Энциклопедия культурологии

АКМЕИЗМ

АКМЕИЗМ
(от греч. — расцвет, вершина, острие)
литературное течение, отразившее новые эстетич. тенденции в искусстве нач.1910-хгг., охватившее не только словесность, но и живопись(К. Коровин, Ф. Малявин, Б. Кустодиев), и музыку(А. Лядов, И. Стравинский). А. возник как реакция на крайности “теургич. символизма”, по отношению к к-рому акмеисты занимали противоположные позиции(антагонизм у С. Городецкого и преемственность у И. Гумилева). С символизмом акмеистов сближала общая цель: “жажда культуры”, сочетающей в себе нац. традиции и европеизм; разъединяло — различие в выборе путей для достижения этой цели.
Атаки на символизм начались с выходом журнала “Аполлон”(1909). В программных статьях И. Анненского “О совр. лиризме”, Л. Бакста “Пути классицизма в искусстве”, М. Кузмина “О прекрасной ясности”, H. Гумилева “Жизнь стиха” содержались идеи, в дальнейшем вошедшие в программу акмеистов. Параллельно внутри символизма, в к-ром никогда не было единства, обостряется борьба между сторонниками “реалистич. символизма”, исповедующими “жизнетворчество” и “теургию”(Вяч. Иванов, А. Блок, А. Белый), и В. Брюсовым, поддержавшим акмеистич. лозунги автономности искусства и поэтич. ясности(“кларизм”).
Начиная с1909идейным главой художников, отрицающих в искусстве любые абстракции и ставящих во главу угла мастерство и формальные поиски, становится Гумилев(стихотворение “Капитаны”). В период обострения противоречий внутри символизма единомышленники объединяются в лит. содружество “Цех поэтов”(20 окт.1911), название и устав к-рого были почерпнуты из традиций ср.-век. ремесленных гильдий. Синдиками в “Цехе” стали Гумилев и Городецкий, на правах учеников в него вошли А. Ахматова, Г. Иванов, Г.Адамович, H. Оцуп, О. Мандельштам, М. Лозинский, В. Нарбут, М. Зенкевич и др. Весной1912новое объединение получает свое имя. В октябре акмеисты организуют спец. журнал “Гиперборей”(ред. М. Лозинский), а в конце года Гумилева приглашают заведовать отделом критики в “Аполлоне”, и журнал, т.о., превращается в рупор нового течения. Именно в нем появляются статьи Гумилева “Наследие символизма и акмеизм” и Городецкого “Некоторые течения в совр. русской поэзии”(1913, N 1), третья запланированная статья О. Мандельштама “Утро акмеизма” выйдет лишь через шесть лет. Излагая эстетич. программу А., каждый из авторов определял его задачи по-своему. Поэтому А. изначально не обладал единой концепцией; в дальнейшем акмеисты свободно развивали свои творч. индивидуальности и вышли за тесные рамки школы(Гумилев, Ахматова, Мандельштам).
В области мировой лит-ры акмеистич. эстетика тяготеет к франц. традициям с их “светлой иронией и конкретностью”. Гумилев указывает на Т. Готье(“безупречность форм”), Ф. Вийона(жизнеприятие), Ф. Рабле(“мудрая физиологичность”), сюда же относятся лирика “парнасцев”(Леконт де Лиль, Ж. М. де Эредиа)и опыт проникновения во “внутр. мир человека” у Шекспира. Из рус. лит-ры Гумилев выделяет поэзию Брюсова(стройность композиции, яркая изобразительность), Блока(мужественность художника перед лицом жизни)и Кузмина(очарование жизненных мелочей). Среди других видов искусства А. предпочитает живопись и графику: первобытное искусство, традиц. искусство народов Африки, Океании и Америки, творчество европ. художников до эпохи Возрождения, совр. примитивизм. Несомненное влияние на становление А. оказали идеи феноменологич. школы Гуссерля(ценность реального человека в реальном мире), популяризатором к-рых стал выходящий с1910междунар. ежегодник по философии культуры “Логос”.
Осн. принципы А.: а) жизнеприятие(героика у Гумилева и Ахматовой); б) первобытно-звериный взгляд на мир, “адамизм”(Городецкий, М. Зенкевич “Дикая порфира”), В. Нарбут(“Аллилуйя”), Гумилев — афр. тематика; в) формальное совершенство, интерес к проблемам поэтики(статьи Гумилева “Анатомия стихотворения”, “Письма о рус. поэзии”, Мандельштама “О природе слова”, “Заметки о поэзии”, романо-герм. семинар в Петербург, ун-те; г)стремление видеть и показывать мир вещно и четко(Мандельштам — “Камень”, “переживание предметности” — Ахматова); д) внимание к конкретному смыслу слова(“слово — материал для строительства, соединение многих элементов, образующих содержание” — Мандельштам).
И среди художников, и среди критиков литер, программа А. вызвала разнополярные мнения: неприятие(А. Блок), отрицание самобытности(Шкловский)и, напротив, позитивный анализ(Жирмунский, “Преодолевшие символизм”). Однако и противники, и сторонники отмечали два важнейших недостатка программы: 1) жизнеприятие и эстетизм в конечном счете должны были обернуться всеприятием и примирением со “страшным миром”; 2) отрицание запредельности, тайны бытия грозило лишить творения акмеистов филос. глубины и значимости.
При всей строгости цехового устава А. не избежал действия центробежных сил. Верным правилам и, соответственно, неинтересным оставался лишь Городецкий, у остальных художников наблюдаются тенденции к разрушению гл. акмеистич. канонов жизнеприятия, вещности бытия и конкретности слова(Гумилев, “Огненный столп”; Ахматова, “Белая стая”; Мандельштам, “Tristia”).
К началу Первой мир. войны интерес к А. угасает, а с уходом Гумилева на фронт распадается “Цех поэтов”.
Позже были сделаны две попытки возродить былое содружество: Цех-11(1917; Г. Иванов, Г. Адамович), Цех-111(1921; Н. Гумилев, И. Одоевцева, Вс. Рождественский, издание альманаха “Дракон”).

Лит.:Поэтич. течения в рус. лит-ре кон. XIX-нач. XX в.: Хрестоматия. М., 1988; Смирнова Л.А. Рус. литра конца XIX-нач. XX в. М., 1993; Грякалова Н.Ю. Н.С. Гумилев и проблемы эстетич. самоопределения акмеизма // Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994; История всемирной литературы: В 9 тт. Т. 8. М., 1994; Корецкая И.В. “Аполлон” / / Корецкая И.В. Над страницами рус. поэзии и прозы начала века. М., 1995; Эткинд Е. Кризис символизма и акмеизм // История рус. лит-ры XX в.: Серебряный век. М., 1995.

А.А. Лельков

Культурология. XX век. Энциклопедия.1998.

АКМЕИЗМ
(древнегр. akme - высшая степень расцвета, зрелости) -направление русского модернизма, сформировавшееся в 1910-е гг. и в своих поэтических установках отталкивающееся от своего учителя, русского символизма. Акмеисты, входившие в объединение "Цех поэтов" (Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин, Сергей Городецкий), были "преодолевшими символизм", как их назвал в одноименной статье критик и филолог, будущий академик В. М. Жирмунский. Заоблачной двумирности символистов А. противопоставил мир простых обыденных чувств и бытовых душевных проявлений. Поэтому акмеисты еще называли себя "адамистами", представляя себя первочеловеком Адамом, "голым человеком на голой земле". Ахматова писала: Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей. Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда. Но простота А. с самого начала была не той здоровой сангвинической простотой, которая бывает у деревенских людей. Это была изысканная и безусловно аутистическая (см. аутистическое сознание, характерология) простота внешнего покрова стиха, за которым крылись глубины напряженных культурных поисков. Вновь Ахматова: Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Ошибочный жест, "ошибочное действие", если воспользоваться психоаналитической терминологией Фрейда из его книги "Психопатология обыденной жизни", которая тогда была уже изданав России, передает сильнейшее внутреннее переживание. Можно условно сказать, что вся ранняя поэзия Ахматовой - это "психопатология обыденной жизни": Я сошла с ума, о мальчик странный, В среду, в три часа! Уколола палец безымянный Мне звенящая оса. Я ее нечаянно прижала, И, казалось, умерла она, Но конец отравленного жала Был острей веретена. Спасение от привычно несчастной любви в одном - творчестве. Пожалуй, лучшие стихи А. - это стихи о стихах, что исследователь А. Роман Тименчик назвал автометаописанием: МУЗА Когда я ночью жду ее прихода, Жизнь, кажется, висит на волоске. Что почести, что юность, что свобода Пред милой гостьей с дудочкой в руке. И вот вошла. Откинув покрывало, Внимательно взглянула на меня. Ей говорю: "Ты ль Данту диктовала Страницы Ада?" Отвечает: "Я". Первоначально сдержанной, "кларичной" (то есть прокламирующей ясность) поэтике А. был верен и великий русский поэт ХХ в. Мандельштам. Уже первое стихотворение его знаменитого "Камня" говорит об этом: Звук осторожный и глухой Плода, сорвавшегося с древа, Среди немолчного напева Глубокой тишины лесной... Лаконизм этого стихотворения заставляет исследователей вспомнить поэтику японских хокку (трехстиший), принадлежащую дзенской традиции (см. дзэнское мышление),- внешняя бесцветность, за которой кроется напряженное внутреннее переживание: На голой ветке Ворон сидит одиноко... Осенний вечер! (Басе) Так и у Мандельштама в приведенном стихотворении. Кажется, что это просто бытовая зарисовка. На самом деле речь идет о яблоке, упавшем с древа познания добра и зла, то есть о начале истории, начале мира (поэтому стихотворение и стоит первым в сборнике). Одновременно это может быть и яблоко Ньютона -яблоко открытия, то есть опять-таки начало. Образ тишины играет очень большую роль - он отсылает к Тютчеву и поэтике русского романтизма с его культом невыразимости чувства словом. К Тютчеву отсылает и второе стихотворение "Камня". Строки О, вещая моя печаль, О, тихая моя свобода - перекликаются с тютчевскими строками: О вещая душа моя! О сердце, полное тревоги! Постепенно поэтика А., в особенности его двух главных представителей, Ахматовой и Мандельштама, предельно усложняется. Самое большое и знаменитое произведение Ахматовой "Поэма без героя" строится как шкатулка с двойным дном - загадки этого текста до сих пор разгадывают многие комментаторы. То же случилось с Мандельштамом: переизбыточность культурной иноформации и особенность дарования поэта сделалиего зрелую поэзию самой сложной в ХХ в., настолько сложной, что иногда исследователи в отдельной работе разбирали не целое стихотворение, а одну только его строку. Таким же разбором и мы закончим наш очерк об А. Речь пойдет о строке из стихотворения "Ласточка" (1920): В сухой реке пустой челнок плывет. Г. С. Померанц считает, что эту строку надо понимать как заведомо абсурдную, в духе дзэнского коана. Нам же кажется, что она, наоборот, перегружена смыслом (см.СМЫСЛ). Во-первых, слово "челнок" встречается у Мандельштама еще два раза и оба раза в значении части ткацкого станка ("Снует челнок, веретено жужжит"). Для Мандельштама контекстуальные значения слов чрезвычайно важны, как доказали исследования школы профессора К. Ф. Тарановского, специализировавшейся на изучении поэтики А. Челнок, таким образом, движется поперек реки, переправляется через реку. Куда же он плывет? Это подсказывает контекст самого стихотворения: Я слово позабыл, что я хотел сказать. Слепая ласточка в чертог теней вернется. "Чертог теней" - это царство теней, царство мертвых Аида. Пустая, мертвая лодочка Харона (челнок) плывет в "чертог теней" по сухой реке мертвых Стиксу. Это - античное толкование. Может быть толкование восточное: пустота - одно из важнейших понятий философии дао. Дао пусто потому что оно является вместилищем всего, писал Лао-цзы в "Дао дэ цзине". Чжуан-цзы говорил: "Где мне найти человека, который забыл все слова, чтобы с ним поговорить?". Отсюда забвение слова может рассматриваться не как нечто трагическое, а как разрыв с европейской традицией говорения и припадание к восточной, атакже традиционной романтической концепции молчания. Возможно и психоаналитическое толкование. Тогда забвение слова будет ассоциироваться с поэтической импотенцией, а пустой челнок в сухой реке с фаллосом и (неудачным) половым актом. Контекст стихотворения подтверждает и такое толкование. Посещение живым человеком царства мертвых, о чем, несомненно, говорится в этом стихотворении, может ассоциироваться с мифологической смертью и воскресением в духе аграрного цикла как поход за плодородием (см.МИФ), что в утонченном смысле может быть истолковано как поход Орфея (первого поэта) за потерянной Эвридикой в царство теней. Я думаю, что в этом стихотворении, в понимании этой строки работают одновременновсе три толкования.

Словарь культуры XX века.В.П.Руднёв.

Акмеизм
(греч.acme– высшая степень, вершина)
направление в русской поэзии 1910-х гг. (С. Городецкий, Н. Гумилев, А. Ахматова и др.), провозгласило отход от символизма, внимание к материальному миру, точному значению слова.
☼ литературное течение, отразившее новые эстетич. тенденции в искусстве нач. 1910-х гг., охватившее не только словесность, но и живопись (К. Коровин, Ф. Малявин, Б. Кустодиев), и музыку (А. Лядов, И. Стравинский). А. возник как реакция на крайности “теургич. символизма”, по отношению к к-рому акмеисты занимали противоположные позиции (антагонизм у С. Городецкого и преемственность у И. Гумилева). С символизмом акмеистов сближала общая цель: “жажда культуры”, сочетающей в себе нац. традиции и европеизм; разъединяло — различие в выборе путей для достижения этой цели.
Атаки на символизм начались с выходом журнала “Аполлон” (1909). В программных статьях И. Анненского “О совр. лиризме”, Л. Бакста “Пути классицизма в искусстве”, М. Кузмина “О прекрасной ясности”, H. Гумилева “Жизнь стиха” содержались идеи, в дальнейшем вошедшие в программу акмеистов. Параллельно внутри символизма, в к-ром никогда не было единства, обостряется борьба между сторонниками “реалистич. символизма”, исповедующими “жизнетворчество” и “теургию” (Вяч. Иванов, Блок, Александр, А. Белый), и В. Брюсовым, поддержавшим акмеистич. лозунги автономности искусства и поэтич. ясности (“кларизм”).
Начиная с 1909 идейным главой художников, отрицающих в искусстве любые абстракции и ставящих во главу угла мастерство и формальные поиски, становится Гумилев (стихотворение “Капитаны”). В период обострения противоречий внутри символизма единомышленники объединяются в лит. содружество “Цех поэтов” (20 окт. 1911), название и устав к-рого были почерпнуты из традиций ср.-век. ремесленных гильдий. Синдиками в “Цехе” стали Гумилев и Городецкий, на правах учеников в него вошли А. Ахматова, Г. Иванов, Г. Адамович, H. Оцуп, О. Мандельштам, М. Лозинский, В. Нарбут, М. Зенкевич и др. Весной 1912 новое объединение получает свое имя. В октябре акмеисты организуют спец. журнал “Гиперборей” (ред. М. Лозинский), а в конце года Гумилева приглашают заведовать отделом критики в “Аполлоне”, и журнал, т.о., превращается в рупор нового течения. Именно в нем появляются статьи Гумилева “Наследие символизма и акмеизм” и Городецкого “Некоторые течения в совр. русской поэзии” (1913, № 1), третья запланированная статья О. Мандельштама “Утро акмеизма” выйдет лишь через шесть лет. Излагая эстетич. программу А., каждый из авторов определял его задачи по-своему. Поэтому А. изначально не обладал единой концепцией; в дальнейшем акмеисты свободно развивали свои творч. индивидуальности и вышли за тесные рамки школы (Гумилев, Ахматова, Мандельштам).
В области мировой лит-ры акмеистич. эстетика тяготеет к франц. традициям с их “светлой иронией и конкретностью”. Гумилев указывает на Т. Готье (“безупречность форм”), Ф. Вийона (жизнеприятие), Ф. Рабле (“мудрая физиологичность”), сюда же относятся лирика “парнасцев” (Леконт де Лиль, Ж. М. де Эредиа) и опыт проникновения во “внутр. мир человека” у Шекспира. Из рус. лит-ры Гумилев выделяет поэзию Брюсова (стройность композиции, яркая изобразительность), Блока (мужественность художника перед лицом жизни) и Кузмина (очарование жизненных мелочей). Среди других видов искусства А. предпочитает живопись и графику: первобытное искусство, традиц. искусство народов Африки, Океании и Америки, творчество европ. художников до эпохи Возрождения, совр. примитивизм. Несомненное влияние на становление А. оказали идеи феноменологич. школы Гуссерля (см. Гуссерль) (ценность реального человека в реальном мире), популяризатором к-рых стал выходящий с 1910 междунар. ежегодник по философии культуры “Логос”.
Осн. принципы А.: а) жизнеприятие (героика у Гумилева и Ахматовой); б) первобытно-звериный взгляд на мир, “адамизм” (Городецкий, М. Зенкевич “Дикая порфира”), В. Нарбут (“Аллилуйя”), Гумилев — афр. тематика; в) формальное совершенство, интерес к проблемам поэтики (статьи Гумилева “Анатомия стихотворения”, “Письма о рус. поэзии”, Мандельштама “О природе слова”, “Заметки о поэзии”, романо-герм. семинар в Петербург. ун-те; г) стремление видеть и показывать мир вещно и четко (Мандельштам — “Камень”, “переживание предметности” — Ахматова); д) внимание к конкретному смыслу слова (“слово — материал для строительства, соединение многих элементов, образующих содержание” — Мандельштам).
И среди художников, и среди критиков литер. программа А. вызвала разнополярные мнения: неприятие (А.Блок), отрицание самобытности (Шкловский) и, напротив, позитивный анализ (Жирмунский, “Преодолевшие символизм”). Однако и противники, и сторонники отмечали два важнейших недостатка программы:
1)жизнеприятие и эстетизм в конечном счете должны были обернуться всеприятием и примирением со “страшным миром”;
2)отрицание запредельности, тайны бытия грозило лишить творения акмеистов филос. глубины и значимости.
При всей строгости цехового устава А. не избежал действия центробежных сил. Верным правилам и, соответственно, неинтересным оставался лишь Городецкий, у остальных художников наблюдаются тенденции к разрушению гл. акмеистич. канонов жизнеприятия, вещности бытия и конкретности слова (Гумилев, “Огненный столп”; Ахматова, “Белая стая”; Мандельштам, “Tristia”).
К началу Первой мир. войны интерес к А. угасает, а с уходом Гумилева на фронт распадается “Цех поэтов”.
Позже были сделаны две попытки возродить былое содружество: Цех-11 (1917; Г. Иванов, Г. Адамович), Цех-111 (1921; Н. Гумилев, И. Одоевцева, Вс. Рождественский, издание альманаха “Дракон”).
Лит.: Поэтич. течения в рус. лит-ре кон. XIX-нач. XX в.: Хрестоматия. М., 1988; Смирнова Л.А. Рус. литра конца XIX – нач. XX в. М., 1993; Грякалова Н.Ю. Н.С. Гумилев и проблемы эстетич. самоопределения акмеизма // Николай Гумилев. Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994; История всемирной литературы: В 9 тт. Т. 8. М., 1994; Корецкая И.В. “Аполлон” // Корецкая И.В. Над страницами рус. поэзии и прозы начала века. М., 1995; Эткинд Е. Кризис символизма и акмеизм // История рус. лит-ры XX в.: Серебряный век. М., 1995.
А.А. Лельков.
Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Большой толковый словарь по культурологии..Кононенко Б.И..2003.


  1. акмеизмфранц. acmisme от греч. akm высшая степень чеголибо цветущая сила течение в русской поэзии начала в. сложившееся в условиях кризиса буржуазной культуры и выразившее дек...Большая Советская энциклопедия II
  2. акмеизмм. acmeismo Итальянорусский словарь....Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  3. акмеизмм.acmesmo mem corriente en la literatura rusa principalmente en la poesa a comienzos del siglo XX...Большой русско-испанский словарь
  4. акмеизмот греч. akme высшая степень чеголибо цветущая силатечение в русской поэзии х гг. С. М. Городецкий М. А. Кузминранние Н. С. Гумилев А. А. Ахматова О. Э. Мандельштам про...Большой энциклопедический словарь II
  5. акмеизмАКМЕИЗМ от греч. akme высшая степень чеголибо цветущая сила течение в русской поэзии х гг. С. М. Городецкий М. А. Кузмин ранние Н. С. Гумилев А. А. Ахматова О. Э. Манде...Большой Энциклопедический словарь V
  6. акмеизмот греческого akme высшая степень чеголибо цветущая сила течение в русской поэзии х гг. С.М. Городецкий М.А. Кузмин ранние Н.С. Гумилев А.А. Ахматова О.Э. Мандельштам. П...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  7. акмеизмАКМЕИЗМ а м. acm f. ampLTгр. вершина. Крайне реакционное буржуазнодворянское течение в русской литературе возникшее в гг. Поэзия акмеистов характеризовалась индивидуализ...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  8. акмеизмот греч. акте высшая степень чеголибо цветущая сила художественное течение среди русских поэтов х гг. Провозглашал возврат поэзии к материальному миру реальному предмет...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  9. акмеизмот греч. akmе высшая степень чеголибо цветущая сила течение в русской поэзии х гг. Акмеизм возник из литературной школы Цех поэтов которую возглавляли Н. С. Гумилев и С...Литература и язык. Современная энциклопедия
  10. акмеизмот греч. akme высшая степень чеголибо цветущая сила течение в русской поэзии х гг. Акмеизм возник из литературной школы Цех поэтов которую возглавляли Н. С. Гумилвem и ...Литературная энциклопедия
  11. акмеизма м.em Течение в русской поэзии начала в. выражавшее декадентские умонастроения и провозглашавшее в противовес символизму материальность предметность тематики и художест...Малый академический словарь
  12. акмеизмгреч. Acme высшая степень чеголибо цветущая сила течение в русской поэзии начала XX в. Сторонники акмеизма противопоставили мистическим устремлениям символизма к непозн...Мировая художественная культура. Словарь
  13. акмеизмкорень АКМЕ суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова АКМЕИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный АКМЕ ИЗМ Слово Акмеизм содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  14. акмеизмНачальная форма Акмеизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  15. акмеизмАКМЕИЗМ от греч . akme высшая степень чеголибо цветущая сила течение в русской поэзии х гг. С. М. Городецкий М. А. Кузмин ранние Н. С. Гумилев А. А. Ахматова О. Э. Манде...Новый большой англо-русский словарь II
  16. акмеизмакмеизм м. Модернистское течение в русской литературе начала XX в. представители которого противопоставляя себя символистам стремились к предметноконкретному детальному и...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  17. акмеизмакмеизм акмеизм а...Орфографический словарь
  18. акмеизмu м...Орфографический словарь русского языка
  19. акмеизмф.п. ист. л.л. акмеизм...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  20. акмеизмгреч. наивысший расцвет направление в русской поэзии нач. XX в. выступавшее за поэтизацию чувств точность значения слов А. Ахматова Н. Гумилев О. Мандельштам и др....Отечественная история в терминах и понятиях
  21. акмеизмакмеизм акмеизмы акмеизма акмеизмов акмеизму акмеизмам акмеизм акмеизмы акмеизмом акмеизмами акмеизме акмеизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  22. акмеизмОрфографическая запись слова акмеизм Ударение в слове акмеизм Деление слова на слоги перенос слова акмеизм Фонетическая транскрипция слова акмеизм [гмиизм] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  23. акмеизмАКМЕИЗМ от греч. острие вершина высшая степень чего либо расцвет лит. направление х гг. возникшее в ответ на кризис символизма как его преодоление по формулировке В. М...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  24. акмеизмакмеизм а...Русский орфографический словарь
  25. акмеизмМ мн. нет db. tar. akmeizm c illrd rus dbiyyatnda snt snt ndr nzriyysini tbli edn n mrtce cryan....Русско-азербайджанский словарь
  26. акмеизмакмеизм м. лит.iacmeism early th century literary movementi...Русско-английский словарь
  27. акмеизмАкмезм...Русско-белорусский словарь
  28. акмеизмлит.i акмезм муж.i...Русско-белорусский словарь II
  29. акмеизмлит. акмеизм асырды басында орыс поэзиясында нер нер шн деген аиданы уаыздаан модернистк аым...Русско-казахский словарь
  30. акмеизмакмеизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  31. акмеизмакмеизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  32. акмеизм....Русско-китайский словарь
  33. акмеизмакмеизм...Русское словесное ударение
  34. акмеизмакмеизм акмеизма мн. нет м. [от греч. akme вершина] лит. Одно из направлений в русской поэзии в десятых годах го в. противопоставлявшее себя символизму. Большой словарь ...Словарь иностранных слов русского языка
  35. акмеизмот греч. akme высшая степень чеголибо расцвет литературное течение в русской модернистской поэзии сформировавшееся в е гг. Представители А. А. Ахматова Н.С. Гумилв О.Э....Словарь литературоведческих терминов
  36. акмеизмАКМЕИЗМ от греческого akme высшая степень чеголибо цветущая сила течение в русской поэзии х гг. С.М. Городецкий М.А. Кузмин ранние Н.С. Гумилев А.А. Ахматова О.Э. Мандел...Современная энциклопедия
  37. акмеизмАКМЕИЗМ от греч . akme высшая степень чеголибо цветущая сила течение в русской поэзии х гг. С. М. Городецкий М. А. Кузмин ранние Н. С. Гумилев А. А. Ахматова О. Э. Манде...Современный энциклопедический словарь
  38. акмеизмот греч.u akme высшая степень литературное направление возникшее в русской поэзии х гг. Акмеисты стремились реформировать символизм провозгласили освобождение поэзии от...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  39. акмеизмАКМЕИЗМ а м. В русской литературе в. течение провозгласившееосвобождение от символизма. II прил. акмеистский ая ое....Толковый словарь Ожегова
  40. акмеизмАКМЕИЗМ акмеизма мн. нет м. от греч. akme вершина лит. Одно из направлений в русской поэзии в десятых годах го в. противопоставлявшее себя символизму....Толковый словарь русского языка II
  41. акмеизмакмеизм акмеизм а м. В русской литературе в. течение провозгласившее освобождение от символизма.прил. акмеистский ая ое....Толковый словарь русского языка II
  42. акмеизмАКМЕИЗМ а м. В русской литературе в. течение провозгласившее освобождение от символизма. прилагательное акмеистский ая ое....Толковый словарь русского языка
  43. акмеизмУдарение в слове акмеизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове акмеизм...Ударение и правописание
  44. акмеизмRzeczownik акмеизм m akmeizm...Универсальный русско-польский словарь
  45. акмеизмакмеизм акмеизмы акмеизма акмеизмов акмеизму акмеизмам акмеизм акмеизмы акмеизмом акмеизмами акмеизме акмеизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализн...Формы слова
  46. акмеизмМаз Мак Имам Изм Мезим Зимка Зима Мик Зам Мим Амми Акмеизм Акм Аким Акие Аки Мка Заем Зак Миаз Кеа Маки Ким Мазик...Электронный словарь анаграмм русского языка
  47. акмеизмАКМЕИЗМ от греч. расцвет вершина острие литературное течение отразившее новые эстетич. тенденции в искусстве нач. х гг. охватившее не только словесность но и живопись К...Энциклопедия Культурология XX век
  48. акмеизмот греч. akme высшая степень ч.л. вершина цветущая сила течение в рус. поэзии начала XX в. возникшее наряду с футуризмом как реакция на кризис символизма. Его представи...Эстетика
  49. акмеизмАкмеизмstrong. Искон. Неологизм Н. Гумилева созданный в г. Суф. производное от akmi расцвет чегол. lt akmi вершина край скалы суф. производного от той же основы что и ak...Этимологический онлайн-словарь русского языка Шанского Н. М
  50. акмеизмИскон. Неологизм Н. Гумилева созданный в г. Суф. производное от akmem расцвет чегол. ampLT akmem вершина край скалы суф. производного от той же основы что и akmnem камен...Этимологический словарь русского языка