Энциклопедия История философии

ДИСПОЗИТИВ

ДИСПОЗИТИВ (франц. dispositif - порядок, расположение как диспозиция, а также устройство, механизм) - термин философской концепции Фуко, фиксирующий систему стратегических ориентиров целеполагания, имплицитно задаваемую характерным для того или иного социума комплексом власти - знания, и выступающий матрицей конфигурирования культивируемых этим обществом практик. Д. имплицитно кон- ституируется в качестве гештальтного инварианта типовых для соответствующей культуры стратегий осуществления политической и когнитивной практик и может быть выявлен при анализе фундирующего эту культуру комплекса власти - знания. Основой Д. выступает, по Фуко, стратегический императив, сохраняющий внутри каждой конкретной культуры свою идентичность, несмотря на возможные игры, перемены позиций, изменения функций, которые в процессе функционирования Д. могут иметь место. Статус Д. может быть представлен как принципиально амбивалентный, причем это касается как способа его существования, так и связанных с ним отношений детерминации. Во-первых, Д. конституируется в рамках комплекса власти - знания, являясь не столько отдельным его компонентом - наряду со знанием и властью, - сколько основанием общности последних, делающим возможным их объединение в системное целое, а именно: Д. объективирует собой гештальтно-аксиологический изоморфизм принятых данной культурой стратегий власти и знания. Во-вторых, система детерминационных связей, в которые погружен Д., также может быть рассмотрена с точки зрения его амбивалентности: с одной стороны, Д. воспроизводит в своем императиве сложившуюся в обществе конфигурацию осуществления власти, с другой - сам, в свою очередь, выступает глубинной матрицей конфигурирования властных отношений; аналогичными двусторонними отношениями детерминации Д. связан и с базовой стратегией типовых для данного социума когнитивных практик, которые в связи с ним /Д. - М.М., А.Г./ возникают, но не в меньшей мере его и обусловливают (Фуко). Иначе говоря, вот это и есть Д.: стратегии силовых отношений, которые и поддерживают различные типы знаний /равно как и власти - М.М., А.Г./ и поддерживаются ими (Фуко). Власть, таким образом, не конституируется в качестве центрированного, субстанциального феномена, но реализует себя именно посредством функционирования соответствующего Д., пронизывающего собой все уровни и формы отношений: на самом деле власть - это... пучок - более или менее организованный, более или менее пирамидальный, более или менее согласованный - отношений, силовой характер которых отнюдь не предполагает фокусировки... в определенное время и в определенном месте на конкретном субъекте власти (Фуко). Аналогично и познавательные процессы (на уровне своих глубинных целеполаганий) обусловлены выраженным в Д. изоморфизмом конфигураций властных и когнитивных полей соответствующей культуры: знание сплетено с властью... оно лишь тонкая маска, наброшенная на структуры господства (Фуко). (Ср. с анализом социокультурных и, в частности, когнитив- ных аспектов феномена власти в Диалектике Просвещения Хоркхаймера и Адорно.) Так, например, дедуктивизм как важнейшая характеристика античной культуры оценивается Фуко именно в контексте его двойственных отношений детерминации с соответствующим Д.: Можно сказать, что в античности имеешь дело с волей к правилу, с волей к форме, с поиском строгости. Как эта воля организовалась? Является ли эта воля к строгости лишь выражением некоторого функционального запрета? Или, напротив, она сама была матрицей, из которой затем выводились некоторые общие формы запретов?. Именно в силу своей детерминированности со стороны Д. культивируемые в конкретном обществе практики (как в сфере политики и познания, так и в других сферах - не столь фундаментальных) реализуются в русле вполне определенного, хотя и не рефлексируемого мышлением повседневности, парадигмального контура. Не объективируясь в эксплицитно сформулированный кодекс регламентации, Д., тем не менее, обнаруживает себя фактически во всех типичных для конкретного общества практиках, выступая в качестве фундаментального регулятора последних и не допуская их выхода за пределы заданной наличным комплексом власти - знания рамки. Функционирование Д. в конкретных культурных сферах определяется такими его параметрами, как: 1) стратегическая природа; 2) векторная направленность действия; 3) силовой характер. Д. реализуется в определенного рода отношениях силы... рациональном и координированном вмешательстве в эти отношения силы, чтобы либо развернуть их в определенном направлении, либо блокировать их, либо стабилизировать (Фуко). Специфика осуществления этого регулирования зависит от конкретной ситуации и может безгранично варьироваться с точки зрения механизма своей реализации. Сущность Д., однако, не может быть понята через эти его ситуативно плюральные воплощения и исчерпывающе сведена к ним - Д. конституирует себя за ними - как неочевидный инвариант их нормативно-ригористического потенциала, почерпнутого из комплекса власти - знания (см. Фуко.) В целом, творческий метод Фуко правомерно сводим к движению от публичных дискурсов-знаний к скрытым, подлежащим реконструированию, дискурсам-практикам и от них обоих к таким социальным практикам, которые позволяют понять, как интересующее исследователя явление (например, сексуальность или безумие) конституируется, существует, трансформируется, вступает во взаимоотношения с другими явлениями. И, наоборот, этот метод реконструирует движение от соответствующих социальных практик к скрытым и публичным дискурсам: что я пытаюсь ухватить под этим именем, - писал Фуко, - так это, во-первых, некий ансамбль - радикально гетерогенный, - включающий в себя дискурсы, интуиции, архитектурные планировки, регламентирующие решения, законы, административные меры, научные высказывания, философские, но также моральные и филантропические положения, - стало быть: сказанное, точно так же, как и не-сказанное, - вот элементы диспозитива. Собственно диспозитив - это сеть, которая может быть установлена между этими элементами. Во-вторых, что я хотел бы выделить в понятии диспозитива - это как раз природа связи между этими гетерогенными явлениями. Так, некий дискурс может представать то в качестве программы некой институции, то, напротив, в качестве элемента, позволяющего оправдать и прикрыть практику, которая сама по себе остается немой, или же, наконец, функционировать как переосмыление этой практики, давать ей доступ в новое поле рациональности. Под диспозитивом, в-третьих, я понимаю некоторого рода - скажем так - образование, важнейшей функцией которого в данный исторический момент оказывалось: ответить на некоторую неотложность. Диспозитив имеет, стало быть, преимущественно стратегическую функцию. Употребление Фуко терминов дискурс и Д. именно в таком значении и в рамках такого подхода позволило связать в единое целое эпистемологические планы осмысления мира (дискурсы-знания), анализ деятельностных и общественных контекстов и условий (дискурсы-властные отношения и дискурсы-практики), а также дескриптивное и компаративное описание текстов (дискурсы-правила). Тем самым Фуко закладывает основания для иной, новаторской схемы организации социально-гуманитарных дисциплин. Следует отметить, что идея вертикальной трансляции в культурном пространстве доминантных гештально-аксиологических форм организации смысла может быть обнаружена далеко не только у Фуко и в этом отношении является универсальной для постмодернизма. Так, в исходных методологических основаниях шизоанализа (см. Шизоанализ) заложена презумпция соподчинения работы всех социальных машин, основанная на их тотально всеобщем подчинении единому стереотипу, продуцируемому особой - так называемой абстрактной машиной. И хотя бытие последней фактически виртуально (оно проявляет себя лишь в изоморфном совпадении гештальтно-аксиологических параметров реализуемых всеми социальными машинами семантических стереотипов), тем не менее, эта абстрактная машина, по оценке Делеза и Гваттари, реально осуществляет связь языка с семантическими содержаниями и прагматикой высказывания, с коллективными механизмами речи, со всей микрополитикой социального поля (так, например, Делез и Гваттари за- даются вопросом, в каком отношении соизмерима книга, будучи малым устройством - литературной машиной, с машиной войны, машиной любви, машиной ревовлюции и т.д., а также с абстрактной машиной, которая всех их порождает). Иными словами, функционирование этой абстрактной машины, собственно, и заключается в обеспечении функционирования Д. М.А. Можейко, A.A. Грицанов


  1. диспозитивфранц. dispositif порядок расположение как диспозиция а также устройство механизм термин социальнофилософской концепции Фуко фиксирующий систему стратегических орие...Большой толковый социологический словарь II
  2. диспозитивДИСПОЗИТИВ а м. dispositif m. Для меня сейчас не важно подавлялась ли сексуальность в буржуазном обществе еще век назад или уже с XVII века пресловутый диспозитив сексуал...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  3. диспозитивфранц. dispositif порядок расположение как диспозиция а также устройство механизм термин философской концепции Фуко фиксирующий систему стратегических ориентиров целепола...История философии
  4. диспозитивДИСПОЗИТИВstrongфранц. dispositif порядок расположение как диспозиция а также устройство механизм термин философской концепции Фуко фиксирующий систему стратегических о...История философии II
  5. диспозитивфранц. dispositif порядок расположение как диспозиция а также устройство механизм термин философской концепции Фуко фиксирующий систему стратегических ориентиров целепол...Словарь постмодернизма
  6. диспозитивв широком смысле порядок расположение в смысле приданном этому термину Фуко и его последователями гетерогенная совокупность элементов к числу которых относятся дискурсы п...Современная западная философия
  7. диспозитивфранц. dispositif порядок расположение как диспозиция а также устройство механизм термин социальнофилософской концепции Фуко фиксирующий систему стратегических ориентиро...Социологическая энциклопедия