Энциклопедия История философии

ДЬЮИ

ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859-1952) - американский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском (1904-1931) университетах. Основные сочинения: Школа и общество (1899), Исследования по логической теории (1903), Влияние Дарвина на философию (1910), Как мы мыслим (1910), Очерки по экспериментальной логике (1916), Опыт и природа (1925), Либерализм и социальное действие (1935), Логика: теория исследования (1938), Единство науки как социальная проблема (1938), Теория оценки (1939), Познание и познанное (совместно с А. Бентли, 1949) и др. (всего около тысячи книг и статей). На протяжении всего философского творчества Д. оставался приверженцем круга проблем, связанных с человеком и практическими вопросами его существования. Прагматизм, по мнению Д., осуществил переворот в философской традиции, равнозначный революции учения Коперника, перейдя от изучения проблем самих философов к постижению человеческих проблем. Философия, по Д., - продукт общественных стрессов и личностных напряжений. Определяя традиционную философию как натурализм, а собственную ее версию как инструментализм, Д. стремился, с одной стороны, отграничить принадлежащую ему трактовку опыта от некоторых подходов классического эмпиризма, с другой же, - акцентировать принадлежность своего философского творчества к парадигме прагматизма и эмпиризма в целом. Опыт у Д. охватывает как сферу сознания, так и поле бессознательного; опыт включает в себя также и привычки людей; он призван продуцировать указа- ние, нахождение и показывание. По мнению Д., опыт не принадлежит к области сознания, это - история. В опыт входят сны, безумие, болезнь, смерть, войны, поражение, неясность, ложь и ужас, он включает как трансцендентальные системы, так и эмпирические науки, как магию, так и науку. Опыт включает склонности, мешающие его усвоению. Наделяя разным содержанием понятия опыт и познание, Д. утверждал, что опыт выступает в двух измерениях: одно - это обладание им, другое - познание для более уверенного обладания им. Исследование являет собой, по Д., контролируемую или прямую трансформацию некоторой неопределенной ситуации в определенную с целью обращения элементов изначальной ситуации в некую унифицированную общность, объединенное целое. Любое исследование, согласно схеме Д., включает пять этапов: чувство затруднения; его определение и уяснение его границ; представление о возможном решении; экспликацию с помощью рассуждения отношений этого представления; дальнейшие наблюдения, проясняющие доминирующие в окончании этого процесса уверенность либо неуверенность. Философия призвана анализировать эквиваленты опыта, предоставляемые реконструкцией явлений истории, культуры и жизни людей. Человек способен существовать в этом мире, лишь придавая ему смысл и тем самым изменяя его. Магически-мифические модели объяснения природы сменились постулатами разумности Вселенной, неизменности оснований бытия, универсальности прогресса, наличия всеобщих закономерностей. Благодаря науке, мы обезопасили себя, добившись точности и контроля, с помощью техники мы приспособили мир к своим потребностям... - писал Д., - однако одна война и приготовление к другой напоминают, как просто забыть о рубеже, где наши ухищрения не замечать неприятных фактов переходят уже в намеренную их деформацию. Пафосом инструментализма Д. выступала его убежденность в том, что разумное противодействие нестабильности мира необходимо предполагает предельную степень ответственности интеллектуальной активности человека, познавательную же деятельность последнего правомерно считать практичной, если она оказывается эффективной в решении жизненных задач. Человек самой задачей выживания как биологического вида обречен трансформироваться в ипостась активного участника природных пертурбаций, научное познание всегда фундировалось требованиями здравого смысла, успешная практика обусловливает конечную ценность той или иной гипотезы и теории. Истина не может и не должна стремиться к достижению состояния адекватности мышления бытию, к безгрешному отражению реальности, истина призвана обеспечивать эвристичность, апробированность и надежность ведущей идеи. Функция интеллекта, согласно Д., не в том, чтобы копировать объекты окружающего мира, а в том, чтобы устанавливать путь наиболее эффективных и выгодных отношений с этими объектами. Ценности же, столь же виртуальные, как и форма облаков, должны перманентно переосмысливаться и корректироваться этикой и философией, не упуская, естественно, из виду соотношение целей и средств человеческой деятельности. Идеи, таким образом, приобретают облик проектов действий, дуалистическое миропонимание оказывается в ряду чуждых реальному положению вещей моделей трактовки природы, философия может конструктивно решать свои задачи, лишь безоговорочно высвободившись от проблемных полей метафизики. Совершенно естественно поэтому, что Д. выступал как поборник свободы и достоинства людей, усматривая свободу каждого в первую очередь в том, чтобы умножать ее для других. Абсолютизация же утопических целей, характерная для тоталитарных систем, парализует плодотворные научные дискуссии. Личность, согласно Д., конституирует себя в критических актах общественной активности (например, в процедурах замены отживших политических установлений новыми) точно так же, как индивид становится подлинно познающим субъектом в контексте осуществления результативных поисковых операций. (Воспитание и обучение посредством деланья являло собой квинтэссенцию педагогической концепции Д. Его программа прогрессирующего образования, фундировавшаяся идеей о том, что школа - не есть подготовка к жизни, а суть собственно жизнь в ее особой форме, постулировала важность формирования у детей навыков выработки конкретных решений.) Д. придерживался той точки зрения, что planned society (планируемое общество социалистического типа), в границах которого проекты и сценарии развития доводятся сверху, однозначно менее жизнеспособно и свободно, нежели общество, основанное на постоянной естественной самоорганизации посредством высвобождения своих ресурсов в пространстве рыночных отношений (continuosly planning society). Определенный практический опыт (в этом контексте) Д. обрел, принимая участие в работе международной комиссии по расследованию деятельности Л.Троцкого. Д. пришел к выводу о его невиновности, чем вызвал раздражение советского руководства. Будучи убежденным сторонником демократии и реформ, Д. полагал, что именно и только они в состоянии обеспечить разрешение как парциальных, так и глобальных общественных вопросов. A.A. Грицанов


  1. дьюиДЬЮИ Dewey Джон . Барлингтон шт. Вермонт. НьюЙорк американский философидеалист один из ведущих представителей прагматизма. iОкончил Вермонтский унт . Проф. Мичиганского Ч...Большая советская энциклопедия
  2. дьюиDewey Джон американский философ психолог и педагог. Образование получил в Вермонтском унте и колледже Хопкинса др философии . С г. профессор философии в Мичиганском у...История психологии в лицах
  3. дьюиДЬЮИstrongDewey Джон американский философ систематизатор прагматизма создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском Чикагском Колумбийском университетах. О...История философии II
  4. дьюиДЬЮИ Dewey Джон американский философ систематизатор прагматизма создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском Чикагском Колумбийском университетах. Основн...Новейший философский словарь
  5. дьюиDewey Джон американский философ систематизатор прагматизма создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском Чикагском Колумбийском университетах. Основные со...Новейший философский словарь II
  6. дьюиDewey Джон .Х. .VI. амер. философидеалист создатель одного из вариантов прагматизма т. н. инструментализма. Был проф. последовательно в Мичиганском Миннесотском Чикагс...Советская историческая энциклопедия
  7. дьюиДЬЮИ Dewey Джон американский философ один из ведущих представителей прагматизма. Предложил реконструкцию философии чтобы придать ей практическую значимость. Развил кон...Современная энциклопедия
  8. дьюиДЬЮИ Dewey Джон американский философ один из ведущих представителей прагматизма. Отрицал объективность истины отождествляя ее с полезностью. Развил концепцию инструмента...Современный энциклопедический словарь
  9. дьюиДЬЮИ Dewey Джон амер. философ основоположник инструменталистской версии прагматизма. Им написано более книг охватывающих психологию эпистемологию этику логику эстетику...Философская энциклопедия
  10. дьюиДЬЮИ Deweyem Джон амер. философ психолог гл. представитель прагматизма. Окончил Вермонт. унт бакалавр искусствem и унт Джона Гопкинса доктор философииem. Преподаватель ...Энциклопедия культурологии
  11. дьюиДЬЮИ Dewey Джон амер. философ психолог гл. представитель прагматизма. Окончил Вермонт. унт бакалавр искусств и унт Джона Гопкинса доктор философии. Преподаватель и проф...Энциклопедия Культурология XX век
  12. дьюиDewey Джон амер. философ и психолог один из гл. представителей философии и эстетики прагматизма. В основе эстетической концепции Д. понятие опыта сливающего субъективный...Эстетика