Энциклопедия Кольера

МУР ГЕНРИ


(Moore, Henry)
(1898-1986), английский скульптор. Продолжил традицию монументальной фигуративной пластики и обогатил ее новыми художественными методами формообразования. В творчестве Мура прослеживается тенденция, направленная на освоение "открытой формы"; его целью была передача взаимодействия пластической массы и пространства, как окружающего скульптуру, так и заключенного внутри нее. Мур родился 30 июля 1898 в Каслфорде (графство Йоркшир). После Первой мировой войны учился в Художественном колледже в Лидсе и Королевском художественном колледже в Лондоне, где преподавал с 1924 по 1932; он оставил работу в колледже лишь однажды для совершения поездки в Италию. Мур всегда интересовался скульптурой Древней Греции, этрусков и майя.Под влиянием этого увлечения, а также идеи "верности материалам", высказанной критиком Роджером Фраем, он обратился к созданию подчеркнуто материальных форм, символизирующих природное, земное начало. На их основе строятся его скульптуры, среди которых преобладают женские фигуры и композиции на тему семьи и материнства. Сначала его работы были достаточно близки к реальным объектам, позже приобрели абстрактный характер. Персональная выставка Мура в Музее современного искусства в Нью-Йорке принесла ему славу одного из лучших мастеров 20 в. В 1948 на венецианской выставке Биеннале он получил международную премию, а в 1953 - такую же премию на Биеннале в Сан-Паулу. Среди его многочисленных произведений - скульптурные композиции для здания редакции журнала "Таймс" в Лондоне, для здания ЮНЕСКО в Париже, банка Ламберт в Брюсселе и Линкольновского центра в Нью-Йорке. Поразительная художественная цельность его произведений не имеет аналогов в истории скульптуры. Формы плавно и органично перетекают друг в друга, иногда образуя углубления и зияющие пустоты, "дыры". Однако Мур никогда не занимался проблемами чистой формы, его интересовали образы, напоминавшие природные формы: древние камни, обтесанные стихиями за много веков; горные пещеры, вымытые подземными потоками; эмбрионы в материнском чреве; человеческое тело как целостная органическая система.


ГЕНРИ МУР. КОРОЛЬ И КОРОЛЕВА

Художественный образ представлялся мастеру как бы изначально существующим в самом материале и лишь ожидающим, пока его освободит резец ваятеля. Мур создавал свои композиции из дерева, камня, бронзы, железобетона и терракоты, а также выполнил ряд произведений из дерева и свинца, части которых были скреплены туго натянутыми струнами или медной проволокой. В стиле его акварелей и рисунков пером получила воплощение повышенная восприимчивость мастера к реалиям окружающей действительности, но даже в композициях, выполненных в годы Второй мировой войны в лондонском метро во время налетов немецкой авиации, главное место отводится выявлению самых существенных, обобщенных форм человеческого тела, а эмоции и индивидуальность моделей играют второстепенную роль. Умер Мур в своем доме близ Мач-Хедхем (графство Хартфордшир) 31 августа 1986.

  1. мур генриМурstrong Moore Генри Хенри р. . Каслфорд Йоркшир английский скульптор. Учился в художественном колледже в Лидсе и Королевском колледже искусства в Лондоне в котором пр...Большая Советская энциклопедия II
  2. мур, генриMoore Генри английский скульптор. Работам Мура как жизненно конкретным Мать и дитя так и более абстрактным иногда фантастически причудливым Король и королева при...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  3. мур генриМур Генри Moore р. английский скульптор. Мастер монументальнодекоративной скульптуры. Окончил Королевский колледж искусства в Лондоне преподавал там же до . Испытал вли...Художественная энциклопедия
  4. мур, генриМУР ГЕНРИMoore Henry английский скульптор. Продолжил традицию монументальной фигуративной пластики и обогатил ее новыми художественными методами формообразования. В твор...Энциклопедия Кольера II