Энциклопедия История философии

АНТИХРИСТ

АНТИХРИСТ (1) в христианских моделях миропредставления эсхатологического толка - оппонент, противник Иисуса Христа, лже-Христос. Предполагается, что А. неизбежно будет побежден после того, как восстанет против Иисуса на исходе мирского времени. Апокалиптическая традиция иудеев в качестве одного из главных субъектов мирового процесса видела противника Мессии. В эпoxy раннего христианства разнообразные влиятельные враги этого вероучения (от Навуходоносора до Домициана и Нерона) трактовались как воплощенный А. Фигура А. - карикатура-гротеск на Агнца, закланного в начале мира, эго тень Христа, пародия на Него. Торжество Римской империи, оценивавшей себя самое гордо и богохульно, воспринималось первыми христианами торжеством сатанинских, антихристовых сил истории, но не Божьей истины: на головах зверя на царских коронах - имена кощунственные (слово август - титул династии императоров Рима - по-гречески сибастрнс - священный, дающий благословение). По свидетельству Иоанна Богослова: И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему?.. И дана ему власть действовать сорок два месяца. (Тем самым устанавливалось, что есть некое определенное время торжества А., срок гонения.) Согласно наиболее емким и развернутым характеристикам, А. - человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога... Люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся... А. персонифицировался с системным отвержением христианства. В текстах Нового Завета любой, не разделяющий тезис о телесном воплощении логоса в посюстороннем мире, выступает как А.: ...всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста.... В последующей истории христианства образ А. служил безотказным и эффективным оружием в борьбе различных его течений: протестанты именовали А. римского папу, католики усмотрели А. в Лютере. (2) Центральный фигурант предпоследней работы Ницше Антихрист. Проклятие христианству (Der Antichrist; первое издание - в 1895, окончательная редакция - 1956). Персонаж, именуемый А., был недвусмысленно авторизован самим Ницше. Он отмечал в письме к Мальвиде фон Мейзенбуг от 3-4 апреля 1883: Угодно ли Вам услышать одно из новых моих имен? В церковном языке существует таковое: я есмь... Антихрист (замечание К.А.Свасьяна). Позиция Ницше была не совместима с традиционалистским атеизмом. Последний есть именно отрицание существования Бога, что же касается Ницше, то он признавался, что еще ребенком узрел Бога во всем блеске‘‘. Скорее позиция Ницше напоминает бунт, преодоление, а не голое и бесплодное отрицание. Священников Ницше именует ядовитыми пауками на древе жизни, паразитическим типом человека. И в то же время Ницше полагает, что именно христианство и отчеканило самые, пожалуй, тонкие лица в человеческом обществе. Церковь для Ницше - смертельный враг всего благородного на земле, она стремится растоптать всякое величие в человеке, она выступает за все болезненное и слабое. Однако и тут Ницше признает в ней особого рода власть: церковь более благородное учреждение, нежели государство. Эту двойственность можно объяснить тем, что Ницше родился в семье протестантских священников, и эта близость к христианству для него была очень важной, тем более что, но его убеждению, большинство христиан - христиане несовершенные. (Как писал Ясперс в работе Ницше и христианство, расхождение между притязанием, требованием и действительностью испокон веков было движущей силой христианства. Ясперс полагал, что главная особенность страстной ненависти Ницше в том, что его вражда к христианству как действительность была неотделима от его связи с христианством как требованием. Это привело к тому, что Ницше призывает не просто отделаться от христианства, но преодолеть его через сверххристианство. Он хочет преодолеть его, опираясь на те самые силы, которые и принесли христианство в мир.) Говоря Бог умер, Ницше ставил диагноз современной действительности. Отчего умер Бог? Ответов у Ницше несколько, но только один развит до конца: причина смерти Бога - христианство. Христианство как вероучение и догма чуждо Ницше; он признает в нем лишь человеческую истину в символической форме. Христианство для Ницше - это существование навыворот, испорченность: ...оно создало идеал из противоречия инстинктов поддержания сильной жизни; оно внесло порчу в самый разум духовно-сильных натур, т.к. оно научило их чувствовать высшие духовные ценности как греховные, ведущие к заблужде- нию, как искушение. Ницше же ценит саму жизнь как инстинкт роста, устойчивости, накопления сил, власти: где недостает воли к власти, там упадок. Христианство, согласно Ницше, религия сострадания. Противопоставление страдания и со-страдания является одним из центральных положений мировоззрения Ницше. По его мысли, страдание способствует самопреодолению, росту власти над самим собой; высшее здоровье заключается в способности преодолевать болезнь и боль. Со-страдание, напротив, расслабляет, уменьшает волю к власти. Христианство есть религия милосердия, сострадания; собственное дионисийство Ницше провозглашает как религию страдания и жизнеутверждения. По убеждению Ницше, христианство на место человеческих истин поставило фикции - Бог, искупление, милость, добродетель и т. д., придав им характер безличности и всеобщности: самые глубокие законы сохранения и роста повелевают как раз обратное; чтобы каждый находил себе свою добродетель, свой категорический императив. С иронией относился Ницше и к идее чистого духа. Вера в чистый дух не является, по его мысли, доказательством высшего происхождения человека, его божественности. Если мы отбросим нервную систему, чувства (т.е. смертную оболочку), то, как писал Ницше, мы обсчитаемся. Христианство, по Ницше, - это отказ от действительности, ее оклеветание. Народ, который верит в себя, имеет также и своего собственного Бога. В нем он чтит свои добродетели. Основой такой религии является благодарность народа за свое существование. Такое божество, по Ницше, проявляется как в добре, так и во зле. Христианский бог - бог только добра, которому не знакомы ни сила, ни победа, ни гнев. Если народ погибает, если исчезает его вера в будущее, его надежда на свободу, то меняется и Бог, превращаясь в доброго и скромного, советующего душевный мир, осторожность, любовь к другу и врагу и т.д. По Ницше, у богов нет иной альтернативы: или они есть воля и власть... или же они есть бессилие к власти - и тогда они по необходимости делаются добрыми.... Христианское понятие о божестве (Бог как Бог больных. Бог как паук, Бог как дух), с точки зрения Ницше, есть одно из самых извращенных понятий о божестве, какие только существовали. Это Бог, выродившийся в противоречие с жизнью, обожествляющий ничто. Источник христианства для Ницше - это античность. Уже первоначальная апостольская община представляла собой, по Ницше, мир больных. В позднеантичном мире эти люди повсюду встречали родственные души, т.к. в язычестве давно уже росло антиязычество - уродливые и больные религиозные формы. И вот христианство усвоило учения и обряды всех подземных культов Римской империи, порождения больного разума. Ибо, согласно Ницше, судьба христианства лежит в необходимости сделать самую веру такой же болезненной, низменной и вульгарной, как были болезненны, низменны и вульгарны потребности, которые оно должно было удовлетворить. Сократ и Платон для Ницше - провозвестники этого явления. Античность сама породила христианство. Христианство вобрало в себя все проявления ущербной и угасающей жизни: жертвенность, аскетизм, философию мироотрицания и т.д. Оно победило, как считает Ницше, благодаря своим историческим корням - иудаизму: Евреи - это самый замечательный народ мировой истории, потому что они, поставленные перед вопросом: быть или не быть, со внушающей ужас сознательностью предпочли быть какою бы то ни было ценою: и этою ценою было радикальное извращение всей природы.... Как подчеркивал Ницше, они оградили себя от всех условий, в которых народ только и мог жить... они извратили ценности, изобретя моральные идеалы, которые - до тех пор, пока в них верят, - превращают их немощь в мощь, а их ничтожество - в ценность... Именно здесь и проявился инстинкт ressentiment, из которого всякое жизнеутверждение выглядит злом. Евреи, несмотря на свою силу и мощь, сами отказались от мира действительности, от реальности, что привело к понижению воли к власти и явилось причиной физиологического спада, decadence. В связи с христианством Ницше вводит слово ressentiment - это злопамятство и мстительность, ненависть, злоба, но это все сопровождается чувством бессилия. Яркий пример ressentiment - это распятие Бога, т.е. человек мог простить все, кроме того, что человек - это не он (Бог). Под ressentiment Ницше понимает и основу христианского мира. Образ Иисуса Христа у Ницше стоит особняком. Реальность Иисуса, по его мнению, не имеет к истории христианства никакого отношения. Иисус для Ницше - это некий человеческий тип, которому нужно дать психологическую характеристику. Иисус несет в мир новую жизненную практику, а не новое знание. Эта практика имеет своей целью блаженство, которое заключается в том, чтобы чувствовать себя дома в том мире, который не может потревожить никакая реальность, - в мире внутреннем. Дело блаженного проявляется в том, что он проходит мимо мира, или сквозь мир, не позволяя ему себя затронуть. Свое понимание Христа Ницше противопоставляет понятиям герой и гений. Христос - это не герой, как хотят показать его Евангелия. Он - противоположность борьбе; неспособность к противодействию делается здесь моралью; блаженство в мире, в кротости, в неспособности быть врагом. Что же касается слова гений, то Ницше пишет: Говоря со строгостью физиолога, здесь было уместно совершенно иное слово - слово идиот. Для Ницше не Ренан, а Досто- евский был тем, кто угадал Христа, поэтому идиот равен здесь святому, что доказывается соединением: святой идиот. Все это имеет своей причиной крайнюю восприимчивость к страданию и раздражению, инстинкт ненависти против всякой реальности. Ницше считал, что христианство с самого начала есть опасное извращение того, что было истиной для Христа. По мысли Ницше, в сущности, христианином был только один, и тот умер на кресте. Христос, по Ницше, - не родоначальник и не исток христианства, а всего лишь одно из его средств. Прежде всего, на место действительного Христа поставили выдуманный образ: борца и фанатика, образ Спасителя, в котором важны были лишь смерть и воскресение. Главным же заблуждением, на которое делает упор Ницше, было обожествление такого психологического типа. Задача Иисуса - дать образец новой жизни, нового поведения. Новое поведение, но не новая вера..., - комментирует Ницше. Только внутренние реальности Христос принимал как реальности. Он лишь символ. Ничего нет более не христианского, как грубые церковные понятия о Боге как личности, о грядущем Царстве Божьем, о потустороннем Царстве Небесном, о Сыне Божьем, втором лице св. Троицы - это... всемирно-исторический цинизм в поругании символа. Христос, по Ницше, умер не для спасения людей, но чтобы показать, как нужно жить. Здесь Евангелие против Христа или, наоборот, Христос против Евангелия. До бессмыслицы лживо в вере видеть примету христианина, хотя бы то была вера в спасение через Христа; христианской может быть только христианская практика, т.е. такая жизнь, какой жил тот, кто умер на кресте.... Как же получилось так, спрашивает Ницше, что Христос стал Сыном Божьим? Не выдержала идея равенства всех как детей Божьих, которому учил Иисус; местью человека было неумеренно поднять Иисуса, отделить его от себя: совершенно так, как некогда иудеи из мести к своим врагам отделились от своего Бога и подняли его на высоту. Один Бог и один Сын Божий: оба - порождение ressentiment. Воскрешение, вера в личное бессмертие разрушают ‘‘всякую естественность в инстинктах, т.е. все, что есть в инстинктах хорошего, что способствует жизни, ручается за будущее, - возбуждает теперь недоверие. Жить так, чтобы не было более смысла жить, - это становится теперь смыслом жизни.... Истинность христианства для Ницше заключается в том, что оно не исторично, но ежечасно; не церковь основа христианства, а сам человек, и идея Вечного Возвращения связана с пониманием Христа, как возникающего ежемгновенно. Ницше противопоставляет Иисусу Павла в образе первого огрубителя и губителя христианства. (Как предупреждал К.Свасьян в комментариях к Антихристу, две послед- ние книги Ницше - Антихрист и Ессе Homo - требуют особенно осторожного и критического подхода: элемент невменяемости и распада Я свил себе в этих сочинениях зловещее гнездо....) Для Ницше Павел является, пожалуй, самым ненавистным персонажем истории, исказившим смысл учения Христа. Противопоставляя друг другу Христа и Павла, Ницше исходил из лютеровской интерпретации посланий апостола. Теологическим обоснованием разрыва с католической церковью служили учения Лютера о предопределении и об оправдании верою. Именно Лютер довел до предела противопоставление разума и веры, что дало Ницше возможность говорить об изначальной враждебности христианства разуму. Несмотря на слова Павла: А теперь пребывают... три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше, Ницше, вслед за Лютером, считал Павла проповедником спасения только верою. Ницше не увидел, что Павел по своей сути близок ему, Ницше, что он поборник свободного самоопределения в новом опыте. Тема Ницше бытие в становлении, тема свободы, вседозволенности, подлинности звучат и у Павла. И самое главное - тема песни и танца у Павла: ...буду петь духом, буду петь и умом. Такая ситуация, при которой Ницше еще пишет: Павел был величайшим из всех апостолов мести..., может быть объяснена сквозь призму лютеранства и, возможно, надвигающейся тени безумия на лицо Ницше. В Антихристе затронут и буддизм. Ницше осуждает и христианство, и буддизм за принадлежность к нигилистическим религиям, при этом он видит в них серьезные различия. Осуждая христианство, - писал Ницше, - я не хотел бы быть несправедливым по отношению к родственной религии... к буддизму. Он находит буддизм в сто раз реальнее христианства, в сто раз холоднее, правдивее и объективнее. Главное для Ницше в буддизме - это отказ от понятия Бог, замена борьбы против греха на борьбу против страдания, отказ от аскетического идеала и в то же время умеренность в потребностях, немстительный характер буддистского учения. Если в христианстве, по Ницше, ищут спасения низшие сословия и поэтому христианству нужны были варварские понятия и оценки, чтобы господствовать над варварами, то буддизм, по мысли философа, - религия цивилизации, близящейся к концу, приведшей к усталости, религия для добрых, нежных рас, достигших высшей степени духовности. В этом смысле буддизм также стоит выше христианства. Сравнение Иисуса с Буддой имеет весьма неожиданное продолжение, т.е. аутентичное христианство, христианство самого Христа могло бы стать чем-то вроде европейской формы буддизма. Буддизм используется Ницше прежде всего как средство полемики с христианством. Отношение к Законам Ману у Ницше такое же двой- ственное, как и к буддизму. В Антихристе достоинство Законов Ману видится им как раз в том, что знатные сословия, философы и воины с их помощью держат в руках массы. Ложь не отрицается, но упор сделан на цели этой лжи, и здесь Ницше говорит о том, что христианству как раз и недостает святых целей. В вину буддизму Ницше ставит пессимизм, жизнеотрицание. В противоположность этому Ницше ставит Диониса, учителя вечного возвращения, - Дионис против Будды. Еще одна причина отрицательного отношения Ницше к христианству связана с понятием тело. Тело в христианстве презирается, оно на последнем месте. Вершина отвращения и презрения к телу - это аскетизм, т.е. ressentiment, направленный на себя, это и распятие, т.е. ressentiment, направленный на другого. Тело для Ницше имеет первостепенное значение. Его философия - это танец не как движение души, а как движение тела. (См. Тело.) Метафора - это основной элемент языка тела, тела как становления. Становление и есть преодоление языка. В танце тела рождается мысль. Мыслить у Ницше - это возвращать понятиям их первоначальный смысл, метафоричность, уже стертую в понятийном языке. Дионис и есть образ этого тела, которое собирается по кусочкам до полного воскрешения, это вечное становление. Вместе с понятием тело Ницше раскрывает понятие свет. Точнее, тело и свет у него неразделимы. Ницше призывает полдень, когда исчезнут все тени, заглушающие тело иллюзорной двойной реальностью, когда тело и свет будут не разделены. Что же касается христианства, то это время полумрака, это сумерки: нет тела и нет света, есть только одна иллюзия реальности. Свет и есть то условие, при котором тело может выйти за пределы самого себя. Ницше писал, что человек есть еще не установившееся животное с неопределенными возможностями. Однако именно этот недостаток человека и есть в то же время его шанс. Он еще не то, чем может быть, но он еще может стать всем. Ницше отнюдь не хочет, чтобы человек стал, наконец, установившимся животным, то есть определенным типом, ибо это непременно означало бы стадный тип. Совсем наоборот, подлинная сущность человека заключается именно в том, что он не установился, что он всегда может выйти за свои пределы. (См. Сверхчеловек.) Ницше повторяет вслед за Иисусом: нет больше никаких противоположностей. Это значит, что Христос и Дионис, Бог и Человек, Христианин и А. - это одно - лабиринт. В вечном становлении человека снимаются все противоположности. А.А. Грицанов, И.Н. Сидоренко


  1. антихристГреч. по христ. представлениям опирающимся на Откровение Иоанна Богослова противник Христа крый должен появиться для последней борьбы против христ. церкви перед концом св...Атеистический словарь
  2. антихристГреч. по христ. представлениям опирающимся на Откровение Иоанна Богослова противник Христа крый должен появиться для последней борьбы против христ. церкви перед концом с...Атеистический словарь II
  3. антихристАнтихрист. Слово А. пять раз встречается в м и м посланиях Иоанна Ин дважды Ин . Приставка анти в греч. яз. означает не столько против сколько взамен вместо. След. со...Библейская энциклопедия Брокгауза
  4. антихристт. е. против Христа противник Христа. В этом смысле Иоанн говорит что уже в его время было много антихристов т. е. имеющих дух антихриста отпавших извращающих благовество...Библейский энциклопедический словарь
  5. антихристпротивник Христа Иоан. . В обширном смысле под этим именем разумеется всякий кто не исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим и отвергает Его учение. Таковы все лжеучители ...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  6. антихристантихрист против Христа Иоан. Иоан. Иоан. всякий отвергающий Христа а также та личность которая придет в последнее время Иоан. для обольщения обмана погибающих о кот...Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора
  7. антихристАНТИХРИСТ в христианской мифологии противник Христа крый якобы явится незадолго до конца мира и возглавит борьбу против Христа но в конце концов будет побеждн. Раннее хри...Большая советская энциклопедия
  8. антихриств христианской мифологии противник Христа который якобы явится незадолго до конца мира и возглавит борьбу против Христа но в конце концов будет побежден. Раннее христианс...Большая Советская энциклопедия II
  9. антихристм. anticristo Итальянорусский словарь. Синонимы анчутка безбожник...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  10. антихристантихристantichristСинонимы анчутка безбожник...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  11. антихристм. рел.anticristo m...Большой русско-испанский словарь
  12. антихристсущ. муж. рода одуш....Большой русско-украинский словарь
  13. антихристм. рел. Antchrist krist m...Большой русско-французский словарь
  14. антихристАнтихрист тебя егоstrong и т. п. возьми разбей!strong Орл. Бран.em Восклицание выражающее гнев негодование возмущение. СОГ .Синонимы анчутка безбожник...Большой словарь русских поговорок
  15. антихристмен. чол. роду жив....Большой украинско-русский словарь
  16. антихристм. рел.Antchrist m анчутка безбожник...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  17. антихриств христианской мифологии противник Христа который явитсянакануне конца мира и будет Христом побежден....Большой энциклопедический словарь II
  18. антихристАНТИХРИСТ в христианской мифологии противник Христа который явится накануне конца мира и будет Христом побежден....Большой энциклопедический словарь III
  19. антихристАНТИХРИСТ в христианской мифологии противник Христа который явится накануне конца мира и будет Христом побежден....Большой Энциклопедический словарь V
  20. антихристантихрист загальна назва...Велика чи мала літера? Словник-довідник
  21. антихристАнтихрист у релгйному вровченн противник Христа...Велика чи мала літера? Словник-довідник
  22. антихристдал.i анцихрист а ч.i У християнськй релг противник Христа який зявиться перед кнцем свту. розм. заст. Уживаться як лайливе слово....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  23. антихристантихрист а...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  24. антихриств христ. вероучении противник Христа крый возгл. враждеб. Христу силы и с этими силами мессии Христу придется выдержать борьбу перед установл. своего царства на земле. а...Древний мир. Энциклопедический словарь
  25. антихриств христианской мифологии противник Христа который явится накануне конца мира и будет Христом побежден....Иллюстрированный энциклопедический словарь
  26. антихриств христианских моделях миропредставления эсхатологического толка оппонент противник Иисуса Христа лжеХристос. Предполагается что А. неизбежно будет побежден после того ка...История философии
  27. антихристАНТИХРИСТstrong в христианских моделях миропредставления эсхатологического толка оппонент противник Иисуса Христа лжеХристос. Предполагается что А. неизбежно будет побеж...История философии II
  28. антихристфигура из Библейской апокалиптики особенно нечестивый человек который перед вторым пришествием Иисуса Христа на землю будет противодействовать Христу и стараться истребит...Католическая энциклопедия
  29. антихриств Новом Завете человек греха воплощающий абсолютное отрицание божественных заповедей...Краткий справочник мифологических терминов
  30. антихристАНТИХРИСТ противник или враг Христа обманно выдающий себя за него предлог анти в соединении с другими словами обыкновенно имеет смысл против но иногда и вместо. Впервые ...Литературная энциклопедия
  31. антихристпротивник или враг Христа обманно выдающий себя за него предлог анти в соединении с другими словами обыкновенно имеет смысл против но иногда и вместо. Впервые слово употр...Литературная энциклопедия II
  32. антихристАНТИХРИСТ противник или враг Христа обманно выдающий себя за него предлог анти в соединении с другими словами обыкновенно имеет смысл против но иногда и вместо. Впервые ...Литературная энциклопедия (в 11 томах, 1929-1939)
  33. антихриста м.em В христианском вероучении главный противник Христа который якобы должен явиться перед концом мира. .strong прост. устар.em Употребляется как бранное слово.Матрена ...Малый академический словарь
  34. антихристАнтихрист христ. противник Христа посланник Сатаны действует по его наущению. А. воплощает в себе абсолютное отрицание христианской веры прихода Христа во плоти. А. явит...Мифологический словарь
  35. антихристприставка АНТИ корень ХРИСТ нулевое окончаниеОснова слова АНТИХРИСТВычисленный способ образования слова Приставочный или префиксальный АНТИ ХРИСТ Слово Антихрист сод...Морфемный разбор слова по составу
  36. антихристНачальная форма Антихрист единственное число именительный падеж мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  37. антихристАНТИХРИСТ в христианских моделях миропредставления эсхатологического толка оппонент противник Иисуса Христа лжеХристос. А. неизбежно будет побежден после того как восст...Новейший философский словарь
  38. антихриств христианских моделях миропредставления эсхатологического толка оппонент противник Иисуса Христа лжеХристос. А. неизбежно будет побежден после того как восстанет против...Новейший философский словарь II
  39. антихристАНТИХРИСТ в христианской мифологии противник Христа который явится накануне конца мира и будет Христом побежден....Новый большой англо-русский словарь II
  40. антихристАнтихрист м. Противник Христа который по христианскому вероучению должен явиться перед концом света и вторым пришествием Христа....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  41. антихристАнтихрист Антихрист а в христианском вероучении главный противник Христа и антихрист а бран....Орфографический словарь
  42. антихриств христианском вероучении главный противник Христа анчутка безбожник...Орфографический словарь русского языка
  43. антихристu мu о плохом человеке бранное анчутка безбожник...Орфографический словарь русского языка
  44. антихристантихрист менник чоловчого роду стота...Орфографічний словник української мови
  45. антихристф.п. антихрист христиан днне арсыист. антихрист...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  46. антихристгр. против Христа в религиозном вероучении это посланник Сатаны подражающий Христу но противостоящий ему. Он не исповедует Христа отвергает его учение старается истреби...Основы духовной культуры
  47. антихристПротивник Христа анти в переводе с греческого и означает против. В Апокалипсисе Иоанна Богослова сказано что антихрист должен появиться на земле для последней битвы сил з...Основы православной культуры
  48. антихристантихрист антихристы антихриста антихристов антихристу антихристам антихриста антихристов антихристом антихристами антихристе антихристах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  49. антихристАнтихристпротивник Христа Иоан. . В обширном смысле под этим именем разумеется всякий кто не исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим и отвергает Его учение. Таковы все лж...Полная популярная библейская энциклопедия
  50. антихристОрфографическая запись слова антихрист Ударение в слове Антихрист Деление слова на слоги перенос слова антихрист Фонетическая транскрипция слова антихрист [нтихрст] Хара...Полный фонетический разбор слов
  51. антихристАнтихрист та ти тванцихрист антихрист та тов...Правописний словник Голоскевича
  52. антихристгреч. противник Христа который согласно Откровению Иоанна Богослова должен появиться для последней борьбы против христиан. Слуга диавола могущественный и гордый человек ...Православный энциклопедический словарь
  53. антихристВ христианской мифологии противник Христа и Бога который согласно Апокалипсису должен явиться перед концом света незадолго до второго пришествия Христа для борьбы с христ...Религиозные термины
  54. антихристантихрист анцихрист....Російсько-український словник (Українська академія наук)
  55. антихриств христианстве противник Христа крый явится накануне кон. мира и будет Христом побежден. Как имя нарицательное может использоваться во множеств. числе антихристы т. е. п...Российский гуманитарный энциклопедический словарь
  56. антихристдух помысливший встать против своего Создателя и за это низвергнутый с небес. Как озлобленный и безумный в гордыне раб восстает против господина так и дьявол воплощенный ...Русская энциклопедия
  57. антихристАнтихрист а в христианском вероучении главный противник Христаem и антихрист а бран.em Синонимы анчутка безбожник...Русский орфографический словарь
  58. антихристantichris eo antikristo...Русский-африкаанс словарь
  59. антихристМ . antixrist dcal . lamzhb mrtd mulhud sy....Русско-азербайджанский словарь
  60. антихристантихрист м. рел.iantichrist...Русско-английский словарь
  61. антихристN...Русско-армянский словарь
  62. антихристАнтыхрыст...Русско-белорусский словарь
  63. антихристцерк. бран. уст.i антыхрыст муж.i...Русско-белорусский словарь II
  64. антихристанти анчутка безбожник...Русско-ивритский словарь
  65. антихристцерк. христиан днне арсы христосты жауы...Русско-казахский словарь
  66. антихристантихрист...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  67. антихристантихрист христиан днне арсы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  68. антихристм. христиан дининде Иса пайгамбардын э башкыжана акыркы душманы ал акыр заман болор алдында келер имиш....Русско-киргизский словарь
  69. антихрист. . Синонимы анчутка безбожник...Русско-китайский словарь
  70. антихристantikrists...Русско-латышский словарь
  71. антихристAntikrist анчутка безбожник...Русско-норвежский словарь
  72. антихристantikrist...Русско-чешский словарь
  73. антихристсущ.муж.антихрист христиан тннче Христосн хаяр тшман вл р ине тнче птес умн шлет имш...Русско-чувашский словарь
  74. антихристidemevjs идемевсь...Русско-эрзянский словарь
  75. антихристантихристСинонимы анчутка безбожник...Русское словесное ударение
  76. антихристпротивник или противостоятель Христа который согласно Откровению Иоанна Богослова должен появиться на Земле незадолго до конца света и второго пришествия Мессии. Мифологи...Символы, знаки, эмблемы
  77. антихристантихрист анчутка безбожник...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  78. антихристАНТИХРИСТ греч. antichristos от anti против и Christos Христос. лицо которое по свящ. Писанию и по откровению св. Иоанна должно явится незадолго до второго пришествия ...Словарь иностранных слов русского языка
  79. антихристАНТИХРИСТ хуй мужской половой член....Словарь матерных слов
  80. антихристНастоящее имя Уколовu Сергей ЯковлевичПериодические изданияi Петербургский Листок х ггИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  81. антихриста м.iВраг Христа который по религиозным представлениям доложен прийти в конце света для истребления христианской веры.Возниче нfontкое мнfontние от расколников неправомуд...Словарь русского языка XVIII в
  82. антихристантихрист безбожник анчутка Словарь русских синонимов. антихрист сущ. колво синонимов анчутка безбожник Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы анчутка безбож...Словарь синонимов II
  83. антихристантихрист безбожник анчутка...Словарь синонимов
  84. антихристA сущu искu см. _Приложение IIс прописной буквы лжеХристос злейший из многочисленных противников Христа со строчной буквы употребляется как бранное слово Петр распаренну...Словарь ударений русского языка
  85. антихристA сущu искu см. _Приложение IIс прописной буквы лжеХристос злейший из многочисленных противников Христа со строчной буквы употребляется как бранное слово Петр распаренну...Словарь ударений русского языка
  86. антихристсущ. греч.em антихрист противник Христа человек беззакония который должен явиться перед вторым пришествием Иисуса Христа. Иоан. . анчутка безбож...Словарь церковнославянского языка
  87. антихристантихрист ч. гр. . У християнськй релг противник Христа який нбито зявиться перед кнцем свту диявол сатана ддько нечиста сила. . розм. Уживаться як лайливе слово безбожн...Словник іншомовних слів
  88. антихристантихрист грец. у християнському вровченн супротивник Христа який нбито ма зявитися перед кнцем свту щоб очолити боротьбу проти Христа....Словник іншомовних слів Мельничука
  89. антихристдив.em чорт...Словник синонімів Вусика
  90. антихристсатана диявол нечиста сила ДДЬКО ЛАЙ. безбожник невра анахтема беззаконник анцихрист....Словник синонімів Караванського
  91. антихристЧОРТstrong уявна надприродна стота яка втлю в соб зло БСstrong ЧОРТЯКАstrong розм. ГАСПИДstrong АСПИДstrong розм. ГАСПИДЯКАstrong пдсил. розм. ДДЬКОstrong розм. КУЦАКstro...Словник синонімів української мови
  92. анти́христАНТИХРИСТ дал. АНЦИХРИСТ а ч. . У християнськй релг противник Христа який нбито зявиться перед кнцем свту. Розказу [дяк] яке то лихо людям буде як народиться анцихрист К...Словник української мови в 11 томах
  93. антихристАНТИХРИСТ розм. АНЦИХРИСТstrong а ч. ббл. Противник суса Христа який зявиться перед Його Другим пришестям а також усякий хто вдкида суса Христа.Дти остання година! А що ч...Словник української мови у 20 томах
  94. антихриста. и А. дьявол см. тж ПСЫАНТИХРИСТЫ Царь московский антихриста вызывает Ой Виельзевуле горе мое горе Новгород мне вольный ног не лобызает! Ес Зарычит антихрист земным гуд...Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  95. антихристАНТИХРИСТ а. и А. дьявол см. тж ПСЫАНТИХРИСТЫ Царь московский антихриста вызывает Ой Виельзевуле горе мое горе Новгород мне вольный ног не лобызает! РП Ес I Зарычит антих...Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь личных имён II
  96. антихристАНТИХРИСТ в христианской мифологии противник Христа который явится накануне конца мира и будет Христом побежден....Современная энциклопедия
  97. антихристАНТИХРИСТ в христианской мифологии противник Христа который явится накануне конца мира и будет Христом побежден....Современный энциклопедический словарь
  98. антихристAntichrist. Хотя само именование антихрист встречается только в Иоанновых посланиях понятие о главном противнике Бога и Его Мессии обнаруживается в обоих Заветах и межзав...Теологический энциклопедический словарь
  99. антихристСр.em Ты враг Христов антихристовem посланник.Некрасов. Кому на Руси. Странники. Ср.em Вооружают против меня целые селения говоря что я хочу ввести басурманскую веру в Ро...Толково-фразеологический словарь Михельсона
  100. антихристАнтихристъ. Ср.em Ты врагъ Христовъ антихристовъem посланникъ.Некрасовъ. Кому на Руси. Странники. Ср.em Вооружаютъ противъ меня цлыя селеня говоря что я хочу ввести басур...Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
  101. антихристАНТИХРИСТ м. всякий противник Христу в народе антий собств. злой дух ратующий против истины и добра. Он должен явиться пред скончанием мира века и открыто совращать благо...Толковый словарь живого великорусского языка
  102. антихристАНТИХРИСТ а м. . В христианской мифологии противник Христа крыйдолжен явиться перед концом света. . Употр. как бранное слово устар.прост....Толковый словарь Ожегова
  103. антихристАНТИХРИСТ антихриста м. греч. antichristos. По христианскому вероучению главный и последний враг Христа который якобы явится перед концом мира и будет побежден Христом ц...Толковый словарь русского языка II
  104. антихристантихрист антихрист а м. В христианской мифологии противник Христа крый должен явиться перед концом света. Употр. как бранное слово устар. прост....Толковый словарь русского языка II
  105. антихристАНТИХРИСТ а м. . В христианской мифологии противник Христа который должен явиться перед концом света. . Употр. как бранное слово устар. прост....Толковый словарь русского языка
  106. антихристдал. анцихрист а ч. У християнськй релг противник Христа який зявиться перед кнцем свту. розм. заст. Уживаться як лайливе слово....Толковый словарь украинского языка
  107. антихристУдарение в слове АнтихристУдарение падает на букву иБезударные гласные в слове Антихрист...Ударение и правописание
  108. антихристрел....Українсько-англійський словник
  109. антихрист[antyhryst]antychryst релг....Українсько-польський словник
  110. антихристрел. бран. антихрист...Українсько-російський словник
  111. антихристRzeczownik антихрист m Religijny antychryst...Универсальный русско-польский словарь
  112. антихристУ християнств ворог людина чи сатана суса Христа сила А. проявиться перед кнцем свту в час перед новим приходом Сина Божого на Страшний Суд визначення обйма всх ворогв Бо...Універсальний словник-енциклопедія
  113. антихристу християнств ворог людина чи сатана суса Христа сила А. проявиться перед кнцем свту в час перед новим приходом Сина Божого на Страшний Суд визначення обйма всх ворогв Бо...УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  114. антихристантихрист антихристы антихриста антихристов антихристу антихристам антихриста антихристов антихристом антихристами антихристе антихристах Источник Полная акцентуированная...Формы слова
  115. антихристгреч. противохристос в культуре христиан противник Иисуса который в конце света явится и возглавит борьбу против Христа но будет им побежден. Этот образ возникает еще в р...Человек и общество
  116. антихристТристих Тристан Триас Трахит Траст Трас Транс Титр Титан Тит Тис Тирс Тиран Тир Тина Танс Таити Таис Таир Стрит Страх Стр Стихира Стих Стах Стат Старт Стан Сити Ситар Сир...Электронный словарь анаграмм русского языка
  117. антихристАнтихрист Представление об антихристе возникло еще в первые времена христианства как понятие о посланном диаволом лице которое должно появиться незадолго до второго прише...Энциклопедический словарь
  118. антихристАНТИХРИСТ в христианской мифологии противник Христа который явится накануне конца мира и будет Христом побежден....Энциклопедический словарь естествознания
  119. антихристПредставление об антихристе возникло еще в первые времена христианства как понятие о посланном диаволом лице которое должно появиться незадолго до второго пришествия Хрис...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  120. антихристАНТИХРИСТантагонист Христа узурпирующий его имя или права. В Новом Завете термин антихрист встречается только у Иоанна Ин Ин однако сама идея антихриста присутствуе...Энциклопедия Кольера II
  121. антихристантагонист Христа узурпирующий его имя или права. В Новом Завете термин антихрист встречается только у Иоанна Ин Ин однако сама идея антихриста присутствует в еванг...Энциклопедия Кольера
  122. антихристАнтихрист греч.em противохристос в христианском вероучении противник Иисуса Христа который явится в конце времен и возглавит борьбу против Христа но будет Им побежден. У...Энциклопедия культурологии
  123. антихристАНТИХРИСТгреч. противохристос в христианской мифологии противник Иисуса Христаem который явится в конце времн и возглавит борьбу против Христа но будет им побеждн. Уже в...Энциклопедия мифологии
  124. антихристдр.русск. встречается часто см. Срезн. . Из греч. см. Фасмер Гр.сл. эт. ....Этимологический русскоязычный словарь Фасмера
  125. антихристантихрист антихристдр.русск. встречается часто см. Срезн. . Из греч. см. Фасмер Гр.сл. эт. ....Этимологический словарь русского языка (М. Фасмер.)