Энциклопедия Кольера II

ЭССЕ

ЭССЕ(франц. essai - попытка, проба, очерк), литературная форма, небольшой прозаический текст, выражающий подчеркнуто индивидуальную точку зрения автора. Задачей эссе, в отличие от рассказа, является информация или объяснение, а не драматическое изображение или пересказ какой-либо жизненной ситуации. Эссе достигает своей цели с помощью прямого авторского высказывания, для чего не требуется создания ни вымышленных персонажей, ни связующего их сюжета. Тем не менее вряд ли следует абсолютизировать разницу между эссе и рассказом. Рассказы могут содержать в себе определенные элементы, близкие к эссе: авторские разъяснения, раскрытие предыстории отношений между героями, описания; одновременно и в отдельных эссе можно найти элементы повествовательности, даже персонажей.Основной отличительной особенностью эссе является его краткость, и хотя объем может колебаться от одной до пятидесяти страниц, обычно оно занимает от десяти до двадцати страниц. Эссе обладает определенным внутренним единством, которое обычно трудно сохранить в более длинных прозаических текстах, выражающих авторскую точку зрения. Впрочем, такое объемистое произведение, как Уолден, или Жизнь в лесу Г.Д.Торо (1854), состоит из самостоятельных отрывков, которые можно читать как отдельные эссе, но при этом они являются частями единого произведения.Традиционная классификация эссе на описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и т.д. при всем своем внешнем удобстве весьма сомнительна по существу, поскольку обычно один текст может соединять в себе две и более из перечисленных характеристик. Более точным и удобным было бы деление всего массива эссеистических произведений на две большие категории: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, или "серьезное", где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее. Например, эссе Л.Дж.Ханта Пробуждение холодным утром представляет собой прежде всего излияние авторских чувств, каким бы тривиальным ни казался повод к его написанию. Что же касается такого эссе, как Сладостность и свет М.Арнольда, то, несмотря на его весьма выраженный личный характер, видно, что автор прежде всего задался целью убедить читателя в ценности своих предложений по оздоровлению викторианского общества, а не щегольнуть тонкостью чувств.Несмотря на то, что пассажи моралистического характера и разного рода афоризмы встречаются в классических произведениях вроде Размышлений Марка Аврелия, а также в Библии, эссе в его современном виде окончательно оформилось в 16 в. в творчестве М.Монтеня, по сей день считающегося одним из величайших эссеистов. Монтень ввел само слово "эссе", что означало "опыт", "попытку" свершить нечто, поскольку сам он считал свое знание настолько ограниченным, что всякое словесное обсуждение того или иного предмета должно было что-то в нем открыть. Несмотря на избранный им обманчиво скромный девиз "Что я знаю?", главным предметом исследования Монтень сделал самого себя. Он хотел знать, что за человек был он сам, а через себя познать природу всего человечества. Его Опыты (1580) вне зависимости от их объема построены на ассоциативных связях и выдвинутых автором постулатах. Все они в целом раскрывают множество ипостасей этой скептичной, мудрой, человечной и удивительно проницательной личности. Эссе, таким образом, зародилось как форма личностного выражения. Как показывает пример Монтеня, его характеризуют свобода построения и легкая, неспешная манера изложения с многочисленными отклонениями от темы и ассоциативными ходами. Эссе - литературный жанр, что совсем не обязательно делает его предметом литературы, однако в нем используются все ресурсы искусства слова: метафоры, каламбуры, ритм и все другие приемы риторики. Стиль является его основным составляющим элементом, поскольку он призван отразить личность и темперамент автора.Первым английским эссеистом в полном смысле слова был Ф.Бэкон, написавший свои Опыты (1597) по-латыни, а затем переведший их на английский язык. Несмотря на то, что Бэкон писал о тех же, что и Монтень, предметах, его эссе весьма отличаются по форме от монтеневских. Большинство из них - небольшого объема и сосредоточены на какой-то одной теме. Написанные ясным, сжатым и очень метафоричным стилем, они полны той самой практической мудрости и точности, которой вполне можно было бы ожидать от политика и ученого. "Серьезное", или "формальное" эссе восходит к Дж.Мильтону. Из-под его пера выходили страстные призывы к разного рода социальным реформам, вроде установления более либеральной системы развода или введения системы гуманитарного образования. Самое знаменитое его произведение в этом жанре, Ареопагитика (1644), излагает аргументы в пользу свободы прессы. Главное в эссеистике Мильтона не столько чувства и впечатления автора, сколько сами излагаемые идеи. Эссе Д.Драйдена, как и мильтоновские, серьезны по тону и выдвигают вполне конкретные идеи. В них нет той же страстности и богатства аргументации, да и посвящены они главным образом литературным темам. Драйдена часто называют отцом критического литературного эссе.В начале 18 в. Дж.Аддисон, в сотрудничестве с Р.Стилом издававший журнал "Спектейтор" (1711-1712), разработал форму периодически появляющегося эссе. В сущности, он стал первым автором газетной колонки. Вследствие этого эссе стали более короткими и менее серьезными. Распространение периодической печати в 18 в. создало предпосылки для превращения эссе в один из основных газетно-журнальных жанров. Многие знаменитые писатели, такие, как Дж.Свифт, Г.Филдинг и С.Джонсон, писали эссе для газет. Несмотря на то, что большинство эссе того времени были либо политическими, либо сатирическими, субъективная эссеистика сохранилась в творчестве О.Голдсмита и лорда Честерфилда, чьи Письма к сыну (1774) своим практицизмом напоминают эссе Бэкона.В конце 18 в. эссе как самостоятельная литературная форма получило распространение в США. В качестве тем, как правило, выступали политика и религия, хотя Б.Франклин успешно сочетал субъективное эссе с политической сатирой. Дж.Мэдисон с другими авторами Федералиста (1787-1788) развивал мильтоновскую традицию логичного и серьезного эссе, а В.Ирвинг стал первым крупным литературным эссеистом в истории США.В первой трети 19 в. субъективное эссе расцвело под пером таких авторов, как Ч.Лэм, У.Хэзлитт и Т. Де Куинси в Англии, а также Р.У.Эмерсон и Г.Д.Торо в США. Этот период знаменателен также расцветом ежеквартальных литературных и политических журналов, вроде "Эдинбургского обозрения" (1802) и "Ежеквартального обозрения" (1809). Со временем тексты, печатавшиеся в них, потеряли свою личностную эссеистическую интонацию и превратились в то, что в современной журналистике называется "статьями".Так называемая "викторианская эпоха" (середина и конец 19 в.) отмечена преобладанием "серьезного", или "формального" эссе. Наиболее известным из авторов этой эпохи был Т.Карлейль. Его эссе характеризовались эксцентричным литературным стилем, игрой цитатами, скрытыми аллюзиями и рваным ритмом. Уродливые стороны промышленного общества отталкивали многих авторов, в том числе Д.Рёскина и У.Патера. Одним из лучших эссеистов-викторианцев был М.Арнолд. Начав как поэт, он позднее обратился к литературной критике, а затем к критике социальной. Иногда в качестве его оппонента выступал Т.Гексли, популяризатор научных идей, в частности теории эволюции Ч.Дарвина. В отличие от Арнолда, защищавшего ценность классического образования, Гексли выступал за более широкое распространение научного образования.Казалось, что в этой атмосфере общественных споров не оставалось места для субъективного эссе. Тем не менее последние десятилетия 19 в. дали миру одного из тончайших эссеистов в лице Р.Л.Стивенсона, более известного своими романами и повестями. Не будучи столь автобиографичен, как Лэм и Де Куинси, Стивенсон умел обсуждать даже такие предметы, как дарвинизм, используя глубоко личную интонацию.М.Твен ввел в американскую литературу конца 19 в. новую, юмористическую разновидность субъективного псевдоавтобиографического эссе, с его специфическим повествователем - путаником и неумехой. Эта разновидность эссе сохранилась в 20 в. в творчестве таких авторов, как Р.Бенчли и Дж.Тёрбер. Стиль Твена, его простой разговорный язык сильно повлияли на более поздних авторов.В 20 в. очень немного писателей получили известность исключительно благодаря своей эссеистике. Среди них следует отметить Р.Линда и Э.Б.Уайта. Ирландец Линд, писавший на протяжении 1930-х годов, оставил много томов забавных и остроумных коротких эссе на самые разнообразные темы. Эссе Уайта, по большей части печатавшиеся журналом "Нью-Йоркер" в колонке редактора, были тщательно отшлифованными сатирическими картинками жизни большого города. Среди современных авторов, чья эссеистика дополняет их романы, философские произведения или стихи, следует отметить Т.С.Элиота, Б.Рассела, Дж.Сантаяну, Дж.Оруэлла, О.Хаксли, У.Х.Одена, В.В.Набокова, Джойс Кэрол Оутс и А.Робб-Грийе. Блестящие субъективные эссе писали Вирджиния Вулф, Г.К.Честертон и Р.Лоуэлл.

  1. эссефранц. essai попытка проба очерк от лат. exagium взвешивание прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции выражающее индивидуальные впечатления и соо...Большая Советская энциклопедия II
  2. эссес. книжн. saggio m studio m Итальянорусский словарь. Синонимы очерк...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  3. эссес. нескл. книжн.ensayo m...Большой русско-испанский словарь
  4. эссесущ. ср. рода неизм.есе мен. незмн....Большой русско-украинский словарь
  5. эссес. спец. essai m философское эссе essai philosophique...Большой русско-французский словарь
  6. эссеотпечатанные но не реализованные проекты почт марок. Изготавливаются обычно в очень ограниченном количестве только для представления утверждающим инстанциям. Не следует ...Большой филателистический словарь
  7. эссес. спец.essai mфилософское эссе essai philosophique очерк...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  8. эссефранц. essai опыт набросок жанр философскойлитературнокритической историкобиографической публицистической прозысочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с не...Большой энциклопедический словарь II
  9. эссеЭССЕ франц. essai опыт набросок жанр философской литературнокритической историкобиографической публицистической прозы сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию авто...Большой Энциклопедический словарь V
  10. эссефранцузское essai опыт набросок малый жанр философской литературнокритической историкобиографической публицистической прозы сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  11. эссеЭССЕ нескл. ср. essai m. . Проба попыткаem. Вывел я в заключение что вся жизнь моя с тех пор была ничто иное как попытки essays на разных поприщах. . А. И. МихайловДанил...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  12. эссеЭссе scriptum opusculum tractatus us scriptura compositio...Латинский словарь
  13. эссефр. essai попытка проба небольшое прозаическое сочинение свободной композиции выражающее впечатления автора от чеголибо его размышления и соображения по какомулибо вопро...Литературная энциклопедия
  14. эссеЭССЕ франц. essai попытка проба очерк прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному ...Литературный энциклопедический словарь
  15. эссенескл. ср. лит.Очерк трактующий литературные философские социальные и др. проблемы не в систематическом научном виде а в свободной форме.[франц. essai]Синонимы очерк...Малый академический словарь
  16. эссекорень ЭССЕ нулевое окончаниеОснова слова ЭССЕВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЭССЕ Слово Эссе содержит следующие морфемы или части прис...Морфемный разбор слова по составу
  17. эссеНачальная форма Эссе неизменяемое неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  18. эссеэссе ср. нескл. Очерк трактующий литературные философские социальные и т.п. проблемы не в систематическом строго научном виде а в свободной форме....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  19. эссеэссе эссе нескл. с....Орфографический словарь
  20. эссенескл. сu Синонимы очерк...Орфографический словарь русского языка
  21. эссеОрфографическая запись слова эссе Ударение в слове эссе Деление слова на слоги перенос слова эссе Фонетическая транскрипция слова эссе [сэ] Характеристика всех звуков э ...Полный фонетический разбор слов
  22. эссефранц. essai очерк этюд жанр философской эстетической литературнокритической художественной публицистической литературы сочетающей свободную форму изложения с подчеркну...Профессиональное образование
  23. эссеэссе нескл. ср. Синонимы очерк...Русский орфографический словарь
  24. эссеСр нескл. esse dbi flsfi ictimai problemlri sistematik elmi kild deyil srbst kild rh edn oerk....Русско-азербайджанский словарь
  25. эссеassay очерк...Русско-английский политехнический словарь
  26. эссеэссе с. нескл. лит.iessay...Русско-английский словарь
  27. эссеэссе с. нескл. essay....Русско-английский словарь II
  28. эссеN...Русско-армянский словарь
  29. эсселит.i эсэ нескл. ср.i...Русско-белорусский словарь II
  30. эссеэссе Синонимы очерк...Русско-ивритский словарь
  31. эссеэссе...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  32. эссе. философское . Синонимы очерк...Русско-китайский словарь
  33. эссеНийтлэл эссэ туршилт сорилт оролдлого оролдох...Русско-монгольский словарь
  34. эссес. Essay m n Essai m n....Русско-немецкий словарь
  35. эссеesej...Русско-польский словарь
  36. эссес нсклu ensaio m очерк...Русско-португальский словарь
  37. эссеЭссеinsha mtungo wa habari mi...Русско-суахили словарь
  38. эссеэссе эссе...Русско-таджикский словарь
  39. эссеdeneme нескл. лит. очерк...Русско-турецкий словарь
  40. эссеesej...Русско-чешский словарь
  41. эссеes.strong ess...Русско-шведский словарь
  42. эссеEssee...Русско-эстонский словарь
  43. эссеэссе [ссэ\] нескл. с. очерк...Русское словесное ударение
  44. эссеФилософский труд...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  45. эссеЭССЕ [фр. essai] лит. литературнопублицистический очерк историческая критическая или научная статья написанная в непринужденной полемической форме и предлагающая какиел....Словарь иностранных слов русского языка
  46. эссефр.u essai опыт набросокпрозаическое произведение философского литературного исторического публицистического или иного характера излагающее в эмоциональной непринужденной...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  47. эссеот франц. essai попытка очерк прозаическое произведение небольшого объема передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому или иному поводу и изначально...Словарь литературоведческих терминов
  48. эссеэссе очерк Словарь русских синонимов. эссе сущ. колво синонимов очерк Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы очерк...Словарь синонимов II
  49. эссеэссе очерк...Словарь синонимов
  50. эссеЭССЕ французское essai опыт набросок малый жанр философской литературнокритической историкобиографической публицистической прозы сочетающий подчеркнуто индивидуальную по...Современная энциклопедия
  51. эссеЭССЕ франц . essai опыт набросок жанр философской литературнокритической историкобиографической публицистической прозы сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию авто...Современный энциклопедический словарь
  52. эссеesse. сущ.в знач.жар жара зной . прил. жаркий знойный горячий разг.горячий . предик.сл.жарко esse qabara получить солнечный удар esse salara поддать пару esse suara п...Татарско-русский словарь (кириллица)
  53. эссепр . горячий жаркий знойный жгучий нар горячо жарко знойно жар жара зной . горячий о жидкости...Татарско-русский словарь Р.А. Сабирова
  54. эссефранц.u essai опыт набросок прозаический жанр сочинение небольшого объема свободной композиции в котором главную роль играет не воспроизведение факта а изображение впеч...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  55. эссеэссе [фр. essai] жанр критики публицистики и др. прозаический этюд представляющий общие или предварительные соображения о какомл предмете или по какомул. поводу нередко...Толковый словарь иностранных слов
  56. эссеЭССЕ [сэ] нескл. ср. спец. Прозаическое сочинение небольшогообъема и свободной композиции на частную тему трактуемую субъективно иобычно неполно. Философское з. Литератур...Толковый словарь Ожегова
  57. эссеЭССЕ [сэ] нескл. ср. спец. Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции на частную тему трактуемую субъективно и обычно неполно. Философское з. Литерат...Толковый словарь русского языка II
  58. эссеЭССЕ [сэ] нескл. ср. спец. Прозаическое сочинение небольшого объма и свободной композиции на частную тему трактуемую субъективно и обычно неполно. Философское з. Литерату...Толковый словарь русского языка
  59. эссеУдарение в слове эссеУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове эссе...Ударение и правописание
  60. эссеRzeczownik эссе n essej wypracowanie n szkic m prba f...Универсальный русско-польский словарь
  61. эссеЕэс Эссе...Электронный словарь анаграмм русского языка
  62. эссеЭссе или Эхтэвэнйокиi Esse htv njoki река в западной Финляндии впадающая в Ботнический залив к востоку от Якобстадта. Берт начало на Суоменселькэ несколькими ручьями вл...Энциклопедический словарь
  63. эссефранц. essai попытка проба очерк от лат. exagium взвешивание прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции выражающее индивидуальные впечатления и со...Энциклопедический словарь СМИ
  64. эссеили Эхтэвэнйокиem Esse htvnjoki река в западной Финляндии впадающая в Ботнический залив к востоку от Якобстадта. Берт начало на Суоменселькэ несколькими ручьями вливающ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  65. эссеЭссе фр.em essai опыт набросок жанр философской эстетической художественнопублицистической литературы сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужден...Энциклопедия культурологии