Энциклопедия Кольера II

ДАЙ ЧЖЭНЬ

ДАЙ ЧЖЭНЬДай Дунъюань, Дай Шзньсю (1723-1777), китайский философ-неоконфуцианец, лидер одного (Вань пай) из двух главных направлений "ханьского учения" (хань сюэ, пу сюэ), ученый (математик, астроном, лингвист, историк и географ). Родился 19 января 1723 в Сюнине провинции Аньхой. Происходил из семьи мелкого торговца. С 1773 участвовал в составлении свода классической литературы Сы ку цюань шу (Полное собрание всех книг по четырем разделам). В 1775 за научные заслуги без экзаменов (которые шесть раз безуспешно пытался сдать) получил высшую ученую степень - цзиньши и звание академика Ханьлиньской академии. Умер 1 июля 1777 в Пекине. Развивал методологию " доказательного исследования" (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражающих их терминов. Дай Чжэнь излагал собственные взгляды в текстологических комментариях к конфуцианской классике, противопоставляя их искаженным, по его мнению, даосско-буддийскими влияниями комментариям предшествовавших конфуцианцев (Чэн - Чжу школы, Лу - Ван школы). Главные философские сочинения Дай Чжэня - Значения слов "Мэн-цзы" в комментариях и свидетельствах (Мэн-цзы цзы и шу чжэн) и Обращение к началу добра (Юань шань).Основная тенденция теоретических построений Дай Чжэня - стремление к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Идущее от Си цы чжуани (комментирующая часть Чжоу и) и основополагающее для неоконфуцианства противопоставление "надформенного" (син эр шан) дао "подформенным" (син яр ся) "орудиям" (ци2) он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой "пневмы" (ци1): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, "порождающей порождения" (шэн шэн) по законам сил инь ян и "пяти элементов" (у син1) и, с другой - уже оформившейся в множества конкретных устойчивых вещей. Дай Чжэнь обосновывал включение "пяти элементов" в понятие "дао" определением последнего термина, имеющего лексическое значение "путь, дорога", с помощью этимологического компонента иероглифа "дао" - графического элемента (в другом написании - самостоятельного иероглифа) "син3" ("движение", "действие", "поведение"), входящего в словосочетание "у син1" (Мэн-цзы цзы и шу чжэн, цзюань 2). " природа" (син1) каждой вещи, по Дай Чжэню, "естественна" (цзы жань) и определяется "добром" (шань), которое порождается "гуманностью" (жэнь2), упорядочивается "благопристойностью" (ли2) и стабилизируется "должной справедливостью" (и1). Космологически "добро" проявляется в виде дао, "благодати" ("добродетели"-дэ1) и "принципов" (ли1), а антропологически - в виде "предопределения" (мин1), " природы" и "способностей" (цай) (Юань дао, цзюань 1).Дай Чжэнь выступал против канонизированного неоконфуцианством периода правления династии Сун (960-1279) противопоставления "принципов" "чувствам" (цин2) и "желаниям" (юй), утверждая, что "принципы" неотделимы от "чувств" и "желаний"."Принцип" - то неизменное, что специфично для "индивидуальной природы" каждого человека и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшествовавших неоконфуцианцев Дай Чжэнь считал, что "принципы" в явном виде не присутствуют в человеческой психике - "сердце" (синь1), а выявляются с помощью глубинного анализа. Способности людей к познанию, по Дай Чжэню, различаются подобно огням с разной интенсивностью свечения; эти различия отчасти компенсируются обучением. Дай Чжэнь обосновывал приоритет эмпирико-аналитического подхода как в познании, так и в практике.Малопопулярные в свое время труды Дай Чжэня вызвали к себе интерес в 20 в., оказавшись созвучными сциентистским умопостроениям значительной части китайской интеллигенции.

  1. дай чжэньДай Дуныоань кит. философматериалист. Возглавлял одну из группировок филос. течения Хань Сюе провозгласившего возврат к изучению конфуц. классиков в редакции периода Хан...Атеистический словарь
  2. дай чжэнь. . китайский мыслитель с материалистической тенденцией автор трудов по философии математике лингвистике и истории. В противовес Чжу Си который отождествляя категорию да...Большая Советская энциклопедия II
  3. дай чжэньДАЙ ЧЖЭНЬ китайский мыслитель автор трудов по философии математике лингвистике и истории. Полемизировал с представителями ортодоксального конфуцианства отвергая подавле...Большой Энциклопедический словарь V
  4. дай чжэньДАЙ ЧЖЭНЬ китайский мыслитель автор трудов по философии математике лингвистике и истории. Полемизировал с представителями ортодоксального конфуцианства отвергая подавлен...Современный энциклопедический словарь
  5. дай чжэньДАЙ ЧЖЭНЬ Дай Дунъюань . Сюнин пров. Аньхой . Пекинem кит.em философматериалист периода Цин em. Крупный учный занимался астрономией математикой историей географией лингви...Философская энциклопедия
  6. дай чжэньрод. янв. Сюнин пров. Аньхой ум. июля Пекин кит. философматериалист. Мир в котором взаимодействуют два начала идеальное Ли и материальное Ци по Дай Чжэню находится в ...Философский энциклопедический словарь II