Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ЭПИСТЕМА

ЭПИСТЕМА(от греч. episteme — знание) — опорное понятие концепции «археологии знания» М. Фуко, представленной в книге«Слова и вещи».Фуко называет Э. совокупность объективных категорий, неких историко-познавательных априори, которые, в свою очередь, определяют возможности мнений, теорий, наук в различные исторические периоды. Выявляет и изучает Э. особая дисциплина — «археология знания»: она осуществляет глубинный подкоп в историко-культурную, познавательную почву, на которой произрастают различные виды и формы знания. При этом выявляются не только концептуальные опоры наук, но и конфигурации тех более причудливых и зыбких образований, которые могут показаться химерами, беспочвенными верованиями, «идеологиями».
Рациональность или объективность не являются критериями анализа Э.: речь идет об особом понимании условий возможности познания. В процессе раскапывания эпистемного поля или же строительства Э. (обе метафоры тут уместны) обсуждаются не пути непрерывного совершенствования исходных догадок или зачатков наук, но соотношения познавательных конфигураций, противоположных по своей структуре и смыслу всем концепциям постепенного накопления знания.
Э. лежит глубже уровня кодифицированного знания; она более прочна и архаична, чем любая теория. Всего в западной культуре Фуко усматривает два крупных эпистемных разрыва, которые отделяют друг от друга три главных археологических образования. Это, соответственно, ренессансная (16 в.), классическая (17—18 вв.) и современная Э. Собственная синхронная структура Э. определяется соотношением «слов» и «вещей»: в ренессансной Э. главенствует слово как символ мира, в классической — слово как образ в пространстве мыслительного представления, в современной — слово как знак в системе знаков, а затем, уже на выходе в новое эпистемное пространство, — слово, замкнутое на себе самом. Ренессансное знание основано на сходствах или подобиях различного рода, классическое — на тождествах и различиях (главное тут — науки о порядке, построение классификаций и таблиц), современное — на языке, обретшем собственное бытие, отличное от бытия мысли.
Соответственно происходят эпистемные изменения в структуре и функционировании языка.В классическую эпоху язык предстает как нечто сходное с миром вещей; он становится предметом всеобщей грамматики, задача которой — определить, как мыслительные представления запечатлеваются в линейных последовательностях знаков, и представить весь мир как язык в алфавитном порядке. В 19 в. язык превращается из прозрачного посредника мысли в объект познания с собственным бытием и историей. Но главное событие — это появление человека, который вовсе не был вечной проблемой познания. В классической Э. не было нужды в человеке, т.к. порядок мышления и порядок бытия гладко состыковывались. Осознание специфики человека как существа конечного приходит вместе с осознанием особенностей его жизни, труда, языка.
Понимание Э. у Фуко не есть величина постоянная. Если в «Словах и вещах» Э. трактуется феноменологически — как способ бытия порядка и его восприятия, то в дальнейшем, начиная с«Археологии знания»(1969), понятие Э. почти исчезает, а при случае трактуется как совокупность исторически конкретных способов производства высказываний.
В философии науки понятие Э. иногда сближается с понятием парадигмы. Общий для обеих концепций акцент на прерывность познания не должен затушевывать различий в их философских опорах и научных традициях: Э. выросли на почве франц. исторической эпистемологии, а парадигмы — на почве англо-амер. переосмысления опыта узкого эмпиризма применительно к истории науки. В любом случае Э. гораздо вместительнее парадигмы: она включает те познавательные формы и образования, которые не могут считаться научными, но имеют отношение к сфере познания в широком смысле слова.
Н.С. Автономова

  1. эпистемаepisteme греческое структура знания или если пользоваться термином Фуко дискурсформирование определяющее способ которым мир представляется или видится. В этом смысле тер...Большой толковый социологический словарь
  2. эпистемаepisteme греческое структура знания или если пользоваться термином Фуко дискурсформирование определяющее способ которым мир представляется или видится. В этом смысле т...Большой толковый социологический словарь II
  3. эпистемагреч. структура знания или если пользоваться термином Фуко дискурсформирование определяющее способ которым мир представляется или видится. В этом смысле термин имеет сход...Евразийская мудрость от А до Я
  4. эпистемаЭПИСТЕМА ы ж. pistme m. ampLTгр. episteme наука. Важнейшее понятие концепции М. Фуко M. Foucault получившее широкое употребление в современной философии. Согласно Фук...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  5. эпистемаФранц. episteme. Одно из главных понятий в системе интерпретации истории как ряда прерывностей выдвинутое М. Фуко в середине х гг. Оно явилось результатом еще структурали...Постмодернизм. Словарь терминов
  6. эпистемапо М.Фуко исторически изменяющаяся структура определяющая возможности мнений теорий наук в каждый исторический период. В европейской культуре три эпистемы ренессансная ...Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  7. эпистемаЭПИСТЕМА ЭПИСТЕМА от греч. знание основное понятие концепции археологии знания М. Фуко представленное в его книге Слова и вещи. Археология гуманитарных наук рус. пер....Философская энциклопедия