Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ

ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ(от лат. transcendens, transcendentalis — перешагивающий, выходящий за пределы) — возникший в средневековой философии фундаментальный философский термин, уходящий своими корнями в античность и претерпевший за свою историю существенные изменения в значении. Первоначально Т. выступало синонимомтрансцендентного(учение отрансценденталиях),означало простые (Фома Аквинский) или разделительные (Дуне Скот) надкатегориальные характеристики сущего, носило ярко выраженный онтологический характер и являлось одним из главных предметов протестантской метафизики 17—18 вв. Хр. Вольф придает Т. новое значение, связывая его с априорными понятиями и проблемой базиса для частных наук (идея «трансцендентальной космологии»).И. Кант, хотя и не до конца последовательно, существенно переосмыслил значение Т. и придал ему преимущественно гносеологическое звучание, противопоставляя его как эмпирическому, так и трансцендентному, и связывая его с априорным: Т. является «всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori»(Кант И.Критика чистого разума. М., 1994. С. 44); оно касается возможности или применения априорного знания и есть «не всякое априорное знание, а только то, благодаря которому мы узнаем, что те или иные представления... применяются и могут существовать исключительно a priori, а также как это возможно» (Там же. С. 73). Синонимом Т. у Канта выступает также критическое. Дальнейшее развитие понятия Т. шло по преимуществу в двух направлениях: 1) разнообразном истолковании кантовского понятия Т. (как априорное; как выяснение условий возможности чего-либо; как противоположность трансцендентному или эмпирическому) или же 2) в игнорировании кантовских различений, либо апелляции к средневековому значению термина в смысле синонимичности с трансцендентным, или внутренне тесно связанного с ним. Самую существенную после Канта трансформацию понятие Т. претерпело в трансцендентальной феноменологии Э. Гуссерля, в которой оно употребляется как коррелят трансцендентного и обозначает мотив обращающегося вопрошания о последних источниках всех познавательных образований, самоосмысления познающим самого себя и своей познающей жизни, чисто и окончательно обоснованной из источникаЯ-самуниверсальной философии. В рамках аналитической философии Т. называется аргумент, показывающий, что оспариваемое совершается или уже совершилось; следовательно, прагматически нельзя не признавать определенные предпосылки. Подобное значение Т. является доминирующим для современной англоязычной литературы. Постмодернистские авторы исходят из идеи критики трансцендентальной субъективности, возвращения к истокам и обращения к Т. как к абсолютному началу, порожденному западной логоцентрической традицией. Трансцендентальный прагматизм рассматривает Т. в контексте выявления условий возможности речевой коммуникации. В качестве развития неокантианской программы понятие Т. активно используется также в рамках неклассической теории познания для выявления условий возможности и универсальных предпосылок мифа, литературы, искусства как особых видов познания и, шире, культуры в целом (трансцендентальный метод).
А.Н. Круглое

  1. трансцендентальноеТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ и ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕstrongлат. transcendens перешагивающий выходящий за пределы термины схоластической философии фиксирующие специфику трактовки теизмом...История философии II
  2. трансцендентальноекорень ТРАНСЦЕНДЕНТ суффикс АЛЬН окончание ОЕ Основа слова ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНВычисленный способ образования слова Суффиксальный ТРАНСЦЕНДЕНТ АЛЬН ОЕ Слово Трансценд...Морфемный разбор слова по составу
  3. трансцендентальноесм. ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ И ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ....Новейший философский словарь
  4. трансцендентальноеТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ от лат. transcendent transcendentalis перешагивающий выходящий за пределы возникший в средневековой философии фундаментальный филос. и теологический ...Философская энциклопедия