Энциклопедия История философии

КРАСОТА

КРАСОТА - универсалия культуры субъект-объектного ряда, фиксирующая содержание и семантико-гештальтную основу сенсорно воспринимаемого совершенства. Понятие К. выступает одним из смысловых узлов классической философии, центрируя на себе как онтологическую, так и гносео-этическую проблематику. Спецификой интерпретации К. в философии классического типа является принципиально внеэмпирическое ее понимание и отнесение ее к трансцендентному началу. Основы такого подхода к К. были заложены философией Платона, в рамках которой вещь мыслилась в качестве прекрасной (совершенной) в силу соответствия своему эйдотическому образу, идее, воплощение (объективация) которой, собственно, и выступает целью становления и бытия данного объекта (см. Платон, Эйдос, Гилеморфизм). Таким образом, К. артикулируется как таковая и реализует свое бытие применительно к миру идей как трансцендентному; прекрасное же мыслится как воплощение К. в конкретных вещах. Классическая традиция философской интерпретации К. и классическая эстетика являются теми векторами развития европейской культуры, которые могут быть рассмотрены как одно из наиболее ярких проявлений эволюционного потенциала платоновской концепции, которой, по оценке Виндельбанда, было суждено сделаться жизненным принципом будущих веков, - заданный Платоном семантический вектор осмысления К. практически фундировал собою всю историю классической философской парадигмы: К. неизменно рассматривалась как трансцендентный фено- мен, а феномен прекрасного в силу этого обретал характеристики нормативности. Под прекрасным европейская классика понимает объект, соответствующий вне-эмпирическому умопостигаемому канону, в качестве которого вариативно постулируются: 1) персонифицированный Бог в христиански ориентированных философских учениях: так, в рамках схоластики моделируется представление о К. как о собственно Боге: Бог творит К. не только вовне себя, он сам по своей сущности тоже есть К. (Ансельм Кентерберийский). Именно Бог в качестве К. как таковой является трансцендентным источником прекрасного: К. сама по себе есть то, существование чего является причиною всего прекрасного и творит всякую К. (Николай Кузанский). Лишь в Боге К. и прекрасное (равно как и возможность и действительность, форма и оформленность, сущность и существование) выступают как тождественные (Ареопагитики). Бог - сама К., которая изначала свертывает (implicatio) в себе все природные красоты, развертывающиеся (explicatio) своими идеями и видами во Вселенной (Николай Кузанский). Таким образом, К. есть все бытие всего сущего, вся жизнь всего живущего и все понимание всякого ума (Николай Кузанский); 2) безличный Абсолют: от абсолютной идеи Гегеля, совершенство которой в качестве К. проявляет себя в предметах чувственным образом - как чувственная видимость идеи, - до К. как конституированной в качестве ирреального содержания прекрасного предмета у Н.Гартмана; 3) персонификация К. как таковой в неортодоксальных культурных лакунах христианской традиции, практически занимающая семантическую позицию, изоморфную позиции Бога в ортодоксии: например, в куртуазной культуре К. Донны трактуется как самой Красы любимый плод (Бернарт де Вентадорн); К. фундирует собою всю систему ценостей куртуазии (так жить, как хочет К. во Фламенке), сама выступая нормативным требованием для трубадура и обретая спекулятивно-дисциплинарный характер (см. Веселая наука); 4) абстрактно понятая правильность: от ориентированных на математический формализм ренессансных теоретиков искусства (гармония как душа мира у Джозеффо Царлино, божественная пропорция у Луки Пачоли, правила природы у Андрео Палладио) до теоретиков модернизма: война против зрения и ориентация на выражение подлинной сущности объектов - не как мы их видим, а как мы их знаем (экспрессионизм), как они должны быть (кубизм), как плоские идеи Платона (неопластицизм - после Мондриана) и т.п. Будучи имплицитно фундированным идеей предустановленной гармонии, данное направление трактовки К., как правило, формирует скептическую позицию как по отношению к постижению К., как тако- вой, так и по отношению к ее художественному воспроизведению, акцентируя внимание на редуцированности полноты К. в конкретном объекте, в диапазоне от ренессансно мягкой констатации Винченто Данти (вряд ли возможно увидеть всю красоту, свойственную человеческому телу, воплощенной в одном человеке) до программного отвержения пиетета К. в модернизме на основании визуально наблюдаемого несовершенства мира (ранний экспрессионизм, дадаизм); 5) социально артикулированное содержание: внеиндивидуального когнитивного опыта (прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям у Чернышевского), апостериорных рамок предметно-практической деятельности (человек формирует материю также и по законам К. у Маркса), идеала социальных преобразований как семантического аналога совершенного общественного строя (создать красоту, безмерно превосходящую все, о чем могли только мечтать в прошлом у Ленина); 6) внеэмпирическая целесообразность, понятая как в телеологическом ключе (К. как свидетельство соответствия целям человека у Вольфа), так и в смысле непосредственного утилитаризма (К. как надиндивидуальная возможность удовольствия для наибольшего числа людей у Бентама). Во всех названных моделях интерпретации К. эмпирически фиксируемые характеристики прекрасного предмета выступают лишь внешними признаками его причастности к К. (гармонии как основы гармоничности): порядок... соразмерность и определенность как проявления исходной целесообразности у Аристотеля; целостность, или совершенство, должная пропорция, или созвучие, и ясность как свидетельства воплощенного в вещи Божественного замысла у Фомы Аквинского; строгая соразмерная гармония всех частей, объединенных тем, чему они принадлежат, т.е. число, фигура и размещение как презентация несводимой к их сумме гармонии как таковой (concinnitas), которая есть нечто большее, нежели их сочетание, и являет собой источник всей прелести (Л.-Б.Альберти). Однако при всей редуцированности (по отношению к К. как таковой) прекрасного объекта значение последнего огромно, ибо именно посредством свечения в прекрасном К. осуществляет собой призыв, задает субъекту побудительный импульс Стремления к К. (через стремление к прекрасному) и трансцензуса к ней: этимологию греч. kalon (прекрасное) Платон возводит к глаголу kalo - зову (Кратил, 416 b-с). Прекрасными Платон называет те объекты, в которых соответствующие им эйдосы воплощены наиболее адекватно и очевидно. Именно в силу этой очевидности, пребывая среди сотворенных подобий, тем не менее, можно повернуть к открытому морю К. (Пир, 210d). Согласно платоновской концепции человек, видя здешнюю красоту, вспоминает красоту истинную (Федон, 249d). Ее зов пробуждает в душе встречное стремление, для обозначения которого Платон использует персонификацию Эроса в его традиционной (мифологической) семантике векторной устремленности (греч. eros - желание, стремление, страстное влечение). Влечение к К., таким образом, конституируется как любовь (ср. более позднее - у Плотина - обозначение состояния узренности совершенства, эйдотического соответствия в объекте, открывающего перспективу познания эйдоса: влюбленные относятся к тем, кто зрит и стремится к образу). Таким образом, любовь к узренной красоте прорезывает у души крылья и побуждает ее взлететь (Платон). Постижение абсолютной истины моделируется в этом контексте как восхождение по лестнице любви и К. вплоть до К. как таковой: вот каким путем надо идти в любви...: начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступенькам, подниматься ради самого прекрасного вверх (Пир, 211с). В неоплатонизме трансцендентальность этого подъема к единосущему фиксируется понятием экстаза (греч. extasis как смещение, превосхождение, выход за имманентные границы). Как схоластическая, так и ренессансная философия практически воспроизводит эту парадигму: само добро по-гречески называется kalos, а прекрасное - kallos, как если бы доброе и прекрасное были родственны. К тому же греческое слово kalo значит зову; в самом деле, доброе зовет к себе и влечет так же, как и прекрасное (Николай Кузанский). Такая трактовка К. задает особую интерпретацию чувственной сферы как сферы репрезентации К.: Господь сложил К. свою в сотворенные вещи приличным для них чувственным образом (Ансельм Кентерберийский); чувственной красоты душа возвышается к истинной красоте и от земли возносится к небесам (Сугерий; надпись на фасаде церкви в Сен-Дени; 11 в.). В этом контексте чувственность артикулируется как сфера, где реализуется устремленность и движение (восхождение) к К.: движение всего чувственного совершается от красоты к красоте (Николай Кузанский). Семантическая организация мироздания моделируется Марсилио Фичино в данной системе отсчета следующим образом: один и тот же круг, ведущий от Бога к миру и от мира к Богу, называется тремя именами. Поскольку он начинается в Боге и к нему влечет - красотой; поскольку, переходя в мир, захватывает его - любовью; а поскольку, вернувшись к создателю, соединяет с ним его творение - наслаждением. Если Бог центрирует мир, то К. топологически соотнесена с окружностью, ибо она есть Божественный луч, пронизывающий собою все причастное Богу мироздание, сияние Божественного лика в творении (Марсилио Фичино). Аналогично, у Гегеля прекрасное выступает как чувственная видимость идеи, у А.Г.Баумгартена эстетика конституируется как теория чувственного познания, etc. Любовь в этой системе отсчета есть порыв к К. (Марсилио Фичино), желание обладать К. (Дж. Пико делла Мирандола). Таким образом, красота есть причина любви (Пико делла Мирандола), а любовь есть последняя цель красоты (Николай Кузанский). Любовь рождается из лона Хаоса как желание совершенствования (Пико делла Мирандола); в романтизме Хаос и Эрос выступают как необходимые предпосылки К., мыслимой в качестве результата становления Космоса из Хаоса вследствие креативного эротического импульса (Шлегель), - ср. с персонификацией Любви как космотворчества в мифологических космогониях (см. Идеализм) и натурфилософской трактовкой любви как организующей и упорядочивающей исходный Хаос силой (Филия у Эмпедокла), с одной стороны, и современную синергетическую формулу порядка из хаоса - с другой. Менее развернуто, однако достаточно отчетливо выражен этот аспект осмысления К. в материалистически ориентированных моделях: дифференциация прекрасного, как мы его воспринимаем и реально прекрасного у Дидро; понимание К. как качества, благодаря которому прекрасные объекты вызывают любовь или подобную страсть у Э. Берка; эстетическая трактовка безобразного как тоски по красоте (М. Горький). Трансцензус к К. как таковой, выводящий за пределы сенсорного опыта (экстаз как превосхождение) имеет в классической трактовке две отчетливо выраженные семантические размерности: (а) - гносеологическую: начиная с Платона, постижение К. как таковой отождествляется в культурной традиции с познанием абсолютной истины: канонически христианская мистика практически отождествляет лицезрение К. и откровение (Бернар Клервоский); схоластика актуализирует проблему К. в контексте принципа аналогии бытия, фундирующего модель познания истины как распознавания свечения К. Творца в творении; неортодоксальная куртуазная культура моделирует любовь к воплощенной в Донне К. как путь истинного познания: Всю красоту твою, Боже, // В сей госпоже я постиг (Арнаут де Марейль); Баумгартен конституирует концептуальную эстетику как когнитивную дисциплину и т.п.; (б) - нравственно-этическую: приобщение к К. традиционно мыслится европейской культурой как обретение духовно-нравственного совершенства: К. как достоинство (dignitas) y Цицерона; модель Бонавентуры, согласно которой К. - в каждой из тварей, что под небесами... И это есть первая ступень, на которую должна вступить душа, если хочет взойти в чертоги любви... Вселенная - лестница для восхождения к Богу; для куртуазной традиции, фокусирующей всю полноту К. в образе Донны, характерна специфическая эротизация нравственного совершенствования: именно приближаясь к Донне как к женщине, рыцарь приобщается к моральному благу: В Донне чудесный исток // Доблестей я обретаю (Арнаут Даниэл), Касаясь нежной кожи // И поцелуи множа, // Раймон, ну до чего же // Я духом стал богат, // Вкусив любви услад (Гийом де Кабестань); в романтизме К. идентифицируется со свободой, а прекрасное в этой системе отсчета выступает как свобода в явлении (Шиллер). В обрисованном контексте, заданном глубинными основаниями европейской культуры, в рамках внетрансцендентальных философских систем феномен К. утрачивает свой онтологический статус, в силу чего понятие прекрасного утрачивает трансцендентную критериальность, артикулируясь как сугубо субъективное: К. вымысла (Л.-Б.Альберти), то, что представляет предмет только субъективно (Кант), обозначение характерной эмоции (Дьюи) и др; в этом же ряду стоит и критика Берка Чернышевским за онтологизацию прекрасного. Лишь произвольное апплицирование субъективного восприятия на вызвавший его объект (состояние) позволяет в этом контексте говорить о К. как предметном конструкте (презентативная гносеология неореализма и репрезентативная гносеология критического реализма): красота есть наслаждение, рассмотренное в качестве вещи (Сантаяна). В системе отсчета, исключающей возможность трансцензуса, соприкосновение с прекрасным, соответственно, не означает постижения К. как таковой, а потому лишается своего гносеологического потенциала: суждение вкуса не есть познавательное суждение (Кант), и искусство как формирование символов в принципе не соотносимо с внесимволическим опытом предметности, выражая имманентную символотворческую способность как свободную игру человеческого духа (С.Лангер). В отличие от классической традиции постмодернизм, основанный на деконструктивистской стратегии элиминации трансцендентного означаемого (Деррида), задает такое пространство философствования, в котором проблема К. в принципе является не артикулируемой. Объявляя текст, отсылающий к тезаурусу установившихся культурных значений (текст-удовольствие) и предполагающий реконструкцию своего имманентного смысла (комфортабельное чтение), традиционным, Р.Барт противопоставляет ему текст-наслаждение, который, напротив, разрушает исторические, культурные, психологические устои читателя, его привычные вкусы, ценности, воспоминания, вызывает кризис в его отношениях с языком. Такой текст обретает виртуальные смыслы лишь в процедуре его означивания (Кристева), источником смысла становится читатель (Дж.Х.Миллер). Таким образом, текст-наслаждение возникает в самой процедуре чтения: при таком чтении мы пленяемся уже не объемом (в логическом смысле слова) текста, расслаиваемого на множество истин, а слоистостью самого акта означивания (Р.Барт). Такой подход к тексту задает вектор, приведший к середине 1980-х к оформлению парадигмы постмодернистской чувствительности (Лиотар, А.Меджилл, В.Вельш), радикально отличной от традиционного понимания чувственной сферы как сферы презентации прекрасного и трансцензуса к К. Отсутствие имманентного смысла, репрезентировавшего бы трансцендентное означаемое, делает текст принципиально открытым для плюрального означивания, конституирует его как хаос (как в мифологическом значении исходности, так и синергетическом значении креативности): мир децентрированного как условие возможности нарративной свободы (см. Нарратив). И как в классической натурфилософии космически артикулированная Любовь, устрояющая мир, возникает из лона Хаоса (от орфизма до Ренессанса), так и любовный дискурс (Р.Барт) постмодернизма реализуется посредством желания, которое разъединяет, изменяет, модифицирует... формы (Гваттари). Однако если в классической философской традиции эта организация обретала онтологический статус, то любовный дискурс принципиально процессуален и нонфинален: ставшие смысловые структуры не задают текстовой онтологии, желание... организует... формы и затем бросает их (Гваттари). Желание как языковая стратегия разрушения устоявшихся структур и смыслов (мышление соблазна у Бодрийяра, сексуальность и язык как формы желания у Мерло-Понти) реализуется через механизмы деконструкции, объективируясь в эротическом текстуальном теле (Р.Барт). В фигуре любовного дискурса перспектива экстазиса обретает сугубо спекулятивно-языковую форму, а К. как внетекстовый феномен оказывается избыточной. М.А. Можейко


  1. красотаКРАСОТА см.также ВНЕШНОСТЬ ЭСТЕТИКА НАРУЖНОСТЬ Красота есть лишь обещание счастья. Стендаль Сказано красота обещание счастья. Но нигде не сказано что это обещание буде...Англо-русский словарь афоризмов, русские афоризмы
  2. красотасм. Прекрасное....Большая Советская энциклопедия II
  3. красотаж. bellezza красоты природы le bellezze della natura какая красота! che bellezza! Итальянорусский словарь. Синонимы афродита баса басота благодать благолепие благоличие...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  4. красотакрасота ж Schnheit f c конкурс красоты Schnheitswettbewerb m a королева красоты Schnheitsknigin f cСинонимы афродита баса басота благодать благолепие благоличие благообра...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  5. красотажSchnheit fконкурс красоты Schnheitswettbewerb mкоролева красоты Schnheitsknigin f афродита баса басота благодать благолепие благоличие благообразие благообразность бле...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  6. красотаж.belleza fem hermosura fem lindeza f...Большой русско-испанский словарь
  7. красотасущ. жен. рода. ед. совокупность качество доставляющих наслаждение взору слуху все красивое прекрасноекраса. мн. красивые местакрасоти . какая красота! яка краса! красо...Большой русско-украинский словарь
  8. красотаж. beaut f красота природы beaut de la nature красота слога речи beaut du verbe для красоты разг. pour faire beau...Большой русско-французский словарь
  9. красотаБабья красота.strong Арх.em Растение герань. АОС . Девичья красота.strong . Яросл.em Венок из цветов который надевают на голову. ЯОС . . Пск. Ряз.em То же что девичья к...Большой словарь русских поговорок
  10. красотамен. жн. роду...Большой украинско-русский словарь
  11. красотаВидеть красоту в любой форме это чрезвычайно хорошо. Красивые вещи увиденные во сне означают благодать которая распространится на вас и на близких вам людей. Если вам пр...Большой универсальный сонник
  12. красотаж.beaut fкрасота природы beaut de la natureкрасота слога речи beaut du verbeдля красоты разг. pour faire beau афродита баса басота благодать благолепие благоличие благ...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  13. красотапрелесть квантовое число характеризующее адронысохраняется в сильном и электромагнитном взаимодействиях и не сохраняетсяв слабом. Носителем красоты является кварк. Адрон...Большой энциклопедический словарь II
  14. красотаКРАСОТА прелесть квантовое число характеризующее Адроны сохраняется в сильном и электромагнитном взаимодействиях и не сохраняется в слабом. Носителем красоты является кв...Большой Энциклопедический словарь V
  15. красотаи ж.i Те саме що краса ....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  16. красотапрозрачность внешнего для видения внутреннего феноменального для его внутренней жизни. Следует отличать красоту от прелести лишь внешнего подобия красоты не открывающей...Диалектика человеческого бытия
  17. красотато что необходимым образом нравится всем без всякого утилитарного интереса своей чистой формой Кант. Красота и выражающие ее суждения вкуса не сводимы ни к категориям поз...Евразийская мудрость от А до Я
  18. красотапрелесть квантовое число bi характеризующее адроны сохраняется в сильном и эл.магн. взаимодействиях и не сохраняется в слабом. Носителем К. является bкварк. Адроны с нену...Естествознание. Энциклопедический словарь
  19. красотауниверсалия культуры субъектобъектного ряда фиксирующая содержание и семантикогештальтную основу сенсорно воспринимаемого совершенства. Понятие К. выступает одним из смыс...История философии
  20. красотаКрасота forma forma muliebris injiciet manum formae senectus formositas honestum honestas virtus formae pulchritudo pulchritas venus venustas muliebris corporis verborum ...Латинский словарь
  21. красотаОдна из традиционных категорий эстетики входящая в семантическое поле категории прекрасное. С древности она существовала в Культуре практически как синоним прекрасного и ...Лексикон нонклассики
  22. красотаы мн.em соты ж.em Свойство по знач. прил.em красивый.[Санина] особенно поразила изящная красота ее рук.em Тургенев Вешние воды. Внезапно открывшиеся перед девушкой богатс...Малый академический словарь
  23. красотапрекрасное одно из качеств как явлений жизни так и произведений искусства способность доставлять эстетическое наслаждение чувствам человека. Также это категория эстетики...Мировая художественная культура. Словарь
  24. красотакорень КРАС суффикс ОТ окончание А Основа слова КРАСОТВычисленный способ образования слова Суффиксальный КРАС ОТ А Слово Красота содержит следующие морфемы или ча...Морфемный разбор слова по составу
  25. красотаНачальная форма Красота единственное число женский род именительный падеж неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  26. красотаВологодской Бабушкинского...Населённые пункты и почтовые индексы России
  27. красотаКРАСОТА универсалия культуры субъектобъектного ряда фиксирующая содержание и семантикогештальтную основу сенсорно воспринимаемого совершенства. Понятие К. выступает одни...Новейший философский словарь
  28. красотауниверсалия культуры субъектобъектного ряда фиксирующая содержание и семантикогештальтную основу сенсорно воспринимаемого совершенства. Понятие К. выступает одним из смыс...Новейший философский словарь II
  29. красотакрасота . ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил. красивый. Все красивое прекрасное. . предикатив разг. Оценка чегол. как восхитительного замечательного....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  30. красотакрасота красота ы мн. оты от...Орфографический словарь
  31. красотаu жu мн.u красоты Р.u красот афродита баса басота благодать благолепие благоличие благообразие благообразность блеск будь здоров будь спок будьбудь велелепие великолепие ...Орфографический словарь русского языка
  32. красотакрасота менник жночого роду краса Але дв три чотири красоти...Орфографічний словник української мови
  33. красотаслулы демлк...Орысша-қазақша «Жеңіл және тоқыма өнеркәсібі» терминологиялық сөздік
  34. красотадр.рус. высшая мера совершенства высшее эстетическое качество чего бы то ни было. Красота проявляется в способности человека видеть и воспринимать это совершенство. В св...Основы духовной культуры
  35. красотакрасота красоты красоты красот красоте красотам красоту красоты красотой красотою красотами красоте красотах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  36. красотаОрфографическая запись слова красота Ударение в слове красота Деление слова на слоги перенос слова красота Фонетическая транскрипция слова красота [грсата] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  37. красотакраса ласк. красонька красота преимущ. лица врода ласк. вродонька поэтич. лпота см. Краса. [Нащож мен краса моя коли нема дол Шевч. Оповдання не ся някою мистецькою красо...Російсько-український словник (Українська академія наук)
  38. красотаБлистать красотой.hПишати[ся] сяяти красою вродою красувати[ся].Во всей [своей] красоте.hВ усй [свой] крас.Какая красота!hЯка краса!Красота приглядится а ум вперд пригоди...Російсько-український словник сталих виразів
  39. красотаобряд. предмет и рит. символ один из гл. в свадьбе теснейшим образом связ. с невестой символизирующий и воплощающий в себе ее девичество и как физич. девственность и как...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  40. красотаодно из центральный понятий рус. философской и эстетической мысли. Слово К. происходит от праславянского краса. Прилагательное красный в праславянском и древнерус. языках...Русская философия
  41. красотапрекрасное в понятиях Святой Руси божественная гармония внутренне присущая природе человеку некоторым вещам и изображениям. В красоте выражается божественная сущность мир...Русская энциклопедия
  42. красотакрасота ы мн. ч. оты отСинонимы афродита баса басота благодать благолепие благоличие благообразие благообразность блеск будь здоров будь спок будьбудь велелепие великолеп...Русский орфографический словарь
  43. красотаЖ . gzllik gyklik qnglik . в знач. междом. cb! ox yax! ox gzl!...Русско-азербайджанский словарь
  44. красотакрасота ж.i. тк. ед. ibeauty . мн. ibeauty sg. iкрасоты природы the charms beauty of nature...Русско-английский словарь
  45. красотакрасота ж. beauty красототы природы the beauties of nature....Русско-английский словарь II
  46. красотаж. фэч скрытая красота...Русско-английский словарь по физике
  47. красотанапр. кварка beauty...Русско-английский словарь по электронике
  48. красотаbeauty...Русско-английский словарь политической терминологии
  49. красотаКрасота до венца а ум до конца К Красота до вечера а доброта навек К Красотой сыт не будешь КСинонимы афродита баса басота благодать благолепие благоличие благообразие бл...Русско-английский словарь пословиц и поговорок
  50. красотаN...Русско-армянский словарь
  51. красотаКраса...Русско-белорусский словарь
  52. красотажен.i краса жен.i хараство ср.i прыгажосць жен.i прыгожасць жен.i...Русско-белорусский словарь II
  53. красотароскошь pompa szpsg афродита баса басота благодать благолепие благоличие благообразие благообразность блеск будь здоров будь спок будьбудь велелепие великолепие взрачн...Русско-венгерский словарь
  54. красотакрасота ж...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  55. красотакрасота Синонимы афродита баса басота благодать благолепие благоличие благообразие благообразность блеск будь здоров будь спок будьбудь велелепие великолепие взрач...Русско-ивритский словарь
  56. красота. слулы кркемдк красота стихов лен кркемдг. красоты демлк слулы красоты природы табиат слулыы...Русско-казахский словарь
  57. красотаслулы демлкажар ажарлылы сн крк крктлк...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  58. красотаслулы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  59. красотаж. кооздук сулуулук кркмдк красоты природы табийгаттын кооздуктары....Русско-киргизский словарь
  60. красотаmi milгород исключительный по красоте она не отличалась красотой красоты природы афродита баса басота благодать благолепие благоличие благообразие благообразность бл...Русско-китайский словарь
  61. красотаGzellik dlberlikкрасоты природы tabiat gzellikleri...Русско-крымскотатарский словарь
  62. красотагузеллик дюльберлик красоты природы табиат гузелликлери...Русско-крымскотатарский словарь II
  63. красотаskaistums daiums krums jauks vietas jaukumi krumi jauki!...Русско-латышский словарь
  64. красотаgraumas groyb grois...Русско-литовский словарь
  65. красотамазыши...Русско-мокшанский словарь
  66. красотаГоо сайхан гоо бсгй...Русско-монгольский словарь
  67. красотаж. Schnheit f....Русско-немецкий словарь
  68. красотаSchnheit...Русско-немецкий словарь по искусству
  69. красотаSchoonheid...Русско-нидерландский словарь
  70. красотакрасотаж ....Русско-новогреческий словарь
  71. красотаdeilighet herlighet nydelighet pennet vakkerhet афродита баса басота благодать благолепие благоличие благообразие благообразность блеск будь здоров будь спок будьбудь вел...Русско-норвежский словарь
  72. красота...Русско-персидский словарь
  73. красотаpikno pikno uroda...Русско-польский словарь
  74. красотажbeleza fu lindeza fu formosura fu очарованиеem encanto mu в знчu мждu lindo! que uma beleza lindeza! афродита баса басота благодать благолепие благоличие благообразие б...Русско-португальский словарь
  75. красотаКрасотаhaiba jaha jamali sheshe utamu ед.em uzuri ед.em urembo rembo ma...Русско-суахили словарь
  76. красотакрасота зебо сабоат...Русско-таджикский словарь
  77. красотаж .матурлык чибрлек гзллек ямь отличаться красотой чибрлеге белн аерылып тору .мн.красоты матурлыклар к. природы табигать матурлыклары .гади. красота! искитмле! шп!...Русско-татарский словарь
  78. красотаgzellik gzellik yakkllk о внешности мужчины юношикрасота лица yzn gzelliiкрасоты природы doann gzellikleriдля красоты поставили цветы ss olsun diye iekler koydularкак...Русско-турецкий словарь
  79. красотаchiroililik chiroy guzallik jamol kork...Русско-узбекский словарь Михайлина
  80. красотаfemkauneus ihanuusты прироuды luonnon ihanuudet...Русско-финский словарь
  81. красотаkrasavice krsa krska krsno ndhera hlednost...Русско-чешский словарь
  82. красотасущ.жен.множ. красоты от отам илем илемлх хитре хитрелх красота природы ут анталк илем чувство красоты илемлх туим илеме туйнй...Русско-чувашский словарь
  83. красотаgranlt.strong grannltsjnhet.strong sknhet skulpturens sknhetкрасота скульптуры en firad sknhetизвестная красавица...Русско-шведский словарь
  84. красотаSknhet...Русско-шведский словарь II
  85. красотаmazychiмазычи...Русско-эрзянский словарь
  86. красота.strong ilu.strong kaunidus ngusus...Русско-эстонский словарь
  87. красотакрасота ы мн.em красоты отСинонимы афродита баса басота благодать благолепие благоличие благообразие благообразность блеск будь здоров будь спок будьбудь велелепие велико...Русское словесное ударение
  88. красотаКРАСОТАКрасота есть лишь обещание счастья. Стендаль Сказано красота обещание счастья. Но нигде не сказано что это обещание будет исполнено. ПольЖан Туле Красота это веч...Сводная энциклопедия афоризмов
  89. красотасвойство объекта или явления действительности которое отражается в человеческом сознании и переживается им вызывая чувство удовольствия наслаждения страсти. Восприятие кр...Сексологическая энциклопедия
  90. красотаж.красота прелесть...Сербско-русский словарь
  91. красотагреч.em kalon лат. pulchrum. К. не была ни центральным понятием античной эстетики ни исключительным эстетич. феноменом. Тем не менее это понятие было тесно связано с важн...Словарь античности
  92. красотабезобразиенекрасивостьуродствонекрасотаСинонимы афродита баса басота благодать благолепие благоличие благообразие благообразность блеск будь здоров будь спок будьбудь вел...Словарь антонимов
  93. красотаПрелесть как страшная сила...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  94. красотаНеописуемый вид...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  95. красотаСтрашная сила...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  96. красотаBeauty См. Добро Истина и Красота Совершенства Тела ....Словарь йоги
  97. красотаКрасота краса благолепие великолепие живописность изящество изящность картинность миловидность нарядность прелесть пригожество художественность. взять красотой придавать...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  98. красотасм.uЛучше нет красоты.Синонимы афродита баса басота благодать благолепие благоличие благообразие благообразность блеск будь здоров будь спок будьбудь велелепие великолепи...Словарь русского арго
  99. красотаыem ж.i им. мн.i сотыem.Совокупность качеств дающих представление о красивом прекрасном.Алея состоящая из кедровых дерев которых вершины перспективным порядком сходятся ...Словарь русского языка XVIII в
  100. красотавеличайшая красота высшая красота дивная красота настоящая красота небывалая красота невероятная красота невиданная красота невыразимая красота неземная красота необыкнов...Словарь русской идиоматики
  101. красотакрасотаКраса благолепие великолепие живописность изящество изящность картинность миловидность нарядность прелесть пригожество художественность.взять красотой придавать кр...Словарь синонимов II
  102. красотакрасота Краса благолепие великолепие живописность изящество изящность картинность миловидность нарядность прелесть пригожество художественность. . взять красотой придават...Словарь синонимов II
  103. красотакрасота краса красивость благолепие великолепие живописность изящество изящность картинность миловидность нарядность прелесть пригожество художественность хорошенький чер...Словарь синонимов
  104. красотасущ. греч.em порядок устройство распоряжение устав украшение мир свет вселенная время зрелость цветущее время юности цветущая молодость украшение. ...Словарь церковнославянского языка
  105. красотакрасота бездушная Надсон бесстрастная Полежаев величавая Мельн.Печерский властелинская Бальмонт властительная Бальмонт властная Бальмонт волшебная Голен.Кутузов.Пушкин вс...Словарь эпитетов III
  106. красотаО красивом прекрасном в жизни в природе в поведении человека об истинной и о ложной красоте.Безмолвная бесподобная бессмертная бесхитростная благородная великая волшебная...Словарь эпитетов II
  107. красотаКРАСОТА. О красивом прекрасном в жизни в природе в поведении человека об истинной и о ложной красоте. Безмолвная бесподобная бессмертная бесхитростная благородная великая...Словарь эпитетов
  108. красотаh красотаbig сущ.жен.неод.i ед.им. Они нас не прельстят собою Их красота пред нами дымКБ . Та же дикость красота По ущельям разлита!С. Терем злат а в нем душадевица Крас...Словарь языка Грибоедова
  109. красотадив.em краса...Словник синонімів Вусика
  110. красотаКРАСАstrong сукупнсть явищ як милують зр слух все прекрасне гарне КРАСОТАstrong ПОЕЗЯstrong розм. ЛПОТАstrong розм. ВРОДАstrong УРОДАstrong рдшеstrong розм. Яка тут крас...Словник синонімів української мови
  111. красота́КРАСОТА и ж. Те саме що краса . Погляньмо всюди красота Холодну землю сонце гр Гл. Вибр. Чи вк же й продвувать Зносити брвоньки н за що. Хба за те що сирота А красота ...Словник української мови в 11 томах
  112. красотаКРАСОТА и ж. розм.Те саме що красаstrong .Погляньмо всюди красота Холодну землю сонце гр Л. ГлбовЧи вк же й продвувать Зносити брвоньки н за що. Хба за те що сирота А кр...Словник української мови у 20 томах
  113. красотадив. красивсть красота краса...Словник чужослів Павло Штепа
  114. красотаКРАСОТА прелесть квантовое число характеризующее адроны сохраняется в сильном и электромагнитном взаимодействиях и не сохраняется в слабом. Носителем красоты является ква...Современный энциклопедический словарь
  115. красотаЕсли влюбленному снится что его избранница красива это означает что скоро он женится на ней и их брак будет счастливым и долгим. Видеть вокруг себя красивых людей для жен...Сонник для влюбленных
  116. красотаВидеть красоту в любой форме это чрезвычайно хорошо. Прекрасная женщина Ваших снов привнесет удовольствие в Вашу жизнь и возможно что Вас ждут выгодные коммерческие сдел...Сонник Миллера, сонник или толкование сновидений
  117. красотаВидеть во сне красивых людей вообще благоприятный знак. Если вы любуетесь красотой атлетически сложенных мужчин демонстрирующих свои бицепсы и трицепсы на конкурсе культ...Сонник от А до Я
  118. красотаочень красивая и обширная панорама природы. Красивые люди парни и девушки исполнение желаний....Сонник Странника
  119. красотапейзажа вида картины и т.д. исполнение сокровенных желаний....Сонник Цветкова
  120. красотаэто эстетическое мера совершенства предметов и явлений их ценностное значение для человека. Первые философские представления о красоте сформировались в древней философии ...Тематический философский словарь
  121. красотаважнейшая эстетическая категория служащая для оценки таких свойств предметов и явлений как совершенство гармоничность выразительность завершенность. Тесно связана с катег...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  122. красотакрасота сущ.em ж.em употр. часто Морфология нет чего красотыstrong чему красотеstrong вижу что красотуstrong чем красотойstrong о чм о красотеstrong мн. что красотыstrong...Толковый словарь Дмитриева
  123. красотаКРАСОТА ы мм. оты от отам ж. . ед. Все красивое прекрасноевсе то что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русскойприроды. К. поэтической речи. Отличатьс...Толковый словарь Ожегова
  124. красотакомплекс форм нравящихся без предвзятости....Толковый словарь понятий и терминов этногенеза
  125. красотаКРАСОТА красоты мн. красоты красоты устар. ж. . только ед. Отвлеч. сущ. к красивый. Красота рисунка. Красота северной природы. . только ед. Красивое прекрасное как общее ...Толковый словарь русского языка II
  126. красотакрасота красота ы мн. ч. оты от отам ж. ед. ч. Вс красивое прекрасное вс то что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. К. русской природы. К. поэтической реч...Толковый словарь русского языка II
  127. красотаКРАСОТА ы мм. оты от отам ж. . ед. Вс красивое прекрасное вс то что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Красота русской природы. Красота поэтической речи....Толковый словарь русского языка
  128. красотаи ж. Те саме що краса ....Толковый словарь украинского языка
  129. красотахараство...Тэрмінолёгія лёгікі і псыхолёгіі
  130. красотаУдарение в слове красотаУдарение падает на букву аБезударные гласные в слове красота...Ударение и правописание
  131. красотадив.em краса...Українсько-англійський словник
  132. красотакраса прыгажосць прыгоства хараство...Українсько-білоруський словник II
  133. красотаКраса...Українсько-білоруський словник II
  134. красотакрасапрыгажосцьпрыгоствахараство...Українсько-білоруський словник
  135. красота...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  136. красотаSknhed...Українсько-датський словник
  137. красотаSkjnnhet...Українсько-норвезький словник
  138. красотасм. краса...Українсько-російський словник
  139. красотаSknhet...Українсько-шведський словник
  140. красотаRzeczownik красота f pikno n pikno n...Универсальный русско-польский словарь
  141. красотасимвол b от англ. beauty красота прелесть аддитивное квант. число характеризующее адроны носителями крого явл. bкварки сохраняется в сильном и эл.магн. взаимодействиях н...Физическая энциклопедия
  142. красотаКРАСОТА см. Прекрасное. dd Философский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия.Гл. редакция Л. Ф. Ильичв П. Н. Федосеев С. М. Ковалв В. Г. Панов. КРАСОТА те...Философская энциклопедия
  143. красотатермин употребляющийся для обозначения прекрасного....Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  144. красотакрасота красоты красоты красот красоте красотам красоту красоты красотой красотою красотами красоте красотах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку...Формы слова
  145. красотаСотр Сотка Сорт Сор Сократ Сок Скот Скора Скат Ска Сарта Сара Сак Саар Рота Рот Рост Роса Рок Растак Раст Раскат Раса Рао Ракс Рак Отар Ост Оскар Осака Оса Орт Орск Орс О...Электронный словарь анаграмм русского языка
  146. красотаТа сторона явлений которая в своей специфической особенности не подлежит суждению ни с точки зрения теоретической истины ни с точки зрения нравственного добра ни материа...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  147. красотана северовостоке России так назывался венец невесты из лент и цветов символ девичества и девичьей воли который ставился на девичнике перед невестою ленты она раздавала на...Энциклопедия женской одежды
  148. красотаКрасота Одна из традиционных категорий эстетики входящая в семантическое поле категории прекрасное. С древности она существовала в Культуре практически как синоним прекра...Энциклопедия культурологии
  149. красотана северовостоке России так назывался венец невесты из лент и цветов символ девичества и девичьей воли который ставился на девичнике перед невестою ленты она раздавала на...Энциклопедия моды и одежды
  150. красотаодна из универсальных форм бытия материального мира в человеческом сознании раскрывающая эстетический смысл явлений их внешние и или внутренние качества крые вызывают удо...Эстетика