Энциклопедия иудаизма

ЧЕТЫРЕ ВИДА

(Лулав)
(Арбаа миним, Лулав)
"И возьмите себе в первый день плод дерева гадар, ветви пальмовые и ветви дерева авот и арвей нахаль, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней" (Лев. XXIII, 40).
Принято вставать рано в первый день Суккот* и произнести два благословения над этими Ч.В. растений: благословение над лулавом и благословение "Ше-гёхэяну".То же делает каждый еврей остальные дни Суккот (кроме благословения "Ше-гёхэяну", произносимого только в первый день). О Ч. В., упомянутых в Торе, толкуют мудрецы: плод дерева гадар - это этрог; ветви пальмовые - это лулав; дерево авот - это гадас (мирт); арвей нахаль - это речные вербы.
Исполняя ту или иную заповедь, еврей старается придать этому акту как можно больше красоты. "Укрась себя заповедями пред Ним", - говорили хазал*. Это особенно ярко проявляется в заповеди о Ч. В., ибо еще в Торе сказано: "плод дерева гадар" ("гадар" означает: великолепие). Существует мнение, что так как остальные три вида упомянуты в этом же стихе, то великолепие, связанное с этрогом, относится и к этим трем.
Хазал видели некий символ в этой заповеди. "Плод дерева гадар" (этрог) - это народ Израиля. У этрога есть вкус и запах, так и в народе Израиля есть люди, соединяющие в себе знание Торы с добрыми делами. "Ветви пальмовые" - это Израиль. У финиковой пальмы есть вкус, но нет запаха, так и в Израиле есть люди, у которых есть знание Торы, но нет у них добрых дел. "И ветвь дерева авот" (мирт-гадас) - это Израиль. Нет вкуса в Гадасе, но есть у него запах, так и в Израиле есть люди, совершающие добрые дела, но нет у них знания Торы. "И арвей нахаль" - это Израиль. Нет в этой вербе вкуса и нет у нее запаха, так и Израиль: есть среди них люди, у которых нет ни Торы, ни добрых дел.
А Всесвятой, благословен Он, что Он делает? Истребить (этих сынов Израилевых) нельзя. Посему сказал Всесвятой, благословен Он: да будут связаны они все вместе (как Ч. В.) и искупают друг друга.