Энциклопедия иудаизма

КАРАИМЫ

(Краим)
Начало движения К. связано с борьбой за власть в еврейском самоуправлении. В 7.5 г. умер в Вавилонии старый Рош hа-гола (глава Вавилонской диаспоры) из семейства Бустанай и не оставил после себя сына, который унаследовал бы его место. На пост Рош hа-гола претендовали братья Анан и Йошийягу (по другой версии - Хананья) бен Давид. Анан был старшим из братьев по возрасту и положению, но тем не менее гаоны* и мудрецы решили в пользу Хананьи, известного своей праведностью. Анан был подозреваем в эпикурействе, а когда его приверженцы объявили его Рош hа-гола, сторонники Хананьи донесли об этом властям, которые бросили Анана в тюрьму. Тогда объявил Анан, по совету мусульманского ученого Абу Ханифа, что его приверженцы представляют собой особую секту в иудаизме, которая принимает только Библию и отвергает Устную Тору, подобно шиитам в исламе, признающим святость Корана, но отвергающим сунну - устную традицию ислама, предания о Мухаммеде вместе с дополнениями и толкованиями. Этот довод был благосклонно принят властями. Анана освободили и даже признали главой новой общины. После этого Анан открыто возглавил всех противившихся Талмуду. Новое движение пыталось возобновить в Вавилонии противодействие Талмуду, определявшему еврейский образ жизни. Это противодействие Талмуду, Устной Торе, систематизированной прушим*, задолго до К. оказывали цдуким (саддукеи).
Подобно первым цдуким, Анан признавал мицвот* Торы законами Моше рабейну, полученными на Синае. Все галахот*, выведенные прушим и собранные ими в Устной То'ре, были, по его мнению, человеческими деяниями. Талмудические галахот не обязательны, по мнению Анана, ибо многие из них нарушают запрещение добавлять к Торе и убавлять от нее.Но не только устную традицию, как дополнение к Торе, отвергал Анан: он изменил пояснения к Торе. Он требовал, чтобы пояснения не были основаны на традиции, а делались бы в духе написанного, в соответствии с простым его смыслом. Анан особенно любил метод умозаключений: из одной мицвы Торы заключить о всех сходных случаях. При этом он опирался не только на написанное, но и на интерпретацию его значения. Все же Анан принял некоторые из галахот Талмуда, правда, с небольшими изменениями. На основе всех этих элементов Анан и его сподвижники внесли радикальные изменения в мицвот иудаизма. Самые важные из них - следующие.
В отношении Субботы К. ввели строгости, которых не было в Талмуде. В соответствии с их интерпретацией запретов Торы - "Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний" (Исх. XXXV, 3) - запрещено зажигать огонь даже до наступления Субботы для освещения и согревания пищи в Субботу, ибо таким образом будничная работа продолжается в Субботу. По той же причине следует гасить свечи перед наступлением Субботы и пребывать в субботнюю ночь в темноте. По тем же соображениям можно есть в Субботу только холодную пищу. С другой стороны, К. дозволяли переносить в Субботу легкие вещи, т. к. с их точки зрения запрет Торы на переноску вещей относится только к тяжестям, которые носят на плечах. Он наложил запрет на выход в Субботу из дома, кроме выхода на общественную молитву. Запрет этот опирается "а написанное: "Да не выйдет никто с места своего в день седьмой" (Исх. XVI, 29), что относилось к сборщикам манны небесной. Анан внес изменения и в галахот праздников и постов. Пасхальную мацу К. изготовляли как подлинный скудный хлеб, т. е. из ячменя, а не из пшеницы. Праздник Шавуот* назначили они, подобно цдуким, на пятидесятый день после первой пасхальной Субботы, упрощенно понимая сказанное в книге Левит (XXIII, 15), а не на пятидесятый день, считая от второго дня праздника Песах*, по талмудической галахе. Поэтому, праздник Шавуот у К. всегда приходится на воскресенье. Анан отменил календарные рассчеты для уточнения даты начала месяца и вернулся к старой традиции, которая устанавливала эту дату по показаниям свидетелей, видевших новолуние. В Галахот запретной пищи Анан рекомендовал вообще отказаться от мясной пищи.
Отличительным признаком первых К. была их склонность к умерщвлению плоти и глубокая тоска по Сиону. Первые К. считали себя избранной кастой, подготовляющей своей праведной жизнью скорейшее возвращение народа на Святую Землю. Свою интерпретацию Торы Анан изложил в "Книге мицвот", которая была написана на арамейском языке и от которой сохранились отдельные отрывки. О последних годах жизни Анана ничего не известно. Согласно традиции, он умер в Эрец Исраэль в конце VIII в. После смерти Анана секту возглавил его сын Шаул, а после него - внук Анана, Йошиягу. В истории секты эти преемники Анана не оставили никакого следа. Один из ученых секты, Биньямин Нагунди (800-850 гг.), изменил некоторые из законов Анана и смягчил их.
Вольность интерпретации Библии, свойственная первым К., и отсутствие устойчивой традиции привели к непрекращающимся распрям внутри секты. Каждый из ее вождей объяснял законы Торы по своему разумению и находил сторонников своим взглядам. Караимский писатель, живший в X в., описывает эти разногласия в книге на арабском языке.
"Есть К., - пишет он, - которые утверждают, что празднование Шавуот необязательно, а иные убеждены в том,- что все праздники в наше время не обязательны и служат только памятным символом. Есть среди них отрицающие воскресение мертвых и утверждающие, что смысл текста "И многие из спящих в прахе земли пробудятся..." (Дан. XII,2) - в спасении народа Израиля от изгнания и унижения".
Но вслед за периодом междоусобиц и разногласий наступил период сплочения секты. Из ее среды выдвинулись энергичные люди, которые распространили караимское учение во всех странах Востока, а со временем и в Испании. В начале этого процесса раввины были бессильны ему воспрепятствовать, ибо не было среди них вождей должного уровня, которые поняли бы необходимость бороться с распространением караимского учения. Первым таким воителем против К. стал Саадья Гаон*. Словесные баталии, с обеих сторон отличавшиеся большой резкостью, выявили не только талантливых ораторов, но и привели к возрождению языка иврит, к углублению исследования Библии и грамматики языка. После вековых распрей вражда постепенно затихла, и от всего движения К. осталось несколько общин и небольшое количество приверженцев.
Со временем К. появились и в России, образовав свои центры в Крыму, Волыни и Литве. Одной из самых известных караимских общин была Трокайская община в Литве.
После провозглашения государства Израиль полторы тысячи К. прибыло в Израиль из Египта. Выходцы из этой группы организовали два мошава: "Мацлиах", неподалеку от г. Рамла, и "Ренан" - в окрестностях Беэр-Шевы.

  1. караимынемногочисленная народность живущая в городах Крымской и некоторых др. областях Украинской ССР Тракайском районе Литовской ССР а также в Польше. Караимский язык относится...Большая Советская энциклопедия II
  2. караимыпоследователи секты иудаизма возникшей в в. живут восновном в Израиле. Признают священной книгой только Ветхий Завет. Караимы самоназвание карайлар народ на Украине гла...Большой энциклопедический словарь II
  3. караимыКАРАИМЫ последователи секты иудаизма возникшей в в. живут в основном в Израиле. Признают священной книгой только Ветхий Завет. Караимы самоназвание карайлар народ на ...Большой энциклопедический словарь III
  4. караимыКАРАИМЫ последователи секты иудаизма возникшей в в. живут в основном в Израиле. Признают священной книгой только Ветхий Завет. Караимы самоназвание карайлар народ на ...Большой Энциклопедический словарь V
  5. караимысамоназвание карайлар народ общей численностью тыс. чел. Основные страны расселения Израиль тыс. чел. Украина тыс. чел. Российская Федерация чел. Литва чел. Язы...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  6. караимынемногочисленная иудейская секта по мнению некоторых ученых остатки Казариудеев. Два десятка тысяч ее последователей говоря на одном из тюркских диалектов до недавна сохр...Казачий исторический словарь-справочник
  7. караимынемногочисленная иудейская секта по мнению некоторых ученых остатки Казариудеев. Два десятка тысяч ее последователей говоря на одном из тюркских диалектов до недавна сохр...Казачий словарь-справочник
  8. караимыов мн. ед.em караимstrong а м.em караимкаstrong и мн.em караимки мок мкам ж.em.Народность тюркской языковой группы живущая в Крыму и в Литовской ССР а также лица относящи...Малый академический словарь
  9. караимыкорень КАРАИМ окончание Ы Основа слова КАРАИМВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой КАРАИМ Ы Слово Караимы содержит следующие морфемы или ча...Морфемный разбор слова по составу
  10. караимыкараимы мн. Народ тюркской этноязыковой группы. Представители этого народа....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  11. караимыкараимы караимы ов ед. им а...Орфографический словарь
  12. караимымн. Р.u караимов ед.u караим u м...Орфографический словарь русского языка
  13. караимыОрфографическая запись слова караимы Ударение в слове караимы Деление слова на слоги перенос слова караимы Фонетическая транскрипция слова караимы [крим] Характеристика ...Полный фонетический разбор слов
  14. караимыИудаистская секта возникшая в VIII в до н.э. в Багдаде. Получила широкое распространение в Персии в XI в. затем распространилась в Средиземноморье Крыму Литве и Польше. В...Религиозные термины
  15. караимыКАРАИМЫ самоназвание карайлар народ. В Российской Федерации около человек. Живут также в Украине в основном в Крыму Литве и др. С середины х гг. наибольшее число К. в ...Русская энциклопедия
  16. караимыкараимы ов ед. ч. им а...Русский орфографический словарь
  17. караимыарайымдар...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  18. караимыКАРАИМЫ евр. Karaim от kara писание. Иудейская секта возникшая в VII в. по Р. Хр. в Вавилонии последователи которой почитают только текст св. Писания не давая никакого з...Словарь иностранных слов русского языка
  19. караимыпоследователи секты иудаизма возникшей в VIII в. живут в основном в Израиле. Признают священной книгой только Ветхий завет....Словарь исторических терминов
  20. караимыЕврейская фундаменталистская секта IX в. н.э. которая признает только закон Моисея. Любые последующие толкования не обладают для них никаким авторитетом....Словарь религий, обрядов и верований
  21. караимыот др.евр. караим чтецы малочисл. этнографич. группа живущая гл. обр. в городах Крымской Одесской и Волынской обл. УССР и Тракайском рне Литов. ССР. Числ. т. ч. . Язы...Советская историческая энциклопедия
  22. караимыКАРАИМЫ самоназвание карайлар народ общей численностью тыс. чел. Основные страны расселения Израиль тыс. чел. Украина тыс. чел. Российская Федерация чел. Литва ...Современная энциклопедия
  23. караимыКАРАИМЫ последователи секты иудаизма возникшей в в. живут в основном в Израиле. Признают священной книгой только Ветхий Завет. Караимы самоназвание карайлар народ на ...Современный энциклопедический словарь
  24. караимыKaraite еврейская секта существующая в основном в Крыму основана в в. отвергает раввинистическую традицию и основывает свое учение на буквальном толковании Св. Писания....Страны и города мира. Словарь
  25. караимыКАРАИМЫ ов ед. им а м. Народ живущий немногочисленными группамив основном в Крыму а также в Литве. II ж. караимка и. l прил.караимский ая ое....Толковый словарь Ожегова
  26. караимыКАРАИМЫ караимов ед. караим караима м. др.евр. мн. ч. чтецы подразумевается библии. Народность живущая в Крыму в Литве и в Турции говорящая на татарском языке происходящ...Толковый словарь русского языка II
  27. караимыкараимы караимы ов ед. ч. им а м. Народ живущий немногочисленными группами в основном в Крыму а также в Литве.ж. караимка и.прил. караимский ая ое....Толковый словарь русского языка II
  28. караимыКАРАИМЫ ов ед. им а м. Народ живущий немногочисленными группами в основном в Крыму а также в Литве. ж. караимка и. прилагательное караимский ая ое....Толковый словарь русского языка
  29. караимыУдарение в слове караимыУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове караимы...Ударение и правописание
  30. караимыКАРАИМЫ КАРАИМЫ приверженцы направления в иудаизме сформировавшегося в в. на территории Багдадского халифата. Основоположник караимства Анан бен Давид и его последовате...Философская энциклопедия
  31. караимыКараимы библейцы еврейская секта признающая одну часть законов нынешних евреевраввинистов а вместо другой их части создавшая свои собственные или же восстановившая старо...Энциклопедический словарь
  32. караимыКАРАИМЫ последователи секты иудаизма возникшей в в. живут в основном в Израиле. Признают священной книгой только Ветхий Завет. Караимы самоназвание карайлар народ на...Энциклопедический словарь естествознания
  33. караимыбиблейцы еврейская секта признающая одну часть законов нынешних евреевраввинистов а вместо другой их части создавшая свои собственные или же восстановившая староталмудич...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  34. караимысамоназвание карайлар народ. В Российской Федерации около человек. Живут на Украине в основном в Крыму в Литве и др. С середины х гг. наибольшее число К. в Израиле тыс....Энциклопедия История отечества
  35. караимысамоназвание карайлар народ. В Российской Федерации около человек. Живут на Украине в основном в Крыму в Литве и др. С середины х гг. наибольшее число К. в Израиле ты...Энциклопедия История отечества. Большая Российская энциклопедия
  36. караимыКАРАИМЫеврейская секта основанная в в. в Персии Ананом бен Давидом. Его последователи сначала именовались ананитами название караимы происходит от еврейского слова кара ...Энциклопедия Кольера II