Энциклопедия История философии

ЛЕЙБНИЦ

ЛЕЙБНИЦ (Leibniz) Готфрид Вильгельм (1646- 1716) - немецкий философ, математик, физик, юрист, историк, языковед. Основные философские сочинения: Рассуждения о метафизике (1685), Новая система природы (1695), Новые опыты о человеческом разумении (1704), Теодицея (1710), Монадология (1714). Л. завершает развитие рационалистически ориентированной философии 17 в. Отстаивая собственную позицию в споре об источниках познания (полемика рационалистов и эмпиристов), о категории субстанции (монизм Спинозы или дуализм Декарта), Л. предлагает оригинальную, синтетическую философскую систему. Утверждая суверенитет метафизики по отношению к теологии и математике (их различают метод и предмет), Л., тем не менее, требует от суждений философов строгости и обоснованности научных выводов естествознания. Принято выделять две составляющие программы Л.: рационалистический метод и учение о Боге и субстанции. Если Декарт формулирует основное положение рационалистического метода - возможность установить ясные, несомненные, интуитивные утверждения, то Л. исследует их логическую природу. Первичные истины выражают аналитические суждения, в которых предикат раскрывает признаки, уже заключенные в понятии субъекта. Иначе, они отвечают требованиям законов логики: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. В качестве априорных принципов метода Л. выдвигает положения о непротиворечивости всякого возможного бытия и о возможности бесчисленного множества непротиворечивых миров. Возможное - это то, что логически непротиворечиво, тождественно-истинные утверждения; это область вечных истин или истин разума, логических сущностей; возможное противополагается действительному, случайному в сфере индивидуального чувственного опыта. Л., однако, критикует окказионализм Мальбранша. По Л., закон достаточного основания (согласно которому существование и изменение всякой вещи, истинность или ложность утверждения могут иметь место только на определенном основании), а также принцип каузальности в естествознании и принцип предустановленной гармонии в онтологии позволяют сделать опыт источником необходимых положений - законов (так как случайное, фактическое с точки зрения относительной истины, логически необходимо с точки зрения абсолютной - бесконечного интеллекта, гносеологического и онтологи- ческого основания). Два других методологических постулата утверждают, что существование данного мира имеет достаточное основание и таковым выступает оптимальность, полнота, совершенство его устройства. Сущность мира исчерпывается принципом предустановленной гармонии - в нем нет случайных элементов и присутствует всеобщая их взаимосвязь и согласованность. Иначе, предустановленная гармония обозначает соответствие истин разума истинам факта. Совершенство, разумность выражаются в ряде законов, которым подчиняется мир и познание. Л. утверждает всеобщий характер различения и принцип тождественности неразличимых, принцип дискретности и непрерывности, принцип минимума и максимума. Субстанциальное единство мира на уровне истин разума, т.е. порядок и полнота иерархии идеального мира, обозначается категорией Бога. В понимании Л., Бог - актуальная бесконечность человеческого духа, полная реализация чистого познания, которое не осуществимо для индивида. Учением, дополняющим положения метафизики божественного, выступает монадология - плюралистическая онтологическая концепция, описывающая разнообразие действительного мира. Монады - простые, неделимые, непространственные субстанции. Они выступают в качестве исходного начала всего сущего; обладают способностью беспрерывного действия. Они не могут изменяться, вступая во взаимодействие, но имеют внутренний импульс к действию, подобно живым организмам. Единство и согласованность монад обеспечены предустановленной гармонией. Монады проявляют себя в перцепции - смене восприятий - и аппетиции - стремлении монады к новым восприятиям. Л. различает три вида монад: простые, отличающиеся смутными представлениями; души, обладающие ощущением и сложными представлениями; духи, или разумные существа. Бог - творческая монада, обладающая свойством актуального абсолютного мышления. Материя - сложная субстанция, в основе которой лежит простая - монада, поэтому Л. относит материю к миру явлений. Мыслитель различает первую и вторую материи. Одна характеризуется простыми качествами - протяженность, непроницаемость, масса, другая - обладает силой, производной от первичной силы простой субстанции. Л. отрицает абсолютный характер пространства и времени, а, следовательно, и пустое пространство. Они являются атрибутами мира явлений. Л. настаивает на различении монадологии и атомизма. Прототипом монады выступает биологическая клетка, а не точка геометрического пространства. В контексте принципиального для 17 в. противостояния эмпиризма и рационализма Л. полагает, что врожденные идеи и принципы могут существо- вать и существуют в потенциальном, неосознанном виде (врождены привычки, природная логика, способности и склонности, преформация). Внешнее воздействие на душу-монаду инспирирует выявление изначальных потенций разума. Далее, к аргументам против концепции пустого сознания - tabula rasa, Л. добавляет факты рефлексии (некоторые продукты деятельности разума могут существовать независимо от чувственности), подвижности внимания и существования психически бессознательного в виде бесконечно малых перцепций. Излагая свой взгляд на проблему первичных качеств (простых идей), Л. утверждает, что идеи первичных качеств формируются в нашем сознании при непрерывном участии деятельности разума, тогда как в рефлексии, наоборот, процесс образования простых идей не обходится без соучастия чувственности. Л. затрагивает роль языка в познании. Толкуя его как один из главных инструментов мышления, он полагает, что развитие языка не происходило исключительно дедуктивно - сначала возникли слова - универсалии, а затем - слова, имеющие частные значения, - но и индуктивно, т.е. в обратном направлении. В теории науки Л: указывает на ошибочность отрицания роли аксиоматик в ней. Он отстаивает значимость соблюдения законов формальной логики в естественнонаучном исследовании. Истину Л. понимал как соответствие между идеями и как соответствие простых идей адекватно воспринимаемым фактам. Он ввел различение истин на истины разума и истины факта: первые отличает необходимость, вторые - случайность. Как следствие, Л. первым обратил внимание на необходимость разработки теории вероятностей и теории игр, комбинаторику. Значительны достижения Л. и в логике. Он стремился синтезировать логику и математику в единую дисциплину, реализуя две идеи. Во-первых, идею истолкования мышления как оперирования знаками, которое должно приобрести вид исчисления - точного описания элементов мышления, позволяющее сконструировать упорядоченную его аксиоматику. Во-вторых, идею всестороннего применения логических исчислений. Л. является автором современной формулировки закона тождества, закона достаточного основания, оригинальной логической символики. Введенные Л. философские постулаты: а) непрерывность разнообразных форм и состояний мира ввиду его завершенности и его завершенности ввиду его непрерывности; б) существование универсума в виде неразрывной лестницы, благодаря чему все живые существа призваны постоянно трансформироваться из одной формы в другую; в) существование предустановленной гармонии, позволяющей всем фрагментам сущего вступать между собой в телесные и внетелесные гармонии, ре- зонансы, лады, а также обретать единые тональности, сыграли значимую роль в эволюции западноевропейского интеллектуализма. Распространению идей Л. в Германии способствовал его ученик Вольф. Многие идеи были восприняты немецкой трансцендентально-критической философией и персонализмом, а также оказали существенное содержательное влияние на формирование философской парадигмы современного постмодернизма. [См. также Монада, Складка, Монадология (Лейбниц), Новые опыты о человеческом разумении (Лейбниц).] М.В. Подручный


  1. лейбницLeibniz Готфрид Вильгельм немецкий философматематик физик языковед. С на службе у ганноверских герцогов.Основатель и президент с Бранденбургского научного обществапоз...Большой энциклопедический словарь II
  2. лейбницLeibniz Готфрид немецкий философ математик юрист историк и дипломат. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском унтах. С г. придворный библиотекарь у га...История психологии в лицах
  3. лейбницЛЕЙБНИЦstrongLeibniz Готфрид Вильгельм немецкий философ математик физик юрист историк языковед. Основные философские сочинения Рассуждения о метафизике Новая система ...История философии II
  4. лейбницНачальная форма Лейбниц неизменяемое женский род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  5. лейбницЛЕЙБНИЦstrong Leibniz Готфрид Вильгельм немецкий философ и математик. Заинтересовался математикой в х гг. когда познакомился с Христианом ГЮЙГЕНСОМ и Робертом БОЙЛЕМ кот...Научно-технический энциклопедический словарь
  6. лейбницЛЕЙБНИЦ Leibniz Готфрид Вильгельм немецкий философ математик физик юрист историк языковед. Основные философские сочинения Рассуждения о метафизике Новая система природ...Новейший философский словарь
  7. лейбницLeibniz Готфрид Вильгельм немецкий философ математик физик юрист историк языковед. Основные философские сочинения Рассуждения о метафизике Новая система природы Новые...Новейший философский словарь II
  8. лейбницЛейбниц Лейбниц а тв. ем формула Лейбница...Орфографический словарь
  9. лейбницОрфографическая запись слова лейбниц Ударение в слове Лейбниц Деление слова на слоги перенос слова лейбниц Фонетическая транскрипция слова лейбниц [лэбн] Характеристика ...Полный фонетический разбор слов
  10. лейбницЛейбниц а твор. п. ем формула ЛейбницаСинонимы философ...Русский орфографический словарь
  11. лейбницp.n.Leibniz LeibnitzСинонимы философ...Русско-английский словарь математических терминов
  12. лейбницLeibnitz философ...Русско-английский словарь по машиностроению
  13. лейбницлейбниц сущ. колво синонимов философ Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы философ...Словарь синонимов II
  14. лейбницLeibniz Leibnitz Готфрид Вильгельм .VII. .XI. нем. философ ученый и обществ. деятель. В обучался в Лейпцигском унте. В занимался науч. деятельностью в Париже и Лондон...Советская историческая энциклопедия
  15. лейбницЛЕЙБНИЦ Leibniz Готфрид Вильгельм немецкий философ математик физик языковед. С на службе у ганноверских герцогов. Основатель и президент с Бранденбургского научного об...Современный энциклопедический словарь
  16. лейбницУдарение в слове ЛейбницУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове Лейбниц...Ударение и правописание
  17. лейбницЛЕЙБНИЦ Leibniz Готфрид Вильгельм нем. философ математик физик и изобретатель юрист историк языковед. Изучал юриспруденцию и философию в Лейпцигском и Йенском унтах. В ...Философская энциклопедия
  18. лейбницНейл Лицей Нил Блинец Блин Бий Бейц Бей Цейб Бен Блиц Лей Лейбниц Лейцин Лен Линц Ниц...Электронный словарь анаграмм русского языка
  19. лейбницЛейбниц Готфрид Вильгельм Leibniz знаменитый философ род. в Лейпциге июля г. Его отец Фридрих Л. профессор нравственной философии в Лейпциге умер когда сыну его было в...Энциклопедический словарь
  20. лейбницГотфридВильгельм Leibniz знаменитый философ род. в Лейпциге июля г. Его отец Фридрих Л. проф. нравственной философии в Лейпциге умер когда сыну его было всего шесть ле...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона