Энциклопедия История философии

СОБЫТИЕ

СОБЫТИЕ (со-бытие, со-бытийность) - понятие философии 20 в., введение которого в дисциплинарный оборот знаменовало осуществление кардинальных (поворотных - от нем. Kehre, по Хайдеггеру) реконструкций традиционной метафизики. Как специальный термин, центрирует на себе новаторскую метафизическую процедуру разъяснения скрытого отношения Бытия и Времени (Хайдеггер), а также ряд важнейших проблемных полей (вопросы смысла, значения, сущности, бытия, времени и др.) философии постмодернизма. (Согласно Делезу, ... только события - идеальны. Пересмотр платонизма означает, прежде всего и главным образом, замену сущностей на события...) Исходную интенцию западноевропейского философствования на осмысление Бытия как истины и С. (в контексте деструкции метафизики) актуализировал Хайдеггер, переживший в начале 1930 разрыв с Гуссерлем и с этого времени сосредоточивший свое внимание на критике разума. Стратегией и целью философского творчества Хайдеггера в последующий период явилась разработка такого мышления, в границах которого Бытие и Время выступали бы как обратимые термины и прочитывались бы одно в другом до такой степени, чтобы становиться неразделимыми. Несущая словоформная конструкция этого поворота - С. (Ereignis) - была проблематизирована и тематически разрабатывалась Хайдеггером в работе Гельдерлин и сущность поэзии (1937), а также - и главным образом - в более чем 500-страничном сочинении Статьи по философии. О событии (1936-1938, опубликовано в 1989, в 65 томе собрания его сочинений). Адекватную же понятийно-концептуальную интерпретацию термин С. обрел лишь в таких исследованиях, как Тождество и различие (1957) и На пути к языку (1959). (Как отмечал Хайдеггер в Письме о гуманизме, язык метафизики не позволил мне выразить поворот от Бытия и Времени - к Времени и Бытию /третий раздел первой части Бытия и Времени - А.Г./; частично же этот поворот уже просматривался в лекции Хайдеггера О сущности истины.) Согласно Хайдеггеру, исток Бытия и Времени получил единственное верное имя - С., которое, давая и забирая их, позволяет им оставаться самими собой; С. - это в то же время не есть некое высшее, поглощающее как Бытие, так и Время, понятие. Переход Хайдеггера от трансцендентально-горизонтального мышления Бытия и Времени к более позднему, бытийно-историческому мышлению может быть частично зафиксирован в динамике содержательной нагруженности слова С. (сам Хайдеггер отмечал, что с 1936 Ereignis - ведущее слово моего мышления). Отношения логического порядка, - акцентировал Хайдеггер, - ничего не способны прояснить: Бытие и Время исчезают в С., в коем они взаимосоответствуют, и именно так обретают присущее им собственное. По Хайдеггеру, в посыле судьбы Бытия, в простирании Времени проявляет себя некое присвоение, некий перевод в свою собственность - Бытия как присутствия и Времени как сферы открытого, Бытия и Времени в их собственном. То, что определяет их обоих... в их собственном... в их взаимопринадлежности, мы назовем: событие - das Ereignis. С. в качестве, по Хайдеггеру, сути бытия (при наличии и иной версии перевода: своение - от корня -eigen-, т.е. свой, собственный) выступает в качестве одного из возможных переводов данного немецкого слова. По мнению же самого Хайдеггера, оно - как Логос или Дао - непереводимо. Процедуры семантического прояснения и содержательной экспликации Хайдеггером das Ereignis явили собой значимый компонент в его системных поисках языковых средств, наиболее применимых для преодоления фундаментальных терминов метафизики. Формулируя в первом приближении проблему того, что есть С., Хайдеггер особо подчеркивал, что в рамках традиционного смысла и синтаксиса С. оказывается позволено быть упорядоченным, вторичным и зависимым бытием. Бытие как С. в таком случае реально оказывается парадигмально сопоставимым с традиционными метафизическими интерпретациями Бытия как идеи, actualitas и т.п. (Ср. схему Уайтхеда из его Резюме к книге Понятие природы, 1920: конкретные факты природы суть события, обнаруживающие определенную структуру своих взаимосвязей и определенные, присущие только им признаки. Разработав достаточно сложную иерархию С. - воспринимающее С., С. как длительность, активные обусловливающие С., пассивные обусловливающие С., а также иерархию возможных отношений между ними, Уайтхед отказался от этого термина. После 1929 (сочинение Процесс и реаль- ность) данное понятие им практически не используется. Бездеформационное включение в термин С. содержания осуществленной в С. ценности Уайтхеду не удалось.) Согласно Хайдеггеру, С. не есть одно из обозначений Бытия, иерархически подчиненных основному понятию. С. у Хайдеггера не ограничено в пространстве и во времени, это - не происшествие, не случай, т.е. - не сущее. С. - не житейское С., ограниченное пространством и временем и отождествляемое с тотальностью, замкнутостью, с жестко заданными внешними и внутренними границами. С. - именно граница, с точки зрения которой внутреннее и внешнее имеют место. (Ср. с требованиями Делеза: а) догматически не смешивать С. с сущностью; б) эмпирически не осуществлять уподобления идеального С. - его пространственно-временному осуществлению в положении вещей - т.е. не ассоциировать С. и происшествие.) Бытие как С., по схеме Хайдеггера, подразумевает под этим как: а) Бытие как позволение присутствовать, посланное при и в сбывающемся С.; б) Время, протяженное в сбывающемся С. В историко-философской ретроспективе Хайдеггер осмысливал тезис Аристотеля, в соответствии с которым о бытии говорится многими способами. (Хайдеггер отмечал, что бытие в его понимании само отказывается от себя в пользу сущего, этот отказ результируется в том, что мышлению подается-пасуется его собственная история. Бытие же остается неотрефлексированным: разговоры о конце метафизики, - отмечал Хайдеггер, - не должны склонять к мнению, будто философия покончила с метафизикой - наоборот, метафизика должна быть подана самой себе в собственной сущностной невозможности, и таким образом сама философия должна быть перенесена в свое другое начало.) По мнению Хайдеггера, прежде чем будет осуществимо установление общего основания многозначности Бытия, необходимо уяснить: откуда же Бытие как таковое получает свое определение? У представителей античной метафизики бытие, как правило, полагалось постоянством в присутствии и именно время задавало критерий его различения на временное, вневременное и надвременное (см. Эон). Тем самым, как полагал Хайдеггер, вопрос о Бытии (как носителе различия - см. Differance) оказался развернутым в круг проблем о смысле Бытия как определяемого областью Времени. (Согласно аутентичной Самому Хайдеггеру формулировке: Каким образом центральная проблематика всякой онтологии... коренится в явлении Времени?) Философскую реконструкцию С. в статусе общего истока генерации многообразных смыслов Бытия Хайдеггер на раннем этапе своего творчества попытался осуществить в рамках концепта Dasein. Прояснение смысла Бытия в границах этого подхода изоморфно прояснению смыслового измерения самого вопрошающего - постижению в таком ракурсе существа самого человека, которое Хайдеггер и определяет как Dasein (здесь бытие, вот-бытие, чистое присутствие до вещных определений). Dasein характеризуется Хайдеггером изначальной захваченностью, принадлежностью (отнесенностью к) Бытию: Dasein онтологично - онтологично постольку, поскольку всегда пребывает в определенном - хотя и смутном - понимании Бытия. Согласно Хайдеггеру, Бытие и становится потенциально доступным для осмысления только через человеческое присутствие (Dasein). По мнению Хайдеггера этого периода собственной философской эволюции, идентичным методом обнаружения смысла Бытия мог выступить феноменологический анализ в духе парадигмы Гуссерля при условии элиминации из его структуры ряда терминов классического философствования (субъект, объект, сознание, идея, познание и т.п.). Хайдеггер предпринял попытку выработать адекватные понятийные средства описания Бытия экзистирующего сущего (Dasein) на основе категоризации самих модусов данного Бытия. В рамках исходной гипотезы Хайдеггера предельной, существенной характеристикой Dasein правомерно полагать его темпоральность и конечность. По Хайдеггеру, связанность смысла Бытия и темпоральных структур экзистенции, взаимообусловленных с целостностью мира, осуществляется в заботе (Sorge), объединяющей три главных характеристики Dasein: l) быть-впереди-себя (экзистенциальность); 2) уже-быть-в-мире (фактуальность); 3) быть-при-внутримировом сущем. Хайдеггер отмечал потенциальную возможную двойственность подобной временной ориентации: ориентация на настоящее, согласно его мнению, подчиняя себе как прошлое, так и будущее, разрывает подлинную темпоральность и трансформирует ее в последовательный ряд моментов теперь. Темпоральность оказывается тем самым условием возможности Dasein-экзистенции, разворачивая его в его же пределах. Понимание Бытия в категориально-понятийной сетке Dasein, казалось, само по себе проектирует Бытие на Время: по мысли Хайдеггера, ... посредством несокрытости, обоснованной в экстатически растянутой темпоральности, Dasein получает время. Тем не менее, для Хайдеггера стало очевидным: желаемый поворот невозможно осуществить языком Dasein, содержащим ряд редукций феноменологического порядка (в частности, термин трансцендентальный горизонт). Главный же вывод, требовавший адекватного описания новаторскими языковыми средствами и составивший суть Бытия и Времени, содержал в себе высокоэвристичное предположение о том, что Бытие не является чем-то иным по сравнению с Временем - последнее осмыслялось Хайдеггером как имя истины Бытия, где данная истина суть сущностное Бытие и тем самым само это Бытие. Искомый поворот был реализован Хайдеггером при помощи иных языковых средств: единство Бытия и Времени были описаны им в акцентированно нетрадиционных, углубленных терминах - посыл и просвет простирания. Эти понятия, по Хайдеггеру, взаимно: а) принадлежат друг другу, б) отсылают к сущности Времени, в) описывают процесс несокрытости, истины Бытия. Оба термина содержали отсылку к высшему сокрытию. Это принадлежание и произведение в контекстах взаимной игры присутствия/отсутствия, по схеме Хайдеггера, неизбывно сохраняются в соответствии и называются С. По логике размышлений Хайдеггера, присутствие, как правило, используется озабоченностью сущим и пренебрежением к Бытию в качестве языка выражения онтологического различия Бытия и сущего, т.е. представления того, что присутствует. В виде позволения присутствовать Бытие принадлежит введению в открытость посредством осуществления раскрытия непотаенности. История метафизики, по Хайдеггеру, принципиально редуцируема к моделированию различных способов раскрытия непотаенности, к каталогизации богатства изменений Бытия. Присутствие Бытия дается ему, по мысли Хайдеггера, дарением (в качестве позволения присутствовать Бытие принадлежит открытию, и будучи даром раскрытия, удерживается в дарении). Относительно Бытия и сущего, С. выступает у Хайдеггера нефеноменологизируемым основанием, которое в силу собственного способа данности - дара - объясняет также и онтико-онтологическое различие. Бытие, чтобы быть даром бытия, всегда уже бытие сущего: в смысле принадлежности, становления соответствия, собственности изначального бытия. Богатство изменений Бытия, как полагал Хайдеггер, определяется, исходя из того способа, каким дано бытие. Давание, которое удерживается и уклоняется, Хайдеггер именовал посылом. С. как посыл дозволяет отпускание, высвобождение, санкцию выхода свободной игре. Посыл, как временной термин Бытия, характеризуется Хайдеггером как давание, но Бытие при этом удерживается, оставаясь сокрытым. В таком контексте Бытие и любое его изменение суть ниспосланные: основополагающей же чертой посыла является у Хайдеггера эпоха как себя-удержание-от-проявления. Бытие, являющееся как посыл, приоткрывается в собственных эпохальных проявлениях: идеях, целеполаганиях, воле к власти. Удержание же Бытия в эпохальной истории становится возможным, по Хайдеггеру, в его ипостаси уклоняющегося посыла. Дополнением интерпретации природы С. в его пространственной ипостаси (посыл) выступило у Хайдеггера введение в оборот словоформы просвет простирания - бытийно-исторического термина Времени, обозначающего тот интервал или темпоральный объем, внутри коего сущие могут представлять себя и то открытое пространство, которое гарантирует доступ к ним. Просвет как бытийный термин Времени характеризуется Хайдеггером как простирание. По Хайдеггеру, просвет есть создание временного пространства - перманентно расширяющейся открытости, обеспечивающей выход свободной игре и позволяющей настоящему иметь место, обеспечивая тем самым сущему возможность присутствия. (Как отмечал Хайдеггер, ... лишь то, что мы, составляя вот-бытие, основываем и создаем и, создавая, позволяем атаковать нас - только это может быть чем-то истинным, открываемым и вследствие этого познанным и осознанным. Наше знание простирается лишь настолько, насколько простирается выстаивание в вот-бытии, а это означает, сила сокрытия истины в образовавшееся сущее.) Собственное Времени реализуется в выведении в открытость прошедшего, настоящего и будущего, само же собственное (ср. с версией перевода - С.) при этом удерживается, оставаясь сокрытым. Поскольку посыл Бытия покоится в простирании Времени, постольку в С. обнаруживается о-своение (сбережение своего собственного), отсваивающего, отчуждающего самое себя. Так как С., по мысли Хайдеггера, осваивает/отсваивает, оно остается как неопределенное есть прафеномена Бытия и Времени, дающее и учреждающее языки дара (давания) и получения (забирания). Соответствие Бытия и Времени у Хайдеггера означает - как давать, так и забирать. С. тем самым выступает взаимосоответствующей областью дарения и забирания уникальности как параметра различных феноменов (в том числе и бытийных), которые в то же время универсальны. В качестве стихии, обеспечивающей возможность, просвет есть не только то, внутри чего сущие представляют себя, но также и то, вследствие чего появляются вещи. (Ср.: поскольку настоящее время в традиционной метафизике всегда выступало как привилегированное, Dasein отождествлялось ранним Хайдеггером с просветом, т.е. по сути своей временным процессом.) Единство посыла и просвета простирания в рамках парадигмы единства Времени и Бытия представлялось Хайдеггеру на завершающем этапе философского творчества (лекция Время и Бытие - 1962) следующим образом: Время дано в С. в качестве представления присутствия, которое простирается и так обуслов- ливает временное пространство. Собственное временного пространства конституируется в просвете притягивающих друг друга настоящего, прошлого и будущего. Эти измерения Времени устанавливают три модуса протяжения и представления присутствия. В системе отношения протяжения друг к другу три измерения Времени продуцируют не только игру присутствия и отсутствия, но и проясняют также поле игры времени. Эта игра противоположностей - сфера власти четвертого измерения, в котором достигается единство подлинного Времени, которое поясняет три измерения, держа одновременно их разделенными и в состоянии сближающей близости. Последняя в одно и то же время отказывает прошедшему в наступлении в качестве настоящего, и обуздывает будущее тем, что задерживает настоящее в его ходе, тем самым скрывая/открывая собственно настоящее. Согласно Хайдеггеру, подлинное Время является близостью присутствия, объединяющей своим тройным просветом простирания из настоящего, прошедшести и будущего. По версии Хайдеггера, посыл, в границах которого раскрывается позволение присутствовать, фундируется в простирании времени. С. этого посыла суть просвет протяжения, выдающее присутствие за открытое. Посыл бытия и просвет простирания времени и соответствуют друг другу в С. Согласно Хайдеггеру, посыл бытия покоится в раскрывающемся просвете - простирании множественного присутствия в открытой сфере временного пространства. Простирание же, нераздельно с посылом, покоится в событии. Собственное же, характеризующее С., - было определено Хайдеггером как ипостась покоиться. Человеческое измерение философии С. у Хайдеггера выражалось в использовании понятия С. в качестве своеобразного индикатора динамики отношений между человеком и Бытием. С. становится С. пришествия Бытия, побеждающего человека, С. Бытия, вторгающегося в людские предприятия. На основе этого пришествующего Бытия С., по Хайдеггеру, устанавливает и обусловливает установление, связывает и фиксирует, предполагает и рас-полагает: внутри Бытия вычленяются человек и сущие, сохраняющие себя. С. выступает тем самым как убежище человека и сущих. Выстаивая в сфере просвета простирания Времени, человек воспринимает Бытие, осуществляется в себе самом. С. в трактовке Хайдеггера суть сфера взаимопринадлежности человека и Бытия в своей сущности: человек в своем осуществлении трансформируется в статус собственности - лишь посредством затребования в собственность изначального Бытия человек оказывается допущенным в С. Осуществляя экспликацию понятия С. в контексте концепций смыслопорождения, Делез подчеркивает, что поскольку: 1) смысл не существует вне выражающего его предложения; 2) то, что выражено, не существует вне своего выражения; 3) смысл не столько существует, сколько упорствует и обитает; 4) смысл полностью не сливается с предложением, ибо в нем есть нечто (объективное), всецело отличающееся от предложения; 5) смысл придаваем в качестве атрибута - не вещам, а предложениям (атрибут предложения - он же предикат - зеленый) - постольку: атрибут вещи суть С., выраженное глаголом; С. - атрибут той вещи, на которую указывает субъект, или того положения вещей, которое обозначается всем предложением. В соответствии с канвой интерпретаций Делеза, логический атрибут не сливается ни с физическим положением вещей, ни с его качеством или отношением. Атрибут - не бытие, не определяет бытие; он - сверх-бытие. Атрибут не существует вне предложения, которое выражает его, обозначая вещь. Смысл - это одновременно и выражаемое, т.е. выраженное предложением, и атрибут положения вещей; граница предложений и вещей (aliquid), обладающий сразу и сверх-бытием и упорством (минимумом бытия, который и побуждает упорство) (ср. аналогичное - у Мейнонга). В целом в рамках схемы Делеза С. суть то, что подает нам знаки и ожидает нас. Человек должен переродиться дабы соответствовать красоте и величию события как его смыслу, с тем, чтобы ... стать достойным того, что происходит с нами, а значит желать и освобождать событие, стать результатом собственных событий. По Делезу, воля к С. есть высвобождение его вечной истины, которая, словно огонь, питает событие. (Важно обратить внимание на следующее: в западно-европейской философской традиции фигурируют два взаимоисключающих тезиса о природе С. А именно: по Делезу, само действие есть результат С.. По Сартру же, событие есть факт человеческой субъективности... есть результирующая наших действий. Очевидно, что данные формулировки взаимодополнительны и ни одна из них не может быть признана более предпочтительной нежели другая.) Высокая степень эвристичности подобных интерпретаций С. как смысла и С. как компонента мирообъясняющих оппозиций, отношений, соотношений, логических схем становится еще более очевидной в контексте хайдеггерианской логики, эксплицирующей логистико-метафизический ранг термина С. Если, согласно философии Хайдеггера, сущие обосновываются как сущие (в собственном Бытии) посредством отсылки к Бытию в качестве референта и если Бытие как трансцендентальное означаемое не исчерпывает эту референциальную функцию, следовательно, С. позволительно трактовать (в стилистике феноменологических теоретических конструктов) как некую интен- циональность без интентума. Ибо: сущее в своем Бытии всегда отсылается к бытию-истине, бытию-смыслу - как к Идее, воле к власти и пр., - но эта отсылка никогда не исчерпываема сопряженным и соотносимым референтом. Референтом С. в рамках категориально-понятийных сеток философии постмодернизма выступает различие, отношение к Другому, а также к иному С. По Делезу, смысл и есть С. при условии, что оно не смешивается со своим пространственно-временным осуществлением в положении вещей. С., по самой сути принадлежащее языку, в таком контексте и есть смысл как таковой. (Ср. у Хайдеггера: если С. призвано эксплицировать онтологический статус или иллюзию Бытия и сущего, то лишь потому, что оно не является феноменом. С. не дано, а есть. Как таковое оно не является, не выходит в присутствие, а поэтому не может выступать как объект восприятия или как цель идеации как промысла интуиции. С. ускользает от феноменологизации: традиционная терминология родовидовых отношений отнюдь не объясняет необходимость С. С., само будучи границей Бытия, маргинализирует последнее. С. лишено онтологического статуса и в качестве границы: относительно Бытия С. описывается как присутствие отсутствия, или как прибытие отсутствия. Его явление тождественно его исчезновению. Но даже если С., по мысли Хайдеггера, прекращает являться фактически, оно не затрагивается в своем бытийственной ипостаси. Именно эта возможность исчезновения, ускользания, не тождественных уничтожению, характеризует, согласно Хайдеггеру, статус С. в отношении к иным феноменам, в том числе и к Бытию.) Как отмечал Бланшо: Событие - это провал настоящего, время без настоящего, с которым у меня нет связи, и в направлении которого я не способен проецировать себя. Ибо в нем Я не умирает. Я утратило способность умереть. В этом провале умирается - вечно умирается, но никогда не удается умереть. Согласно Делезу, идеальное С. есть совокупность сингулярностей, сингулярных точек, характеризующих математическую кривую, физическое положение вещей, психологическую или нравственную личность. Это - поворотные пункты и точки сгибов (см. Складка), точки плавления и кипения, точки слез и смеха, болезни и здоровья... Их не следует смешивать ни с личностью, выражающей себя в дискурсе, ни с индивидуальностью положения вещей, обозначаемого предложением, ни с обобщенностью или универсальностью понятия, означаемого фигурой или кривой... Сингулярность С. - доиндивидуальна, нелична, аконцептуальна - нейтральна. Если же сингулярностями выступают вариабельные идеальные С., то они, по мысли Делеза, коммуницируют в одном и том же С., которое без конца распределяет их, тогда как их трансформации формируют и историю. Именно С. обладают вечной истиной, неизменно пребывая в безграничном Эоне, в Инфинитиве. (Ср. описание Новалисом двух типов С.: идеального и реального и несовершенного, - как, например, идеальный Протестантизм и реальное лютеранство.) Модусом С., согласно Делезу, выступает проблематическое: С. имеют дело исключительно с проблемами и определяют их условия. (Ср., по Делезу, разведение у Прокла: с одной стороны, определение проблемы посредством С., призванных воздействовать на логическую материю - рассечение, присоединение, удаление и т.п.; с другой - случай теорем, имеющих дело со свойствами, дедуцируемыми из самой сущности.) С. сами по себе - проблематическое и проблематизирующее: их можно обсуждать только в контексте тех проблем, чьи условия и определены этими С. С. в этом ракурсе осмысления суть сингулярности, развернутые в проблематическом поле, в окрестности которого происходит отбор решений. (Ср. и Гемпель, и Поппер, как правило, обозначают объясняемый объект словом С., никаким образом это не поясняя.) Если же, по версии Делеза, решение снимает проблему, она остается в Идее, связывающей проблему с ее условиями и организующей генезис решения как такового. Без этой Идеи решение не имело бы смысла. Проблематическое в С. являет собой тем самым и объективную категорию познания, и объективный вид бытия. (Ср. у Канта: проблематическое - истинный объект Идеи, неустранимый горизонт всего, что происходит и является.) Попытку осуществления корректной постановки данной проблемы осуществлял, по гипотезе Делеза, Дж.Джойс. Именно Джойс стремился придать смысл традиционному методу вопросов и ответов, дублирующему метод проблем: но Джойсу, выпытывание (именно оно) обосновывает проблематическое. По схеме Джойса, вопрос разворачивается в проблемы, а проблемы сворачиваются в некоем фундаментальном вопросе. Решения не подавляют проблем, а, напротив, открывают в них (в событиях) присущие им условия, без которых проблемы не имели бы смысла. Ответы, в свою очередь, вовсе не подавляют и даже не нейтрализуют вопрос, упорно сохраняющийся во всех ответах. Проблема и вопрос, таким образом, обозначают идеальные объективности - С., обладающие минимумом бытия (ср. загадки без разгадки в Алисе Кэрролла). По Делезу, у С. иная природа, чем у действий и страданий тел. Но С. вытекает из них: смысл - это результат реализации телесных причин и их комбинаций. Причина всегда может пресечь С. Бестелесный смысл - результат действий и страданий тела - сохраняет свое отли- чие от телесной причины лишь в той мере, в какой он связан на поверхности с квазипричинами, которые сами бестелесны. (Ср., по Делезу, в стоицизме: С. подчиняется двойной каузальности, отсылая, с одной сторны, к смесям тел, выступающим в роли его причины; а с другой - к иным же С., которые суть его квазипричины. - См. у Климента Александрийского: ...стоики говорят, что тело - это причина в буквальном смысле; но бестелесное - метафизическим образом - выступает в виде причины.) По версии Делеза, С. - как смысл - отсылает к парадоксальному элементу, проникающему всюду как нонсенс или как случайная точка и действующему при этом как квазипричина, обеспечивающая полную автономию эффекта. Вернувшись же на поверхность, мудрец, согласно Делезу, открывает объекты-С., коммуницирующие в пустоте, образующей их субстанцию - Эон, где они проступают и развиваются, никогда не заполняя его. (Ср. делезовскую интерпретацию идеи стоиков: ... пустота как и сверх-бытие, и упорство. Если бестелесные С. - это логические атрибуты бытия и тел, то пустота подобна субстанции таких атрибутов. Она по природе отличается от телесной субстанции в том смысле, что нельзя даже сказать, что мир находится в пустоте. С. - это тождество формы и пустоты. С. - не объект денотации, а, скорее, объект выражения, - то, что может быть выражено. Оно - не-настоящее, а всегда либо то, что уже в прошлом, либо то, что вот-вот произойдет.) В ходе анализа перспектив обретения рядом понятий современного философствования категориального статуса особо отмечается высокий уровень объяснительной силы и значимый потенциал концептуализации, присущий термину С.: как интенциональности без интентума, как референциальности без референта, обладающей большой силой формализации, поскольку отношение к Другому служит объяснительной матрицей возможности референциальности и интенциональности как поверхностного эффекта. Любое С., как известно, подразумевает момент собственного осуществления в настоящем, когда оно воплощается в положении вещей, в индивидуальности или личности (... и вот наступил момент, когда... - Делез). (Ср. у Витгенштейна: смерть не событие жизни. Человек не испытывает смерть.) По метафорическому образу Ж.Боске: Что касается событий моей жизни, то с ними было всё в порядке, пока я не сделал их своими. Переживать их - значит невольно отождествиться с ними - как если бы они вбирали в себя самое лучшее и совершенное, что есть во мне... Надо стать хозяином своих несчастий, научиться воплощать совершенство и блеск... Необходимо стать результатом собственных С., а не действий, ибо действие само есть результат С. (Делез приводит фрагмент эссе К.Роя о поэте Гинсберге: Психопатология, которую осваивает поэт - это не некое зловещее маленькое происшествие личной судьбы, не индивидуальный несчастный случай. Это не грузовичок молочника, задавивший его и бросивший на произвол судьбы, - это всадники Черной Сотни, устроившие погром своих предков в гетто Вильны... Удары сыпятся на головы не в уличных скандалах, а когда полиция разгоняет демонстрантов. ... Если поэт рыдает, оглохший гений, то потому, что это бомбы Герники и Ханоя оглушили его.) Только свободный человек, по мнению Делеза, постигает все насилие в единичном акте насилия и всякое смертельное С. в одном С. (в котором больше нет места происшествию), которое осуждает и отменяет власть озлобления в индивидуальности так же, как и власть подавления в обществе. A.A. Грицанов


  1. событиеявлениеstrong жизньstrong событие явление в чьейл. жизни события развертываются разворачиваются.грянуть.качественное изменение изменение структуры состояния дискретно...Идеографический словарь русского языка
  2. событиеСОБЫТИЕСлово событиеem представляющее собою образование от глагола събытисяem вошло в русский литературный язык из языка старославянского. Оно отмечено в древнейших церко...История слов
  3. событиеСОБЫТИЕ происшествие важное явление происшедшее в общественной или личной жизни. О юридическом С. см. Факт юридический iо С. в теории вероятностей см. Случайное событие....Большая советская энциклопедия
  4. событиепроисшествие важное явление происшедшее в общественной или личной жизни. О юридическом С. см. Факт юридический emо С. в теории вероятностей см. Случайное событие....Большая Советская энциклопедия II
  5. событиесобытие . явление фрагмент действительности имеющее начало окончание и определнную внутреннюю динамику. Термин в таком его понимании повсеместно встречается в психологии ...Большая энциклопедия по психиатрии
  6. событиес. avvenimento m evento m историческое событие avvenimento evento storico событие огромной важности avvenimento di massima importanza portata текущие события avvenim...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. событиесобытие с Ereignis n a ss Begebenheit f c случай знаменательное событие denkwrdiges Ereignis богатый событиями ereignisreichСинонимы дело залет зуон инцидент история исто...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. событиес Ereignis n ss Begebenheit f случайem знаменательное событие denkwrdiges Ereignisбогатый событиями ereignisreich дело залет зуон инцидент история история с географией ...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. событиебиом....Большой русско-английский словарь биологических терминов
  10. событиес.acontecimiento mem evento mem suceso mem происшествиеческое собыuтие hecho histricoщие собыuтия actualidades f plбыть явиuться стать собыuтием ser un acontecimiento...Большой русско-испанский словарь
  11. событиесущ. ср. родаподя мен. жн. роду...Большой русско-украинский словарь
  12. событиес. vnement m историческое событие fait m historique текущие события les actualits f pl события дня газетная рубрикаem les faits du jour это было событием cela a fait ...Большой русско-французский словарь
  13. событиес.vnement mисторическое событие fait m historiqueтекущие события les actualits f plсобытия дня газетная рубрикаem les faits du jourэто было событием cela a fait vneme...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  14. событиелат. eventus англ. event естественное или природное явление юридический факт в связи с которым возможно возникновение правоотношений. С. происходят не в силу волеизъявле...Большой юридический словарь
  15. событиепроцесс смены состояний объектов материального мира рассматриваемый как одномоментный акт без обращения внимания на его процессуальность. По своей природе и временным мас...Время как объективно-субъективный феномен
  16. событиеодин из видов юридических фактов с которыми закон связывает возникновение правоотношений. Это явления не зависящие от воли человека стихийные бедствия достижение определе...Государство и право
  17. событиеСОБЫТИЕ событие событийностьstrong понятие философии в. введение которого в дисциплинарный оборот знаменовало осуществление кардинальных поворотных от нем. Kehre по Ха...История философии II
  18. событиесобытие бръя событиеяс последние событиягырысь событиеяс великие событияводз лоана событиеяс дальнейшие событиясьлм врзьдан событиеяс волнующие событиятдчана событие ...Коми (зырянский)-русский словарь
  19. событиежизненного пути личности....Кризисная психология. Глоссарий к книге
  20. событиеСобытие casus obvenientia eventum eventus us m res gesta случайное событие casus fortuitus...Латинский словарь
  21. событиеВ XX в. значимая категория постмодернистского сознания. В.П.Руднев так описывает ее в своем Словаре культуры XX в. Для того чтобы определить в чем специфика понимания С. ...Лексикон нонклассики
  22. событиея ср.em То что произошло случилось значительное явление факт общественной или личной жизни.Международные события. События го Января.em Много пронеслось годов много совер...Малый академический словарь
  23. событиединамическая характеристика ситуации или отношений между ситуацией и нечто к которой можно применить качественные характеристики с точки зрения нечто усиление угрозы и т....Методологический словарь для управленцев
  24. событиекорень СОБЫТИ окончание Е Основа слова СОБЫТИВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой СОБЫТИ Е Слово Событие содержит следующие морфемы или ча...Морфемный разбор слова по составу
  25. событиеНачальная форма Событие винительный падеж единственное число неодушевленное средний род...Морфологический разбор существительных
  26. событиев философии сосуществование бытие совместно с другими то что случается проявляется итог какойлибо действия. Начала современного естествознания. Тезаурус. РостовнаДону.В....Начала современного естествознания
  27. событиеодин из возможных переводов основополагающего термина философии позднего Хайдеггера das Ereignis. Процесс прояснения и обоснования das Ereignis продолжает размышления Хай...Новая философская энциклопедия
  28. событиесобытие ср. а То что произошло случилось. б Явление факт личной или общественной жизни. То что является важным значительным фактом....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  29. событиеСлучай явление часть действительности чтото что происходит что имеет начало и конец и может быть определено в терминах изменения. Таким образом можно говорить о стимулах ...Оксфордский толковый словарь по психологии
  30. событиеСлучай явление часть действительности чтото что происходит что имеет начало и конец и может быть определено в терминах изменения. Таким образом можно говорить о стимулах ...Оксфордский толковый словарь по психологии
  31. событиесобытие событие я...Орфографический словарь
  32. событиеu сu Пр.u о событии мн.u события Р.u событий дело залет зуон инцидент история история с географией казус курьез макрособытие оборот оказия пассаж прецендент происшедшее п...Орфографический словарь русского языка
  33. событиеоиа...Орысша-қазақша «Математика» терминологиялық сөздік
  34. событиепроисшествие важное явление происшедшее в общественной личной жизни....Основные социологические термины
  35. событиеmath...Политехнический русско-французский словарь
  36. событиесобытие события события событий событию событиям событие события событием событиями событии событиях...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  37. событиеОрфографическая запись слова событие Ударение в слове событие Деление слова на слоги перенос слова событие Фонетическая транскрипция слова событие [сабытэ] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  38. событиесобытие яСинонимы дело залет зуон инцидент история история с географией казус курьез макрособытие оборот оказия пассаж прецендент происшедшее происшествие сенсация случай...Русский орфографический словарь
  39. событиеСр hadis vaqi qziyy....Русско-азербайджанский словарь
  40. событиеevent occurrence на блоксхеме transition...Русско-английский машиностроительный словарь
  41. событиеevent instance вчт.u occurrence в программеem signal событие с.u мат.uevent occurrenceпредсказывать наступление события напр. A с вероятностью напр. predict event e. g...Русско-английский политехнический словарь
  42. событиеср.event happening occasion взаимоисключающие события независимые события последующее событие предшествующее событие случайное событие совместное событие травмирующее соб...Русско-английский психологический словарь
  43. событиесобытие с.ievent текущие события current events последние события latest developments события развиваются events are moving это было большим событием it was a great a...Русско-английский словарь
  44. событиесобытие с. event международные события world events следить за событиями follow the course of events keep up with events это целое событие its quite an event....Русско-английский словарь II
  45. событиеn. дело залет зуон инцидент история история с географией казус курьез макрособытие оборот оказия пассаж прецендент происшедшее происшествие сенсация случай случившееся фа...Русско-английский словарь математических терминов
  46. событиеevent occurrence Подобное развитие событий происходит когда. A similar situation develops when. strong Синонимы дело залет зуон инцидент история история с географией каз...Русско-английский словарь научного общения
  47. событиес. фвэ сзф nлучевое событие nчастичное событие адронное событие аномальное событие векторное событие взаимоисключающие события высокоэнергетическое событие двумерное соб...Русско-английский словарь по физике
  48. событиеcase incident event example shot...Русско-английский словарь по электронике
  49. событиеevent development fact occasion occurrence story...Русско-английский словарь политической терминологии
  50. событиеact напр. в сетевом планировании event occasion...Русско-английский строительный словарь
  51. событиеevent fact occurence ampLTelectr.ampGT signal благоприятствующее событие достоверное событие невозможное событие производное событие событие достоверноесобытие с нулевой ...Русско-английский технический словарь
  52. событиеevent incident occurrence...Русско-английский толковый словарь терминов по информатике
  53. событиеdevelopment event fact occasion...Русско-английский экономический словарь
  54. событиесущ.development event occasion occurrence happeningвосстанавливать ход событий to reconstruct the eventsотсутствие события преступления absence of a criminal act eventо...Русско-английский юридический словарь
  55. событиеN...Русско-армянский словарь
  56. событиеПадзея здарэнне международные события мжнародныя падзе...Русско-белорусский словарь
  57. событиеср.i падзея жен. здарэнне ср.iмеждународные события мжнародныя падзе...Русско-белорусский словарь II
  58. событиепадзеuя дзеui ж.i...Русско-белорусский словарь математических, физических и технических терминов
  59. событиеср. падзея дзеi ж....Русско-белорусский физико-математический словарь
  60. событиеСъбиuтие с...Русско-болгарский словарь
  61. событиеesemny дело залет зуон инцидент история история с географией казус курьез макрособытие оборот оказия пассаж прецендент происшедшее происшествие сенсация случай случивше...Русско-венгерский словарь
  62. событиесобытие с международные я...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  63. событиеСинонимы дело залет зуон инцидент история история с географией казус курьез макрособытие оборот оказия пассаж прецендент происшедшее происшествие сенсация случай случивше...Русско-ивритский словарь
  64. событиеevento hecho событие достоверное событие маловероятное событие случайное...Русско-испанский автотранспортный словарь
  65. событиеevento hecho incidente...Русско-испанский юридический словарь
  66. событиес. вчт. evento m avvenimento m см. тж события маловероятное событие невозможное событие простое событие противоположное событие сложное событие случайное событие целево...Русско-итальянский политехнический словарь
  67. событиеоиа неожиданное событие ктпеген оиа кенеттен болан оиа историческое событие тарихи оиа текущие события кнделкт оиаларзор оиа его приезд к нам событие оны бзге келу зор ои...Русско-казахский словарь
  68. событиеоиа...Русско-казахский терминологический словарь «Пищевая промышленность и бытовое обслуживание»
  69. событиеоиа...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  70. событиеср. окуя неожиданное событие ктлбгн окуя историческое событие тарыхый окуя международные события эл аралык окуялар текущие события кндлк окуялар....Русско-киргизский словарь
  71. событиеshjin shbinисторическое событие международные события текущие события неожиданное событие dshэто целое событие дело залет зуон инцидент история история с геогр...Русско-китайский словарь
  72. событиеVaqia adise olan eyисторическое событие tarihiy vaqia...Русско-крымскотатарский словарь
  73. событиевакъиа адисе олгъан шей историческое событие тарихий вакъиа...Русско-крымскотатарский словарь II
  74. событиеnotikums...Русско-латышский словарь
  75. событиеvykis...Русско-литовский словарь
  76. событиеEreignis Vorkommnis инф....Русско-немецкий политехнический словарь
  77. событиес. случай Ereignis n Geschehnis n Begebenheit f мн. ч. события совокупность фактов явлении Ereignisse pl Geschehen n международные события internationales Geschehen с...Русско-немецкий словарь
  78. событиеEreignis Erlebnis...Русско-немецкий словарь по искусству
  79. событиеEreignis Ttigkeit...Русско-немецкий экономический словарь
  80. событиеEreignis Geschehen Vorgang...Русско-немецкий юридический словарь
  81. событиеGebeurtenis...Русско-нидерландский словарь
  82. событиесобытиес межународные я последние я это для меня целое ....Русско-новогреческий словарь
  83. событиеbegivenhet foreteelse hendelse historie opplevelse passasje дело залет зуон инцидент история история с географией казус курьез макрособытие оборот оказия пассаж преценден...Русско-норвежский словарь
  84. событие...Русско-персидский словарь
  85. событиеzdarzenie wydarzenie wypadek...Русско-польский словарь
  86. событиесacontecimento mu racto mu происшествиеem sucesso mu evento mu важноеem facto m дело залет зуон инцидент история история с географией казус курьез макрособытие оборот ока...Русско-португальский словарь
  87. событиеСобытиеtukio ma habari kadhia manzili мн.em tokeo maсобытие неожиданное kituko vi mkasa mi...Русско-суахили словарь
  88. событиесобытие воеа одиса рйдод...Русско-таджикский словарь
  89. событиес .вакыйга булган булып узган хл события последних дней согы кннрдге вакыйгалар .зур вакыйга его приезд к нам с. аны безг киле зур вакыйга...Русско-татарский словарь
  90. событиеolayhadise события последних лет son yllarn olaylar gelimeleriпроисходящие в стране события lkede olup bitenler lkede yer alan olaylarпоследующее развитие событий so...Русско-турецкий словарь
  91. событиеhadise olay...Русско-турецкий словарь по строительству и архитектуре
  92. событиеhodisa voqea...Русско-узбекский словарь Михайлина
  93. событиеподя достоверное событие зависимые события маловероятное событие невозможное событие независимые события несовместимые события противоположные события равноценные...Русско-украинский политехнический словарь
  94. событиеnemtapahtuma tapaus...Русско-финский словарь
  95. событиеср vnement достоверное событиезапланированное событиенедавние событиятекущие события...Русско-французский экономический словарь
  96. событиеdj dn jev udlost uzel v sovm grafu...Русско-чешский словарь
  97. событиеbejivenhet.strong begivenhetevenemang.strong evenemanghendelse.strong hndelse en historisk hndelseисторическое событиеsjeende.strong skeende dramatiska skeendenдраматичес...Русско-шведский словарь
  98. событиеTilldragelse hndelse...Русско-шведский словарь II
  99. событиеSndmus...Русско-эстонский словарь
  100. событиеСобытиесм. Случай Источник Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости. www.foxdesign.ru дело залет зуон инцидент история история с географией казус курьез макрособытие...Сводная энциклопедия афоризмов
  101. событиеРазновидность юридического факта. Событие явление не зависящее от воли человека стихийное бедствие истечение сроков рождение смерть и т.д. с наступлением которого нормы ...Словарь - бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
  102. событиесобытие понятие философии в. введение которого в дисциплинарный оборот знаменовало осуществление кардинальных поворотных от нем. Kehre по Хайдеггеру реконструкций трад...Словарь постмодернизма
  103. событиевыдающееся событие грандиозное событие громкое событие значительное событие крупное событие невероятное событие необыкновенное событиеСинонимы дело залет зуон инцидент ис...Словарь русской идиоматики
  104. событиесобытие явление случай происшествие эпизод факт дело история казус инцидент зуон пассаж история с географией чепок чепэ сенсация курьез происшедшее экшен залет макрособыт...Словарь синонимов II
  105. событиесобытие явление случай происшествие эпизод факт дело история казус инцидент зуон пассаж история с географией чепок чепэ сенсация курьез происшедшее экшен залет макрособыт...Словарь синонимов
  106. событиеБ. Грин точка в пространствевремени которая определяется положением в пространстве и во времени....Словарь современной физики из книг Грина и Хокинга
  107. событиеотношение присутствия к другому присутствию. Данный термин подчеркивает отличие между способами существования для присутствия вещей наличие и других присутствий. Особенно...Словарь терминов Хайдеггера по книге «Бытие и время»
  108. событиеСОБЫТИЕ один из видов фактов юридических с которыми закон связывает возникновение правоотношений. К СОБЫТИЯМ относятся естественные природные явления протекающие помимо ...Словарь финансовых терминов II
  109. событиеh событиеbig сущ.сред.неод.i ед.род. собственную личность на место великого события.Пр. мн.им. Блистательные события прошедшей войны обращали на себяПр. Необыкновенные с...Словарь языка Грибоедова
  110. событиесостояние в процессе выполнения комплекса в сетевом планировании характеризующее результаты окончания одних работ и начало производства другихБолгарский язык Български с...Строительный словарь
  111. событиеформа общности людей специфика которой состоит в понимании ими друг друга на уровне совпадения ценностной сферы личностей подтекстов поступков смыслов деятельности в рефл...Тезаурус для педагогов-экспериментаторов
  112. событиеодин из видов юридических фактов сущность которого в том что он не имеет одушевленной природы и лишен волеизъявленческого потенциала т.е. такое жизненное обстоятельство к...Теория государства и права
  113. событиеСобытие event конструкция моделирования предприятия которая отображает ожидаемый или неожиданный факт указывающий на изменение состояния предприятия или его окружения.[Г...Терминологический словарь автоматизации строительства и производственных процессов
  114. событиеСОБЫТИЕ состояние в процессе выполнения комплекса в сетевом планировании характеризующее результаты окончания одних работ и начало производства других Болгарский язык Бъ...Терминологический словарь по строительству на 12 языках
  115. событиесобытие сущ.em с.em употр. очень часто Морфология нет чего событияstrong чему событиюstrong вижу что событиеstrong чем событиемstrong о чм о событииstrong мн. что события...Толковый словарь Дмитриева
  116. событиеСОБЫТИЕ событность кого с кем чего с чем пребывание вместе и в одно время событность происшествий совместность по времени современность. Событные происшествия современные...Толковый словарь живого великорусского языка
  117. событиеСОБЫТИЕ я ср. То что произошло то или иное значительное явлениефакт общественной личной жизни. Историческое с. Неожиданное с.Международные события. II прил. событийный ая...Толковый словарь Ожегова
  118. событиеразрыв системных связей....Толковый словарь понятий и терминов этногенеза
  119. событиеСОБЫТИЕ события ср. То что случилось происшествие случай. Неожиданное событие. Важное явление крупный факт происшедший в общественной или личной жизни. Накануне событий....Толковый словарь русского языка II
  120. событиесобытие событие я ср. То что произошло то или иное значительное явление факт общественной личной жизни. Историческое с. Неожиданное с. Международные события.прил. событий...Толковый словарь русского языка II
  121. событиеСОБЫТИЕ я ср. То что произошло то или иное значительное явление факт общественной личной жизни. Историческое событие Неожиданное событие Международные события. прилагате...Толковый словарь русского языка
  122. событиеУдарение в слове событиеУдарение падает на букву ыБезударные гласные в слове событие...Ударение и правописание
  123. событиеRzeczownik событие n zdarzenie n wypadek m...Универсальный русско-польский словарь
  124. событиеСОБЫТИЕ имеет широкий спектр как общих так и специальных толкований как природное явление геологическое физическое биологическое экологическое космологическое и т.п. как...Философская энциклопедия
  125. событиеЕдинственный способ достичь ясности это начать сначала опираясь на события вместо тел. В физике событие согласно старым представлениям это нечто имеющее время и место. ...Философский словарь разума, материи, морали
  126. событиесосуществование по Хайдеггеру бытие совместно с другими поскольку все существует в мире Бытиевмире мир всегда тот мир который я разделяю с другими. Мир существования есть...Философский энциклопедический словарь II
  127. событиеодин из видов фактов юридических с которыми закон связываетвозникновение правоотношений. К СОБЫТИЯМ относятся естественные природ ные явления протекающие помимо воли люде...Финансовый словарь II
  128. событиеСОБЫТИЕ СОБЫТИЕ один из видов фактов юридических с которыми закон связываетвозникновение правоотношений. К СОБЫТИЯМ относятся естественные природ ные явления протекающие...Финансовый словарь
  129. событиеодин из видов фактов юридических с которыми закон связывает возникновение правоотношений. К СОБЫТИЯМ относятся естественные природные явления протекающие помимо воли люде...Финансовый энциклопедический словарь
  130. событиесобытие события события событий событию событиям событие события событием событиями событии событиях Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синон...Формы слова
  131. событиеодин из видов юридических фактов с которыми закон связывает возникновение правоотношений. К С. относятся естественные природные явления протекающие помимо воли людей наво...Экономика и право
  132. событиеСбыт Сито Быт Соты Бот Тес Тис Бис Бес Бест Био Биос Сыто Соте Бытие Обет Событие Обсе Ост Сет...Электронный словарь анаграмм русского языка
  133. событиеодин из видов юридических фактов с которыми закон связывает возникновение правоотношений. К С. относятся естественные природные явления протекающие помимо воли людей наво...Энциклопедический словарь экономики и права
  134. событиеСОБЫТИЕ Для того чтобы определить в чем специфика понимания С. в культуре ХХ в. допустим по сравнению с ХIХ в. перескажем вкратце сюжет новеллы Акутагавы В чаще которая и...Энциклопедия культурологии
  135. событиеодин из видов юридических фактов с которыми закон связывает возникновениеизменение и прекращение правоотношений. Естественные природные явления протекающие помимо воли лю...Энциклопедия юриста