Энциклопедия История философии

БЕМЕ

БЕМЕ или Бем (Bohme, Bohm) Якоб (Иаков) (1575-1624) - немецкий теософ, гностик, мистик. Родился в бедной крестьянской семье. До 10 лет пас скот, обучался сапожному ремеслу. Странствовал. Читал Библию, сочинения Парацельса, В. Вейгеля, немецких мистиков. К этому времени относится его посвящение в таинства мистики кем-то, кто предсказал ему будущую духовную миссию. Неоднократно испытывал божественные видения. В состоянии особого духовного восхищения Б. пишет свое первое сочинение Aurora, или Утренняя заря в восхождении, то есть корень или мать философии, астрологии и теологии на истинном основании, или Описание природы, как все было и как стало вначале (1612). Шесть лет Б. находился под домашним арестом с запретом писать. Нападки и преследования духовенства подняли его авторитет среди протестантских модернистов, близких к розенкрейцерству. В последующие годы выходят его книги, послания, молитвы. Главные его сочинения: О трех принципах божественной сущности (1619), О троякой жизни человека, Пансофское таинство (1620), Теоскопия, или Драгоценные врата к божественному созерцанию (1622), О воплощении Слова, Christosophia, или Путь ко Христу, Mysterium magnum или Комментарий на первую книгу Бытия и др. Б. создал единую диалектическую мировоззренческую систему, основанную на сочетании натурфилософии и мистики. Источником своего учения Б. называет Божественное откровение. Его теософия содержит толкование библейских мифов, насыщена поэтическими образами, символична. Основа его учения - мистика Абсолюта, метафизика духа. Ментально-духовная система Б. имеет аналогии с идущими с Востока древнейшими знаниями о космической эволюции Божественных сил и человека. Первоначально, по Б., Бог есть вечный покой, все и ничто, единое, содержащее все существа, но Себя не сознающее. Через самосозерцание Бог делается Своим зеркалом и, оставаясь единым, пробуждает желание, которое есть огонь и через него Бог открывает и познает Себя в диалектике развития образов и идей. (По мысли Б., Бог сотворил все вещи из ничего, и это нечто - Он сам.) Человек, первоначально одаренный девственной мудростью, с появлением желаний, нисходит в земную жизнь. Бог посылает свое собственное сердце, Сына, чтобы попрать смерть. Завершение истории Б. видит в восхождении человеческого духа и в единении его с Богом. Согласно Б., книга, в которой заключены все тайны, есть сам человек; он сам есть книга всех сущностей, так как он есть подо- бие божества, великая тайна заключена в нем. Б. является фокусом немецкой мистической и философско-религиозной традиций, идущей от М. Экхарта. Под влиянием идей Б. находились французский мистик Л.К.С. Мартен, Шлегель, Шеллинг, Гегель. Фейербах изложил теософию Б. в Истории новой философии (1833). Энгельс называл Б. предвестником грядущих философов. В Россию идеи Б. начали проникать с 17 в. через масонов. Н.М. Новиков печатает молитвы Б. Переводы книг Б. широко распространяются среди дворянства, тайных обществ, переписываются, издаются. Особую популярность имел Серафимский цветник или духовный экстракт из всех писаний Иакова Бема, собранный в весьма полезную ручную книжку, могущую в рассуждении великого таинства в завете соединения души с Богом возжигать сердце и ум к молитве.... В 19 в. благодарные земляки воздвигли в г. Гер-лиц памятник Б. В. В. Лобач


  1. бёмеБМЕ Bohme Якоб Альтзейденберг. Грлиц немецкий философ представитель пантеизма. iПо профессии сапожник. Для соч. Б. характерны слияние натурфилософии и мистики экзальтиро...Большая советская энциклопедия
  2. бемеBohme Якоб немецкий философпантеист. По профессиисапожник. Мистика и натурфилософия Беме пронизаны стихийнодиалектичекимиидеями. Оказал большое влияние на немецкий рома...Большой энциклопедический словарь II
  3. бемеБЕМЕstrong или Бем Bohme Bohm Якоб Иаков немецкий теософ гностик мистик. Родился в бедной крестьянской семье. До лет пас скот обучался сапожному ремеслу. Странствовал....История философии II
  4. бемеБЕМЕ Якоб Behme немецкий философмистик сапожник по ремеслу. Философсамоучка Б. ненавидит цеховых ученых с их книжной латынью но протест его слаб. Средневековая идеологи...Литературная энциклопедия
  5. бемеЯкоб [Boehme ] немецкий философмистик сапожник по ремеслу. Философсамоучка Б. ненавидит цеховых ученых с их книжной латынью но протест его слаб. Средневековая идеология е...Литературная энциклопедия II
  6. бемеБЕМЕ Якоб Behme немецкий философмистик сапожник по ремеслу. Философсамоучка Б. ненавидит цеховых ученых с их книжной латынью но протест его слаб. Средневековая идеологи...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  7. бемеБЕМЕ или Бем Bohme Bohm Якоб Иаков немецкий теософ гностик мистик. Родился в бедной крестьянской семье. До лет пас скот обучался сапожному ремеслу. Странствовал. Читал...Новейший философский словарь
  8. бемеили Бем Bohme Bohm Якоб Иаков немецкий теософ гностик мистик. Родился в бедной крестьянской семье. До лет пас скот обучался сапожному ремеслу. Странствовал. Читал Библ...Новейший философский словарь II
  9. бёмеБМЕ Bohme Якоб немецкий философпантеист. Занимался сапожным ремеслом. Основываясь на толковании библейских текстов и традициях немецкой мистики развил своеобразную диа...Современная энциклопедия
  10. бемеБЕМЕ Bohme Якоб немецкий философпантеист. По профессии сапожник. Мистика и натурфилософия Беме пронизаны стихийнодиалектичекими идеями. Оказал большое влияние на немецки...Современный энциклопедический словарь
  11. бемеBoehme нм. протестантський флософмстик взонер його доктрина вважаться сучасною версю гностицизму вплив на Ф. Шеллна . Гееля М. Бердява....Універсальний словник-енциклопедія
  12. бемеBoehme Якоб нм. протестантський флософмстик взонер його доктрина вважаться сучасною версю гностицизму вплив на Ф. Шеллна . Гееля М. Бердява....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  13. бёмеБМЕ Bohme Якоб нем. протестантский мистиквизионер теософ и богослов. Род. в крестьянской семье. По профессии сапожник. Пережив в и состояния религиозномистического эк...Философская энциклопедия
  14. бемедив. Беме Якоб...Філософський енциклопедичний словник