Энциклопедия эпистемологии и философии науки

КОГНИТИВИЗМ И НОНКОГНИТИВИЗМ

КОГНИТИВИЗМ И НОНКОГНИТИВИЗМ— 1 ) Ваналитической этике,или метаэтике, термином «К.» (англ. cognitivism, от лат. cognitio — знание, познание) обозначают точку зрения, согласно которой моральные (оценочные и императивные) высказывания суть обычные когнитивные суждения, поддающиеся верификации и обладающие истинностным значением. Поскольку референтность моральных высказываний непосредственно не очевидна, сторонники К. нередко делают оговорку: моральные оценки и императивы сами по себе не описывают никаких «моральных фактов», но они могут быть редуцированы к описаниям такого рода, т. е. их можно соответствующим образом интерпретировать и переформулировать, заменив идентичными по смыслу когнитивными суждениями. Напр., высказывание «Такой-то поступок морально добр» не является констатацией наличия в этом поступке некоего специфического свойства «доброты», однако у этого утверждения все же имеется свой референт, а именно — те свойства поступка, которые вызывают у говорящего моральное одобрение. Наиболее видные фигуры, представляющие данное течение, — Дж. Э. Мур, Р. Бойд, УД. Росс и др.
Современный этический К. представляет собою частный случай более общей методологической позиции, которая сложилась задолго до появленияаналитической этикии наиболее отчетливо прослеживается в «гносеоцентристской» философии Нового времени (от Декарта до Канта). Эта позиция, обычно не рефлектированная самими ее носителями, проявляется в редукции сознания (духа, психики) к познанию, в истолковании всех духовных интенций, включая цели, интересы, нормы, оценки, мотивы и пр., как когнитивных феноменов, которые могут быть осмыслены в терминах той или иной эпистемологической теории. Соответственно, различные этические, эстетические, правовые, политические и другие ценностные учения и концепции трактовались как эмпирические или теоретические, априорные или апостериорные, рационалистические или иррационалистические и т.п.
Когнитивизму противостоит Н., концептуально оформившийся лишь в середине 20 в.также в рамках аналитической этики. Эта концепция отстаивает особый, непознавательный статус моральных (и других ценностных) высказываний, полную или частичную неприменимость к ним теоретико-познавательных схем и подходов. На протяжении нескольких десятилетий (20—60-е гг. 20 в.) наиболее влиятельной нонкогнитивистской теорией был эмотивизм, или экспрессивизм (А. Айер, Ч. Стивенсон), согласно которому основная функция ценностных высказываний — не передача информации, а выражение эмоций. Другая теория, идущая в целом в русле Н., но отвергающая эмотивистскую трактовку языка морали, — прескриптивизм ( Р. Хэар), основная идея которого состоит в том, что все моральные термины и высказывания носят предписывающий характер и потому не поверяемы на истину и ложь. Н. в последние годы разрабатывается и как общая методологическая концепция, противостоящая названной выше расширительной трактовке К.
2) В философии сознания и в так называемых когнитивных науках термином «К.» именуют теоретико-ин-
формационную (или компьютерную) интерпретацию человеческого сознания; согласно этому толкованию, сознание представляет собой функцию мозга как особой системы или устройства, перерабатывающего информацию.
Л.В. Максимов
Лит.:Баксанский О.Е.Когнитивные науки: междисциплинарный подход. М., 2003;Максимов Л.В.Когнитивизм как парадигма гуманитарно-философской мысли. М., 2003;Deigh .Cognitivism in the theory of emotions // Ethics. An International Journal of Social, Political, and Legal Philosophy. V. 104 (4). The University of Chicago Press, 1994;Green Ch.D.Where Did the Word «Cognitive» Come From Any way? // Canadian Psychology. 1996. № 37.