Энциклопедия юриста

ГЕГЕЛЬ

(Hegel)

Георг Вильгельм Фридрих (1770- 1831) - немецкий философ, объективный идеалист.представитель немецкой классической философии, мыслитель-диалектик. Г. родился в Штутгарте в 1770 г. в семье чиновника. В 1788-1793 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте. В 1801 - 1806 гг. Жил в Йене, с 1808 по 1816г. был директором гимназии в Нюрнберге. С 1816 г. и до конца жизни преподавал философию в университетах Гейдельберга (1816- 1818)и Берлина (1818-1831).
Проблемы государства и права Г. разрабатывал на разных этапах своей деятельности. Главные произведения в этой области: "Конституция Германии", "О научных способах исследования естественного права, его месте в практической философии и его отношении к науке о позитивном праве", "Феноменология духа", "Отчет сословного собрания королевства Вюртемберг", "Философия духа", "Философия права", "Философия истории", "Английский билль о реформе 1831 года".
Учение о государстве и праве наиболее полно изложено в "Философии права". Право, а также мораль и нравственность Г. рассматривал в качестве объективации, внешнего обнаружения и образования объективного духа(одна из ступеней саморазвития мирового духа. охватывающая сферу социальной жизни). Философская идея Г. о тождестве мышления и бытия выступает в его правовом учении в тезисе о тождестве действительного и разумного, причем у Г. действительное - не то же самое, что и существующее; только необходимое и существенное в существующем можно назвать действительным. Тем самым Г. реализует исторический подход в философии права, рассматривает объективированные государственно-правовые формообразования через призму развития, где то, что перестает быть разумным и необходимым, перестает быть и действительным, хотя и может продолжать существовать.
Если юриспруденция изучает юридические закономерности(позитивное право), то философская наука о государственно-правовых образованиях постигает мысли, лежащие в основе права. Идея права - это единство понятия права и его осуществления: право осуществляется путем диалектического процесса конкретизации этого понятия - путем движения от абстрактных форм к конкретным.••
Понятие "право" у Г. имеет несколько значений: право как свобода ("идея права"), право как определенная ступень и форма свободы ("особое право"), право как закон ("позитивное право"). Система права как реализованной свободы - это система "особых прав", переходящих от абстрактных форм к конкретным. Ступени изменения идеи свободы предполагают ее определенное наличное бытие. А значит, конкретизация понятия права есть бытие свободной воли, "особое право". Это относится к абстрактному праву, морали, семье, обществу и государству. "Особые права" ограничены, соподчинены и взаимосвязаны. Г. раскрывает их в историческом и хронологическом порядке в пределах одной формации объективного духа. Каждое "особое право" по отношению к предыдущему "особому праву" представляет его основание и истину. По гегелевской системе истинно лишь право вышестоящей ступени. Подобным "особым правом" обладает государство.
Позитивное право является одним из "особых прав". Право в себе превращается в закон посредством "законодатель-ствования". Г. не противопоставляет право и закон, хотя допускает, что право может искажаться в процессе создания законов. Не все данное в форме закона есть право. Г. считает, что только закономерное в положительном праве законно и правомерно. В гегелевском учении различаются основные ступени развития права: абстрактное право, мораль и нравственность. Проблемы собственности, договора и неправды (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление) относятся к абстрактному праву, а умысел, вина, намерение, благо, добро, совесть - к морали; семья,
общество, государство - к нравственности. Г. полагает, что в основе права лежит свобода отдельного человека(в этом смысл абстрактного права). Свобода личности проявляется прежде всего в праве собственности, причем все формально равны в их одинаковом праве на частную собственность (но не в размере владения ею). Поэтому Г. подверг критике проект идеального государства Платона, где говорилось о фактическом равенстве людей.
Сознательное нарушение права Г. рассматривал как преступление. Наказание - не только средство восстановления права, оно является и правом самого преступника действовать в качестве свободной личности. Когда персона абстрактного права становится субъектом свободной воли, можно говорить о целях и мотивах поступков субъекта. В итоге Г. приходит к мысли, что о человеке надо судить по его самоопределению. Закон действует тогда, когда имеет место поступок, т.е. субъективная воля переходит в объективность, а моральная воля ненаказуема. \'
Абстрактное право и мораль связаны с понятием гражданского общества и государства. Г. дает характеристику гражданскому обществу и политическому государству. Гражданское общество у Г. понимается как буржуазное, антагонистическое общество, где идет война всех против всех. У гражданского общества есть свои признаки: система потребностей, правосудие, полиция и корпорации. В его структуру включены три сословия. Первое - субстанциальное (землевладельцы-дворяне и крестьяне), второе - промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники), третье - всеобщее (чиновники). Гражданское общество - это опосредованная трудом система потребностей, которая имеет в основании частную собственность и формальное равенство людей. Такое общество Г. связывает с утверждением буржуазного строя. Гражданское общество, считает Г.. не может решить проблему бедности, поэтому оно стремится выйти за свои пределы (международной торговлей и колонизацией). Гражданское общество в своем основании уже имеет государство.
В государстве заключена идея разума. права и свободы, а нравственность получает свою объективность и действительность как органическая целостность. Идея государства проявляется как непосредственная действительность, как индивидуальное государство (государственный строй.внутреннее государственное право), в отношениях между го-
сударствами (внешнее государственное право) и во всемирной истории. Индивидуальное государство в своем разумном виде представляет собой основанную на разделении властей конституционную монархию. Политическое государство имеет в своем составе законодательную, правительственную власть и власть государя. Г. соглашался со своими предшественниками Дж. Локком и Ш. Монтескье, что разделение властей есть "гарантия публичной свободы", но имел свое представление о характере и составе этих трех властей в государстве. Г. не приемлет идею народного суверенитета. Он обосновывает суверенитет наследственного конституционного монарха. В конституционной монархии объективная сторона государственного управления определяется законами, а монарх лишь соглашается с этим. присоединяя свое субъективное: "Я хочу". Правительственная власть понимается Г. как "власть подводить особенные сферы и отдельные случаи под всеобщее". Задача этой власти - поддерживать существующие законы и учреждения, а также выполнять волю монарха. Поэтому чиновничество Г. считал опорой государства. Законодательная власть нужна в государстве для того,чтобы определять и устанавливать всеобщее. Так как политический идеал Г. - конституционная монархия, то он рассчитывал на компромисс дворянства и буржуазии, на постепенный и мирный переход от полуфеодального строя в Германии к буржуазному.
При всех противоречиях Г. все-таки занимал прогрессивные позиции для своего времени. Идея государства наиболее четко проявляется, по мнению Г., в идеальности суверенитета. Государства относятся друг к другу как независимые, самостоятельные индивидуальности. Суверенитет государства - это абсолютная власть идеального целого над всем единичным, над жизнью, собственностью и правами отдельных лиц. Международное право - это не действительное право, каким является внутреннее государственное право, а долженствование. Суверенные государства сами решают вопрос о действительности этого долженствования. Над ними никто не влас-тен. Г. не отрицал сам принцип международного права и возможность договоров между государствами. Принцип международного права, с его точки зрения, состоит в том, что "трактаты, на которых основаны обязательства государств в отношении друг друга, должны выполняться". Г. допускал, что несогласие государств может решаться войной, и критиковал кантовскую идею вечного мира,
подкрепленного союзом государств. Но даже во время войны должны действовать морально-правовые принципы, видится перспектива мира. Мировой дух обладает наивысшим правом судить отдельные государства (духи отдельных народов). Таким образом, всемирная история есть всемирный суд.
Всемирная история состоит из четырех царств: восточного,греческого, римского и германского. Отсюда четыре формы государств: восточная теократия (свобода одного), демократия или аристократия (свобода некоторых), конституционная монархия (свобода всех). "Восток знал и знает только, что один свободен, греческий и римский мир знает, что некоторые свободны, германский мир знает, что все свободны". Мировой дух дает право быть "носителем степени развития" какому-нибудь народу, и этот народ получает возможность составить эпоху всемирной истории. Все новое время Г. считал эпохой германской нации.К недостаткам его исторической теории относятся националистические предрассудки. Г. помещает историю в рамки, заранее определенные идеей как началом, которое реализуется в истории. Учение Г. о государстве и праве оказало большое влияние на развитие политико-правовой мысли. Философия Г. дала почву как для консервативных, реакционных учений,так и для критических,прогрессивных взглядов. \' -
Лит..-Маркс К..Энгельс Ф. К кри-тике гегелевской философии права. Соч. 2-е изд. Т. 1.М., 1955;Маркс К.,Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Т. 3. М., 1955; Энгельс Ф. Фейербах и конец классической немецкой идеологии. Соч. Т. 2. М., 1955; Гайм Р. Гегель и его время:
Пер. с нем. СПб., 1861; Кэрд Э. Гегель:
Пер. с англ. М., 1898; Фишер К. Гегель, его жизнь, сочинения и учение: Пер. с нем. СПб., 1902-1903; Нерсесянц B.C. Гегель. М.. 1979;Rosenzweig F. Hegel und derStaat.Bd. 1-2. Aalen, 1962.
Тимошевская А.Д.

Синонимы:
философ


  1. гегельГегель Hegel Георг Вильгельм Фридрих великий немецкий философидеалист оказавший исключительное влияние на развитие западноевропейской философии и русской общественной м...1000 биографий
  2. гегельимя собств. сущ. муж. рода...Большой русско-украинский словарь
  3. гегельвласна назва мен. чол. роду...Большой украинско-русский словарь
  4. гегельHegel Георг Вильгельм Фридрих немецкий философсоздавший на объективноидеалистической основе систематическую теориюдиалектики. Ее центральное понятие развитие есть хар...Большой энциклопедический словарь II
  5. гегельГегель Георг Вльгельм Фридрих нмецький флософ. Гегель народився в Штутгарт навчався в Тюбнген згодом працював домашнм учителем у Берн та Франкфурт був унверситетським ви...Енциклопедія політичної думки
  6. гегельГЕГЕЛЬstrongHegel Георг Вильгельм Фридрих немецкий философ создатель философской системы являющейся не только завершающим звеном в развитии немецкой трансцендентально...История философии II
  7. гегельHegel Георг Вильгельм Фридрих. Штуттгарт .Нем. философ. Получил образование в Тюбингенском унте . В студенческие годы придерживался радикальных взглядов приветствовал ...Китайская философия. Энциклопедический словарь II
  8. гегельГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих Georg Wilhelm Friedrich Hegel см. Эстетика. Литературная энциклопедия. В т. М. издательство Коммунистической академии Советская энцикло...Литературная энциклопедия
  9. гегельГеорг Вильгельм Фридрих [Georg Wilhelm Friedrich Hegel ] см. Эстетика....Литературная энциклопедия II
  10. гегельГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих Georg Wilhelm Friedrich Hegel см. Эстетика....Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  11. гегельфилософ в понимании говорящего в построенной Гегелем философии некоторые вещи превращаются в свою противоположность создавая симметрию системы strong Помню помню! Paк a ...Мир Лема - словарь и путеводитель
  12. гегельНачальная форма Гегель неизменяемое женский род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  13. гегельГЕГЕЛЬ Hegel Георг Вильгельм Фридрих немецкий философ создатель философской системы являющейся не только завершающим звеном в развитии немецкой классической философии н...Новейший философский словарь
  14. гегельHegel Георг Вильгельм Фридрих немецкий философ создатель философской системы являющейся не только завершающим звеном в развитии немецкой классической философии но и одн...Новейший философский словарь II
  15. гегельГегель прзвище Жноч прзвища цього типу як в однин так в множин не змнюються....Орфографічний словник української мови
  16. геґельГеель еля нм. флософem Hegel...Правописний словник Голоскевича
  17. геґельГеель еля нм. флософem Hegel...Правописний словник Голоскевича
  18. гегельГегель Hegel Гегель Hegel Георг Вильгельм Фридрих strong Немецкий философ. Афоризмы цитаты Гегель биография Hegelstrong История учит лишь тому что она никогда ничему ...Сводная энциклопедия афоризмов
  19. гегельГеорг Вильгельм Фридрих философ. Во время обучения в Тюбингенском университете Г. критически противопоставлял античную идеализированную демократию совр. феодальной обс...Словарь античности
  20. гегельгегель сущ. колво синонимов философ Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы философ...Словарь синонимов II
  21. гегельГеорг Вильгельм Фридрих Г. нем. философ Гляди он доктор философии А быть ему ее ветеринаром. Растет от Гегеля и кофея Титан пред каждым новым семинаром. Шутл. Пе Одна...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  22. гегельГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих Г. нем. философ Гляди он доктор философии А быть ему ее ветеринаром. Растет от Гегеля и кофея Титан пред каждым новым семинаром. Шутл. ...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  23. гегель.Hegel Георг Вильгельм Фридрих .VIII. .XI. нем. философ объективный идеалист виднейший представитель нем. классич. философии явившейся одним из теоретич. источников мар...Советская историческая энциклопедия
  24. гегельГЕГЕЛЬ Hegel Георг Вильгельм Фридрих немецкий философ создавший на объективноидеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие развитие ...Современный энциклопедический словарь
  25. геґельHegelеор Вльгельм Фрдрхstrong нм. флософ автор деалстично флософсько системи в основ яко самореалзаця абсолютно де в трьох формах у вигляд чистих логчних сутностей у фор...Універсальний словник-енциклопедія
  26. геґельHegelеор Вльгельм Фрдрхstrong нм. флософ автор деалстично флософсько системи в основ яко самореалзаця абсолютно де в трьох формах у вигляд чистих логчних сутностей у фор...Універсальний словник-енциклопедія
  27. геґельHegel еор Вльгельм Фрдрх нм. флософ автор деалстично флософсько системи в основ яко самореалзаця абсолютно де в трьох формах у вигляд чистих логчних сутностей у форм при...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  28. геґельHegel еор Вльгельм Фрдрх нм. флософ автор деалстично флософсько системи в основ яко самореалзаця абсолютно де в трьох формах у вигляд чистих логчних сутностей у форм при...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  29. гегельГЕГЕЛЬ Hegel Георг Вильгельм Фридрих нем. философ создатель развернутой филос. системы построенной на принципах абсолютного идеализма диалектики системности историзма....Философская энциклопедия
  30. гегельдив. Гегель Георг Вльгельм Фрдрх...Філософський енциклопедичний словник
  31. гегельЛье Еле Гегель Гель Ель...Электронный словарь анаграмм русского языка
  32. гегельГЕГЕЛЬ Hegel Георг Вильгельм Фридрих немецкий философ создатель философской системы являющейся не только завершающим звеном в развитии немецкой трансцендентальнокрити...Энциклопедия История философии