Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ

ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ(ЦО) — порождение новых целей в различных видах человеческой деятельности. ЦО является общим по отношению к таким понятиям, как постановка цели и выбор цели. ЦО выступает в качестве важнейшего момента движения той или иной деятельности субъекта.
Конкретно-психологическое изучение ЦО началось сравнительно недавно. Еще в 1975 А.Н. Леонтьев писал о том, что ЦО — это особый, почти не изученный процесс. В коллективной монографии под редакцией O.K. Тихомирова «Психологические механизмы целеобразования» (1977) это понятие вводится в систему др. психологических понятий, а также эмпирически исследуются различные аспекты ЦО.
Существуют различные подходы к пониманию цели и ее порождению. Так, при механистическом подходе понятие «цель» объявляется ненаучным, поэтому ни о каком исследовании ЦО не может идти речь. При натуралистическом подходе к поведению человека под целью понимается любой полезный результат, ради достижения которого развертывается поведение. Здесь не учитывается различие между целесообразным поведением животных и целенаправленной сознательной деятельностью человека. При кибернетическом подходе под целью понимается конечная ситуация, заданная формальным описанием и достигаемая в ходе функционирования некоторой системы. Здесь не учитывается специфика человеческих действий. Только при психологическом подходе, в котором предметом исследования является сознательная деятельность человека, под целью понимается осознанный образ будущих результатов действий. Такое понимание цели позволило поставить проблему ЦО в полном объеме и развернуть ее эмпирическое исследование.
Изучение ЦО осуществляется в настоящее время по трем основным направлениям.
1. Изучение мотивационно-смысловой регуляции ЦО и выявление связи ЦО с доминирующими (смыслообразующими) мотивами.Предметом исследования здесь являются общие условия ЦО, т.е. порождения новых целей.
2. Выявление внутренних механизмов и регуляторов процесса порождения целей. Здесь предметом изучения являются конкретные особенности ЦО, связанные с ситуацией, в которой оно совершается.
3. Прикладные исследования, связанные с изучением ЦО в различных специфических условиях. Напр., в общении, при решении сложных задач в экономике, политике, экологии и т.д. Сюда же относятся исследования нарушения ЦО при различных психических заболеваниях.
В ходе изучения мотивационно-смысловой регуляции ЦО был выявлен ряд общих условий, определяющих процесс ЦО. К важнейшим из них относятся следующие. Основой для формирования действенной цели является эмоциональный образ будущей ситуации. Этот образ выступает для субъекта как носитель смысла деятельности. В то же время на его основе осуществляется смысловая регуляция ЦО. При осмыслении субъектом связи цели с мотивом происходит конкретизация и доопределение цели. Если же эта связь не осмысленна, то развивается процесс пресыщения. Мотивационно-смысловые структуры определяют содержание и особенности того или иного вида ЦО. Общее правило состоит в том, что с повышением значимости мотивации улучшаются и характеристики ЦО. Исследование внутренних механизмов ЦО привело к выделению конкретных механизмов, реализующих действие мотивов и конечных целей. Это — констатирующие и предвосхищающие эмоциональные оценки развитие невербализованных операциональных смыслов, эмоциональная активация. Выявлены также механизмы ЦО, связанные с личностными особенностями субъекта, а также с его мнемическими процессами.
Разнообразие механизмов ЦО свидетельствует о сложной природе данного процесса, а также о множественности видов ЦО. К настоящему времени выделяются три основных вида ЦО. 1. Конкретное ЦО. Основной механизм этого вида ЦО состоит в оценке наличных возможностей в предметной ситуации. Этот вид ЦО характерен для деятельности наиболее низкого уровня организации с ориентацией на реализацию возможностей в наличной предметной ситуации. 2. Общее ЦО. Механизмом этого вида ЦО является анализ и оценка перспектив преобразования предметной ситуации. ЦО этого вида характерно для деятельности более высокого уровня организации с ориентацией на преобразование наличных ситуаций. 3. Целостное ЦО. Основным механизмом здесь является комплексная оценка как наличных возможностей предметной ситуации, так и перспектив ее преобразования. Этот вид ЦО характерен для деятельности наиболее высокого уровня организации, в которой ЦО выступает как целостный процесс, включающий образование общих и конкретных целей как последовательные фазы. В этом виде ЦО образуются целевые структуры, состоящие из общих и конкретных целей.
И.А. Васильев

  1. целеобразованиепроцесс порождения новых целей в деятельности человека одно из проявлений мышления. Бывает и непроизвольным и произвольным характеризуется временной динамикой. Основа фор...Словарь практического психолога
  2. целеобразованиепроцесс порождения новых целей в деятельности человека одно из проявлений мышления. Ц. может быть как непроизвольным так и произвольным характеризоваться временной динами...Большая психологическая энциклопедия
  3. целеобразованиепроцесс порождения новых целей в деятельности человека одно из проявлений мышления....Профессиональное образование
  4. целеобразованиепроцесс порождения новых целей в деятельности человека одно из проявлений мышления. Ц. может быть как непроизвольным так и произвольным характеризоваться временной динами...Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика
  5. целеобразованиецелеобразование...Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник
  6. целеобразованиепроцесс порождения новых целей в деятельности человека одно из проявлений мышления....Словарь по педагогической психологии
  7. целеобразованиепроцесс порождения новых целей в жизни и деятельности человека....Стратегическая психология глобализации - Психология человеческого капитала