредники между богом и людьми....Новый большой англо-русский словарь II
  16. ангелыАНГЕЛЫ династия византийских императоров в основатель Исаак II в династия правителей Эпирского государства....Новый большой англо-русский словарь II
  17. ангелыф.п. перштелер...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  18. ангелыНовичок способный по незнанию купить самых плохих лошадей....Первая энциклопедия Дикого Запада
  19. ангелыгреч. вестники по верованиям иудеев христиан и мусульман бесплотные сверхъестеств. существа сотворенные Богом прежде видимого мира назначение крых заключается в служен...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  20. ангелысотворенные Богом высшие бесплотные духовные существа одаренные высшим разумом свободной волей и большим могуществом всегда предстоящие перед Престолом Божьим служащие Бо...Русская энциклопедия
  21. ангелыперштелер...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  22. ангелыБожьи посланники посредники между Богом и людьми Небом и Землей. Символизируют силы невидимого мира а также озарение и просветление. Существует девять чинов ангелов Сераф...Словарь символов
  23. ангелыгреч. вестники бесплотные существа созданные Богом для исполнения Его воли и служения Ему посредники между миром горним и миром дольним . Приписываемый Дионисию Ареопагит...Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству
  24. ангелыAggeloi династия визант. императоров выходцы из крупной землевладельч. знати. Пришли к власти после свержения Андроника I Комнина. К А. принадлежали Исаак II Ангел прав...Советская историческая энциклопедия
  25. ангелыАНГЕЛЫ греческое angelos вестник в иудейской христианской мусульманской мифологиях бесплотные существа посредники между Богом и людьми. В христианстве чинов ангельских ...Современная энциклопедия
  26. ангелыСон в котором присутствуют ангелы во всех случаях сулит перемену участи. Увидеть во сне ангела хороший знак он говорит о том что вас ждут спокойные и очень счастливые вр...Современный сонник
  27. ангелыАНГЕЛЫ от греч . angelos вестник в иудейской христианской мусульманской мифологиях бесплотные существа посредники между богом и людьми....Современный энциклопедический словарь
  28. ангелыАНГЕЛЫ династия византийских императоров в основатель Исаак II в династия правителей Эпирского государства....Современный энциклопедический словарь
  29. ангелыСон об ангелах предупреждает что о ваших сердечных делах сплетничают. Вполне возможно что на вас вашему избраннику или избраннице клевещут недоброжелатели....Сонник для влюбленных
  30. ангелыУчитывая усиливающийся интерес современного человека к религии совершенно неудивительно что ангелы стали частыми персонажами наших сновидений. Их изображения рассказы о н...Сонник Лоффа
  31. ангелыВидеть во сне ангелов предвещает впечатления которые смутят и обеспокоят Вашу душу.Этот сон сулит перемену участи.Если сон необычайно приятен то Вы получите известие о б...Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  32. ангелыЕсли вам приснились ангелы это предвещает впечатления могущие вызвать душевную смуту и беспокойство. Подобный сон к переменам в образе жизни. Если сновидение вызывает п...Сонник от А до Я
  33. ангелыбожьи посланники вестники исполнители Божьей воли предстают в виде невинных младенцев либо стройных красивых крылатых юношей в светлых одеждах реже как прекрасные воины ...Сонник Странника
  34. ангелыstrong династия визант. императоров выходцы из крупной землевладельческой знати. Пришли к власти после свержения Андроника I Комнина. К А. принадлежали Исаак II Ангел пр...Средневековый мир в терминах, именах и названиях
  35. ангелыAngel. Слово происходит от греч. angelos нейтрального как и его еврейский эквивалент и означает земного или небесного посланника вестника. Во всех н. . текстах под ангела...Теологический энциклопедический словарь
  36. ангелыАНГЕЛЫ в иудаизме христианстве мусульманстве бесплотные существа назначение которых служить богу воюя с его врагами неся его волю стихиям и людям. В некоторых уфологич...Уфологический словарь-справочник
  37. ангелыгреч. вестники в иудействе христианстве и мусульманстве бесплотные существа. Они служат единому Богу защищают веру от врагов. Людям ангелы сообщают волю Бога. Ангелы кото...Человек и общество
  38. ангелыАнгелы Об ангелах в русской литературе известно несколько апокрифов записанных между прочим в древних палеях. В некоторых частностях апокрифы эти отличаются от греческих ...Энциклопедический словарь
  39. ангелыАНГЕЛЫ династия византийских императоров в основатель Исаак II в династия правителей Эпирского государства....Энциклопедический словарь естествознания
  40. ангелыОб ангелах в русской литературе известно несколько апокрифов записанных между прочим в древних палеях. В некоторых частностях апокрифы эти отличаются от греческих в особе...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  41. ангелыМалахим Посланцы Господа исполнители Его воли на небе и на земле бестелесные существа обитель их небо. Они спускаются иногда на землю чтобы раскрыть людям что произойдет...Энциклопедия иудаизма
  42. ангелыАНГЕЛЫгреч. вестники перевод евр. malck в иудаистической христианской и мусульманской мифологиях бесплотные существа назначение которых служить единому богу воюя с его ...Энциклопедия мифологии