Энциклопедия эпистемологии и философии науки

КОНЦЕПТ

КОНЦЕПТ(от лат. conceptus — схватка, замысел, зачатие) — единица речевого высказывания, логически смысловой компонент его семантической структуры; характеризует актпониманияи его результат, полученный вкоммуникации,тем самым предполагая направленность на другого; акт схватывания смыслов. Он взаимоинтенционален, поскольку взаимоинтенционален любой акт речевого высказывания; он многомерен и исполнен смысловой напряженности, поскольку является выражением ценностных ориентации и предпочтений участников коммуникативных актов, нагружен ихинтерпретациями.В этом его принципиальное отличие от понятия, логическое значение которого всегда всеобще, не зависит от естественногоязыкаи однозначно выражает логические отношения видее,в идеальном бытии.
Идея К. теоретически была разработана в Средние века Петром Абеляром, Гильбертом Порретанским, развита в разнообразных школах 13 в. (модистов, Фомы Аквинского, Иоанна Дунса Скота и др.). Идея понимания, на которую была ориентирована средневековая мысль, не могла быть развернута в линейной последовательностирассуждения,единицей которого было предложение. Она требовала полноты смыслового выражения в целостном процессе произнесения. Речь была охарактеризована как сущность, обладающая субъектностью, смыслоразделительной функцией и смысловым единством. Она стояла в тесной связи с идеей творения и интенции, присущей субъекту как его активное начало и полагавшей акт обозначения и его результат —значениевнутри обозначаемого. Обращенность к «другому» (имманентный план бытия) предполагала одновременную обращенность к трансцендентному источнику слова —Богу,потому речь, произносимая при «Боге свидетеле» всегда предполагалась как жертвенная речь, которая, по Абеляру, воспринимается как «концепт в душе слушателя» (Абеляр Петр.Теологические трактаты. М., 1995. С. 121). К. связаны не формами рассудка; они есть производное возвышенного духа, или ума, который способен творчески воспроизводить, или собирать (concipere), смыслы и помыслы как универсальное, представляющее собой связь речей, и который включает в себя рассудок как свою часть; К. формируются речью, которая осуществляется не в сфере грамматики (грамматика включена в нее как часть), а в пространстве души с ее ритмами, энергией, жестикуляцией, интонацией, бесконечными уточнениями, составляющими смысл комментаторского искусства. К. предельно субъектен, способен изменить душу индивида. В употреблении Боэция Дакийского термин «К.» сохраняет поэтому «незавершенность, зачаточность». Поскольку он актуализирует смыслы в ответах на вопросы другого человека, то это рождает не просто взаимное влечение, но диспут.Памятьивоображение— неотторжимые свойства К., направленного на понимание здесь и теперь. С другой стороны, он есть синтез трех способностей души и как акт памяти ориентирован в прошлое, как акт воображения — в будущее, как акт суждения — в настоящее.
В философии Нового времени К. был замещенпонятиемс его однозначностью и конвенциональной значимостью. Ориентация на однозначное истинное знание, характерная для гносеологии Нового времени, привела к освобождению знания от всех коммуникативных связей, от включенности в коммуникативные (в том числе и в речевые)контекстыи задала лишь одну перспективу рассмотрения ментальных образований — анализа обусловленности идейэмпирическим базисом(эмпиристская программа) или автономности теоретических идей относительно эмпирического базиса (рационализм). Концептуальные акты смыслопорождения и смыслопонимания не включались в горизонт гносеологического анализа.
Лишь Кант, обратившись к исследованию синтетических суждений априори и актов синтеза, прибегнул к разграничению conceptus communis, concepus comparationis, conceptus cosmicus, conceptus ratiocinans, conceptus rationalis, conceptus ratiocinatus для характеристики актов постижения и понимания. Проводя различие между понятиямирассудкаиразума,он употребляет для них и разные термины: «Понятия разума служат для постижения (zum Begreifen) понятия рассудка подобно тому, как понятия рассудка — для понимания (zum Verstehen) восприятий (Кант И.Критика чистого разума. М., 1998. С. 348). Понятия разума, имеющие объективное значение, он называет conceptus ratiocinatus (рациональным пониманием), а понятия разума, которые не имеют объективного значения, — conceptus ratiocinans (рационализирующим пониманием). Кант обращается к старому термину conceptus для того, чтобы подчеркнуть активность познавательных способностей: «Познание является или интуитивным, или концептуальным» (Там же. С. 300). Чистые рассудочные понятия он называет ноциями (Notion), их соединение представлено всуждениях,в их способах предикации.
В последующем развитии немецкой философии однозначное понятие стало фундаментальной характеристикойпознания.Такой подход предполагал вынесение за скобку проблем языка и речи. И хотя Гегель называл язык «первой внешней формой, которую сообщает себе человек», все же это стихия, чужеродная для «духа, который существует лишь под условием свободной духовности субъекта»(Гегель.Соч. Т. XI. М. — Л., 1935. С. 198—199). Поэтому, очевидно, характеризуя спор реалистов и номиналистов, он прошел мимоконцептуализма(причислив Абеляра к номиналистам).
В английскомэмпиризме19 в., который не смог принять логоцентризма и панлогизма немецкого идеализма, начинается поворот к идее К., понятого как восстановление целостности перцептивного опыта. У Гамильтон, Ш. Х. Ходжсон обращаются к К. в качестве чего-то дополнительного относительно перцепта, анализируя, однако, и перцептивный опыт, и К. вне их связи с языком и вне их репрезентации в языке и речи. Русский философ С.А. Алексеев-Аскольдов, возражая Э. Гуссерлю за его возрождение панлогистического реализма, развивает точку зрения, которую он называет концептуализмом: «По крайней мере, точка зрения концептуализма представляется нам способной выдержать все направляемые против нее возражения, которые зачастую производят впечатление лишь некоторых искусственных изобретений, а не естественных аргументов» (Антология феноменологической философии в России. Т. 1. М., 1998. С. 357). Не приемля допущение некоего трансцендентального, безличного субъекта, он выдвигал в противовес обезличенному гносеологическому субъекту индивидуального субъекта, а в качестве познавательной формы — К., возникающий на основе символизации интуиции. «К. есть образование индивидуальной мысли, пригодное для осуществления всех тех значений, которые даются вышеприведенными категориями общих имен; более того, содержащие эти значения вполне и целиком в себе, а не где-нибудь вне себя» (Там же. С. 32). Аскольдов делает акцент на индивидуальном статусе К., его генезисе в индивидуальном сознании.
ГГ. Шпет в незаконченной рукописи «Язык и смысл» (20-е гг. 20 в.) определяет К. как экстенсиональную характеристику понятия, т.е. связывая его с объемом понятий, с пустыми формами, независимыми от предметного значения. В противовес понятиям, которые для Шпета «полные, живые понятия, суть осмысленные разумные формы», К., по его мнению, пусты и мертвы. И хотя Шпет занимался проблемами этнопсихологии, его ориентация на однозначность понятий, на приоритетность понятийных форм является определяющей. Поэтому он подчеркивает автосемантичность понятия в отличие от синсемантической природы К. и отождествляет понятие со значением терминативного знака. Логика, пришедшая вместе ссемантикойк различению экстенсиональных и интенсиональныхконтекстов,экстенсионала и интенсионала (Р. Карнап), перевернула взаимоотношение внешней и внутренней форм слова: то, что Шпет считал внешней формой слова, отождествляя его с К., стало считаться более глубинным смысловым слоем. По А. Черчу, К. имеют «неязыковую природу», поскольку можно допустить «существование в концептах таких вещей, которые не имеют имени ни в одном из ныне существующих языков»(Черч А.Введение в математическую логику. Т. 1. М., 1960. С. 19). Тем самым Черч дает К. не психологистическое, а семантическое обоснование, связывая их со смысловым значением. Он проводит различие между предметным значением и смысловым значением формы, последнее определяется «концептом некоторого значения переменнойхи совпадает со смыслом выражения, получаемого из формулы при подстановке в нее вместо всех вхожденийхпроизвольного имени, смыслом которого является этот концепт» (Там же. С. 348).
Для Р. Карнапа К. — это значение термина, относящегося к метаязыку, который говорит о семантической системе. По его определению, «термин "концепт" будет употребляться как общее обозначение для свойств, отношений и тому подобных объектов (включая индивидные концепты... и функции, но не суждения). Для этого термина особенно важно подчеркнуть то обстоятельство, что он не должен пониматься в психологическом смысле, т.е. как относящийся к процессу воображения, мышления, понимания и т.п.; он, скорее, должен пониматься как термин, который относится к чему-то объективному, находящемуся в природе и выражаемому в языке десигнатором, не имеющим формы предложения»(Карнап Р.Значение и необходимость. М., 1959. С. 55).
Послелингвистического поворота,осуществленного в философии в 1920-е, после различения Ф. Соссюром языка и речи, после возрождения неогумбольдтиантства начинается интенсивное обсуждение К. как специфической познавательной формы, его размежевание от понятия. Ж. Делёз и Ф. Гваттари снимают
проблему различия понятия и К. Все философы — от Платона до Бергсона, в том числе Гегель и Фейербах, — по их мнению, создавали К. К., согласно Делёзу и Гваттари, отсылает к миру возможного, принадлежит философии, где движение мысли к истине предполагает взаимообратимость: движение истины к мысли. Поскольку в основание постмодернистского философствования положен физический мир с вполне синергетической идеей хаоса и математический мир фрактальной геометрии, то естественно, что для представителей такой философии реальностью является возможностный мир. По Делёзу же и Гваттари, хаос преобладает над Космосом, при этом хаос нейтрален, он ни субъект, ни объект. Реальный мир рассматривается как поле опыта не относительно субъекта, а относительно «наличествования». Внутри этого наличествования есть творческие субъекты, деятельность которых направлена на устроение некоторого порядка внутри хаоса, превращая его в хаосмос. Философия в таком случае оказывается способом мгновенного схватывания чего-то, избавляющего от раздвоенности сознания из-за бесконечной текучести среды. Субъект формируется хаосом и К., который, как схватывание некоторого порядка, есть событие, целостность, и таких К. может быть множество — множество прорывов из хаоса. Но в силу изначальности хаоса снимается оппозиция речь— язык. Все оказывается погруженным в одну речевую стихию, и слабые выбросы из нее есть не грамматика языка, непременно связанная с предложениями, а философская грамматика, «говорящая фразами», из которых «не всегда извлекаются пропозиции» (Делёз Ж. и Гваттари Ф.Что такое философия? СПб., 1998. С. 36). Это речевое схватывание можно абсолютно оправданно называть К., которому нет оппозиции в понятии, ибо в мире возможностей, связанном с текучестью, нет места понятию, связывающему разнообразие субъектов в некое объективное единство. К. — это событие, а событие — это не понятие. «Приписываемая им противоречивость (манифестируемая в понятии) есть как раз результат их несовместимости, а не наоборот» (Делёз Ж.Логика смысла. М., 1995. С. 205).
Коммуникативная природа К. иконцепцийне позволяет описать их с помощью понятий интенциональной феноменологии, делающей акцент на направленности сознания на вещь и противопоставляющей предметное содержание мысли актам мысли. Поэтому анализ К. включает в себя не только отношение «своей» и «чужой» речи вдиалоге(М.М. Бахтин), но и новые варианты модификации феноменологии («респонсивная феноменология» Б. Вальденфельса), где отношениеДругого и Ястановится центральным, и новые вариантытрансцендентализма(трансцендентальная прагматика языка К.О. Апеля, которая исходит из значимости вопросов и ответов для аналитики сознания, из понимания знания как трехместного интенционального акта, опосредованного знаком и включенного в контекст понятийно-языкового взаимопонимания).
Поворот философии к коммуникативным познавательным структурам, к анализу познавательных форм в контексте коммуникационных актов встретил созвучие и в повороте лингвистики к исследованию речи, прагматических контекстов языка, к выявлению К. как смысловых единиц метаязыка (Н.Д. Арутюнова) и к выделению универсальных элементарных концептов(«семантических примитивов»),присущих всем естественным языкам (А. Вежбицка).
С.С. Неретина

Синонимы:
значение, смысл


  1. концептсодержание некоего понятия....Словарь практического психолога
  2. концептсодержание некоего понятия....Большая психологическая энциклопедия
  3. концептлат. conceptus мысль понятие содержание понятия то констатация неких свойств качеств какоголибо объекта явления процесса....Большая энциклопедия по психиатрии
  4. концептм. concetto centrale Итальянорусский словарь. Синонимы значение смысл...Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь
  5. концептсущ. муж. рода юр.концепт уem...Большой русско-украинский словарь
  6. концептСм. ПОНЯТИЕ ....Большой толковый социологический словарь II
  7. концептот лат. conceptus мысль понятие смысловое значение именизнака т. е. содержание понятия объем которого есть предмет денотатэтого имени напр. смысловое значение имени Лу...Большой энциклопедический словарь II
  8. концептКОНЦЕПТ от лат. conceptus мысль понятие смысловое значение имени знака т. е. содержание понятия объем которого есть предмет денотат этого имени напр. смысловое значени...Большой Энциклопедический словарь V
  9. концепту ч.i флос. Формулювання загальне поняття думка. зах. Вигадка фантазя....Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  10. концептзамысел проект изначальная идея логическое понятие в некоторых научных направлениях....Глобальная экономика. Энциклопедия
  11. концептконцепт у...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  12. концептКОНЦЕПТ а м. concept m. нем. Konzept ampLTлат. conceptio. Синонимы значение смысл...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  13. концептот позднелат. conceptus мысль представление понятие в античности накопление вод зачатие плод Одно из главных понятий концептуализма как направления в искусстве втор. по...Лексикон нонклассики
  14. концепткорень КОНЦЕПТ нулевое окончаниеОснова слова КОНЦЕПТВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой КОНЦЕПТ Слово Концепт содержит следующие морфемы или...Морфемный разбор слова по составу
  15. концептНачальная форма Концепт винительный падеж единственное число мужской род неодушевленное...Морфологический разбор существительных
  16. концептКОНЦЕПТ лат. conceptus понятие содержание понятия в отвлечении от языковой формы его выражения. К. актуализирует отраженную в понятии онтологическую его составляющую. Р...Новейший философский словарь
  17. концептлат. conceptus понятие содержание понятия в отвлечении от языковой формы его выражения. К. актуализирует отраженную в понятии онтологическую его составляющую. Р. Карнап...Новейший философский словарь II
  18. концептконцепт концепт а...Орфографический словарь
  19. концептu мu мн.u концепты Р.u концептов значение смысл...Орфографический словарь русского языка
  20. концептконцепт менник чоловчого роду...Орфографічний словник української мови
  21. концептот лат. conceptus мысль понятие смысловое значение имени знака т. е. содержание понятия объем которого есть предмет денотат этого имени напр. смысловое значение имени Лун...Политическая наука - Словарь-справочник
  22. концептКонцепт от лат.em conceptus мысль понятие смысловое значение имени знака т. е. содержание понятия объем которого есть предмет денотат этого имени напр. смысловое значение...Политология. Словарь.
  23. концептконцепт концепты концепта концептов концепту концептам концепт концепты концептом концептами концепте концептах...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  24. концептОрфографическая запись слова концепт Ударение в слове концепт Деление слова на слоги перенос слова концепт Фонетическая транскрипция слова концепт [канэпт] Характеристик...Полный фонетический разбор слов
  25. концептот лат. conzeptus мысль представление понятие формулировка умственный образ общая мысль....Прикладные аспекты современной психологии
  26. концептконцепт аСинонимы значение смысл...Русский орфографический словарь
  27. концептМ fls. konsept mumi anlay mumi tsvvr....Русско-азербайджанский словарь
  28. концептм.concept см. тж понятие гендерный концепт...Русско-английский психологический словарь
  29. концептконцепт м. филос.iconcept...Русско-английский словарь
  30. концептКанцэпт...Русско-белорусский словарь
  31. концептфилос.i канцэпт муж.i...Русско-белорусский словарь II
  32. концептконце Синонимы значение смысл...Русско-ивритский словарь
  33. концептым ой...Русско-казахский терминологический словарь «История»
  34. концептконцепт...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  35. концептСинонимы значение смысл...Русско-китайский словарь
  36. концептkoncept...Русско-чешский словарь
  37. концепт.strong kontsept.strong ldmiste...Русско-эстонский словарь
  38. концептконцептСинонимы значение смысл...Русское словесное ударение
  39. концептм.черновик черновой набросок изии из концепта перейти границы допустимого...Сербско-русский словарь
  40. концепттелега которая стоит за идеей или торговой маркой. Подо все нужен концепт!em Словарь бизнессленга компании Schwarzkopf Россия Синонимы значение смысл...Словарь бизнес-сленга
  41. концептКОНЦЕПТ лат. conceptum. План набросок сочинения проект договора понятие очерк. Словарь иностранных слов вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. КОНЦЕПТ [лат. conc...Словарь иностранных слов русского языка
  42. концептлат.u conceptus мысль понятие strong Смысловое содержание понятия объем которого есть предмет денотат этого понятия напр. смысловое значение понятия Венера древнеримская...Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
  43. концептот лат. conceptus понятие содержание понятия то же что и смысл. В семантической концепции Р. Карнапа между языковыми выражениями и соответствующими им денотатами т. е. ре...Словарь логики
  44. концептКОНЦЕПТ от лат. conceptus iпонятие содержание понятия то же что и смыслi. iВ семантической концепции Р. Карнапа между языковыми выражениями и соответствующими им денотат...Словарь по логике
  45. концептлат. conceptus понятие содержание понятия его смысловая наполненность в отвлечении от конкретноязыковой формы его выражения. Карнап поместил К. между языковыми высказыв...Словарь постмодернизма
  46. концептКОНЦЕПТ аem м.i. Лат. conceptus через пол. koncept.Мнение представление о чемл. замысел проект.Наши концепты или мнfontния. Кугорн . И надлежит вам в тfontх дfontйствиях...Словарь русского языка XVIII в
  47. концептконцепт сущ. колво синонимов значение смысл Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы значение смысл...Словарь синонимов II
  48. концептот лат. conceptus схватывание смысл. Концепт формируется речью а не языком он субъективен по своей природе в отличие например от понятия и отражает акт индивидуального ...Словарь-справочник по философии
  49. концептДотеп дотепний вислв винахдливсть проект замисел задум думка...Словник застарілих та маловживаних слів
  50. концептконцепт ч. лат. думка поняття . В логц смисл знака мен. . флос. Формулювання загальне поняття думка. . Вигадка фантазя....Словник іншомовних слів
  51. концептконцепт вд лат. conceptus думка поняття . В логц смисл знака мен. . Загальна думка формулювання....Словник іншомовних слів Мельничука
  52. концептВИГАДКАstrong те що створене в уяв чого нема й не було в дйсност ВИДУМКАstrong ВИГАДstrong рдше ВИМИСЕЛstrong ВИТВКАstrong ФАНТАЗЯstrong ФАНТАСТИКАstrong НЕБИЛИЦЯstrong Н...Словник синонімів української мови
  53. концептлат. conceptusem думка поняття термн уведений для пояснення процесв мислення повязаний з одиницями ментальних або психчних ресурсв людсько свдомост оперативна одиниця ...Словник термінів міжкультурної комунікації
  54. конце́птКОНЦЕПТ у ч. . флос. Формулювання загальне поняття думка. . зах. Вигадка фантазя. Значить я арештований запитав я. Арештований! скрикнув вн немов переполошений. Що с...Словник української мови в 11 томах
  55. концептКОНЦЕПТ ч. род. у книжн. Вдносно стала нформацйнокогнтивна сутнсть яка носм або концентратором смислв певного дискурсу або певно системи знань формулювання загальне поня...Словник української мови у 20 томах
  56. концептКОНЦЕПТ от лат . conceptus мысль понятие смысловое значение имени знака т. е. содержание понятия объем которого есть предмет денотат этого имени напр. смысловое значени...Современный энциклопедический словарь
  57. концептлат. conceptus понятие содержание понятия его смысловая наполненность в отвлечении от конкретноязыковой формы его выражения. Карнап поместил К. между языковыми высказыван...Социологическая энциклопедия
  58. концептодин из наиболее популярных и наименее однозначно дефинируемых терминов совр. лингвистики. Он связан прежде всего с антропоцентрической парадигмой языкознания и когнитивн...Стилистический энциклопедический словарь русского языка
  59. концептКонцепт concept элемент мышления образованный уникальным набором необходимых характеристик.[ГОСТ ISO . Системы промышленной автоматизации и интеграция. Открытые техничес...Терминологический словарь автоматизации строительства и производственных процессов
  60. концептсодержание понятия мысль представление.Синонимы значение смысл...Толковый переводоведческий словарь
  61. концептКОНЦЕПТ концепта м. латин. conceptum филос. общее понятие общее представление....Толковый словарь русского языка II
  62. концепту ч. флос. Формулювання загальне поняття думка. зах. Вигадка фантазя....Толковый словарь украинского языка
  63. концептУдарение в слове концептУдарение падает на букву еБезударные гласные в слове концепт...Ударение и правописание
  64. концептфлос.concept idea...Українсько-англійський словник
  65. концепт[koncept]...Українсько-польський словник
  66. концептRzeczownik концепт m koncept m...Универсальный русско-польский словарь
  67. концептлат. conceptus собрание восприятие concipere зачинать идея общее представление сгусток культуры в сознании человека Ю.С.Степанов формируется речью сохраняет индивидуал...Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  68. концептКОНЦЕПТ от лат.em conceptusem содержание понятия. см. Смысл. dd Философский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия.Гл. редакция Л. Ф. Ильичв П. Н. Федосеев...Философская энциклопедия
  69. концептлат. conceptus понятие формулировка умственный образ общая мысль понятие Концептуализм в логической семантике смысл имени....Философский энциклопедический словарь
  70. концептКОНЦЕПТ вд лат. conceptus поняття Термн середньовчно схоластично флософ логки що позначав загальне в одиничних предметах на основ якого виника поняття виражене словом...Філософський енциклопедичний словник
  71. концептконцепт концепты концепта концептов концепту концептам концепт концепты концептом концептами концепте концептах Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализн...Формы слова
  72. концептТнк Ток Тон Пот Понт Пеон Пек Топ Цент Цеп Опт Нтц Кот Копт Концепт Конец Кон Кноп Кетон Кен Енот Цепко Нок Нпо Нто Отек Отец Отцеп Оцет Потек...Электронный словарь анаграмм русского языка
  73. концептКонцепт от позднелат. conceptus мысль представление понятие в античности накопление вод зачатие плод Одно из главных понятий концептуализма как направления в искусстве ...Энциклопедия культурологии
  74. концепт. см. ПОНЯТИЕ. Antinazi.Энциклопедия социологии Синонимы значение смысл...Энциклопедия социологии