Энциклопедия эпистемологии и философии науки

КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА

«КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА»(«Kritik der praktischen Vernunft». Riga: Hartknoch, 1788) — одно из трех основных сочинений И. Канта критического периода его творчества. Состоит из предисловия, введения, учения чистого практического разума о началах (аналитика и диалектика чистого практического разума) и о методе, заключения. Посвящено этической проблематике: доказательству существования чистого практического разума и утверждению трансцендентальной свободы.
В предисловии и введении очерчивается абрис системы чистого практического разума и подчеркивается значение центрального в ней понятиясвободы.В «Аналитике чистого практического разума» рассматриваются практические основоположения, содержащие всеобщее определение воли. Единственным определяющим основанием свободной и доброй воли может служить основной закон чистого практического разума — категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства» (Кант И.Сочинения: В 8 т. М., 1994. Т. 4. С. 409). Моральный закон выражает автономию воли, способность же воли действовать независимо от чувственных склонностей и природной необходимости, но в соответствии с собственным моральным законом, является для Канта свободой. Уважение к моральному закону есть моральное чувство; принуждение же к поступкам со стороны разума, или действие согласно закону, исключающее определяющие основания склонности, — это долг. Поступки по склонности, сообразные с долгом, Кант называет легальными, а поступки из уважения к закону, по долгу — моральными. Определяя волю нравственным законом, следуя долгу, человек как интеллигибельное существо избавляется от господствующей в природе причинности, естественной необходимости и оказывается личностью, свобода которой независима от времени. Тем самым человек оказывается целью самой по себе, а не средством.
В «Диалектике чистого практического разума» рассматривается проблема высшего блага — высшей цели морально определенной воли, которое возможно лишь при соединении добродетели (нравственности) и счастья.Эта связь возможна в силу того, что человек каквещь в себепринадлежит сверхчувственному миру, а также в силу трех предположений практического разума — в существовании бессмертия, свободы и бытия Бога, называемых постулатами практического разума.
В учении о методе Кант рассматривает способы проникновения законов чистого практического разума в человеческую душу и влияния на ее максимы. В заключении подчеркивается важность для человека «звездного неба» и «морального закона», бесконечно возвышающего его ценность как интеллигенции через его личность.
С теоретико-познавательной точки зрения наибольший интерес в «Критике практического разума» представляет вопрос о соотношении теоретического и практического разума, проблема расширения сферы разума в спекулятивном и практическом отношении, а также истолкование каузальности. Кант отрицает противоречивость отношений между практическим и спекулятивным разумом, однако признает «субординацию» между ними, выражающуюся в примате первого над вторым. Интерес спекулятивного применения разума — «познание объектов вплоть до высших априорных принципов» — Кант в итоге подчиняет интересу практического применения разума — «определению воли в отношении конечной и полной цели» (Там же. С. 517). Расширяя посредством постулатов сферу чистого разума в практическом употреблении, Кант, однако, оставляет неизменной сферу чистого разума в спекулятивном или теоретическом применении. Он отрицает «объективную реальность сверхчувственного применения категорий в спекуляции», но признает за ними «эту реальность по отношению к объектам чистого практического разума» (Там же. С. 377). В «Критике практического разума» находит свое позитивное развитие и истолкование соотношение природной каузальности и свободы, возможность которого была показана еще в «Критике чистого разума».
А.Н. Круглое

  1. критика практического разумаKritik der praktischen Vernunft. Riga вторая после Критики чистого разума работа Канта в которой излагается его учение о нравственности критическая этика или метафизика ...История философии
  2. критика практического разумапроизведение Канта в котором философ определяет природу морального закона и содержание практических принципов. Такое содержание в целом предполагает три постулата а имен...Сверхкраткий философский словарь
  3. "критика практического разума"КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА соч. Канта в кром изложено его учение о морали. dd Философская Энциклопедия. В х т. М. Советская энциклопедия.Под редакцией Ф. В. Констант...Философская энциклопедия
  4. критика практического разумаКРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА одно из трех основных сочинений И. Канта критического периода его творчества. Состоит из предисловия введения учения чистого практического ...Философская энциклопедия
  5. критика практического разумасоч. Канта в кром изложено его учение о морали....Философская Энциклопедия (в 5 томах)