Энциклопедия История философии

БРЭДЛИ

БРЭДЛИ (Bradly) Фрэнсис Герберт (1846- 1924) - британский философ, представитель абсолютного идеализма, теоретик консерватизма. Получил образование в Оксфордском университете, где вскоре после окончания в 1870 был избран членом совета Мертон-колледжа. В Оксфорде Б. посвятил себя целиком писательскому труду: никогда не читал лекций, не преподавал и не появлялся на философских собраниях. Был отмечен одной из высших наград Британии - орденом За заслуги. Основные работы: Этические исследования (1876); Принципы логики (1883); Видимость и реальность: Опыт метафизики (1893); Эссе об истине и реальности (1914) и др. В целом находился в кругу идей Гегеля, хотя в его версии прочтения философии последнего заметно влияние Канта, Юма, Беркли. Б. считал, что быть - значит быть воспринятым (в опыте): все, что ни в каком смысле не является предметом ощущения или восприятия, для меня совершенно незначимо. При этом, по мысли Б., реальное есть разумное. Критерием истинности или реальности Б. полагал соответствие требованиям разума: разработке данного тезиса он посвятил большую часть своих сочинений. В отличие от историцистского направления в неогегельянстве (Кроче, Джентиле, Коллингвуд и др.), развивавшем тезис о том, что дух приходит к Абсолюту в процессе исторического развития, абсолютный идеализм (прежде всего в лице Б.) акцентировал другую сторону гегелевской философии - положение об Абсолюте как вневременной полноте бытия и совершенстве. В таком случае Абсолют исключает возможность любых изменений, гармонически примиряет любые противоположности. Он (как абсолютная реальность) выступает тогда всеохватывающей и упорядочивающей системой, преодолевающей пространственно-временную разделенность и развертывающей свое содержание одновременно и повсеместно. Отсюда требование Б. о воздержании от спекуляции о генезисе (т.е. от идеи развития), так как порядок изменений не имеет отношения к подлинному знанию, т.е. философии. Задача последней - критика сложившихся систем категорий, понятий и представлений, их проверка на степень полноты схватываемого содержания, а главное - на непротиворечивость. Непротиворечивость (основной показатель воплощения Абсолюта) является критерием подлинности и истинности понятия, обнаружение же противоречия свидетельствует о его неистинности, мнимости, недействительности. Таким образом, Б. развертывает концепцию негативной (отрицательной) диалектики. Философское мышление, делая предметом своей рефлексии сложившийся в науке и повседневной жизни корпус понятий, обнаруживает их внутреннюю противоречивость, абстрактность, отделение в них сущности от существования. Все попытки преодоления их абстрактности (неполноты) и противоречивости вовлекают лишь в бесконечный процесс опосредования одних абстракций другими. Тем самым философский анализ устанавливает неадекватность проявления Абсолюта, так как подлинная реальность предстает в познании только как видимость. Видимости формально-логически правильно оформляются в когнитивные системы, которые могут оказаться инструментально-практически весьма эффективными. Однако они не обладают характеристикой истинности, так как имеют весьма опосредованное отношение к Абсолюту. Негативная диалектика Б. устанавливает, что мыслить Абсолют во всей его конкретности мы не способны, так как наше мышление остается абстрактным в силу своей частности и конечности. Ему недоступна вся полнота и целостность действительности. К тому же субъект оказывается в оппозиции миру дискретных вещей, за которыми неспособен установить внутренние отношения. Только философия, в отличие от науки и обыденного здравого смысла, способна хотя бы указать на общие логические условия конкретности, т.е. абсолютной реальности. Диалектическое мышление осознает свою неполноценность и пытается пробиться к целостности Абсолюта. Основной принцип диалектики - принцип целостности сознания: разум несет в себе бессознательную (нерационализируемую) идею целого, приводит свои частные идеи в соответствие с ней путем их дополнения до целого, никогда не достигая предела в этом дополнении. Однако через аналитико-синтетические процедуры постепенно происходит конструирование конкретности предметов из абстракций как движение от минимальной определенности мысли ко все большей ее полноте. Формальная логика (и силлогистика, и индуктивизм) не способна справиться с этой задачей, которая решаема только диалектически. Первый акт - критика дан- ности (видимости) и осознание ее как недостаточности. Второй - отрицание этой данности, но и дополнение ее. Третий - критика вновь образованной данности. Затем следует повторение цикла. Импульс к постоянному дополнению есть стремление к элиминации временности и противоречивости, попытка ухватить вневременные идеальные значения. Однако это доступно лишь непосредственному восприятию, трансцендентирующему себя (экспансирующая составляющая истины) и снимающему противоположность субъекта и объекта (гармонизирующая составляющая истины). В непосредственном восприятии слиты воедино чувство, воля и разум, что и позволяет схватывать целостность в тождественности субъекта и объекта. Таким образом реальная действительность есть духовный Абсолют - единая, всеобъемлющая, гармоничная духовная система. Личное начало, следовательно, не самодостаточно и не автономно, человек суть часть субстанционального целого как общественное существо (выход в обоснование консерватизма). Б. писал о трех стадиях, или уровнях, в жизни разума. По его мысли, для каждого из нас опыт начинается с непосредственно данного: в младенческом возрасте мы ничего не выделяем и не осознаем отдельное как таковое; в это время не существует ни Я, ни не-Я - никаких явно выделяемых вещей или качеств. Постепенно качества группируются и образуют то, что мы называем вещами; эти вещи в их соотношениях образуют весь привычный мир здравого смысла и науки - второй уровень разума. Вправе ли философия считать этот мир полностью реальным? Согласно Б., нет. При его исследовании обнаруживается масса противоречий, а то, что противоречиво, должно быть отвергнуто как нереальное. В первой части своего главного произведения (Видимость и реальность: Опыт метафизики) Б. отвергает на этом основании весь мир обыденного опыта, включая пространство и время, вещество и причинность. И лишь последнюю часть посвящает его /мира - B.A.I восстановлению. Б. проясняет смысл критерия, использованного им в первой части, а именно соответствие интеллекту, и находит, что соответствие это заключается в логической непротиворечивости. Однако единственное знание, которое способно обладать такой непротиворечивостью, по мысли Б., есть некое целостное знание, всеобъемлющее и гармоничное, в котором ничто не упущено и все необходимо соотнесено со всем остальным. Б. полагал, что существование мировой системы такого рода составляет недоказуемую, но необходимую посылку философии. Эту систему он именовал Абсолютом - третьим и высшим уровнем разума. С точки зрения Б., вероятно, люди никогда в действительности его не достигнут, но к нему можно постепенно приближаться, и этим приближением измеряется степень истинности, которой располагает любая мыслительная система. Для Б. были неприемлемы любые варианты психологизма, эмпиризма, утилитаризма и натурализма. При этом он подчеркивает и неразрывность должного и сущего. С этих позиций зло - моральный аспект противоречивой видимости, преодолеваемой через моральное усовершенствование, т.е. в самоосуществлении нравственного субъекта, реального я, исходящего не из наличной суммы обстоятельств, а из поиска своего места в гармонизируемом обществе. В этом отношении Бог, указывает Б., как моральный идеал воплощает Абсолют и задает предельное смысловое основание процессу самореализации личности. В.Л. Абушенко


  1. брэдлиBradley Омар Нелсон американский генерал армии. Во ю мировую войну командовал корпусом с й армией и йгруппой армий в Европе. В начальник штаба армии США в председател...Большой энциклопедический словарь II
  2. брэдлиОмар Нелсон амер. воен. деятель ген. армии . На воен. службе с . Окончил воен. колледж . Во время й мир. войны комр пех. див. с пом. главнокоманд. союз. войсками в Се...Военный энциклопедический словарь
  3. брэдлиБРЭДЛИstrongBradly Фрэнсис Герберт британский философ представитель абсолютного идеализма теоретик консерватизма. Получил образование в Оксфордском университете где вс...История философии II
  4. брэдлиБРЭДЛИ Bradly Фрэнсис Герберт британский философ представитель абсолютного идеализма теоретик консерватизма. Основные работы Принципы логики Видимость и действительнос...Новейший философский словарь
  5. брэдлиBradly Фрэнсис Герберт британский философ представитель абсолютного идеализма теоретик консерватизма. Основные работы Принципы логики Видимость и действительность Есс...Новейший философский словарь II
  6. "брэдли"БРЭДЛИ [ англ. Bradley вероятно по имени амер. генерала] воен. амер. бронетранспортер вооруженных сил США имеющий на борту две пусковые установки противотанковых ракет ...Словарь иностранных слов русского языка
  7. брэдлиBradley Омар Нельсон амер. воен. деятель ген. армии . Окон. УэстПойнт. Во ю мир. войну пом. Главкома союзными войсками в Сев. Африке команд. войсками ряда армий . Нач. ...Словарь полководцев
  8. брэдлиBradley Омар Нельсон амер. воен. деятель ген. армии . Окон. УэстПойнт. Во ю мир. войну пом. Главкома союзными войсками в Сев. Африке команд. войсками ряда армий . Нач. ...Словарь полководцев II
  9. брэдлиBradley Омар Нелсон р. .II. амер. воен. деятель генерал. Род. в семье школьного учителя в Кларке шт. Миссури. Окончил военное училище УэстПойнт в . В бригадный генерал...Советская историческая энциклопедия
  10. брэдлиБРЭДЛИ Bradley Омар Нелсон американский генерал армии . Во ю мировую войну командовал корпусом с й армией и й группой армий в Европе. В начальник штаба армии США в пр...Современный энциклопедический словарь
  11. брэдлиБРЭДЛИ Фрэнсис Герберг английский философ глава английского неогегельянства. Критиковал позитивизм и утилитаризм с позиций теистического абсолютного идеализма. Главное с...Современный энциклопедический словарь
  12. брэдлиБРЭДЛИ Bradley Фрэнсис Герберт британский философ ведущий представитель школы абсолютного идеализма. Преподавал в Оксфордском унте. Свое этическое учение Б. разрабатыва...Философская энциклопедия