Энциклопедия История философии

БЕРКЛИ

БЕРКЛИ (Berkeley) Джордж (1685-1753) - британский теолог и философ. Изучал философию, логику, теологию, математику и языки в Тринити-колледж (Дублин). Принял священнический сан в 1709. Доктор философии (1727). Епископ в Клойне (Ирландия) с 1734. Свое учение именовал имматериализмом. Главные произведения: Опыт новой теории зрения (1709), Трактат о принципах человеческого познания, в котором исследуются основные причины заблуждений и трудностей естественных наук, а также основания скептицизма, атеизма и безверия (1710), Три разговора между Гиласом и Филонусом (1713), О движении, или о принципе и природе движения и о причине сообщения движений (1721, направленная против Ньютона), Алсифирон, или Ничтожный философ (1732), Вопрошатель... (1735), Сейрис, или Цепь философских рефлексий и исследований... (1744) и др. Б., полемизируя с Декартом, настаивал на том, что расстояние между предметами не наблюдается зрением, а внушается человеку благодаря опыту и суждению, а не ощущению. (В прямом восприятии, согласно Б., мы наблюдаем лишь фигуры и цвета.) В результате Б. пришел к выводу, что линии и углы сами по себе не воспринимаются зрением, не существуют в природе реально и являют собой лишь гипотезу, созданную математиками или введенную ими в оптику с целью получить возможность трактовать эту науку геометрическим способом. Тем самым допущение Б. о том, что между воспринимаемыми вещами и идеями зрения не существует какого-либо сходства, развернулось в высшей степени сложную теоретическую проблему. В границах тех подходов своей философии, которые в перспективе выступили опровержением субъективного идеализма, Б. акцентировал независимость существования тел вне самого сознания: Тела существуют вне сознания, т.е. они не сознание, но от него отличаются... Сознание в свою очередь отличается от них... Тела и пр. существуют даже тогда, когда не воспринимаются, будучи возможностями в действующем существе.... Б. постулирует принципиальную возможность мира в основании которой - Бог, автономный от сознания людей. Становится очевидным, что Б. тонко отметил абсурдность предположения возможности существования вещи, которая воспринимается вне собственно восприятия. Объекты последнего не существуют, по Б., вне человеческого духа. Бытие вещей состоит лишь в том, что они воспринимаются (esse est percipi). Объекты и ощущения не могут быть абстрагируемы друг от друга. По Б., нет вообще ничего реально существующего, кроме принципиально непознаваемой субстанции духа, души и моего Я. Согласно Б., существует не больше того, что мы ощущаем. Представления (являющиеся отпечатками божественного духа в людях) суть действительность для нас в той мере, в какой не идет речь о сновидениях, фантазиях и т.п. Любое представление об отсутствующем предмете неотделимо от комплекса сопряженных чувственных восприятий (эту проблему Б. считал неразрешимой для сенсуализма ма- териалистического толка). В основе гипотезы о реальности материи, по Б., находится допущение, будто бы возможно, отвлекаясь от частных свойств вещей, конституировать абстрактную идею общего для них вещественного субстрата. По мнению Б., это невозможно, ибо наше восприятие всякой вещи без какого-либо остатка разлагается на восприятие определенной совокупности отдельных ощущений или идей (идея, по Б., - любая ощущаемая или воображаемая вещь). По мнению Б., для ориентации в колоссальной совокупности ощущений (идей) люди должны соединять (на основании собственных ассоциативных связей) разнообразные их комбинации в единую последовательность с общим для нее словесным знаком. По Б., если бы всякое отклонение считалось достаточным для образования нового вида или индивидуума, то бесконечное количество названий или их спутанность сделали бы самый язык непригодным для использования. Поэтому, чтобы избежать этого, как и других неудобств, понятных при некотором размышлении, люди комбинируют несколько представлений, которые получаются либо с помощью разных чувств, либо с помощью одного чувства в разное время или в разной обстановке, и относительно которых замечено, что они имеют некоторую природную связь - в смысле сосуществования или в смысле последовательности; все это люди подводят под одно название и рассматривают как одну вещь. Идеи пассивны, усваиваются бестелесной субстанцией - душой, которая способна воспринимать их (разум) либо воздействовать на них (воля). Критериями истинности суждений людей по поводу соответствия или несоответствия ощущений реальному положению дел у Б. выступали следующие: яркость восприятий; одновременность подобных восприятий у нескольких конечных (человеческих) духов; преимущественная согласованность идей между собой; предпочтение той системы знаний, которая более легка для постижения, более обозрима (сродни принципу экономии мышления конца 19 в.); соответствие наших восприятий восприятию Божественного существа. Идеи не могут быть подобиями внешних вещей, идеи могут быть схожи лишь с идеями. Б. признавал множественность духовных субстанций и бесконечного духа - Бога. При гибели всех воспринимающих субъектов вещи сохранились бы как сумма идей у Бога. Отвергая идею Локка о первичных и вторичных качествах, Б. провозгласил всякие качества вторичными, т.е. субъективными. Полемизируя с мировидением Ньютона, Б. утверждал, что необходимо научиться понимать язык творца, а не притязать на объяснение всего только одними телесными причинами. Выступал активным сторонником капиталистических, а не феодальных ценностей. Разделял убеждение, что источником всего богатства мира выступает труд. Ни одна дискуссия о материи непредставима и сегодня без упоминания Б. Любая полемика по проблемам зрительного восприятия как аспекта процесса познания, по вопросам роли абстракций и всеобщих языковых понятий необходимо предполагает учет воззрений Б. Кажущееся неразрешимым противоречие, сформулированное Б. и утверждающее, с одной стороны, существование тел независимо от ума и невозможность миропредставления людей по-иному, чем посредством духа, с другой - породили, по-видимому, всю кантианскую линию в философии. Именем Б. назван приморский город в США, где расположен Калифорнийский университет. А.А. Грицанов


  1. берклиБЕРКЛИ Berkeley город на . США в шт. Калифорния пригород СанФранциско на вост. берегу зал. СанФранциско. тыс. жит. . Занятых в промышленности тыс. чел. Машиностроение х...Большая советская энциклопедия
  2. берклиБЕРКЛИ Berkeley Джордж . близ Килкенни Ирландия. Оксфорд английский философ представитель субъективного идеализма. iРод. в англ. дворянской семье. Учился в Дублинском унт...Большая советская энциклопедия
  3. берклиBerkeley город на западе США шт. Калифорния пригородСанФранциско. тыс. жителей . Машиностроение химическаяпищевая промышленность. Одно из крупнейших отделений Калифорни...Большой энциклопедический словарь II
  4. берклиБеркли Berkeleystrong город в США штат Калифорния на вост. берегу зал. СанФранциско входит в городскую агломерацию СанФранциско. тыс. жителей . Основан в г. город с г....Географическая энциклопедия
  5. берклиBerkeley Джоржб английский теолог и философ родоначальник крайней формы субъективноидеалистического воззрения на внешний мир и психическую жизнь. Принял священнический с...История психологии в лицах
  6. берклиБЕРКЛИstrongBerkeley Джордж британский теолог и философ. Изучал философию логику теологию математику и языки в Тринитиколледж Дублин. Принял священнический сан в . Докт...История философии II
  7. берклиДж.Беркли философ конца XVII первой половины XVIII века субъективный идеалист считал что все вещи есть ощущения т.е. они существуют лишь постольку поскольку ощущаются st...Мир Лема - словарь и путеводитель
  8. беркликорень БЕРКЛ окончание И Основа слова БЕРКЛВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой БЕРКЛ И Слово Беркли содержит следующие морфемы или части ...Морфемный разбор слова по составу
  9. берклиНачальная форма Беркли неизменяемое общий род одушевленное фамилия...Морфологический разбор существительных
  10. берклиБЕРКЛИ Berkeley Джордж британский теолог и философ. Изучал философию логику теологию математику и языки в Тринитиколледж Дублин. Принял священнический сан в . Доктор фи...Новейший философский словарь
  11. берклиBerkeley Джордж британский теолог и философ. Изучал философию логику теологию математику и языки в Тринитиколледж Дублин. Принял священнический сан в . Доктор философии...Новейший философский словарь II
  12. берклиберкли сущ. колво синонимов философ Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы философ...Словарь синонимов II
  13. берклиБеркли Berkeley город в США штат Калифорния на вост. берегу зал. СанФранциско входит в городскую агломерацию СанФранциско. тыс. жителей . Основан в г. город с г. Один ...Словарь современных географических названий
  14. берклиБЕРКЛИ Berkeley город на западе США шт. Калифорния пригород СанФранциско. тыс. жителей . Машиностроение химическая пищевая промышленность. Одно из крупнейших отделений К...Современный энциклопедический словарь
  15. берклиБЕРКЛИ Berkeley Джордж английский философ епископ в Клойне Ирландия. В Трактате о началах человеческого знания утверждал что внешний мир не существует независимо от вос...Современный энциклопедический словарь
  16. берклиBerkeley университетский и промышленный город в центр. Калифорнии США на берегу залива СанФранциско к С. от Окленда жителя . Начал заселяться в г. и был назван в честь ...Страны и города мира. Словарь
  17. берклиБЕРКЛИ Berkeley Джордж англ. философ и религиозный деятель один из наиболее ярких и последовательных представителей имматериализма в Новое время. С епископ в Клойне И...Философская энциклопедия
  18. берклиКлер Клир Кил Кибер Лек Лик Ликер Ерик Брек Берил Бер Бек Рик Беркли Блик Ибер Кеб Либр...Электронный словарь анаграмм русского языка
  19. берклиБеркли Berkley местечко в английск. графстве Глочестер на правом берегу р. ЛитльАвон в км от линии БристольБирмингэмской жел. дор. жит. . Б. расположен в прекрасной до...Энциклопедический словарь
  20. берклиBerkley местечко в английск. графстве Глочестер на правом берегу р. ЛитльАвон в км от линии БристольБирмингэмской жел. дор. жит. . Б. расположен в прекрасной долине со...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона