Энциклопедия Кольера II

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ

ПАВЕЛ САМОСАТСКИЙепископ Антиохийский (260-272), о ранних годах которого известно лишь то, что он был низкого происхождения. Он стал патриархом Антиохийским в 260, и приблизительно в то же время выдвинул свое учение, обычно квалифицируемое как "динамистическое монархианство". Помимо этого, он занимал светскую должность прокуратора-дуценария и пользовался покровительством царицы Пальмиры Зиновии. Выдвинутые против него обвинения рассматривались на нескольких соборах; на первом из них, в 264, он был обвинен в еретических взглядах, в беззастенчивой роскоши и в том, что он, самым скандальным образом, допустил женщин жить в его доме. Антиохийский собор (269) окончательно низложил Павла, однако фактически сместить его с епископской кафедры удалось только после того, как Антиохия была в 272 захвачена Аврелианом и подчинена Риму. Евсевий Кесарийский приводит принадлежащее Малхиону послание, содержащее описание хода и решений этого собора и адресованное епископам и пресвитерам всего христианского мира; это послание остается единственным достоверным документом той эпохи, касающимся Павла Самосатского. Учение последнего, примыкающее к динамистическому монархианству, представляло собою восточную разновидность адопционизма, напоминающую учение Феодота и Артемона на Западе. Он отрицал божественную сущность Христа и различение Лиц Отца, Сына и Св. Духа, утверждая, что есть только одно божественное Лицо. Согласно его учению, Иисус был по природе своей человеком, подобным другим людям, но что позднее на него сошел Логос (Божественное Слово) и что после этого он стал Богом, но не по природе, а через соединение Логоса с человеком-Иисусом вследствие избранничества, действий и воли последнего. Павел доказывал, что представления о том, что Иисус был Сыном Божьим "по естеству", ведут к двоебожию, и на этом основании он запретил воспевать в церкви хвалы Христу. Влияние Павла Самосатского в той или иной степени сказалось на взглядах Лукиана Антиохийского и на системе Ария, также имевшей антиохийские корни. См. также АДОПЦИАНСТВО; МОНАРХИАНСТВО.

  1. павел самосатскийеретик в. антитринитарий епископ в Антиохии. П. С. учил что слово и дух святой находятся в боге так же как разум и дух в человеке отрицал божеств сущность Христа. Аятиох...Атеистический словарь
  2. павел самосатскийеретик в. антитринитарий епископ в Антиохии. П. С. учил что слово и дух святой находятся в боге так же как разум и дух в человеке отрицал божеств сущность Христа. Аятиох...Атеистический словарь II
  3. павел самосатскийв. епископ Антиохийский в х гг. его учениеотрицавшее божественную природу Иисуса Христа было осуждено как ересь наАнтиохийском соборе ....Большой энциклопедический словарь II
  4. павел самосатскийПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ в. епископ Антиохийский в х гг. его учение отрицавшее божественную природу Иисуса Христа было осуждено как ересь на Антиохийском соборе ....Большой Энциклопедический словарь V
  5. павел самосатскийПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ в . епископ Антиохийский в х гг. его учение отрицавшее божественную природу Иисуса Христа было осуждено как ересь на Антиохийском соборе ....Современный энциклопедический словарь
  6. павел самосатскийPaul of Samosata. С по г. занимал епископскую кафедру в Антиохии. Уже тогда когда он начал проповедовать в сане епископа его учение неоднократно осуждалось на церковных...Теологический энциклопедический словарь
  7. павел самосатскийПАВЕЛ САМОСАТСКИЙ христианский богослов в. сторонник сближения церкви с госвом сочетал должность наместника дуценария Антиохии с постом антиохийского епископа с . Вы...Философская энциклопедия
  8. павел самосатскийхристианский богослов в. сторонник сближения церкви с госвом сочетал должность наместника дуценария Антиохии с постом антиохийского епископа с . Выразитель сепаратистски...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  9. павел самосатскийПавел Самосатский по месту рождения еретик III в. антитринатарий см. Человек с блестящим светским образованием он сначала был публичным ритором и софистом в Антиохии а м...Энциклопедический словарь
  10. павел самосатскийпо месту рождения еретик III в. антитринатарий см. Человек с блестящим светским образованием он сначала был публичным ритором и софистом в Антиохии а между и г. занял ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона