Энциклопедия Кольера II

ШАРИАТ

ШАРИАТ(араб. "аш-шар'а" - "Закон", "ясно установленный путь"), комплекс верований ('а'ид) и религиозно-правовых норм (акм), которым должен следовать мусульманин. Нормы шариата охватывают две области: отношения человека с Богом и его отношения с другими людьми и общиной, регулируя практически все сферы повседневной жизни.В узком смысле шариат включает в себя только ясно зафиксированные нормы Корана и сунны. В более широком толковании он охватывает также нормы, выработанные в школах (мазхабах) исламской религиозно-правовой мысли (фикха). Поэтому, хотя Законодателем в исламе выступает Бог, шариат наряду с нормами, имеющими прямое божественное происхождение, включает установления, сформулированные людьми в согласии с ними или на их основе. Поэтому наряду с Кораном и сунной в суннитском исламе в качестве источника права выступают иджм' ("единогласное мнение") общины и ийс ("соизмерение") случаев, прямо не описанных в Коране и сунне и не регулируемых консенсусом, с теми, что описаны в одном из этих источников, и определение для них правовой нормы на основании такого соизмерения. Консенсус признается на основе известного хадиса, утверждающего, что община мусульман никогда не примет единогласно неверного решения. Единогласие общины было в дальнейшем заменено на единогласие факихов (знатоков фикха), но даже и в такой формулировке возможность установления действительного единогласия неоднократно подвергалась сомнению. ийс признается разными мазхабами в разной степени, а разработка его теории составила одну из наиболее развитых отраслей "основ фикха" ('ул ал-фих) в классическом исламской обществе. В шиизме иджм' и ийс не признаются в качестве источника права, их место занимают установления имамов (см. ИСЛАМ), которые, согласно шиитским доктринам, обладают абсолютным знанием о любом предмете.Степень влияния и его границы. Шариат определяет и организует жизнь мусульман на пространстве от Марокко до Филиппинских островов и от Центральной Азии до Нигерии и Занзибара. Однако его влияние не везде одинаково. Турецкие суды сегодня следуют светским юридическим кодексам. В Саудовской Аравии шариат остается единственной правовой системой. В Индии, Пакистане, Ираке, Сирии, Ливане и в мусульманской Африке государственные правонарушения и сделки между гражданами рассматриваются с точки зрения норм светского законодательства, тогда как шариат регулирует вопросы наследования, брака, развода, благотворительных организаций.Влияние доисламских обычаев. Некоторые нормы шариата восходят к племенным обычаям народов доисламской Аравии, с их кровной враждой и вооруженными набегами. Богатство, защищаемое от набегов, часто само являлось добычей, захваченной ранее во время нападения. Наследование заключалось в перераспределении трофеев между родственниками умершего, которые обычно сражались рядом с ним. Женщины, не участвовавшие в набегах и не защищавшие имущество, ничего не наследовали.Наследование женщинами. Стремясь к повышению статуса женщин, пророк Мухаммед (ок. 570-632) включил их в систему наследования. "Завещает вам Аллах", - говорится в Коране (4:11), - "относительно ваших детей: (а) сыну - долю, подобную доле двух дочерей. (б) А если они (дети) - женщины, числом больше двух, то им - две трети того, что он оставил, а если одна, то ей - половина". Вероятно, Пророк первоначально склонялся именно ко второму решению (б). Дочери, получившие предназначенную им долю, не нарушали баланс распределения наследства между ближайшими родственниками-мужчинами. Однако такая схема ухудшала положение сыновей. Например, если у него было две дочери и два сына, дочери поделили бы между собой две трети, тогда как сыновья получили бы только треть. Из-за сильного возмущения членов племени была добавлена также норма (а). В той же семье из двух сыновей и двух дочерей имущество по-прежнему было бы разделено на шесть частей, но теперь каждый сын получил бы по две шестых, а каждая дочь - по одной шестой.Классификация действий и ее влияние на нормы шариата. В исламе все действия человека разделяются на "запрещенные" (ар), совершение которых наказуемо, а несовершение похвально; "нерекомендуемые" (макрх), совершение которых ненаказуемо, но воздержание от которых похвально; "безразличные" (муб) для Законодателя, относительно которых не установлены никакие нормы; "рекомендуемые" (мандб, сунна), совершение которых похвально, но несовершение ненаказуемо; "обязательные" (вджиб, фар), совершение которых поощряется, а несовершение наказывается. Все, что служит таким действиям, подпадает под ту же норму, что и само действие.Эта классификация распространяется практически на все сферы. Примером может служить случай, когда покойный завещал больше, чем владел на момент смерти. В такой ситуации некоторые легаты (завещательные отказы движимости) должны быть проданы в определенном порядке. Англо-американские гражданские суды сперва продают имущество, не учтенное в завещании, затем имущество, переданное в соответствии со статьей о движимом имуществе, оставшемся после уплаты долгов, и, в конце концов, специально поименованное в завещании имущество. При этом наиболее специфическими считаются те части имущества, о которых покойный заботился в наибольшей степени. Таким образом, гражданский суд как бы исполняет его желание. Суд шариата будет продавать легаты в соответствии с пятичленной классификацией. Прежде всего последуют запрещенные легаты, затем те, которые служат нерекомендуемому, затем безразличные, затем те, которые считаются достойными поощрения, и на последнем месте всегда находятся обязательные. Продажа завещательных отказов движимого имущества для выплаты непризнанных долгов является обязательной, поскольку в противном случае могут пострадать неизвестные кредиторы. Завещательные отказы, которые являются обязательствами в отношении Бога, пользуются меньшей защитой, поскольку считается, что Бог может легче перенести эту утрату. Однако в рамках класса долгов в отношении Бога обычно следуют тем же общим принципам. Завещательный отказ имущества, служащий для чтения молитв Богу, продается прежде того, который используется для пожертвований неимущим. Однако этому классу завещательных отказов оказывается предпочтение по сравнению с теми, которые считаются безразличными и так далее. Подобные классификации, применяемые ко всем сферам человеческой деятельности, чрезвычайно распространены в исламском праве.Коран и сунна как источники исламского права. Одним из источников шариата является Коран как слово Божье, полученное в Откровении. В некоторых его стихах содержатся вполне законченные предписания. Однако, хотя и сказано: "О вы, которые уверовали! Будьте верны в договорах" (5:1), - в этих словах, ставших краеугольным камнем договорного права, не определено, какие формальности необходимо соблюсти при заключении контракта или каковы материальные последствия его нарушения.По мере расширения исламского государства и включения в его орбиту народов, знакомых с римской и иными правовыми системами, все более отчетливо выступала необходимость развития шариата и его приспособления к новым условиям. Важную роль сыграло обращение к хадисам - преданиям о поступках и словах Мухаммеда, его ближайших родственников, а также сподвижников. Собрание хадисов образует сунну - "закон", ориентир для каждого мусульманина. В исламском праве действует принцип, согласно которому сунна служит для разъяснения и детализации общих положений Корана, а Коран - для разъяснения сунны. При этом предполагается, что сунна не содержит установлений, принципиально противоречащих кораническим, и наоборот. Хотя традиционная мусульманская наука выработала сложную систему проверки хадисов на достоверность и их соответствующей классификации, в обширный их корпус могли попасть и подложные. Установлению таких хадисов западное востоковедение традиционно уделяло значительное внимание, причем его выводы часто не совпадают с тезисами исламского фикха.Четыре основные суннитские школы фикха. Наряду с Кораном и сунной источниками права, признаваемыми в суннитском исламе, служат иджм' ("единогласие") и ийс ("соизмерение"), или установление аналогии между рассматриваемым и зафиксированным в авторитетных источниках казусами. Различия между постепенно сформировавшимися школами исламской религиозно-правовой мысли, или мазхабами фикха, в значительной степени определялись тем значением, которое придавалось источникам, дополняющим авторитет текстов. Если захириты (араб. "хириййа" - "люди явного") признавали только ясно и недвусмысленно зафиксированные нормы авторитетных текстов, то батыниты (араб. "биниййа" - "люди скрытого"), прежде всего шииты, напротив, допускали фактически свободное нормотворчество имамов, которое лишь по видимости согласовывалось с авторитетными текстами посредством та'вл "толкования" последних.Хотя в суннитском исламе получили развитие многочисленные школы фикха, в дальнейшем в качестве равно авторитетных и не противоречащих друг другу были признаны четыре, сохранившиеся и в наше время. Это ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский мазхабы. Юридическая методология каждой школы сочетает доводы авторитетных текстов с рассуждениями по аналогии, но в разных пропорциях. Ханбалиты предпочитают строгое истолкование авторитетного хадиса. Маликиты и ханафиты допускают большую свободу действий в каждом конкретном случае. Такие расхождения приводят к некоторым различиям в конечном результате. К примеру, все четыре школы признают предание, согласно которому верующий имеет право завещать треть своего имущества. Однако далее в нем делается следующий вывод: "И треть - это хорошо, и более того, ибо оставить своих наследников богатыми лучше, чем оставить их в нужде, просящими милостыню у других". В какой мере это правило служит дополнительной гарантией права завещать имущество, а в какой - является ограничением этого права, призванным защитить наследников умершего от обнищания, остается неясным. Это различие становится особенно значимым, когда умирает бедный человек, имущества которого едва ли достаточно, чтобы поддержать его родственников. В таком случае ханафиты признают право на завещание, но считают предпочтительным, чтобы покойный его не использовал. Ханбалиты настаивают на ограничении и запрещают лишать имущества кого-либо из наследников. При этом каждая школа признает полную ортодоксальность позиций других школ.Каждый суннит считается приверженцем одной из этих школ. В классическом мусульманском обществе в каждом крупном городе применяют четыре правовые системы. Однако каждая школа, или мазхаб пользуется особым покровительством и почетом в определенных местностях. Большинство ханбалитов проживает в Саудовской Аравии. Маликиты преобладают в Северной и Западной Африке; это единственная школа, признанная мусульманскими судами Марокко и Алжира. Шафииты составляют большинство в Индонезии, Восточной Африке, южной Аравии и северном Египте. Наибольшим распространением пользуется школа ханафитов. Среди ее приверженцев большинство мусульман России, Индии, Пакистана и Турции, она была официальной школой Османской империи. Ей оказывают предпочтение и в тех странах, которые возникли из бывших провинций Османской империи, таких, как Египет, Сирия, Израиль, Иордания и Ирак.Последователи шиитского ислама придерживаются самостоятельных юридических учений; многие из них отражают те социальные, исторические и религиозные тенденции, в результате которых и произошло их отделение от суннитского большинства.Абсолютный и ограниченный иджтихад. К 10 в. возобладало мнение, что принципиальное истолкование авторитетных текстов уже осуществлено. Был объявлен запрет на абсолютный иджтихад, т.е. самостоятельный вывод факихом новых правовых норм, противоречащих основаниям существующих мазхабов. Вместе с тем внутри имевшихся правовых школ свобода нормотворчества сохранилась. Верующий может прибегнуть к фетве, или решению муфтия - знатока исламского права. Чтобы санкционировать намеченное действие или решить спорный вопрос, муфтий должен посредством кийас ("соизмерения") вывести авторитетное обоснование из примеров, содержащихся в руководствах для верующих данного мазхаба. Если авторитетные тексты недвусмысленно высказываются против задуманного действия, муфтий все-таки может найти ему оправдание при помощи одной из многочисленных уловок. Предположим, какой-то человек захотел, чтобы его имущество было разделено после смерти среди его детей иначе, чем этого требуют сложившиеся правила. В рамках законодательства о наследовании такая возможность отсутствует. Однако в рамках законодательства о благотворительных фондах (вакфах) он может учредить семейный вакф (при одном обязательном условии: если линия его потомков прервется, весь доход будет роздан среди бедных). Вместе с тем он может назвать определенных детей и их потомков пожизненными получателями дохода с переданного в вакф имущества.Шариат и современное общество. Властная структура ислама при отсутствии церкви была своеобразным воплощением самого шариата, обязанного своей силой именно тому, что он не поддавался принципиальным изменениям и переработке. При этом идеи шариата, будучи идеальной картиной мусульманского общества, так и не были в полной мере осуществлены на практике. Уже на раннем этапе на смену уголовному и административному праву пришли светские указы и законы конкретных правителей, сохранивших за собой также право разрешать любого рода споры, которым не препятствовали ограничения, налагаемые шариатом. Контакты с западными торговцами требовали введения специальных судов и признания европейского торгового права. Влияние западной культуры в 19 в. привело к широкомасштабному заимствованию европейских юридических норм. Некоторые движения в 20 в. стремились восстановить роль шариата, однако в конце концов были приняты западные правовые кодексы с включением в них некоторых идей шариата. В большинстве мусульманских стран исламское право применяется сегодня лишь в области наследования, семейных отношений и благотворительных фондов.См. также АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

  1. шариатараб. шарма букв. надлежащий путь свод норм мусульм. права морали релит. предписаний и ритуалов призванный охватить всю жизнь мусульман от колыбели до могилы. Ш. основыва...Атеистический словарь
  2. шариатараб. шарма букв. надлежащий путь свод норм мусульм. права морали релит. предписаний и ритуалов призванный охватить всю жизнь мусульман от колыбели до могилы. Ш. основы...Атеистический словарь II
  3. шариатараб. шариа буквально правильный путь образ действия свод религиозноэтических и правовых предписаний ислама опирающихся на Коран emсунну См. Сунна и Фикх. Разработан в ...Большая Советская энциклопедия II
  4. шариатм. sharia f Итальянорусский словарь. Синонимы право путь...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. шариатм рел.Scharia f право путь...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. шариатшариат м рел. Scharia fСинонимы право путь...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  7. шариатм. рел.chariat mem sharia mem chari m...Большой русско-испанский словарь
  8. шариатсущ. муж. рода юр.шарат уem...Большой русско-украинский словарь
  9. шариатм. charia f...Большой русско-французский словарь
  10. шариатм.charia f право путь...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  11. шариатШАРИАТ араб. шариа букв. надлежащий путь свод мусульманских правовых и теологических нормативов провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных установл...Большой Энциклопедический словарь V
  12. шариатот араб.u шариа прямой правильный путь обязательные предписания право закон свод мусульманских правовых и теологических нормативов закрепленных прежде всего в Коране и ...Большой юридический словарь
  13. шариатШАРИАТ от араб. шариа прямой правильный путь обязательные предписания право закон свод мусульманских правовых и теологических нормативов закрепленных прежде всего в Кор...Большой юридический словарь II
  14. шариатсистематизиров. свод религ.этич. и правовых предписаний ислама опирающ. на Коран сунну и фикх. По мусульм. традиции божеств. закон. Ш. разработан в вв. в Араб. халифа...Древний мир. Энциклопедический словарь
  15. шариатсистематизиров. свод религ.этич. и правовых предписаний ислама опирающ. на Коран сунну и фикх. По мусульм. традиции божеств. закон. Ш. разработан в вв. в Араб. халифа...Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах
  16. шариаткомплекс норм и правил поведения мусульман опирающийся на авторитет Корана где указан прямой путь ведущий в рай. В обобщенном виде он может быть истолкован как исламский ...Евразийская мудрость от А до Я
  17. шариатпрямой правильный путь. Этот термин имеет широкое значение. Это и свод Божественных повелений и запретов и основанный на аятах Корана и Сунны пророка Божественный Закон и...Ислам. Энциклопедический словарь
  18. шариатШАРИАТ а м. ШАРЬЯТ а м. chariat m. ampLTараб. sarat. Совокупность религиозных бытовых правил и юридических норм феодального права основанный на коране и действующий в нек...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  19. шариатарабск. шария надлежащий прямой правильный путь свод мусульманских правовых и теологических норм опирающихся на Коран и провозглашенных исламом вечным и неизменным плод...История России. Словарь-справочник. Учебно-практическое пособие
  20. шариатсовокупность всех религиозноправовых и обрядовых норм ислама....Кабус-наме - исторический глоссарий (проект Vostlit)
  21. шариатсобирательное название всех законов Ислама. В понятие Шариата входят все его религиозные литургические этические и юридические системы....Краткий словарь исламских терминов
  22. шариатсистематизированный свод религиозноэтических и правовых предписаний ислама опирающихся на Коран Сунну и фирх мусульманское правоведение. По мусульманской традиции божест...Краткий толковый словарь по этнографии Крыма
  23. шариата м.em Совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права действующих в некоторых странах где ислам является государственной религией.По закону ...Малый академический словарь
  24. шариаткорень ШАРИАТ нулевое окончаниеОснова слова ШАРИАТВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ШАРИАТ Слово Шариат содержит следующие морфемы или час...Морфемный разбор слова по составу
  25. шариатНачальная форма Шариат винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  26. шариатshanah араб. букв надлежащий путь свод правовых норм принципов и правил провозглашенных исламом вечный и неизменный плод божест венных установлений. Ш. это образ жизни ...Народы и культуры. Оксфордская энцкилопедия
  27. шариатараб. букв. надлежащий путь закон свод мусульманских правовых и богословских нормативов провозглашенный исламом вечным и неизменным плодом божественных установлений. Этот...Новая философская энциклопедия
  28. шариатшариат м. Совокупность религиозных и юридических норм основанных на Коране мусульманское право....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  29. шариатшариат шариат а...Орфографический словарь
  30. шариатu м право путь...Орфографический словарь русского языка
  31. шариатисламское право базирующееся по убеждению мусульман на божественном откровении и взятое из Корана Хадиса учений Мухаммеда и других источников....Политология - глоссарий по книге
  32. шариатшариат шариаты шариата шариатов шариату шариатам шариат шариаты шариатом шариатами шариате шариатах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  33. шариатОрфографическая запись слова шариат Ударение в слове шариат Деление слова на слоги перенос слова шариат Фонетическая транскрипция слова шариат [шрат] Характеристика всех...Полный фонетический разбор слов
  34. шариатот араб ашшариа прямой правильный путь предписания установленные в качве обязательных комплекс обязательных предписаний закрепленных в Коране и сунне и являющихся религио...Религии народов современной России
  35. шариатСвод мусульманских правовых и религиозных нормативов провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных установлений. Шариат опирается на нормы Корана и част...Религиозные термины
  36. шариатШАРИАТ арабское шариа буквально надлежащий путь свод религиозноэтических и правовых предписаний исламаem опирающихся на Коран и сунну. Разработан в вв. в Арабском халиф...Русская энциклопедия
  37. шариатшариат аСинонимы право путь...Русский орфографический словарь
  38. шариатМ мн. нет rit....Русско-азербайджанский словарь
  39. шариатв исламе свод религиозных и юридических правил основанных на Коранеem Sharia...Русско-английский словарь политической терминологии
  40. шариатШарыят...Русско-белорусский словарь
  41. шариатрел.i шарыят муж.i...Русско-белорусский словарь II
  42. шариатшариат...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  43. шариатшариат...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  44. шариатм. рел. шарият шараат....Русско-киргизский словарь
  45. шариат. Синонимы право путь...Русско-китайский словарь
  46. шариатeriat...Русско-крымскотатарский словарь
  47. шариатprawo szariatu...Русско-польский словарь
  48. шариатШариатsheria...Русско-суахили словарь
  49. шариатшариат шариат...Русско-таджикский словарь
  50. шариатм шригать...Русско-татарский словарь
  51. шариатeriat м мус. сторонник шариата eriatпо закону шариата eriata право путь...Русско-турецкий словарь
  52. шариатшариат совокупность правовых и религиозныхнорм основанных на Коране по закону ШариатаСинонимы право путь...Русское словесное ударение
  53. шариатар. мусульманское каноническое право...Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды
  54. шариатШАРИАТ араб. Собрание законов основанных на Коране. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. ШАРИАТ [арабск.] совокупность юридических и ...Словарь иностранных слов русского языка
  55. шариатнадлежащий путь свод норм мусульманского права морали религиозных предписаний и ритуалов призванный охватить всю жизнь мусульман от колыбели до могилы. Основывается на К...Словарь исторических терминов
  56. шариатШариат совокупность религиозных и юридических норм мусульманского религиозного права...Словарь литературных типов (авторы и персонажи)
  57. шариатСовокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права основанных на Коране и действующих в некрых странах где ислам является государственной религи...Словарь политических терминов проекта Me-i-oni
  58. шариатшариат сущ. колво синонимов право путь Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы право путь...Словарь синонимов II
  59. шариатараб. букв. надлежащий путь Совокупность юридических и религиозных норм основанных на Коране мусульманское право....Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран II
  60. шариатот араб шар закон шариа правильный путь прямая дорога образ действия система религиозноэтических и правовых норм ислама созданная в Аравии в VIIXII вв. Основой Ш. явля...Словарь терминов по истории государства и права зарубежных стран
  61. шариатШАРИАТ от араб. шариа прямой правильный путь обязательные предписания право закон свод мусульманских правовых и теологических нормативов закрепленных прежде всего в Кор...Словарь юридических терминов
  62. шариатараб. шариа букв. правильный путь прямая дорога образ действия систематизированный свод религ.этич. и правовых предписаний ислама опирающихся на Коран сунну и фикх. По ...Советская историческая энциклопедия
  63. шариатсистема феодального права созданная в Аравии в вв. н. э. правящими классами как средство удержания широких масс трудящихся в политическом и экономическом рабстве. Являвш...Советский юридический словарь
  64. шариатШАРИАТ арабское шариа буквально надлежащий путь важнейшая часть мусульманского права его источник. Излагает общие положения Корана и Сунны касающиеся поведения верующих ...Современная энциклопедия
  65. шариатШАРИАТ араб . шариа букв. надлежащий путь свод мусульманских правовых и теологических нормативов провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных установл...Современный энциклопедический словарь
  66. шариаткомплекс юридических норм принципов и правил поведения религиозной жизни и поступков мусульманина соблюдение которых означает ведение праведной угодной Аллаху жизни приво...Теория государства и права
  67. шариатшариат [ар.] совокупность юридических и религиозных норм основанных на коране мусульманское право ср. адат....Толковый словарь иностранных слов
  68. шариатШАРИАТ а м. В исламе свод религиозных и юридических правилоснованных на Коране....Толковый словарь Ожегова
  69. шариатШАРИАТ шариата мн. нет м. араб. У мусульман свод религиозных и бытовых правил основанных на коране....Толковый словарь русского языка II
  70. шариатшариат шариат а м. В исламе свод религиозных и юридических правил основанных на Коране....Толковый словарь русского языка II
  71. шариатШАРИАТ а м. В исламе свод религиозных и юридических правил основанных на Коране....Толковый словарь русского языка
  72. шариатУдарение в слове шариатУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове шариат...Ударение и правописание
  73. шариатшариат шариаты шариата шариатов шариату шариатам шариат шариаты шариатом шариатами шариате шариатах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синони...Формы слова
  74. шариатараб. шариа букв. надлежащий путь свод мусульманских религиозных и правовых нормативов провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных установлении. Являе...Экономика и право
  75. шариатШариат Шар Тиша Тир Тара Ришта Рита Риа Иштар Аир Шри Арат Арт Ашар Итр Таир Тиара Шаир...Электронный словарь анаграмм русского языка
  76. шариатШариат писанное право мусульман см....Энциклопедический словарь
  77. шариатписанное право мусульман см....Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  78. шариатараб. шариа букв. надлежащий путь свод мусульманских религиозных и правовых нормативов провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных установлении. Явл...Энциклопедический словарь экономики и права
  79. шариатарабское шариа буквально надлежащий путь свод религиозноэтических и правовых предписании ислама опирающихся на Коран и сунну. Разработан в вв. в Арабском халифате. Помим...Энциклопедия История отечества
  80. шариатарабское шариа буквально надлежащий путь свод религиозноэтических и правовых предписании ислама опирающихся на Коран и сунну. Разработан в вв. в Арабском халифате. Помим...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  81. шариатШариат ар.em шариа букв. надлежащий путь свод мусульманских правовых и теологических нормативов провозглашенных исламом вечным и неизменным плодом божественных установл...Энциклопедия культурологии
  82. шариатот араб. шариа прямой правильный путь обязательные предписания право законкомплекс закрепленных в Коране и сунне предписаний которые определяют убеждения формируют религ...Энциклопедия юриста
  83. шариатот араб. шариа правильный путь религиозное право у мусульман.Синонимы право путь...Этнографические термины
  84. шариатот арабск. шариа прямой правильный путь обязательные предписания право закон комплекс закрепленных прежде всего в Коране и сунне предписаний которые определяют убеждени...Юридическая энциклопедия