Энциклопедия Кольера II

ЭЙЗЕНШТЕЙН, СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

ЭЙЗЕНШТЕЙН, СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ(1898-1948), русский кинорежиссер, чьи фильмы и теоретические работы, прежде всего в области монтажа, утвердили новые формы кинематографической выразительности.Родился 23 января 1898 в Риге, в семье инженера-строителя. Избрав профессию отца, учился в Петроградском институте гражданских инженеров; после революции 1917, в Гражданскую войну, записался добровольцем в Красную Армию, работал художником по декорациям в армейской самодеятельности. С окончанием войны вдохновленный революционными идеями Эйзенштейн пришел в авангардистский рабочий театр Пролеткульта, работал режиссером и художником по декорациям. В 1924 совместно с коллегами по Пролеткульту поставил свой первый фильм Стачка - о забастовке рабочих на одном из российских заводов. Следующий фильм Эйзенштейна, Броненосец "Потемкин" (1925), в острой драматической форме изобличал царский режим и рассказывал о восстании матросов на "Потемкине". В 1927 был поставлен фильм Октябрь - сложное, полное художественных экспериментов произведение, воссоздающее события большевистской революции, а еще через два года - картина Генеральная линия, о коллективизации сельского хозяйства. В 1930 Эйзенштейн отправился в США. В Голливуде он предложил для постановки несколько сценариев, но ни один из них не был принят. По возвращении в Россию режиссер сделал упор в работе на теоретические исследования и лекционные курсы. Впоследствии его статьи и лекции этого периода стали основой двух книг - Смысл фильма (1942) и Форма фильма (1949), где разрабатываются принципы цвета, звука и монтажа в кино. После вынужденного отказа от ряда замыслов, сценариев и фильмов Эйзенштейн ставит свою первую звуковую картину Александр Невский (1938) - о русской победе над тевтонскими рыцарями в 13 в.Работа Эйзенштейна над его последним фильмом Иван Грозный (1944-1945) велась в условиях бдительного надзора и растущей критики со стороны сталинского режима, испытывавшего все большее раздражение творческой независимостью режиссера. Вторая серия фильма вышла в прокат только в 1958. Иван Грозный представляет собой масштабную эпическую композицию. Манера игры актеров приближена к оперному спектаклю. В режиссуре акцент перенесен с монтажа на эмоциональную насыщенность отдельного кадра.Эйзенштейн считал монтаж ключевым элементом кинематографической выразительности. Он исходил из того, что противопоставление двух кадров производит эффект, превосходящий по силе воздействия эффект каждого кадра в отдельности. В отличие от многих режиссеров немого кино, Эйзенштейн не использовал кадр лишь для повествовательной и описательной функции, но работал с ним так же, как музыкант работает с нотами: ставя один кадр рядом с другим, он искал скрытую визуальную гармонию или диссонанс. Такого рода стилистика позволяла отображать на экране самые абстрактные темы: режиссер даже предполагал экранизировать Капитал К.Маркса.В большей степени ассоциативная, чем повествовательная роль монтажа, стилизованная, "оперная" манера игры актеров в последних фильмах, масштабные эпические сюжеты, которые скорее оркестровывались, как музыкальные произведения, нежели просто рассказывались, эксперименты с контрапунктом звука и изображения, экспрессивные цветовые решения - в творчестве Эйзенштейна эти выразительные средства кино достигли апогея и более глубоко уже не разрабатывались и не исследовались другими режиссерами.Умер Эйзенштейн в Москве 10 февраля 1948.

  1. эйзенштейн, сергей михайлович[. .] кинорежиссер теоретик киноискусства публицист. Др искусствоведческих наук профессор. Род. в г. Рига. В окончил Рижское реальное училище и поступил в Петроград ин...Большая биографическая энциклопедия
  2. эйзенштейн сергей михайловичЭйзенштейнstrong Сергей Михайлович [. Рига . Москва] советский режисср теоретик искусства педагог заслуженный деятель искусств РСФСР доктор искусствоведения . Родился в...Большая Советская энциклопедия II
  3. эйзенштейн сергей михайловичЭЙЗЕНШТЕЙН Сергей Михайлович кинорежиссер теоретик кино педагог заслуженный деятель искусств России доктор искусствоведения. Учился у В. Э. Мейерхольда. В театральных ...Большой Энциклопедический словарь V
  4. эйзенштейн, сергей михайлович. кинорежиссер заслуженный деятель искусств РСФСР кратный лауреат Сталинской премии . Сын инженера. Учился в Петроградском инте гражд. инженеров а в в школе прапорщик...Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия
  5. эйзенштейн, сергей михайловичСергей Михайлович кинорежиссер теоретик кино педагог. Учился у В.Э. Мейерхольда. В своих театральных постановках разрабатывал новые принципы организации драматического...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. эйзенштейн, сергей михайловичсоветский деятель культуры режиссер теоретик искусства педагог заслуженный деятель искусства РСФСР лауреат Сталинской премии доктор искусствоведения . С г. работал в а...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  7. эйзенштейн сергей михайловичРига Москва режисср художник теоретик кино заслуженный деятель искусств РСФСР доктор искусстведения . С в Москве работал заведующим декорационной частью Театра Пролет...Москва (энциклопедия)
  8. эйзенштейн сергей михайловичсоветский кинорежиссер теоретик исква и педагогфильм Э. Броненосец Потемкин классическое произв. социалистического реализма в киноискве в и гг. в результате международн...Эстетика