Энциклопедия История философии

ПЛЕСНЕР

ПЛЕСНЕР (Plessner) Хельмут (1892-1985) - немецкий философ и социолог, один из основоположников (наряду с Шелером) философской антропологии. Занимался также культур-социологией и эстетикой. Учился у Виндельбанда, Трёльча, Э.Ласка, Х.Дриша. С 1926 - профессор в Кёльне. После прихода фашистов к власти эмигрировал, работал в Гронингене, где стал первым профессором социологии в Нидерландах. С 1946 - профессор философии и социологии в университете Гёттингена. С 1962 - профессор в Школе социальных исследований в Нью-Йорке, затем преподавал в Цюрихе (Швейцария). Основная программная работа П. - Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию - вышла в один год (1928) с трудом Шелера О положении человека в космосе, попав в тень последней (известность ей принесло только второе издание в 1965). Другие работы П.: Истоки кризиса трансцендентального понимания истины (1918), Единство чувств. Основные черты эстезиологии духа (1923); Границы сообщества. Критика социального радикализма (1924), Власть и человеческая природа (1931), Смех и плач (1941), Между философией и обществом. Избранные статьи и доклады (1959), Опоздавшие нации (1962), Философская антропология (1970), По эту сторону утопии. Предварительное введение в культур-социологию (1974) и др. Свою концепцию П. строит на широком привлечении материала естествознания, прежде всего - биологии. Из философов на нее наибольшее влияние оказали Дильтей (предложивший, согласно П., источник новой постановки проблемы философской антропологии), а также Гуссерль. Сам П. оказал воздействие на становление концепции конструирования социальной реальности Бергера и Лукмана. Конституируемая философская антропология должна, по П., быть вписана в космологическую перспективу и исходить из базисных структур человеческого бытия. Тем самым человек должен быть понят в рамках единого проекта, одновременно схватывающего его и как природное, и как культурное существо. Эта перспектива обнаруживает, что человек занимает центральное и исключительное положение в мире, создавая порядок, ориентированный на него самого (тем самым чело- веческое существование не предопределено в его концепции, как у Шелера, сущностными и ценностными порядками, которые лишь обнаруживаются, а не творятся человеком). Вопрос о человеке, по П., не может ставиться исходя из допущения существования неизменного порядка, определяющего все сущее, так как это противоречит историчности бытия человека (вскрытого Дильтеем). Последний не есть неизменная субстанция, а есть, скорее, открытый вопрос. Человек сам ведет свою жизнь, но чтобы понять непостижимую тайну его бытия, необходимо двигаться от тела к сознанию, а не наоборот, как шла предшествующая философская традиция, метафизически пренебрегая биологической стороной человеческого существа. Именно тело, по мысли П., является исходной базисной структурой, оно есть медиум, связывающий внутреннее и внешнее, реально данное и трансцендентное, обращенность к самому себе и к миру в актах поведения. Человеческое бытие всегда пребывает на границе, оно едино в своей двойственности, отсюда его неизбывная проблематичность, вбирающая в себя величие и нищету человеческого. Основная граница в таком контексте - между телом и средой. Тело и есть собственная граница человека, вместе с тем - она граница иного. Граница всегда есть переход из одного пространства в другое, а бытие на границе - это всегда бытие между. (Согласно П., пространственность означает обнаруживаемые в пространстве границы.) Тело не просто пребывает в пространстве, а имеет местопребывание. В для-себя-бытии живого тела и локализована природность человека, противополагаемая иному (неприродному) его бытию. Тем самым тело не просто находится в пространстве (заполняет его собой как и иные вещи, не растворено, как животное, в здесь-и-теперь), а утверждает собой само это пространство, задавая систему отношений к месту своего пребывания как бы из точки вне места и времени (тело существует вовнутрь пространства и далеко не исчерпывается характеристиками координат своей пространственности). Таким образом, человек в своей телесности как бы двойственен, он есть одновременно плоть (пространственность) и собственно тело, позиционирующее к собственной пространственности. Еще один уровень двойственности человека задает, с точки зрения П., взаимодействие души и тела, психического и физического, снимаемый в самобытии (внутренний мир в теле), в его трансцендировании от тела к духу, обретая который, человек и становится собственно человеком. Третий уровень двойственности - одновременность воплощения в человеке индивидуального и всеобщего Я как последних оснований всяких опредмечивающих отношений человека, самого не поддающегося опредмечиванию, но являюще- гося сопричастным (социокультурному) миру. Таким образом, выявляя свою границу со средой, человек, идя вовнутрь, постоянно трансцендирует себя вовне, самоопределяясь в границах трех уровней (плоть-тело, тело-душа, индивидуальное - всеобщее), а тем самым двигаясь к себе как Таковому. Это движение осуществляется в слое поведения, синтезирующем любые оппозиции и презентирующем совокупность форм и способов конституирования жизни. П., исходя из идеи ступеней органического, с одной стороны, вписывает человека в ряд живого, противопоставляемого неживому, а с другой - выявляет его специфичность. Если растение непосредственно включено в среду, то включенность в нее животного уже опосредована, она центрически позициональна: животное имеет центр, координирующий взаимодействия его и всех его органов со средой, но при этом центр не осознает себя как центр. Подобное осознавание предполагает захождение Я за себя, что доступно только человеку. Но в этом случае меняет свой характер и позициональность - это уже эксцентрическая позициональность, т.е. человек укоренен и вне пространственности, вне наличного бытия, вне тела. Человек постоянно выходит за пределы, за границы (среды и сотворенного), выносит свой центр за, т. е. в эксцентричность по отношению к наличному в поисках постоянно нарушаемого равновесия. Тем самым он поставлен на ничто. Именно поэтому частные науки неспособны ухватить ускользающую суть человека, с этой задачей может справиться лишь философия (как философская антропология), которая и есть мысль, дерзающая размышлять о ничто; в то же время П. снимает дуализм одушевленного тела и духа, свойственный философской антропологии Шелера. Позиционируя, т. е. занимая позиции в мире (социуме) согласно мере дистанцирования от природно-телесной реальности, человек, по П., творит себя как лицо: лишь в качестве личностей мы находимся в мире независимого от нас и одновременно доступного нашим воздействиям бытия. Отсюда принцип самосозидающего, открытого возможностям непостижимого человека (принцип новой связи П., не позволяющий редуцировать человека к простой проекции Бога, а акцентирующий идею становления Бога человеком). Творение себя лицом имеет, согласно П., три аспекта: 1) экспресивный, т.е. план постоянного самовыражения; 2) исторический, т.е. план непрекращающейся самореализации; 3) социальный, предполагающий не только различение в себе индивидуального и всеобщего Я, но и выход за пределы (за границы) единичного в сферу Мы, совместности, в которой развертывается дискурс человеческой свободы. Творя себя лицом, человек неизбежно отличает себя от себя самого в ак- тах совершаемых выборов, обнаруживая свою открытость миру и негарантированность собственного бытия (именно в силу своей эксцентричности). Свой дискурс о человеке П. концептуализирует в трех основных антропологических законах: 1) законе естественной искусственности (поставленность на ничто компенсируется квазиприродными результатами его деятельности); 2) законе опосредованной непосредственности (осознавание своего сознания, видение того, что объективное есть таковое лишь для сознания человека); 3) законе утопического местоположения (отрицая абсолютное, человек постоянно нуждается в нем для собственного удержания в мире. Человек (как, прежде всего, культурное существо) наслаждается и страдает, желает и надеется, думает и хочет, чувствует и верит, страшится за свою жизнь и во всем этом должен познавать дистанцию между совершенством и своими возможностями. Именно культура позволяет противостоять опасностям, которые несет с собой открытость человека миру. В этом ключе П. проделывает анализ феноменов смеха и плача как катастрофических реакций, возникающих в результате потери самообладания в не имеющих стандартного решения ситуациях (за счет выхода в эксцентричность, про страивающую отношения к отношениям и тем самым дистанцирующую человека от опасной для него ситуации). Таким образом, в творчестве П. был реализован один из основных вариантов (эксцентрический) антропобиологической версии философской антропологии (второй основной ее вариант - деятельностная концепция Гелена). (См. Философская антропология, Гелен.) В.Л. Абушенко


  1. плеснерПЛЕСНЕР Plessner Хельмут р. . Висбаден немецкий философ ФРГ. В проф. унта в Кльне с в Нидерландах в и проф. в Гронингене в проф. унта в Гттингене ректор в . Был пр...Большая советская энциклопедия
  2. плеснерPlessner Хельмут немецкий философ и социологнаряду с М. Шелером один из основоположников философской антропологии....Большой энциклопедический словарь II
  3. плеснерПЛЕСНЕР Plessner Хельмут немецкий философ один из родоначальников философской антропологии. Профессор в Кельне с . Первый профессор социологии в Нидерландах Гронинген. ...Новейший философский словарь
  4. плеснерPlessner Хельмут немецкий философ один из родоначальников философской антропологии. Профессор в Кельне с . Первый профессор социологии в Нидерландах Гронинген. С проф...Новейший философский словарь II
  5. плеснерХельмут р. . . Висбаден нем. философ ФРГ один из родоначальников философской антропологии. В годы фаш. режима эмигрировал в Нидерланды. В осн. соч. Ступени органического...Советский философский словарь
  6. плеснерПЛЕСНЕР Plessner Хельмут немецкий философ и социолог наряду с М. Шелером один из основоположников философской антропологии....Современный энциклопедический словарь
  7. плеснерПЛЕСНЕР Plessner Хельмут нем. философ один из родоначальников философской антропологии. В своих основных работах Ступени органического и человек Смех и плач По эту ст...Философская энциклопедия
  8. плеснердив. Плеснер Гельмут...Філософський енциклопедичний словник
  9. плеснерПЛЕСНЕР Plessnerem Хельмут нем. философ и социолог один из основоположников филос. антропологии как спец. дисциплины. Ученик Виндельбанда Э. Ласка X. Дриша Гуссерля. С ...Энциклопедия культурологии
  10. плеснерПЛЕСНЕР Plessner Хельмут нем. философ и социолог один из основоположников филос. антропологии как спец. дисциплины. Ученик Виндельбанда Э. Ласка X. Дриша Гуссерля. С ...Энциклопедия Культурология XX век
  11. плеснерПлеснер Plessner Хельмут . . Висбаден. Геттинген немецкий ФРГ философ и социолог один из основоположников философской антропологии как специальной дисциплины. Ученик В. ...Энциклопедия социологии