Энциклопедия эпистемологии и философии науки

СМЫСЛ

СМЫСЛ(англ. sense, meaning; нем. Sinn, Bedeutung) — понятие, обозначающее отнесенность знака, явления, события к человеку или некоторому высшему существу (широкое употребление); понятие, характеризующее содержание языковых выражений (узкое употребление). Первый акт мышления — это вопрос о С. как о том, что не дано в повседневном созерцании, но требует проникновения в скрытую сущность слов, вещей и отношений. Осмысленность мира прямо пропорциональна глубине индивидуального и социального освоения культуры и способности к творчеству. И именно в философии постоянно и целенаправленно ставится вопрос об условиях возможности мира культуры, мира для человека вообще, — вопрос, ответ на который включает в себя апелляцию к С. как элементарному кирпичику культурной и окультуренной реальности. С. это вызов, который человек бросает непостижимой и неподвластной ему — бессмысленной — реальности. И стоит только реальности ответить, как человек открывает в себе демиурга, а в реальности — сферу приложения своих сил.
О понятии и термине.В мышлении человек занимается операциями со С: вопрошанием С, поиском, обнаружением, приписыванием С. Он осмысливает, переосмысливает, обессмысливает окружающий мир и себя самого, открывает соответствия и несоизмеримость С. Обнаружение того обстоятельства, что ни знак, ни действие, ни иное событие само по себе не исчерпывается своим чувственно данным бытием, становится первой постановкой проблемы С. как поиска цели, назначения, причины, основания, сущности. Поэтому С. изначально предполагает расширяющееся пространство деятельности, дистанцию, путь, который следует преодолеть для увеличения массива своего знания. Так, Р. Лотце определяет С. (Sinn) в общей форме как мыслительную направленность или «путь к достижению некоторой ценности» (Lotze R. H.Logik 3: Vom Erkennnen. Hamburg, 1989. S. XVII). В нем. языке это понимание смысла основано на ряде этимологических интуиции.Так, корень слова Sinn обнаруживается в герм. «sinAa», готтском «sinAs» (ход), или «sinAan» (идти), или староверхненем. <sinnan> (ехать, идти, стремиться). При этом всякий староверхне-нем. глагол физического движения означает одновременно в переносном смысле и психическое движение. Тем самым «sinnan» первоначально получает в новом верхне-нем. значение «sinnen» (сознательно или мысленно следовать за чем-то, в мышлении подходить к проблеме, приближаться к пониманию вещи). Этот оттенок слова «sinnan» может являться исходным пунктом историко-языкового объяснения значения нем. существительного «Sinn», из которого исходят нем. философы и лингвисты (см.:Heyde J.E.Vom Sinn des Wortes Sinn // Wisser R. (Hg.) Sinn und Sein. Tubingen, 1960. S. 71). Кстати, изначально данный эпистемологический контекст слова «С.» в нем. языке не позволяет сводить его просто к переводу англ. «meaning», под которым обычно имеется в виду не более чем лексическое содержание некоторого выражения.
Понимание С. как пути близко тому толкованию этого слова, которое проглядывает у В. Даля (см.:Даль В.Толковый словарь: В 4-х т. Т. IV. М., 1991. С. 240—241), когда он разбирает глагол «смышлять, смыслить» в качестве «намереваться», «стремиться», «затевать», «готовить», «добывать», «промышлять». Отсюда «смышленый», или «сметливый», человек — это не тот, который понимает суть событий, но преимущественно тот, кто способен найти путь реализации замысла, т.е. находчивый, расчетливый (смета!), догадливый, изворотливый. Мышление и смыслообразование оказываются поэтому процессами интенционального проектирования, а его результат — С. — представляет собой концентрацию культурной ценности сформированного объекта («сила», «значение», «разум», «толк», «суть»). С. и процесс, ведущий к нему — мышление, — это и есть та самая движущая сила, которая побуждает человека к поступку.
К истории философской постановки проблемы.Как почти у всякой фундаментальной философской проблемы, истоки проблемы С. могут быть прослежены вплоть до Платона и Библии. Пусть современные дискуссии о С. и значении существенно отличаются от античных, в которых фигурируют такие понятия как греч. «semasia» или лат. «significatio». И тем не менее вопрос о соотношении имени и предмета, а также о возможных посредниках между ними был вполне актуален для античных и средневековых авторов. Одним из первых примеров тому мы находим в платоновском диалоге «Кратил», где обсуждается адекватность имен «по природе» и «по установлению» и тем самым — отношение между названием и называемым. Аристотель, по-видимому, впервые высказывает мысль о том, что слова связаны с человеческими представлениями, которые, в свою очередь, относятся к вещам или даже вызываются ими: «...то, что в звукосочетаниях — это знаки представлений в душе, а письмена — знаки того, что в звукосочетаниях. Подобно тому как письмена не одни и те же у всех [людей], так и звукосочетания не одни и те же. Однако представления в душе, непосредственные знаки которых суть то, что в звукосочетаниях, у всех [людей] одни и те же, точно так же одни и те же и предметы, подобия которых суть представления» (Аристотель.Сочинения. Т. 2. М., 1978. С. 93).
Логические и философско-языковые размышления стоиков содержали дальнейшее развитие данной проблематики. Стоики различали помимо обозначающего (языкового выражения) и реальной вещи (объекта обозначения) еще и обозначаемое в С. мыслимого или подразумеваемого предмета (lekton, lekta) (см., напр.:Секст Эмпирик.Сочинения. Т. 2. М., 1976. С. 329). Он уподоблялся посреднику между вещью, вызывающей представление, и представлением как психической, или ментальной, структурой. Эти соображения стоиков, от которых отправлялся и Августин, содержали в себе предвосхищение того, что Г. Фреге много позже назвал «смыслом языкового выражения». Спор об универсалиях в Средние века в основном разворачивался вокруг сформулированной уже в античности триады «слово — предмет — С», последний член которой нашел специальное обоснование в так называемом «концептуализме» П. Абеляра (см.:Неретина С.С.Концептуализм Абеляра. М., 1994).
Современная тематизация С. началась в 19 в., когда сформировалось известное поле напряжения при отпочковании символической логики и экспериментальной психологии от академической философии. В последней, впрочем, уже сложились предпосылки для альтернативных — психологической и логической — интерпретаций феномена С. Попыткам четко выразить эти альтернативы был посвящен едва ли не весь нововременной период развития проблемы. Так, в философии эмпиризма С. ассоциировался с содержанием чувственного опыта, в той или иной мере связанного с миром за пределами сознания. Номиналистическая критика абстрактных понятий Дж. Беркли и Д. Юмом позже была, в сущности, воспроизведена в расселовской двухчастной семантике, направленной на критику трехчастной семантики Г. Фреге. И в целом философия позитивизма унаследовала эмпиристскую постановку и решение проблемы С: С. является общезначимым ментальным содержанием знаков языка, которые некоторым образом относятся к наблюдаемой реальности. И, напротив, необщезначимые и не связанные с чувственными данными психические содержания являются бессмысленными или неразрешимыми
(логически или физически). Эту позицию достаточно ясно выражает, напр., К. Айдукевич, говоря об аксиоматических и эмпирических «правилах смысла» (Ajdukevich К.Sprache und Sinn // Erkenntnis IV. 1934. S. 100—138). В нововременном рационализме, в свою очередь, С. связывался с трансцендентной или трансцендентальной реальностью, что, напротив, подчеркивало внеэмпирический характер смыслообразования, которое возводилось к верховной духовной субстанции (Богу) или к глубинам человеческого сознания. Дилемма С. как предмета эмпирической психологии или логики стала ключевой для споров об «элиминации психологизма» и «эмпирическом обосновании науки», которые развернулись в начале 20 в. в различных направлениях европейской эпистемологической мысли. Здесь предстояло пройти путь от субстанциалистской к функционалистской интерпретации С.
«С.» в аналитической философии. Рассмотрение проблемы С. в аналитической философии позволило провести различие между общефилософским подходом к С. и анализом С. в таких частных контекстах, как «С. текста», «С. действия» или «С. жизни». Это обусловило, с одной стороны, большую ясность рассуждений, но одновременно свело дискуссии к техническим вопросам, во многом удаленным и от анализа реального научного знания, и от смысложизненных проблем.
Исходя из общих положений об отношении тождества, Фреге устанавливает, что языковые знаки не только указывают на предметы, но одновременно включают в себя и «способ данности» обозначаемых предметов, или то, как они существуют (см.:Frege G.Uber Sinn und Bedeutung // Patzig G. (Hg.) Funktion, Begriff, Bedeutung. Gottingen, 1980 (1892). S. 41). Он приходит к выводу, что помимо значения языковых знаков, т.е. отнесенности к предмету, имеет место и смысловая отнесенность. Благодаря Фреге, интенсиональность (более поздний термин Р. Карнапа) выражений в семантике была понята уже не как индивидуальная внутрипсихическая сущность, но как интерсубъективная абстрактная предметность, которая доступна ясной дефиниции. Было признано, что индивидуальное психическое состояние играет некоторую роль лишь в процессе понимания интенсиональности выражений. Однако почти сразу возникли проблемы с интенсиональным содержанием единичных терминов (собственных имен и обозначений) — их С. являются, по Фреге, индивидуальные понятия. Отсутствие таковых означает и отсутствие интенсионального содержания. Напр., именам «Иван» или «Ганс» нельзя сопоставить какие-то понятия, поэтому они лишь обозначают всех людей, названных этим именем, и не имеют иного содержания.
Впрочем, то обстоятельство, что у имен порой отсутствует С. и есть только значение, сегодня можно объяснить доминированием чисто логического взгляда на имя над эпистемологическим и культурологическим. На деле забвение С. имени собственного представляет собой проблему культурной динамики. Изначально имена обладали С. в силу магических функций, выполняемых языком, и слитности имени и предмета. Как только С. имени был избавлен от предметности и обрел полную прозрачность, он был заменен механическим «значением», стал рассматриваться как неизменное и общее и исчез за ненадобностью. Вспомним, напр., что «исконно русское» имя «Иван» (производное от библейского «Иоанн») на древнеевр. языке означает «Бог даровал». Именование человека (инициации, крещение, астрологическая идентификация и т.п.) связывает его с мифологической традицией, которая в дальнейшем становится фактором личностной детерминации. Имя оборачивается символом, историческим прецедентом, судьбой, но вся эта линия рассуждения в стиле М. Элиаде долгое время проходит мимо аналитической философии.
На деле не только имена собственные, но и любые слова испытывают дефицит однозначного С, ибо денотат всегда окружен облаком коннотаций, а эмпирический критерий демаркации денотата и коннотата невозможно окончательным образом обосновать. Знаменитый аргумент У Куайна против однозначной определенности С. вытекает из гипотезы лингвистической относительности и той недодетерминированности понятия эмпирическими индексными выражениями, которая обнаруживается при исследовании синонимии терминов и предложений (см.:Куайн УСлово и объект. М., 2000). Лишь в совокупности предложений теории или языка каждое отдельное предложение приобретает С. (см.:Куайн У.Онтологическая относительность // Современная философия науки. М., 1994). Тезис Куайна о невозможности радикального перевода заострил до предела альтернативу «С. или перевод». Как замечает М.К. Петров, «восходившая к Аристотелю гипотеза отмеченности предложений смыслом как их неотъемлемым внутренним свойством и феномен перевода оказываются в отношении взаимоисключения. Мы обязаны либо принять гипотезу множественности типологически различенных смыслов (основная идея лингвистической относительности) и поставить крест, вывести из поля лингвистического зрения феномен перевода, сколько бы он ни подтверждался эмпирией, либо же, сохраняя феномен перевода, отказаться от идеи отмеченности предложений смыслом как неотторжимым свойством высших единиц языка, от идеи устойчивого и полного распределения корпуса языкового значения в эти высшие единицы-предложения» (Петров М.К.Язык. Знак. Культура. М., 1991. С. 62). Таким образом, приоритетные аргументы получили сторонники холистической трактовки С. И одновременно были поставлены границы «чисто научному», или натуралистическому, обсуждению проблемы С, принципиальная неразрешимость которой в очередной раз обнаружила ее фундаментальный философский характер.
«С.» в феноменологии и герменевтике.Феноменология С. в значительной мере восприняла программу нововременного рационализма в его нем. классическом варианте. Ранний Гуссерль, вслед за И. Г. Фихте, убежден, что фундамент сознания состоит в конституировании С. Восприятие оказывается вторично по отношению к смыслополаганию, поскольку воспринимается только уже осмысленное целое (это положение немедленно использовали сторонники гештальтпсихологии). В акте конституирования наряду со С. субъект полагает и всю совокупность своих смысловых связей, относящихся к его актуальному и потенциальному опыту, т.е. полагает горизонт. По Гуссерлю, С, или ноэма, характеризуется идеальностью и объективностью, что отличает его от конкретного ментального события, т.е. от акта означивания или осмысления, с одной стороны, и от трансцендентального способа полагания С, или ноэзиса, — с др.
Еще до формирования гуссерлевского учения важнейшей парадигмой гуманитарно-научного мышления становится герменевтика, в дальнейшем частично слившаяся с феноменологическим движением и усвоившая его результаты. В ее современных версиях два типа герменевтического метода различаются относительно С: разворачивание С. и редукция С. Сторонником первого — общефилософского — является Х. - Г. Гадамер, опирающийся на М. Хайдеггера, Гуссерля, В. Дильтея и Ф. Шлейермахера. Второй — специально-научный — представлен литературоведами, правоведами, психологами, этнографами, которые исходят из семиотической и лингвистико-аналитической традиции. Так, Э. Бетти и Э. Хирш противопоставили философской герменевтике Гадамера специально-научный, или «традиционный», герменевтический подход, общий для библейской экзегетики, юридической и филологической интерпретации текстов. В то время как задача специальных герменевтических теорий формулируется как методологические правила реконструкции и понимания авторского С. текста, целью философской герменевтики является анализ языкового опыта как особой формы человеческого отношения к миру (см.:Луков В.А.Теория персональных моделей в истории литературы. М., 2006;Hirsch E. D.The Aims of Interpretation. Chicago, 1976;BettiE.Allgemeine Auslegungslehre als Methodik der Geisteswissenschaften. Tubingen, 1967).
Поэтому в смыслоразвертывающей (философской) герменевтике С. выступает как содержание сложных смысловых структур, которые, по Дильтею, могут быть отнесены к некоторым изначальным переживаниям. Понимание есть обратный перевод смысловой структуры в «духовную жизненность ее истока», т.е. в снятый ею исторический опыт. Как во всяком процессе перевода, для понимания, помимо условия полноты С. сообщения, справедлив принцип герменевтической отчетливости (Lauterkeit), предполагающий единство предпонимания у автора и читателя: реципиент должен исходить из истинности сказанного, если он хочет сформулировать гипотезу перевода или правило интерпретации. Лишь после их последующего индуктивного подтверждения становится возможно суждение по поводу представленного в тексте содержания, а также по поводу смыслового различия языка автора и читателя. Средством исключения ошибок понимания служит как анализ внутритекстового контекста (Гадамер), так и реконструкция ситуационного контекста (К. Ясперс), позволяющая нам поставить себя на место предполагаемого адресата.
Как ни странно, но для феноменологии, как и для позитивизма, С. (ноэма) выступает как то общее, что объединяет разные языковые феномены; это характеристика синонимичных выражений, имеющих разное значение (денотат).
В целом философия 20 в. оставалась во власти противостояния субстанциалистской и функционалистской интерпретации понятия «С», отчасти совпадающими с противоположностями атомизма и холизма, натурализма и культурцентризма. Сторонники первой полагали, что С. (слова, действия, реальности) — это то, что может быть локализировано, найдено, проанализировано и понято с той или иной степенью успешности. Сторонники второй никакого С. не усматривают ни в языке или в мозгу, ни в обществе или в природе, если он не внесен в них человеком. Найдено и понято может быть лишь то, что сделано и продумано человеком. Поскольку же люди отличаются друг от друга, то успешность понимания также ограничена. Проблема интерсубъективности С. оказывается трудноразрешимой для обеих конкурирующих концепций, которые претерпевают диффузию и дивергенцию. Принцип недоопределенности перевода ведет сторонников Куайна к методологическому релятивизму, а сторонники гуссерлевского солипсизма дают интерпретацию смыслообразованию и смыслополаганию как самореализации экзистенции. Последним шансом для аналитиков, как и для феноменологов, остается понятие интенциональности, призванное ввести в феномен сознания, и тем самым в С, динамическую способность и соответствующую объяснительную силу. И здесь немалые надежды возлагаются на проведенную Гуссерлем фундаментальную дифференцию между определением сознания, с одной стороны, как содержания мысли и, с др., как акта мышления, интенции, смыслообразования.
Парадоксальность С.Так стоит ли, вслед за Фреге, проводить различие между значением и С, или вообще отказаться от понятия «С», соглашаясь с Куайном? Имеет ли С. отношение к реальности вне нас или только к способу организации нашего сознания?
«Усваивая значения слов, мы усваиваем общечеловеческий опыт, отражая объективный мир с различной полнотой и глубиной, — пишет А.Р. Лурия. — "Значение" есть устойчивая система обобщений, стоящая за словом,одинаковая для всех людей,причем эта система может иметь только разную глубину, разную обобщенность, разную широту охвата обозначаемых им предметов, но она обязательно сохраняет неизменное ядро — определенный набор связей. Рядом с этим понятием значения мы можем, однако, выделить другое понятие, которое обычно обозначается термином«смысл».Под смыслом, в отличие от значения, мы понимаеминдивидуальное значение слова,выделенное из этой объективной системы связей; оно состоит из тех связей, которые имеют отношение к данному моменту и к данной ситуации. Поэтому если "значение" слова является объективным отражением системы связей и отношений, то "смысл" — это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному моменту и ситуации» (Лурия А.Р.Язык и сознание. М., 1979. С. 53).
При всей его плодотворности столь резкое различение значения и С. — как объективного и субъективного, коллективного и индивидуального — является слишком сильной абстракцией. Во-первых, оно не учитывает различия разных языковых единиц (имен, пропозиций, предложений, малых и больших текстов). Напр., если С. Крипке называет имена «жесткими десигнаторами», значение которых сохраняется во всех возможных мирах, то тот же тезис в отношении предложений он не считает возможным обосновывать. Во-вторых, одинаковые слова нередко имеют совсем разные значения, которые становятся ясны только из смыслового контекста предложения, а разные слова могут быть близки по смыслу, но различны по значению (проблема омонимии и синонимии). В-третьих, С. слова вообще обусловливает акт обозначения, и тем самым значение становится зависимым от С. Но в чем тогда объективность значения, если оно определяется субъективным С. слова или предложения? Наконец, как быть с «кентавром», т.е. типом слов, С. которых («мифический гибрид человека и коня») как бы отрицает возможность их значения? На деле оказывается, что их значение столь же реально, как и значение всякого ненаблюдаемого объекта, существуя, как и С, по крайней мере, в мире человеческой культуры.
Стремлением избавиться от этих проблем вызвана иная крайность — отказ от различения С. и значения в пользу реальности последнего. Это еще один тупик в тех современных дискуссиях о значении, которые ориентированы на известные аргументы Куайна, Крипке и X. Патнэма. Ряд аналитических философов, развивая программу физикализма в философии сознания и языка, фактически отказываются от понятия сознания и тем самым от понятия «С». «Слова не значат ничего. Лишь когда мыслящий субъект использует их, они чего-либо стоят и имеют значение в определенном смысле. Они суть инструменты» (Ogden С. К., Richards J. A.Die Bedeutung der Bedeutung. F/M., 1974. S. 17), — уже давно написали авторы известной работы, повторяя Л. Витгенштейна. Многочисленные концепции С. (ментализм, контекстуализм, экстернализм) фиксируют отдельные аспекты континуума, разворачивающегося между «значением» и «С.», из чего вытекают и чересчур расширительные, и радикально элиминативистские интерпретации.
При этом напрашивается парадоксальный вывод: несмотря на то что проблема С. занимает практически всех, практически никто не озабочен ею как таковой, самой по себе. Анализ понятия «С.» выступает как средство решения др. проблем. Это — обоснование знания (науки), понимание культуры (языка) или единства личности.
Одновременно тот, кто в явном виде задается вопросом о С, спрашивает на деле о его этическом измерении, о смысле жизни или об иных прикладных темах и не анализирует природу смысла как таковую. Следовательно, тот, кто специально занят вопросом о С, на деле этим вопросом специально не интересуется. Таким образом, ни всеобщий интерес, ни специальный интерес к проблеме С. не являются внутренне мотивированными.
Где же, вопреки очевидным тупикам, нащупываются новые повороты данной проблемы? Они возникают на пути формирования неклассической эпистемологии, которая пересматривает традиционные категории (знания, сознания, истины, науки, теории, опыта и т.д.), показывает их конкретно-историческое и социокультурное измерение и одновременно расширяет сферу их применимости в многообразных контекстах. Так, у позднего Гуссерля С. наблюдается уже не столько как свойство рефлексивной логики мышления, сколько как элемент жизненного мира. Эту программу разворачивал в дальнейшем Ясперс, связав понятие С. с понятием экзистенциальной ситуации. М. Бахтин и Ю. Лотман истолковывали С. языковых единиц в контексте живого общения, понимания и культурного взаимодействия. В социологии близкие идеи развивает Т. Дридзе, используя понятие «конкретной жизненной ситуации» (см.:Дридзе Т.М.Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Россия: трансформирующееся общество. М., 2001). Нечто подобное, пусть и на свой аналитический лад, высказывали Крипке и Патнэм (каузальная теория референции) в отношении уже не «Lebenswelt», но «possible worlds».
Неклассическое истолкование понятия «С.» порывает с традицией отождествления стандартных коммуникативных ситуаций с ситуациями понимания. Стандартные ситуации характеризуются не тем, что в них С. общезначим; в них С. нет вообще. Длительное повторение вслух некоторого слова есть модель стандартной ситуации, в которой происходит стирание С. В стандартных ситуациях употребления языка нет понимания: вопросы и ответы собеседников автоматизированы, и никто не задумывается о С. слов. «Подайте мне, пожалуйста, сахар», — обращается один собеседник к др. в ситуации совместного чаепития. В качестве обычной реакции на эту просьбу происходит перемещение сахарницы по столу в направлении просителя, а вопрос о С. слова «сахар» оценивается как неуместный. Однако на столе иногда присутствует несколько сортов сахара, в сахарнице может оказаться крупная соль или мышьяк, или же собеседник рискнет назвать сахар «белой смертью» и призвать вообще отказаться от его использования. Автоматизированное действие противится осмыслению в силу принципа дополнительности. Наивные читатели Витгенштейна заблуждаются: стандартное употребление слов не только не производит значения и С, но исключает их подобно тому, как нельзя забивать гвоздь, думая о свойствах молотка.
И напротив, ситуация понимания возникает в результате вопроса о С. (герменевтическое первенство вопроса, по Гадамеру): «Смыслом я называю ответы на вопросы. То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено для нас смысла»(Бахтин ММ.Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 350). Вопрошая о С. знакомых слов, действий и явлений, человек освобождается от социальных стереотипов и магии языка, которые рождают абстракции и лишают С. события реальной жизни. Нестандартные ситуации деятельности и коммуникации, требующие поисково-исследовательской активности в условиях многообразного и меняющегося окружения, инициируют смысловое моделирование, построение идеального плана, мысленный эксперимент. Тем самым С. утрачивает свойства субстанциальности, общезначимости, данности, и в нем начинает проглядывать уникальность и функциональная изменчивость сознания, обусловленные конкретной культурной и экзистенциальной ситуацией субъекта. Здесь и выясняется, что С. не дан изначально, но и не задан однозначно; он задается всякий раз заново. Осмысленно только то, что осмыслено по-новому; восприятие С. — всегда творчество, осмысление мира на свой лад; смыслообразование есть иносказание. Из уникальности С. как продукта индивидуального мышления вытекает и многообразие значений: человек, относясь творчески к употреблению языка, порождает особый мир. С. исчезает в рутинном восприятии слова; понимание — не что иное, как внесение нового. Нельзя понять С, вложенный др., не модифицируя его. В этом отношении подлинное понимание есть сознательное непонимание оригинала путем его самостоятельного переосмысления. Отсюда неверно, что простое понимание С. слова позволяет адекватно действовать. Лишь более глубокое понимание, оперативно учитывающее детали изменяющейся конкретной ситуации, влечет адекватное действие. Когда люди говорят, что они понимают С. высказывания так же, как и др., они имеют в виду некоторый тривиальный пласт значения и С, достаточный для стандартных ситуаций поведения и общения. В них люди действуют и мыслят как автоматы, а не как одушевленные индивиды; они играют социальные роли, а не реализуют свое творческое начало. Глубина понимания в пределе изолирует субъекта от др.; мудрец живет в пустыне, наслаждается одиночеством и рассказывает непонятные притчи. Так С. вообще связан со С. индивидуальной жизни.
Для неклассической эпистемологии С. выступает продуктом теоретического, критического и философско-энциклопедического мышления, определяющего выражение, действие и всякое событие в многообразных контекстах. Впрочем, уже и егель и Гуссерль именно так понимали задачу философе» й рефлексии, устанавливающей высокую планку смысла перед миром и человеком.
См. такжеЗнак, Значение, Мышление, Сознание, Текст
И. Т. Касавин
Лит.:Бахтин М.М.Вопросы литературы и эстетики. М., 1975;Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества. М., 1979;Выготский Л.С.Язык и мышление. М.—Л., 1934;Гадамер Х.-Г.Истина и метод. М., 1988;Делез Ж.Логика смысла. М., 1995;Демина Л.А.Парадигмы смысла. М., 2005;Дридзе Т.М.Две новые парадигмы для социального познания и социальной практики // Россия: трансформирующееся общество. М., 2001;Куайн У.Слово и объект. М., 2000;Куайн В.Онтологическая относительность // Современная философия науки. М., 1994;Леонтьев Д.А.Психология смысла. М., 2003;Лотман Ю.М.Семиосфера. СПб., 2001;Лурия А.Р.Язык и сознание. М., 1979;Павиленис Р.И.Проблемы смысла. М.,1%3; Петров М.К.Язык. Знак. Культура. М.,199l; AjdukevichK.Sprache und Sinn // Erkenntnis IV. 1934;Betti E.Allgemeine Auslegungslehre als Methodik der Geisteswissenschaften. Tubingen, 1967;Carnap R.Sinn und Synonymitat in natiirlichen Sprachen // J. Sinnreich (Hg.) Zur Philosophie der idealen Sprache. Miinchen, 1972;Frege G.Uber Sinn und Bedeutung // Patzig G. (Hg.) Funktion, Begriff, Bedeutung. Gottingen, 1980 (1892);HeydeJ. E.Vom Sinn des Wortes Sinn // Wisser R. (Hg.) Sinn und Sein. Tubingen, 1960;Hirsch E. D.The Aims of Interpretation. Chicago, 1976;Keller W.Der Sinnbegriff als Kategorie der Geisteswissenschaften. Miinchen, 1937;Kohler J.Die Grenze von Sinn. Freiburg, Miinchen, 1983;Luckmann T.Zum hermeneutischen Problem der Handlungswissenschaften // Fuhrmann/Jaufi/Pannenberg (Hg.) Text und Applikation. Miinchen, 1981;Ogden C.K., Richards J. A.The Meaning of Meaning. L., 1923;Spinner K.(Hg.) Zeichen, Text, Sinn. Gottingen, 1977;Wendel H. J.Benennung, Sinn, Notwendigkeit. F/M., 1987.

Синонимы:
выгода, денотат, дух, замысел, звучание, знаменование, значение, значимость, идея, ион, йон, коннотация, концепт, логос, нус, панталык, подтекст, польза, понт, предназначение, разумение, резон, семантика, семема, смак, содержание, сущность, толк, ум, цель, ценность


Антонимы:
бессмысленность, бессмыслие, бессмыслица


  1. смыслв условиях деятельности коллективной впервые появляются операции не направленные прямо на предмет потребности биологический мотив но на некий промежуточный результат в р...Словарь практического психолога
  2. смыслсуть главное основное содержание иногда скрытое в явлении сообщении или поведении личностная значимость тех или иных явлений сообщений или действий их отношение к интере...Большая психологическая энциклопедия
  3. смыслСМЫСЛ идеальное содержание идея конечная цель ценность чеголибо С. жизни С. истории и т. д. Термин С. может обозначать целостное содержание к.л. высказывания научного фи...Большая советская энциклопедия
  4. смыслидеальное содержание идея конечная цель ценность чеголибо С. жизни С. истории и т. д. Термин С. может обозначать целостное содержание какоголибо высказывания научного фил...Большая Советская энциклопедия II
  5. смыслрус. от мысль мыслить англ. мeaning значение смысл . осознание индивидом того какое значение имеет происходящее для него самого или группы с которой он себя идентифицир...Большая энциклопедия по психиатрии
  6. смыслм. senso significato смысл слова il senso significato della parola accezione f прямой переносный смысл senso proprio figurato traslato в переносном смысле in senso...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  7. смыслсмысл м Sinn m Bedeutung f c значение смысл жизни Lebenszweck m a в прямом смысле im eigentlichen direkten] Sinne это не имеет смысла das hat keinen Sinn das ist sinnlo...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. смыслмSinn m Bedeutung f значениесмысл жизни Lebenszweck mв прямом смысле im eigentlichen direkten Sinneэто не имеет смысла das hat keinen Sinn das ist sinnlosв лучшем см...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. смыслСМЫСЛ личностный англ. personal sense personal meaning выражает отношение субъекта к явлениям объективной действительности. Понятие С. разрабатывалось такими авторами как...Большой психологический словарь
  10. смыслм. значениеem sentido mem significado mem significacin fсмысл слоuва sentido significado de la palabraсмысл статьиu significado significacin del artculoсмысл жиuзни se...Большой русско-испанский словарь
  11. смыслсущ. муж. рода. содержаниезмст уem. значениезначення. пониманиерозумння. разумное основаниераця. цельсенс в полном смысле слова у повному розумнн слова переносный смысл...Большой русско-украинский словарь
  12. смыслм. sens ss m здравый смысл bon sens sens commun прямой смысл sens propre переносный смысл sens figur смысл закона lesprit de la loi в широком смысле au sens gnral в...Большой русско-французский словарь
  13. смыслВзойти в смысл.strong Ряз.em Повзрослеть начать понимать чтол. ДС . В здравом смысле.strong Яросл.em О здоровом трудоспособном человеке. ЯОС . В свом своей смысле.strong...Большой словарь русских поговорок
  14. смыслангл. sense нем. Sinn. . Содержание значение ч.л. постигаемые разумом. . Цель разумное основание ч.л. . В символической логике внутренняя логическая структура высказыва...Большой толковый социологический словарь II
  15. смыслм. sens m здравый смысл bon sens sens communпрямой смысл sens propreпереносный смысл sens figurсмысл закона lesprit de la loiв широком смысле au sens gnralв буквальн...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. смыслидеальное содержание идея сущность предназначение конечнаяцель ценность чеголибо смысл жизни смысл истории и т. д. целостноесодержание какоголибо высказывания несводимое ...Большой энциклопедический словарь II
  17. смыслСМЫСЛ идеальное содержание идея сущность предназначение конечная цель ценность чеголибо смысл жизни смысл истории и т. д. целостное содержание какоголибо высказывания нес...Большой энциклопедический словарь III
  18. смыслСМЫСЛ идеальное содержание идея сущность предназначение конечная цель ценность чеголибо смысл жизни смысл истории и т. д. целостное содержание какоголибо высказывания не...Большой Энциклопедический словарь V
  19. смыслсодержание изначального самоопределения воли в его отношении к своим инобытийным воплощениям....Диалектика человеческого бытия
  20. смыслидеальное содержание идея сущность предназначение конечная цель ценность чеголибо смысл жизни смысл истории и т.д. целостное содержание какоголибо высказывания несводимое...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  21. смыслмыслимое содержание идея сущность предназначение конечная цель ценность ч.л. С. жизни истории и т.д. целостное содержание к.л. высказывания несводимое к значениям составл...История и философия науки. Энциклопедический словарь
  22. смыслСМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕstrongпонятия задающие разные формы осуществления основной языковой связи знак означаемое в процессах понимания и в системе языка. Содержание этих поняти...История философии II
  23. смыслсмысл смысл серти по смыслузэв бура тыдал законлн смыслыс смысл закона совершенно ясен см. тж. вежртас в знач....Коми (зырянский)-русский словарь
  24. смыслсущностное ядро понятия отношения операции критерия и так далее включающее в себя обязательную критериальную ориентацию его в пространстве других понятий отношений операц...Краткий критериологический словарь
  25. смыслСмысл sensus sententia intellectus intellegentia notio ratio vis verbi nominis legis здравый смысл bona mens ratio сохранять здравый смысл animo stare иметь смысл vale...Латинский словарь
  26. смысла у м.em .strong устар.em Разум рассудок.Руслан томился молчаливо И смысл и память потеряв.em Пушкин Руслан и Людмила. Я сам брат учился. С самого раннего возраста бог ...Малый академический словарь
  27. смыслобраз возникающий в сознании и подсознании мыслекоммуниканта при восприятии и понимании текста особенности которого предопределены индивидуальными устремлениями субъектив...Методологический словарь для управленцев
  28. смыслприставка С корень МЫСЛ нулевое окончаниеОснова слова СМЫСЛВычисленный способ образования слова Приставочный или префиксальный С МЫСЛ Слово Смысл содержит следующие ...Морфемный разбор слова по составу
  29. смыслНачальная форма Смысл винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  30. смыслвнутренняя глубинная основа любой вещи или явления его суть ядро. Смысл укоренен в жизни благодаря тому что он понимается и принимается людьми как живое знание. Это знани...Научно-педагогический глоссарий учителя экономики
  31. смыслсодержание того или иного выражения знака слова предложения текста. В философской традиции и в повседневности С. то же что значение. Синонимами С. также выступают такие т...Новая философская энциклопедия
  32. смыслсм. СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ. выгода денотат дух замысел звучание знаменование значение значимость идея ион йон коннотация концепт логос нус панталык подтекст польза понт предназ...Новейший философский словарь
  33. смысли ЗНАЧЕНИЕ понятия задающие разные формы осуществления основной языковой связи знак означаемое в процессах понимания и в системе языка. Содержание этих понятий в логике...Новейший философский словарь II
  34. смыслсмысл м. Внутреннее логическое содержание слова речи явления постигаемое разумом значение. а Разумное основание цель. б разг. Преимущество выгода польза толк прок. уст...Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  35. смыслсмысл смысл а...Орфографический словарь
  36. смыслu мu мн.u смыслы Р.u смыслов выгода денотат дух замысел звучание знаменование значение значимость идея ион йон коннотация концепт логос нус панталык подтекст польза понт ...Орфографический словарь русского языка
  37. смыслсмысл смыслы смысла смыслов смыслу смыслам смысл смыслы смыслом смыслами смысле смыслах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  38. смыслОрфографическая запись слова смысл Ударение в слове смысл Деление слова на слоги перенос слова смысл Фонетическая транскрипция слова смысл [змызл] Характеристика всех зв...Полный фонетический разбор слов
  39. смыслвоспринятое личностью значение какоголибо явления предмета знака идеальное содержание идея сущности предназначение конечная цель ценность чеголибо с. жизни с. истории и т...Прикладные аспекты современной психологии
  40. смыслсуть главное основное содержание иногда скрытое в явлении сообщении поведении значимость для индивида тех или иных явлений сообщений или действий их отношение к интереса...Профессиональное образование
  41. смыслВо всех смыслах.hЗ усякого з кожного погляду всма сторонами кругом.В положительном в отрицательном смысле.hПозитивно негативно у позитивному у негативному розумнн значенн...Російсько-український словник сталих виразів
  42. смыслсмысл аСинонимы выгода денотат дух замысел звучание знаменование значение значимость идея ион йон коннотация концепт логос нус панталык подтекст польза понт предназначени...Русский орфографический словарь
  43. смыслМ . mna . mqsd sas xeyir fayda . khn. al dnc здравый смысл salam dnc в полном смысле слова там mnas il tamamil в смысле чего .chtdn mnada нет смысла mnas yoxdur в каком с...Русско-азербайджанский словарь
  44. смысл.u в некотором смысле в общем смысле в полном смысле слова в смысле в том смысле что в химическом смысле слова в этом отношении важен в том смысле что иметь смысл не имет...Русско-английский научно-технический словарь
  45. смыслsense смысл м.usense значение meaningв смысле напр. Лагранжа in the sense of e. g. Lagrangeв определнном смысле in some specified senseв широком смысле widesenseпроце...Русско-английский политехнический словарь
  46. смыслм. meaning senseимеющий смысл имеющий значение meaningful здравый смысл личностный смысл музыкальный смысл операциональный смысл переносный смысл причинный смысл скрытый...Русско-английский психологический словарь
  47. смыслсмысл м.iв разн. знач.i sense значение тж.i meaning цель тж.i purport прямой переносный смысл literal metaphorical figurative sense здравый смысл common sense иметь см...Русско-английский словарь
  48. смыслсмысл м. . sense значение тж. meaning в переносном смысле in a figurative sense в известном смысле in а sense уловить смысл grasp the sense . основание цель point смысл ...Русско-английский словарь II
  49. смыслm.sense meaning significance иметь смысл v. have meaning make senseСинонимы выгода денотат дух замысел звучание знаменование значение значимость идея ион йон коннотация к...Русско-английский словарь математических терминов
  50. смыслзначение см. также разумный бессмысленный sense meaning point significance А также мы можем увидеть более ясно геометрический смысл. Also we can see more clearly the ge...Русско-английский словарь научного общения
  51. смыслм.sense meaning физический смысл...Русско-английский словарь по физике
  52. смыслsense significance signification meaning value...Русско-английский словарь по электронике
  53. смыслsense point significance tenor of smbs speech tenor of smbs remarks tenor...Русско-английский словарь политической терминологии
  54. смыслскрытый implication sense...Русско-английский строительный словарь
  55. смыслimplication meaning sense significance signification здравый смысл иметь смысл практический смыслСинонимы выгода денотат дух замысел звучание знаменование значение значим...Русско-английский технический словарь
  56. смыслmeaning...Русско-английский толковый словарь терминов по информатике
  57. смыслeffect sense significance точный signification...Русско-английский экономический словарь
  58. смыслсущ.sense значение суть тжem meaning purportполагаться на здравый смысл to rely on common senseпротиворечащий здравому смыслу inconsistent with reasonразъяснять смысл п...Русско-английский юридический словарь
  59. смыслN...Русско-армянский словарь
  60. смыслСэнс розум в полном смысле слова у поным сэнсе слова здравый смысл разумны сэнс здаровы розум...Русско-белорусский словарь
  61. смыслi сэнс род.i сэнсу муж. розум муж.iв полном смысле слова у поным сэнсе словаздравый смысл разумны сэнс здаровы розум...Русско-белорусский словарь II
  62. смыслсэнс сэuнсу...Русско-белорусский словарь математических, физических и технических терминов
  63. смыслсэнс сэнсу...Русско-белорусский физико-математический словарь
  64. смыслСмиuсъл м...Русско-болгарский словарь
  65. смыслrtelem устар умem szздравый смысл jzan sz пользаem rtelem не имеет смысла nincs rtelme значениеem jelentsg переносный смысл tvitt rtelem выгода денотат дух замысел з...Русско-венгерский словарь
  66. смыслсмысл м значение здравый в буквальном е в каком е основание о имеет . . в этом нет а в широком е слова...Русско-греческий словарь (Сальнов)
  67. смыслСинонимы выгода денотат дух замысел звучание знаменование значение значимость идея ион йон коннотация концепт логос нус панталык подтекст польза понт предназначение разум...Русско-ивритский словарь
  68. смыслsentido...Русско-испанский юридический словарь
  69. смыслм. мн маына уловить смысл фразы сйлемшен мнн ынып алу в буквальном смысл слова сзд тура маынасында. цель разумное основание масат маына мн нет смысла переделывать эту раб...Русско-казахский словарь
  70. смыслмаына мн маыз...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  71. смыслмаына мн...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  72. смыслм. . значение маани мазмун уловить смысл маанисин кармай алуу придать смысл маани бер в буквальном смысле слова сздн тике маанисинде . цель разумное основание жн маани ир...Русско-киргизский словарь
  73. смыслзначениеem yy ysiпонять смысл чеголибо . переносный смысл слова в широком смысле []в прямом смысле [] цель основаниеem md yy ysiсмысл жизни в этом нет смысла ...Русско-китайский словарь
  74. смыслManaпрямой смысл doru asl mannaпереносный смысл kme manaсмысл жизни yaayn ayatn manas...Русско-крымскотатарский словарь
  75. смыслмана прямой смысл догъру асыл манна переносный смысл кочьме мана смысл жизни яшайышнынъ аятнынъ манасы...Русско-крымскотатарский словарь II
  76. смыслprasm...Русско-литовский словарь
  77. смыслУтгаагуулгамэт злэх баримт бичигутгатай байх зорилт зорилго чих...Русско-монгольский словарь
  78. смыслBedeutung Deutung Sinn...Русско-немецкий политехнический словарь
  79. смыслм. значение Bedeutung f Sinn m переносный смысл bertragene Bedeutung польза толк Sinn m Zweck m смысл жизни Lebenszweck m нет не имеет смысла делать чтол. es hat kei...Русско-немецкий словарь
  80. смыслZweck...Русско-немецкий экономический словарь
  81. смыслBetekenis...Русско-нидерландский словарь
  82. смыслсмыслм . здравый прямой переносный в буквальном е переводить по у в этом нет никакого а . основание нет а туда идти в широком е...Русско-новогреческий словарь
  83. смыслbetydning tydning выгода денотат дух замысел звучание знаменование значение значимость идея ион йон коннотация концепт логос нус панталык подтекст польза понт предназначе...Русско-норвежский словарь
  84. смысл...Русско-персидский словарь
  85. смысл. sens znaczenie. rozsdekblockquote. zmysblockquote...Русско-польский словарь
  86. смыслмsentido mu significado mu significao fu senso mu цель основаниеem sentido mu razo de ser выгода денотат дух замысел звучание знаменование значение значимость идея ион йо...Русско-португальский словарь
  87. смыслMaana muktadha mi tafsiri ma tungo ma uzito ед.em nahau иметь смысл kolea maanishaне имеющий смысла wahshi...Русско-суахили словарь
  88. смыслсмысл маън маъно мафум...Русско-таджикский словарь
  89. смыслм .мгън понять с. чего нрсне мгънсен алау в прямом и переносном смысле слова туры м кире мгънлрд с. жизни яш мгънсе .иск.акыл зиен здравый с. сау акыл в смысле нинди мгъ...Русско-татарский словарь
  90. смыслм врз anlam manaсмысл жизни yaamn anlamкакой смысл оставаться kalmakta ne anlam varехать нет смысла gitmekte bir anlam yokв полном смысле слова kelimenin tam anlamyla...Русско-турецкий словарь
  91. смыслmano mazmun...Русско-узбекский словарь Михайлина
  92. смыслматем. содержание змст ту значение значення основание раця математический смысл переносный смысл противоположный смысл Синонимы выгода денотат дух замысел звучание зна...Русско-украинский политехнический словарь
  93. смыслmemmerkitys sislt содержаниеem tarkoitus цельв какоuм смысле miss mielessв поuлном смысле слоuва sanan tydess merkityksessнет никакоuго смысла ei ole mitn jrkeсмысл жи...Русско-финский словарь
  94. смыслsens...Русско-французский словарь по химии
  95. смыслsmysl smr vznam el...Русско-чешский словарь
  96. смыслсущ.муж. син. значение плтерш передать смысл прочитанного вуланйн плтершне уса пар. син. цель тллев тупсм смысл жизни пурн тупсм здравый смысл чипер стн нет смысла усей ...Русско-чувашский словарь
  97. смыслandemening.strong andemeningvits.strong vits jag frstr inte vitsen med det nya frslagetя не вижу смысла в этом новом предложении...Русско-шведский словарь
  98. смыслBetydelse andemening...Русско-шведский словарь II
  99. смысл.strong mte.strong thendus thtsus...Русско-эстонский словарь
  100. смыслбессмысленностьбессмыслиебессмыслицаСинонимы выгода денотат дух замысел звучание знаменование значение значимость идея ион йон коннотация концепт логос нус панталык подте...Словарь антонимов
  101. смыслЕго всю жизнь ищут философы...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  102. смысл. Суть главное основное содержание иногда скрытое в явлении сообщении или поведении. . Личностная значимость тех или иных явлений сообщений или действий их отношение к ин...Словарь конфликтолога
  103. смыслСмысл то что входит в значение результат значения но не закреплено за знаком. Смыслообразование результат продукт значения. Смысл шире значения. . См. Знак Значение...Словарь Л. С. Выготского
  104. смыслТо значение которое слово или словосочетание получает в конкретной речевой ситуации. ср.em двузначность предложения Учительнице понравился новый класс те ситуации общения...Словарь лингвистических терминов
  105. смыслв повседневной речи синоним значения. В логической семантике общее значение языковых выражений расщепляют на две части предметное значение и С. Предметным значением денот...Словарь логики
  106. смыслMeaning Sinn качество приписываемое чемулибо и придающее ему определенную ценность. Вопрос смысла был центральным для Юнга как личности врача психотерапевта ученого и че...Словарь по аналитической психологии
  107. смыслСМЫСЛ в повседневной речи синоним значения. В логической семантике общее значение языковых выражений расщепляют на две части предметное значение и С. Предметным значение...Словарь по логике
  108. смыслсмысл см. значение ум добраться до смысла извращение смысла иметь смысл проникнуть в смысл...Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
  109. смыслабсолютный смысл глубокий смысл огромный смыслСинонимы выгода денотат дух замысел звучание знаменование значение значимость идея ион йон коннотация концепт логос нус пант...Словарь русской идиоматики
  110. смыслсмыслСм. значение умдобраться до смысла извращение смысла иметь смысл проникнуть в смысл....Словарь синонимов II
  111. смыслсмысл См. значение ум добраться до смысла извращение смысла иметь смысл проникнуть в смысл. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова...Словарь синонимов II
  112. смыслсмысл значение содержание суть существо квинтэссенция доминанта лейтмотив соль ум идея польза предназначение дух коннотация звучание сущность резон нус замысел логос дено...Словарь синонимов
  113. смыслсмысл Буквальный важный великий внутренний возвышенный второй высокий высший главный глубинный глубокий грозный грустный двойной действительный единственный жалкий живой ...Словарь эпитетов III
  114. смыслБуквальный важный великий внутренний возвышенный второй высокий высший главный глубинный глубокий грозный грустный двойной действительный единственный жалкий живой жизнен...Словарь эпитетов II
  115. смыслСМЫСЛ. Буквальный важный великий внутренний возвышенный второй высокий высший главный глубинный глубокий грозный грустный двойной действительный единственный жалкий живой...Словарь эпитетов
  116. смыслh смыслbig сущ.муж.неод.i ед.им. Сатира и мораль смысл этого всегоГоУ . Есть ли в вас смысл человеческийСтуд. . ед.род. без толку ни капли здравого смысла ни шагу без ви...Словарь языка Грибоедова
  117. смыслзначение исследуемого явления или процесса. В классическом психоанализе деление психики на сознательное и бессознательное не означает что сознательные процессы осмысленны...Словарь-справочник по психоанализу
  118. смыслПочуття розум...Словник застарілих та маловживаних слів
  119. смыслв философ и и и традиц. логике то же что значение. В логич. семантике термины С. и значение также часто рассматриваются как синонимы но в наиболее распространнной теории ...Советский философский словарь
  120. смыслСМЫСЛ идеальное содержание идея сущность предназначение конечная цель ценность чеголибо смысл жизни смысл истории и т.д. целостное содержание какоголибо высказывания несв...Современная энциклопедия
  121. смыслСМЫСЛ идеальное содержание идея сущность предназначение конечная цель ценность чеголибо смысл жизни смысл истории и т. д. целостное содержание какоголибо высказывания нес...Современный энциклопедический словарь
  122. смыслзначение в некоторых теориях термин смысл служит для обозначения того мысленного содержания той информации которая связывается с данным языковым выражением. []. В нашем п...Теоретические аспекты и основы экологической проблемы
  123. смыслзначение которое слово или словосочетание получают в конкретной речевой ситуации. Расширительно целостное содержание какоголибо высказывания не сводимое к значениям сост...Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
  124. смысл.strong Семантическое содержание на основе которого устанавливаются закономерные соответствия между единицами двух языков инвариантом при переводе должен быть смысл. .str...Толковый переводоведческий словарь
  125. смыслсмысл сущ.em м.em употр. очень часто Морфология нет чего смыслаstrong чему смыслуstrong вижу что смыслstrong чем смысломstrong о чм о смыслеstrong мн. что смыслыstrong не...Толковый словарь Дмитриева
  126. смыслСМЫСЛ смысла м. . Внутреннее логическое содержание слова речи явления постигаемое разумом значение. Прямой смысл слова. Переносный смысл. слова. Проникнуть в смысл событи...Толковый словарь русского языка II
  127. смыслсмысл смысл а м. Содержание сущность суть значение чегон. Понять с. происходящего. С. слова высказывания. Цель разумное основание чегон. В этом поступке нет а. Жизнь полу...Толковый словарь русского языка II
  128. смыслСМЫСЛ а м. . Содержание сущность суть значение чегонибудь Понять смысл происходящего. Смысл слова высказывания. . Цель разумное основание чегонибудь В этом поступке нет с...Толковый словарь русского языка
  129. смыслsensusiсэнс...Тэрмінолёгія лёгікі і псыхолёгіі
  130. смыслУдарение в слове смыслУдарение падает на букву ы...Ударение и правописание
  131. смыслRzeczownik смысл m sens m rozsdek m zmys m...Универсальный русско-польский словарь
  132. смыслнем. Sinn результат интенциональной деятельности сознания воплощается в ноэме термин эквивалентен значению Оцените определение Отличное определение Неполное определени...Феноменологическая философия науки - критический анализ
  133. смыслмысленное содержание любого выражения в отличие от обозначаемого этим выражением предмета денотата. Усвоить смысл некоторого выражения значит понять ту конкретную информа...Философия науки
  134. смыслСМЫСЛ внутреннее содержание значение ч.л. то что может быть понято. В семантике логической общее значение языковых выражений расщепляют на две части предметное значение ...Философская энциклопедия
  135. смыслТермин употребляемый в логике логич. семантике и науке о языке как синоним значения В некрых теориях значения напр. Фреге и Черча термин С. служит для обозначения того м...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  136. смыслидеальное содержание идея сущность значение предназначение конечная цель ценность чеголибо смысл жизни смысл истории и т.д. целостное содержание какоголибо высказывания н...Философские термины
  137. смыслсмысл смыслы смысла смыслов смыслу смыслам смысл смыслы смыслом смыслами смысле смыслах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы выгода де...Формы слова
  138. смыслМыс Смысл...Электронный словарь анаграмм русского языка
  139. смыслСМЫСЛ идеальное содержание идея сущность предназначение конечная цель ценность чеголибо смысл жизни смысл истории и т. д. целостное содержание какоголибо высказывания не...Энциклопедический словарь естествознания
  140. смыслСМЫСЛ и ЗНАЧЕНИЕ понятия задающие разные формы осуществления основной языковой связи знак означаемое в процессах понимания и в системе языка. Содержание этих понятий в ...Энциклопедия История философии
  141. смыслСМЫСЛ способ представления денотата в знаке см.em ЗНАК определение Готтлоба Фреге. Это означает в частности что у знака может быть несколько С. при одном денотате то есть...Энциклопедия культурологии
  142. смыслангл. sense нем. Sinn. . Содержание значение ч.л. постигаемые разумом. . Цель разумное основание ч.л. . В символической логике внутренняя логическая структура высказыван...Энциклопедия социологии