Энциклопедия История философии

АЦЕНТРИЗМ

АЦЕНТРИЗМ - фундаментальная установка постмодернистской философии, базирующаяся на радикальной критике классических представлений о структурности и фундированная отказом от презумпции наличия выделенных (как в топологическом, так и в аксиологическом отношениях) точек и осей пространственной и семантической среды. Согласно постмодернистской ретроспективе, регулярным образом центр получал различные формы и названия. История метафизики, как и история Запада, является историей этих метафор и метонимий... Все эти названия связаны с фундаментальными понятиями, с первоначалами или с центром, который всегда обозначал константу наличия - эйдос, архэ, телос, энергейя, усия (сущность, субстанция, субъект), алетейя, трансцендентальность, сознание или совесть, Бог, человек и так далее (Деррида). По образному выражению Фуко, восходящему к Мельвиллю и проинтерпретированному Делезом, мы /носители западного, логоцентристского типа рациональности - M.M.I ищем центральную комнату в страхе, что таковой нет. При номадической организации среды центральная комната ... остается пустой, хотя человек заселяет ее. Здесь, в этой зоне субъективации, человек становится ... хозяином своих молекул и сингулярностей (Делез). Интересен в этом отношении новый дискурс среды, предложенный Бодрийяром еще в ранней версии постмодернизма (Система вещей, 1969). Анализируя оформляющийся тип организации жилой среды, он отмечает, что предметы обстановки сделались подвижными элементами в децентрализованном пространстве. Если в классическом интерьере стол знаменовал собой центр, доминирующий над остальным пространством, то теперь стулья уже не тяготеют к столу. В децентрированном пространстве теряется избранность любых пространственных точек, оно перестает восприниматься как система мест: нет больше кроватей, на которых лежат, нет больше стульев, на которых сидят, есть лишь функциональные сиденья, вольно синтезирующие всевозможные позы (а тем самым и всевозможные отношения между людьми) (Бодрийяр). Идея децентрированности проявляется в постмодернизме в самом широком диапазоне: от презумпции децентрированности текста до радикального требования заклеймить идеологические и метафизические модели (Ф.Джеймисон), обретая свое наиболее последовательное и полное воплощение в постмодернистской номадологии (противопоставленная центрированным системам ризома у Делеза и Гваттари). Классическим примером, демонстрирующим предметную реализацию постмодернистской установки на А., может служить постмодернистская концепция культурной среды, принципиально ацентричной как в общеак- сиологическом (имплицитные ценностные предпочтения), так и в специально идеологическом (эксплицитное официально-нормативное санкционирование) смыслах. Как отмечает Лиотар, в постмодернистской культуре все прежние центры притяжения, образуемые национальными государствами, партиями, профессиями, институциями и историческими традициями, теряют свою силу. В силу этого, по оценке Рорти, из актуализирующихся в постмодернистском социуме стратегий ни одна ... не обладает привилегиями перед другими. Культура постмодерна не дифференцируется на культурный центр (ортодоксию в самом широком смысле этого слова) и так называемую периферию (инакомыслие, ереси и т.п.). Ацентричность культурного пространства постмодерна носит программный характер: как утверждал Л.Фидлер в статье Пересекайте границы, засыпайте рвы, нет и не может быть ни элитарной, ни массовой культуры как таковых; и публикация данной работы в журнале Playboy практически и наглядно демонстрировала отрицание постмодернизмом аксиологической дифференциации культурного пространства. В данном аспекте постмодернистская концепция заката метанарраций оказывается созвучной концепции цивилизационного поворота, фундированной идеей креативного диалога различных культурных традиций в контексте глобальной цивилизации, основанной на презумпции этнического полицентризма. Постмодернизм интерпретирует пространственные среды как лишенные не только центра, но и любых приоритетных осей и точек: власть без трона у Фуко находится везде и исходит отовсюду. Также А. предполагает отказ не только от выделения приоритетных зон внутри той или иной среды, но и от центрации внимания на внутреннем - в противоположность внешнему (внутреннее как продукт складывания внешнего в постмодернистской концепции складки). Истолкованию предметности как децентрированной и дисперсной соответствует в постмодернизме и истолкование движения как равномерного рассеивания: по формулировке Делеза, его осуществление подобно тому, как семенная коробочка выпускает свои споры. Аналогичен по своей семантике и ключевой термин диссеминация у Деррида. Идея А. имеет фундаментальный статус и для современного естествознания, в первую очередь - для синергетики. Собственно, синергетические системы тем и отличаются от кибернетических, что в рамках последних порядок устанавливается в результате соответствующих команд центра, в то время как в синергетических системах он возникает в результате автохтонной кооперации микроэлементов - вне конкретного плана, эксплицитно выведенного на глобальный командный уровень системы: ни одно из ... взаимодействий не соотносится с глобальной задачей, все взаимодействия чисто локальны (Пригожин и И.Стенгерс). Аналогично, согласно постмодернистской оценке, принятие идеи центра фактически означает и принятие идеи внешней принудительной каузальности, т.е. парадигмы линейного детерминизма. Как пишет Деррида, всегда считалось, что центр ... представляет собой в стуктуре именно то, что управляет этой структурой, и на протяжении всей истории метафизики функцией этого центра было ... гарантировать, чтобы организующий принцип структуры ограничивал то, что мы можем назвать свободной игрой структуры. В этом контексте феномен центра метафорически фиксируется номадологией в семантической фигуре Генерала. И если традиционные для классической философии системы - это иерархические системы, которые включают в себя центры значения и субъективации, то ризома представляет собой не центрированную, не иерархическую ... систему без Генерала... без центрального автомата (Делез, Гваттари). В этом отношении номадические распределения могут быть интерпретированы как синергетические системы, - в отличие от кибернетических, что позволяет говорить о параллелизме тенденций в современном естествознании и гуманитаристике. (См. также Центризм.) М.А. Можейко


  1. ацентризмфундаментальная установка постмодернистской философии базирующаяся на радикальной критике классических представлений о структурности и фундированная отказом от презумпции...История философии
  2. ацентризмАЦЕНТРИЗМstrongфундаментальная установка постмодернистской философии базирующаяся на радикальной критике классических представлений о структурности и фундированная отказо...История философии II
  3. ацентризмф.п. бейцентризм...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  4. ацентризмбейцентризм...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  5. ацентризмфундаментальная установка постмодернистской философии базирующаяся на радикальной критике классических представлений о структурности и фундированная отказом от презумпции...Словарь постмодернизма