Энциклопедия Кольера II

ВЕНЕСУЭЛА: ИСТОРИЯ Е. ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ

ВЕНЕСУЭЛА: ИСТОРИЯ - Е. ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ПРАВЛЕНИЕК статье ВЕНЕСУЭЛА: ИСТОРИЯНовая администрация восстановила доверие к стране на международной арене, подорванное режимом Хименеса; были начаты программы по социальному обеспечению и народному просвещению; принимались меры для привлечения иностранных инвестиций. В 1960 был принят закон о земельной реформе, по которому 700 тыс. крестьян получили собственные земельные наделы.В течение всех пяти лет пребывания у власти Бетанкура правые и левые экстремисты постоянно пытались свергнуть правительство, пользуясь поддержкой из-за рубежа. В 1960 Организация американских государств (ОАГ) проголосовала за применение санкций против Доминиканской Республики, находившейся тогда под властью диктатора Рафаэля Трухильо, за помощь правым экстремистам, организовавшим покушение на президента Бетанкура.Несмотря на волнения и терроризм, в декабре 1963 состоялись очередные выборы, в которых приняло участие ок. 90% избирателей. Президентом был избран д-р Рауль Леони, кандидат от ДД, долгое время бывший сподвижником Бетанкура. Правительство Леони поставило своей задачей повышение продуктивности сельского хозяйства и развитие промышленности. В 1968 Рафаэль Кальдера Родригес, кандидат от Социал-христианской партии, сменил Леони на посту президента, причем его победа на выборах была предопределена расколом в рядах ДД. Приступив к исполнению обязанностей в 1969, Кальдера Родригес продолжал выполнение программ повышения благосостояния и уровня образования. В 1974 к власти вернулась ДД с победой на президентских выборах 1973 ее кандидата, Карлоса Андреса Переса. Правительство Переса провело в 1975-1976 национализацию железорудных и нефтяных компаний. Благодаря значительному росту государственных доходов, в основном вследствие повышения цен на нефть на мировых рынках, а также благодаря тому, что ДД контролировала обе палаты Национального конгресса, Перес получил возможность начать осуществление ряда новых программ. В 1978 президентом был избран кандидат от Социал-христианской партии Луис Антонио Эррера Кампинс. Во время его правления в экономике страны наступил продолжительный спад, несмотря на то, что государственный доход от экспорта нефти увеличился почти вдвое. Внешний долг Венесуэлы вырос в три раза и превысил 34 млрд. долл., а стоимость жизни почти удвоилась. В 1983 на президентских выборах с большим отрывом победил кандидат ДД Хайме Лусинчи. Столкнувшись с падением мировых цен на нефть и с необходимостью выплачивать большие суммы в виде процентов по внешнему долгу и погашения долговых обязательств, Лусинчи ввел в стране режим жесткой экономии, который продлил период спада, но дал возможность Венесуэле, единственной среди латиноамериканских стран, полностью и своевременно рассчитаться с иностранными кредиторами. Однако новых займов в иностранных банках получить не удалось, и когда в 1986 возобновился экономический рост, необходимость финансировать предприятия породила инфляцию, которая привела к удвоению цен в течение двух лет.На выборах 1988 значительным большинством голосов был избран кандидат ДД, бывший президент Карлос Андрес Перес; к этому времени доход на душу населения в стране составлял менее 77% от уровня 1977, а стоимость венесуэльского валюты на международном рынке снизилась почти на 90% за 5 лет. Поскольку валютные запасы в стране были почти полностью исчерпаны, Пересу пришлось согласиться с требованиями МВФ и сразу же после вступления в должность ввести режим жесткой экономии. Принятые им непопулярные меры вызвали беспорядки в Каракасе: по официальным данным, погибло ок. 300 человек, а по неофициальным - более тысячи. Введение режима экономии дало желаемый эффект - иностранные кредиторы согласились предоставить Венесуэле новые займы, однако это не повлияло на сложившееся отрицательное отношение населения к правительству в целом и лично к Пересу.Неудачная экономическая политика породила всеобщее недовольство, с проявлениями которого правительство боролось силовыми методами. В этой обстановке возникли различные политические течения, как правого, так и левого толка, началось брожение в вооруженных силах. В 1990 и 1991 ширились антиправительственные выступления, достигшие кульминации во всеобщей забастовке 7 ноября 1991. Воодушевленные общенародным подъемом, патриотически настроенные элементы среди младших офицеров сплотились под руководством подполковника Уго Чавеса. 4 февраля 1992 Чавес возглавил неудавшуюся попытку государственного переворота.Опасаясь вторичной попытки переворота, руководители партий ДД и КОПЕЙ в апреле 1992 сформировали правительство "Национального единства", однако спустя три месяца представители КОПЕЙ вышли из состава кабинета. Вторая, также неудачная, попытка переворота была предпринята 27 ноября того же года.Начиная с 1990 происходит некоторое оживление экономики, отчасти в следствие лихорадочной приватизации; в 1991 экономический рост достиг 10%, а в 1992 - 9%. Однако к концу 1992 рост замедлился, а инфляция оставалась на уровне 30%.В марте 1993 генеральный прокурор Венесуэлы обратился в Верховный суд с просьбой привлечь президента к суду по обвинению в присвоении им государственных средств на сумму 17 млн. долл. Суд вынес положительное решение, и в мае 1993 Национальный конгресс принял решение об отстранении Переса от обязанностей главы государства, которые были переданы временному президенту. В декабре 1993 состоялись очередные президентские выборы, на которых победил Рафаэль Кальдера Родригес.Этот пожилой человек вызвал неудовольствие руководства собственной партии, КОПЕЙ, тем, что в своих речах и заявлениях поддерживал и поощрял политическую активность военных. В июне 1993 он был исключен из партии, так как настаивал на том, чтобы баллотироваться в президенты, конкурируя с намеченным КОПЕЙ кандидатом. В результате он выступил как независимый кандидат, получив поддержку от коалиции "Конвергенция", объединявшей небольшие партии левого или популистского толка. Однако ДД и КОПЕЙ, вынужденные объединиться на законодательном поприще, сохранили большинство в конгрессе.Когда Кальдера Родригес вступил в должность в начале 1994, перед ним встала неблагодарная задача удовлетворить противоречащие друг другу требования: с одной стороны, своих обедневших и разочарованных избирателей, а с другой - инвесторов и кредиторов, которые могли ввергнуть страну в еще более глубокий экономический кризис, задержав выплаты или изъяв из банков капиталовложения. Признав серьезность положения, Национальный конгресс (в котором было достигнуто согласие трех основных партий - ДД, КОПЕЙ и МАС) предоставил чрезвычайные полномочия новому президенту для проведения налоговых реформ и ряда других экономических мер.