Энциклопедия эпистемологии и философии науки

КВАЛИТАТИВИЗМ

КВАЛИТАТИВИЗМ(от лат. qualitas — качество) — характеристика особого типазнания,отличительной чертой которого выступает отсутствие редукции чувственно воспринимаемых качеств явлений обыденного опыта к механо-структурным и количественно определимым факторам, выдвигаемым для их объяснения.
К. имеет предпосылки в мифологическом мышлении, развивается в античности, транслируясь и модифицируясь в последующие эпохи, причемнаучная революция17 в.не уничтожает, а лишь маргинализирует этот, тип знания типичный для ранних периодов развитияестествознания,вытесняя его из легитимизированного ею нового знания на его натурфилософскую и оккультную периферию. Близкими по смыслу к термину «К.» служат такие словосочетания, как «качественная физика» (В.П. Зубов), «качественная теория» (С. Самбурский), «теория качества» (Э. Мейерсон), смысл которых можно обобщить выражением «качественное знание». К. характеризуется повышенным, по сравнению с категориейколичества,онтологическим статусом, резервируемым за категориейкачествав структуре «качественного знания».
В истории философии термин «К.» был использован Л. Робэном для характеристики науки Аристотеля, якобы однозначно делающего шаг назад от Платона к традиции софистов и риторов и тем самым ориентирующего знание исключительно на «вербализм»силлогистикии приспособленную к ней онтологию «сущностей». Однако на самом деле К. Аристотеля отнюдь не исчерпывается этим его видом, выступая как сложная гетерогенная система, объединяющая три существенно разнящихся друг от друга вида К., каждый из которых определяется тем, каким образом истолковывается качество в разных частях системы Стагирита (метафизико-эйдетический — физико-эйдетический — физико-динамический К.). Общими признаками всех указанных видов К. Аристотеля выступает их противопоставленностьмеханицизму,действие принципа противоположностей, или бинарных оппозиций, универсальность концептуального аппарата, связывающего К. в целом с другими характеристиками науки Аристотеля.
Ограниченность К. как познавательной программы выявляют присущие ему логические противоречия, обнаруживаемые при попытке придать ему статус строгогообъяснения,строящегося по классической модели механицистского детерминизма. Поэтому, когда в 17 в. умозрительная и феноменолого-оперативная установка познания сменяется аналитико-вычислительной и механо-конструктивистской, то происходит «моральный износ» квалитативистской парадигмы, что, однако, не уменьшает актуальности изучения К. для решения сложных проблем современной науки и философии.
См.Качество и количество
В.П. Визгин
Лит.:Мейерсон Э.Тождественность и действительность. Спб., 1912;Зубов В.П.Аристотель. М., 1963;Визгин В.П.Генезис и структура квалитативизма Аристотеля. М., 1982;Его же.К анализу квалитативистского типа рациональности: случай Аристотеля // Историко-философский ежегодник. 1996—1997. М., 1998;Robin L.Aristote. P., 1944;Sambursky S.The Physical World of the Late Antiquity. L., 1964.

  1. квалитативизмКВАЛИТАТИВИЗМ характеристика особого типа знания отличительной чертой которого выступает отсутствие редукции чувственно воспринимаемых качеств явлений обыденного опыта к...Философская энциклопедия