Энциклопедия иудаизма

ХАСИДИЗМ

X. - от слова "хасид", что дословно означает "богобоязненный", "милостивый" и "преданный заповедям Господа". X. - это религиозно-мистическое движение, возникшее в XVIII веке в Подолии. Основателем этого движения был р. Исраэль Баал Шем-Тов, прозванный Бештом. Бешт родился в 1700 г. в бедной семье в городке Укопы. Простотой и прямодушием Бешт покорял сердца людей, чьи духовные потребности были близки его собственным. Бешт приобрел себе приверженцев, утверждая, что слияние человека с Творцом Пре-вечным достигается не только путем изучения Торы, доступного не всем, но и восторженной молитвой, во время которой человек чувствует себя слитым с Творцом Превечным. Бешт утверждал, что человек должен стремиться к общению с Богом радостной и пламенной молитвой и любовью к ближнему.
Верный путь к этому - радость и душевный подъем, а не самоизнурение и печаль; оптимистическое отношение к жизни и людям. Бешт утверждал, что простой человек, непреложно верующий и обращающийся к Господу в молитвенном воодушевлении, милее Господу, чем большой знаток Торы, у которого нет ничего, кроме учености. Это учение, которое было близко духу простого люда, завоевало себе популярность не только среди простонародья, но и в среде проповедников (магидов), учителей (меламедов), резников и т. п., которые были далеки от учености раввинов и отшельничества каббалистов.
Около 1740 г. Бешт поселился в городке Меджибож, в Подолии, который вскоре стал центром его деятельности. В этом городке сосредоточилась вокруг него большая группа учеников, и он преподавал им свое учение не в формальных, мудреных лекциях, а в беседах, используя притчи и сказания. Он сам не записал почти ничего, и его учение сохранилось в сочинениях его ближайших учеников.
Две главные идеи определяют учение Бешта - учение X.: 1) Бог заполняет весь мир и приближен ко всякому месту.Следует думать, что Творец заполняет Своим величием всю землю и всегда присутствует в человеке, и Он повелевает всем, что происходит в мире; человек должен думать и непреложно верить, что он смотрит на Творца, а Творец - на него (завещание Рибаша, стр. 42). 2) Есть взаимные отношения между верхним и нижним мирами.
Эта идея заимствована из Каббалы*, и смысл ее в том, что деяния человека могут воздействовать на высшие сферы и на Провидение. Согласно учению Бешта, главная цель религии -"прилепление" к Божественному, которого удостаиваются посредством полного сосредоточения мысли на Творце мира и стремления познать все явления жизни. Истинное воссоединение с Господом происходит во время молитвы, когда душа находится в восторженном состоянии, она как бы абстрагируется от материального. Ученость не имеет ценности, если нет в ней нравственного света Торы, поэтому предпочтительнее человеку читать Агаду*, Мидраш* и книги по этике. Настоящий хасид служит Господу не только посредством соблюдения заповедей, но всем своим существом, всеми своими помыслами. Находясь в постоянном соприкосновении с Богом, человек может удостоиться духа святости, пророческого дара и даже способности совершать чудеса. Но этого достигают только немногие избранные и великие праведники. Те, кто удостаиваются этого, могут быть опорой простых людей во всех их нуждах и в служении Богу. Простой человек нуждается в праведнике для служения Богу. Раввин соприкасается с народом, только когда тот приходит к нему с вопросами. Раввин отвечает кратко: "нельзя" или "можно". Не таков праведник (цадик). Призвание цадика в том, чтобы указать путь народу и обращаться к сердцу его. Он всегда заботится о людях, спрашивает об их нуждах, а затем обращается к Господу и просит у Него милости. Так учит хасидизм.
Роса возрождения пробудила душу и веру в сердце Израиля и побудила широкие массы народа искать смысл жизни в религии.
В конце XVIII века X. очень быстро распространился на Украине и проник в Литву и Белоруссию. Умножились общины, в которых хасиды основали молитвенные дома и молились по указаниям Бешта. Хасиды пользовались особым молитвенником, авторство которого приписывают Ари из Цфата. В этом сборнике были дополнительные молитвы, установленные каббалистами и изменения в порядке некоторых молитв. Восторженные "сектанты" (так называли хасидов митнагдим*, их противники) не были скрупулезны в молитвах; многие из них носили белые одежды по субботам и в праздники.
Первым последователем Бешта, который занял его место, был магид (проповедник) Дов Бер из Межерича, прозванный Великим Магидом. При нем хасидское движение окрепло и усилилось благодаря притоку новых элементов - многочисленных молодых талмудистов. Хасидизм приобрел большую популярность в кругах раввинов и "талмидэй хахамим" (мудрецов).
Крупнейшие из цадиков, прославившиеся в 80-х годах XVIII века, вышли из окружения Магида Дова из Межерича. Каждый из этих лидеров X. внес свой вклад в учение основоположников и приспособил его к особым местным условиям. Так разделилось учение X. на два главных течения: украинско-галицийское и литовско-белорусское. Лидеры первого течения чрезвычайно возвысили статус цадика. Звание цадика передавалось от отца к сыну. Умножились "дворы" цадиков.
По особому пути пошел X. в Литве и Белоруссии. Выдающийся ученик Магида из Межерича р. Шнеур Залман Шнеерсон внес в учение X. элементы раввинской религиозной философии. Он создал метод познания, который можно было бы назвать "X. разума". Вместо чистосердечной веры, которую проповедовал Бешт, основанной только на чувстве, в новом учении слились вера и познание, согласно сказанному в Торе: "И познаешь Господа, Бога твоего".
Этот метод известен под именем "Хабад", по первым буквам слов "хохма, бина, даат" - "мудрость, разум, познание".
X. Хабад'а преисполнен учености и отточенности ума. Р. Шнеур Залман - основатель его - был ученым талмудистом, прежде чем стал хасидом, и талмудическую остроту и углубленность он внес в учение Хабад'а.
Цадик хасидов Хабад'а был воспитателем своих хасидов, их водителем по стезям Господним, помогающим им подойти к главному - учению Хабад. Главным является это учение, а не цадик.
Особое внимание уделяет учение Хабад Земле Израиля и заселению ее евреями. Следует отметить, что X. придает важное значение пению во время молитв, при совместных трапезах и сходах.

  1. хасидизмдр.евр. хасид благочестивый релит движение среди евреев Польши и России возникшее в нач. в. На первых порах X. представлял релит форму соц. протеста низов против господс...Атеистический словарь
  2. хасидизмдр.евр. хасид благочестивый релит движение среди евреев Польши и России возникшее в нач. в. На первых порах X. представлял релит форму соц. протеста низов против госпо...Атеистический словарь II
  3. хасидизмХАСИДИЗМ от др.евр. хасид благочестивый религ.мистич. течение в иудаизме iвозникшее в й пол. в. среди евр. населения Волыни Подолии и Галиции как оппозиция офиц. иудаиз...Большая советская энциклопедия
  4. хасидизмот древнеевр. хасид благочестивый религиозномистическое течение в Иудаизме возникшее в й половине в. среди еврейского населения Волыни Подолии и Галиции как оппозиция о...Большая Советская энциклопедия II
  5. хасидизмсущ. муж. родахасидизм уem...Большой русско-украинский словарь
  6. хасидизмот др.евр. хасид благочестивый религиозномистическоетечение в иудаизме возникшее в й пол. в. среди еврейского населенияВолыни Подолии и Галиции. Начался как оппозицион...Большой энциклопедический словарь II
  7. хасидизмХАСИДИЗМ от др.евр. хасид благочестивый религиозномистическое течение в иудаизме возникшее в й пол. в. среди еврейского населения Волыни Подолии и Галиции. Начался как...Большой Энциклопедический словарь V
  8. хасидизму ч.i Релгйномстична течя в удазм....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  9. хасидизмхасидизм у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  10. хасидизмот древнеевр.благочестивый движение в иудаизме распространенное среди еврейского населения Волыни Галиции и Подолии возникло в в. ставило себе целью добиться самостоятел...Евразийская мудрость от А до Я
  11. хасидизмот древнееврейского хасид благочестивый течение в иудаизме возникшее в й половине в. среди еврейского населения Волыни Подолии и Галиции. Начался как оппозиционное движ...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  12. хасидизмот древнеевр. хасидим благочестивые альтернативное иудейской ортодоксальности движение духовного обновления среди восточноевропейских иудеев XVIIIXIX вв. сохранившееся до...Краткий религиозно-философский словарь
  13. хасидизмкорень ХАСИД суффикс ИЗМ нулевое окончаниеОснова слова ХАСИДИЗМВычисленный способ образования слова Суффиксальный ХАСИД ИЗМ Слово Хасидизм содержит следующие морфемы...Морфемный разбор слова по составу
  14. хасидизмНачальная форма Хасидизм винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  15. хасидизмхасидизм м. Религиозномистическое течение в иудаизме возникшее в ХVIII в. как секта и впоследствии широко распространившееся среди верующих евреев....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  16. хасидизмхасидизм хасидизм а...Орфографический словарь
  17. хасидизмu м...Орфографический словарь русского языка
  18. хасидизмхасидизм менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  19. хасидизмхасидизм хасидизмы хасидизма хасидизмов хасидизму хасидизмам хасидизм хасидизмы хасидизмом хасидизмами хасидизме хасидизмах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  20. хасидизмОрфографическая запись слова хасидизм Ударение в слове хасидизм Деление слова на слоги перенос слова хасидизм Фонетическая транскрипция слова хасидизм [хсдизм] Характери...Полный фонетический разбор слов
  21. хасидизмот евр. хасид в тексте Библии любящий Бога благочестивый религ. мистическое движение в иудаизме см. Иудаизм в России возникшее в нач. в. у евреев Зап. Украины на уклад ...Религии народов современной России
  22. хасидизмМистическое течение в иудаизме. Возникло в Польше в XVIII в. под влиянием протеста против формализма раввинов. Вдохновителем течения стал Исраэль бен Элиэзер Бешт который...Религиозные термины
  23. хасидизмот евр. хасид благочестивый направление в ашкеназском иудаизме. В практич. плане представляет собой народное мистич. движение основанное на оправдании человека не глубо...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  24. хасидизмхасидизм а...Русский орфографический словарь
  25. хасидизмМ мн. нет dini hasidizm XVIII srd yhudilr arasnda yaylm dinimistik cryan....Русско-азербайджанский словарь
  26. хасидизмхасиди...Русско-ивритский словарь
  27. хасидизмхасидизм...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  28. хасидизмхасидизм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  29. хасидизмхасидизм...Русское словесное ударение
  30. хасидизмХАСИДИЗМ [lt др.евр. чистый набожный] ист. мистическое философскобытовое течение в иудаизме противопоставляющее себя рационализму стремящееся к соединению с природой гл...Словарь иностранных слов русского языка
  31. хасидизмблагочестивый религиозное движение среди евреев Польши и России возникшее в начале XVIII а. Поначалу представлял собой религиозную форму социального протеста низов проти...Словарь исторических терминов
  32. хасиди́змХАСИДИЗМ у ч. Релгйномстична течя в удазм. Словник укрансько мови в тт. АН УРСР. нститут мовознавства за ред. . К. Блодда. К. Наукова думка . Т. . С. ....Словник української мови в 11 томах
  33. хасидизмХАСИДИЗМ у ч.Релгйномстична течя в юдазм що виникла в Укран серед врейсько бдноти.Хасидизм який виник у ХV ст. на Укран в мстечку Межибож орнтуться на каббалу з наук.попу...Словник української мови у 20 томах
  34. хасидизмХАСИДИЗМ от древнееврейского хасид благочестивый течение в иудаизме возникшее в й половине в. среди еврейского населения Волыни Подолии и Галиции. Начался как оппозицио...Современная энциклопедия
  35. хасидизмХАСИДИЗМ от др .евр. хасид благочестивый религиозномистическое течение в иудаизме возникшее в й пол. в. среди еврейского населения Волыни Подолии и Галиции. Начался как...Современный энциклопедический словарь
  36. хасидизмHasidismChasidism строго ортодоксальное еврейское учение возникшее в Палестине в вв. до н.э. всячески сопротивлявшееся проникновению греческого влияния и поддержавшее во...Страны и города мира. Словарь
  37. хасидизмХАСИДИЗМ хасидизма мн. нет м. от др.евр. hasidh благочестивый религ. Религиозномистическое течение у евреев возникшее в веке как секта и впоследствии широко распростран...Толковый словарь русского языка II
  38. хасидизмХАСИДИЗМ м. Религиозномистическое течение в иудаизме возникшее в ХVIII в. как секта и впоследствии широко распространившееся среди верующих евреев....Толковый словарь русского языка
  39. хасидизму ч. Релгйномстична течя в удазм....Толковый словарь украинского языка
  40. хасидизмУдарение в слове хасидизмУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове хасидизм...Ударение и правописание
  41. хасидизмрел....Українсько-англійський словник
  42. хасидизм[hasydyzm]...Українсько-польський словник
  43. хасидизмRzeczownik хасидизм m Religijny chasydyzm m...Универсальный русско-польский словарь
  44. хасидизмМстичний напрямок в юдазм засновником якого був Баал Шем Тов з Подлля вдомий пд менем Бешт поширився у XVIII cт. переважно серед бдних верств вр.em населення Украни Польщ...Універсальний словник-енциклопедія
  45. хасидизммстичний напрямок в юдазм засновником якого був Баал Шем Тов з Подлля вдомий пд менем Бешт поширився у XVIII cт. переважно серед бдних верств вр. населення Украни Польщ Л...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  46. хасидизмХАСИДИЗМ от древнеевр. chassid благочестивыйдвижение в иудаизме распространенное среди евр. населения Волыни Галиции и Подолии возникло в в. ставило себе целью добиться ...Философская энциклопедия
  47. хасидизмот др.евр. hasdm букв. благочестивые мистич. движение в иудаизме возникшее в х гг. в. в среде беднейших слоев евр. населения на Украине и распространившееся в нач. в...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  48. хасидизмот древнеевр. chassid благочестивый движение в иудаизме распространенное среди евр. населения Волыни Галиции и Подолии возникло в в. ставило себе целью добиться самостоя...Философский энциклопедический словарь II
  49. хасидизмХАСИДИЗМ врейська релгйномстична течя що виникла в Сх. вроп на поч. XVIII ст. охопивши значну частину Зх. Украни та терени Блорус Литви С. еред суспльносторичних та дух...Філософський енциклопедичний словник
  50. хасидизмхасидизм хасидизмы хасидизма хасидизмов хасидизму хасидизмам хасидизм хасидизмы хасидизмом хасидизмами хасидизме хасидизмах Источник Полная акцентуированная парадигма по ...Формы слова
  51. хасидизмСим Сзади Саз Садизм Сад Мис Мизида Миди Мид Миаз Сма Сми Схизма Мзда Схима Хадис Хаз Хам Хасид Мах Хасидизм Имид Изм Изида Ида Зима Засим Зам Ахи Амид Азид Хим Ахимс Дим...Электронный словарь анаграмм русского языка
  52. хасидизмХасидизм обширное религиозное движение возникшее среди польских евреев в XVIII в. и увлекшее около половины всей еврейской массы. По своему буквальному смыслу слово X. т...Энциклопедический словарь
  53. хасидизмобширное религиозное движение возникшее среди польских евреев в XVIII в. и увлекшее около половины всей еврейской массы. По своему буквальному смыслу слово X. тождественн...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  54. хасидизмХАСИДИЗМдревнеевр. хасид благочестивый набожный человек еврейское религиозное движение берущее свое начало в в. и характеризующееся склонностью к мистицизму и религиозн...Энциклопедия Кольера II
  55. хасидизмХасидизм др.евр.em хасид благочестивый религиозномистическое течение в иудаизме возникшее в й пол. ХVIII в. Для хасидизма характерны крайний мистицизм религиозная экзал...Энциклопедия культурологии