Энциклопедия История философии

БУБЕР

БУБЕР (Buber) Мартин (или Мардохай) (1878- 1965) - еврейский философ-диалогист. Родился в Вене. После развода своих родителей в 1881 был отправлен к дедушке и бабушке во Львов. В 1892 вернулся в Лемберг к отцу, женившемуся вторично. С этого периода увлекается чтением трудов Канта и Ницше. В 1896-1904 учился в университетах Австрии, Швейцарии, Германии, (Вена, Цюрих, Берлин, Лейпциг) на факультетах философии, истории искусств, филологии. Во время обучения в Венском университете был вовлечен в сионистское движение (больше по культурным, чем по политическим соображениям), писал статьи в защиту евреев, изучал иудаизм и хасидизм. С 1901 по 1903 был редактором еженедельника Die Welt, центрального печатного издания всемирной сионистской организации. В период с 1897 по 1909 Б., рожденный и живущий в мире двух культур - немецкой и еврейской, остро ощутивший кризис, к которому подошла немецкая культура и все человечество, обратился к духовным гениям больших, но не изолированных друг от друга, феноменов человеческой истории: Германия, Христианство и Еврейская история, Николай Кузанский, Бааль Шем Тов, Ницше и др. Б. поставил целью создание немецко-еврейского симбиоза на основе еврейской культуры, хасидистского спиритуализма и романтического индивидуализма. Результатом религиозно-философских размышлений Б. стали работы Истории Рабби Нахмана (1906), Легенда Бааль-Шема (1908), Экстатические конфессии (1909), Три источника Иудаизма (1911) и др. В 1921 Б. знакомится с Розенцвейгом и с 1923 вместе с ним занимается переводом Библии на немецкий язык. В 1923-1933 - профессор философии и этики университета во Франкфурте. Публикует Я и Ты (1923), Хасидские книги (1928), Религия и философия (1931), Борьба вокруг Израиля (1933). После прихода к власти Гитлера в 1933 был отправлен в отставку с профессорского поста и эмигрировал в Швейцарию, откуда в 1938 переселился в Палестину. В 1938-1951 - профессор философии Еврейского университета в Иерусалиме. В этот период начал пропагандировать идею конструктивного диалога между евреями и арабами, после второй мировой войны - между евреями и немцами. Свой первый лекционный тур по странам Европы Б. совершил в 1947. В 1951-1952 читал курс лекций в США. Издал Пути в утопию (1947), Проблема человека (1948), Видения добра и зла (1952), Моисей (1952), Прадистанция и отношение (1952), Введение в диалогический принцип (1954), Пророчество, Начало и Конец (1955), Царство Божие (1956), Два разговора (1962) и др. Награжден премией Гоэса Гамбургского университета (1951), премией Мира книготорговой организации ФРГ (1953) и премией Эрасмуса Амстердамского университета (1963). Основной идеей книги Я и Ты - программного исследования Б., является стремление отыскать третий путь между неосуществимым идеалом объективизма, который приводит рефлексивное познание человека к заблуждению, и картезианской фетишизацией тайны собственной индивидуальности, грозящей солипсизмом. Вследствие этого отвергается как онтологическая рефлексия о бытии как существующем, так и непреодолимое тождество ego cogito. В качестве исходной точки Б. избирает ситуацию, по его мнению, наиболее фундаментальную - феномен сосуществования Я с другой личностью, ибо существование человека является всегда со-бытием с другими людьми. Разграничение двух сфер: Я - Это, где осуществляется вещное отношение человека к миру, и Я - Ты, где реализуется аутентичное бытие, - явилось той ступенью, которая позволила более детально определить предмет рефлексии философии диалога. Различие между опытом, направленным на объект, и встречей, которая ставит бытие напротив другого, - писал Левинас, - различие, касающееся самого отношения, а не только его коррелятов... различие, непредугаданное даже Фейербахом, требование взять за основу опыт общения - в этом заключается фундаментальный вклад Бубера в теорию познания. Основная идея философии диалога Б. заключается в том, что Я является не субстанцией, а связью, отношением с Ты, благодаря чему осуществляется истинное предназначение человека. Отношение между Я и Ты рассматривается не как субъективное событие, так как Я не представляет (не субъективирует) Ты, а встречает его. Вводимое Б. понятие Между подчеркивает разрыв как особую дистанцию между Я и Ты, являющуюся тем местом, где реализуется аутентичное бытие человека диалогического, где раскрываются те характерные черты личности, которые не сводимы к ее ментальным, физическим, психическим свойствам. Буберовское понятие Между выражает радикальную другость иного человека, по отношению к которому Я, с одной стороны, является обращающимся (активная позиция), но с другой - остается отданным этой другости, так как она есть не что иное как вечный Ты, как Бог (пассивная позиция). Б. стремится понять и зафиксировать моменты, касающиеся установления единства между участниками встречи, которые преодолевают разделяющую их дистанцию и выходят на уровень разговорного общения. Истинным признаком межчеловеческого сосуществования Б. считает речь, которая, по его мнению, является основой человеческого бытия. Обращение человека к человеку, в отличие от зова в животном мире, опирается на установление и признание инаковости другого человека. Только благодаря данному признанию оказывается возможным обращение и разговор, присутствие в общении. В собственном имени существительном Б. видит наивысшую словесную форму, содержащую сообщения отдаленному субъекту о том, что в данной ситуации необходимо его, именно его, присутствие. Эти формы являются еще сигналами, но, одновременно, уже словами. Человек трансцендирует собственное фонетическое звукообразование, делает его самостоятельным. При переходе с фонетического уровня на уровень смысловой звуки перестают быть акустическими объектами и становятся информативными для собеседника, более того, приобретают нормативно-этический аспект. Это означает, что в языке слов обращение в некоторой степени упраздняется, нейтрализуется, чтобы непрерывно вновь возобновлять собственную жизнеспособность - не в дискуссиях, происходящих ради самого процесса дискуссии и злоупотребляющих возможностями речи, а в истинном разговоре. Понятие истинного разговора Б. связывает не только с выбором и применением лингвистических средств. Истинный разговор, т.е. каждая аутентичная реализация отношения между людьми, озна- чает соглашение инаковостей. Оценивая теорию общения Б. в целом, можно констатировать наличие в ней гиперболизированного представления о духовном мире личности, сведения практической деятельности к уровню Я - Это. В основание буберовского подхода положено убеждение о коммуникации как явлении, порождающем истинную сущность человека, интегрирующем его в аутентичное бытие, которое философ не связывает ни с индивидуализмом, ни с коллективизмом. Попытка синтеза индивидуализации и социализации побудила Б. отказаться как от индивидуального сознания Я (а значит, от внутреннего диалога, от аутокоммуникации), так и от коллективного самосознания. Следовательно, проблема формирования индивидуального сознания была заменена философом проблемой уникальности субъекта общения. [См. также Я и Ты (Бубер).] С.В. Воробьева


  1. буберBuber Мартин Мардохай еврейский религиозныйфилософ и писатель близкий к диалектической теологии и экзистенциализму.Жил в Германии до и Израиле. Центральная идея филосо...Большой энциклопедический словарь II
  2. буберBuber Мартин или Мардохай еврейский философдиалогист. Родился в Вене. После развода своих родителей в был отправлен к дедушке и бабушке во Львов. В вернулся в Лембер...Словарь постмодернизма
  3. буберБУБЕР Мартин Мардохай еврейский религиозный философ и писатель близкий к диалектической теологии и экзистенциализму. Жил в Германии до и Израиле с . Первый президент ...Современная энциклопедия
  4. буберБУБЕР Buber Мартин Мардохай еврейский религиозный философ и писатель близкий к диалектической теологии и экзистенциализму. Жил в Германии до и Израиле. Центральная идея...Современный энциклопедический словарь
  5. буберBuber вр.em флософ дослдник хасидизму нар.em у Вдн виховувався у Львов дяч сонстського руху професор унв.em у ФранкфуртнаМайн з Гебрейського унв.em в русалим оригнал...Універсальний словник-енциклопедія
  6. буберBuber Мартн вр. флософ дослдник хасидизму нар. у Вдн виховувався у Львов дяч сонстського руху професор унв. у ФранкфуртнаМайн з Гебрейського унв. в русалим оригнальн...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  7. буберБУБЕР Buber Мартин евр. религиозный философ и писатель теоретик сионизма преподавал в унтах США Европы Палестины и Израиля был первым президентом Израильской академии н...Философская энциклопедия
  8. бубердив. Бубер Мартн...Філософський енциклопедичний словник
  9. буберБУБЕР Buberem Мартин Мардохайem евр. религ. мыслитель писатель философэкзистенциалист. Учился в гимназии во Львове а затем в унтах Вены Лейпцига Цюриха Берлина. Защитил...Энциклопедия культурологии
  10. буберБУБЕР Buber Мартин Мардохай евр. религ. мыслитель писатель философэкзистенциалист. Учился в гимназии во Львове а затем в унтах Вены Лейпцига Цюриха Берлина. Защитил дис....Энциклопедия Культурология XX век