Энциклопедия эпистемологии и философии науки

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КАРКАС

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КАРКАС(от лат. conceptus — мысль, понятие) — понятие, указывающее на зависимость формы представления знаний, производимых учеными, от совокупностипонятий,посредством которых эти знания выражены в языке соответствующегонаучного сообщества.Осмысливая результаты своего взаимодействия с окружающим миром, человек использует определенные языковые средства для фиксации различных свойств и сторон тех объектов, которые находятся в зоне его внимания. Поскольку любой язык так или иначе системно организован, постольку выбор каких-то конкретных его форм задает характер и направленностьописанийиобъяснений,посредством которых строится знание о мире.Анализируя совокупность человеческихпредставлений,можно обнаружить в их структуре какие-то исходные понятия, влияющие на отбор других, связанных с ними людьми, определяющих способпонимания,как особенностей тех объектов, с которыми они взаимодействуют в процессе своей жизнедеятельности, так и способы подобного взаимодействия.
Напр., если описание мирового устройства основано на таких понятиях, как «атом», «траектория движения», «пустое пространство между атомами» и т.п., то все характеристики явлений, фиксируемых человеком в его реальной деятельности, будут определяться именно этим комплексом понятий. Мысля же мир как «волновые функции», исследователь получит качественно иное его описание. К. к. определяет допустимыеаналогии,с помощью которых ученые строятгипотезыо предполагаемых свойствах изучаемого фрагмента действительности, формируют способинтерпретациитех данных, которые обнаруживаются в процессеисследований.В тех случаях, когда К. к., используемые разными исследователями, качественно различаются, понимание между ними весьма затруднено или вообще оказывается невозможным. Т. Кун трактовал концептуальные модели как «метафизическую часть научной парадигмы», видя в них некий набор предписаний, заставляющих допускать существование одних типов объектов и отвергать другие. По его мнению, К. к. влияет и на методологическую ориентацию ученого, запрещая или разрешая использовать определенныезаконыпри объяснении обнаруженных явлений. Практика научного познания показывает, что в некоторых исследовательских ситуациях иногда приходится (даже в рамках одной дисциплины) для выражения полученных знаний использовать К. к., несовместимые друг с другом. Для преодоления противоречий, возникающих в подобных случаях, Н. Бор сформулировал «принцип дополнительности», указывающий на контекстуальный характер любой системы научных представлений и ее зависимость от способа языкового оформления (см.Дополнительности принцип).
С.С. Гусев