Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ

ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ— общность структур психики, мыследеятельности, опыта и результатов познания различных субъектов, обеспечивающая возможность взаимопонимания и социокультурной личностной идентификации.
Понятие «И.» в новоевропейской философии восходит к классическомутрансцендентализму( Р. Декарт, И. Кант, Г. Фихте), полагавшему «всеобщего субъекта» с его универсальными формами познания и чистыми идеями — проводникамиабсолютной истины.Различия между индивидуальными субъектами снимались в этой всеобщности. С ослаблением позиций трансцендентализма И. стала рассматриваться как сходство (структурное подобие) индивидуальных сознаний, благодаря которому реализуется коллективный и всеобщий опыт человечества. И. принималась за формуобъективациивнешнего мира в актахкоммуникацииивзаимодействиясубъектов. Обратившись к этим актам, гносеология, а вслед за ней социальная философия, философская антропология и специальные науки о человеке и обществе, стали перед принципиальным затруднением, свойственным движению мысли от частного к всеобщему: никакое множество сведений о конкретных познавательных, практических и коммуникативных ситуациях не гарантирует универсальныхобобщений;следовательно, вопрос об И. не имеет универсального ответа, а распадается на множество частных, не всегда связанных между собой проблем и подходов к их решению.
На преодоление подобного плюрализма направлена философия Э. Гуссерля, перенесшего идеи трансцендентализма на почвуфеноменологии.Множественность субъектов полагается им атрибутивной характеристикой самой структуры сознания, тем самым трансцендентальная субъективность приравнивается трансцендентальной И. Мыслить Другого не только как объект мира, но и как субъекта, воспринимающего тот же мир, а также Меня как Другого, — условие самоидентификации трансцендентально-феноменологическогоЯ.Субъект узнает себя в Другом и Другого — в себе («узнавание» раскрывается Гуссерлем в понятиях «интенциональности», «аналогизирующей аппрезентации» или ассоциативного осознания сходства «моего» тела и тела «другого», и т.п.) — и это ведет к формированию «жизненного мира», в котором и совершаются акты коммуникации, требующие взаимопонимания и самоидентификации их участников. И., по Гуссерлю, не возникает в этих актах, а предшествует им; именно благодаря ей эти акты возможны; она служит гарантией того, что «субъективные реальности» постижимы: мы способны, в принципе, понять (по крайней мере, некоторые) цели, смыслы и интенции других людей; мир «моего» сознания является общим обиталищем человечества.
С этой идеей Гуссерля перекликаются: концепция И. у М. Шелера (сфера «сверхличных» переживаний(Мы)является предданой по отношению к сфереЯ,которая выделяется из фона универсального сознания в процессе становления личности), выводы Л. Леви-Брюля о «коллективистском» характер первобытного мышления, теория «коллективных представлений» Э. Дюркгейма, психоаналитические концепции «коллективного бессознательного» (К. Юнг и др.).
Атрибутивность И. по отношению к трансцендентальномуЯвызвало сомнение у ряда критиков, усмотревших в этом противоречие с самой идеей трансцендентальной редукции, корневой в философии Гуссерля ( X. Ортега-и-Гасет, Х. - Г. Гадамер, К. Хельд). Отталкиваясь от этой критики, А. Шюц пришел к выводу, что И. является характеристикой обыденной сферы «жизненного мира», в которой индивиды сохраняют нередуцируемую«естественную установку»на общность этого мира для них. Это открывает перспективу феноменологической, или «понимающей», социологии, исследующей интерсубъективные формы поведения и сознания, образующиеся как результат интерпретации личного опыта, полученного в социальном общении.
Трансцендентализм неприемлем для философии, полагающей уникальность и одиночество экзистенции (Ж.-П. Сартр); И. для такой философии выступает в «превращенной форме» — как общая судьба, вовлекающая индивидуальные сознания в бесконечный и неразрешимый конфликт, обнажающий трагедию духа, естественное стремление которого к свободе опровергается ее фатальной недостижимостью.
Между полюсами трансцендентализма, отыскивающего универсальные основания И., и антитрансцендентализма, отвергающего возможность таких оснований, располагаются концепции, рассматривающие И. как общее название различных условий человеческой общности — в сфере языка, художественного творчества и эстетического восприятия, социальной психологии, межличностных и групповых коммуникациях и т.д. Выяснение этих условий происходит в рамках специальных — гуманитарных и обществоведческих — дисциплин (таких как психоанализ, социолингвистика, феноменологическая социология), а также в дисциплинах, которые обнаруживают тенденцию к отпочкованию от философии — в общей методологии и философии науки, семантике, прагматике, биоэтике и т.п.
Напр., И. называют одной из важнейших характеристик научной рациональности. К. Поппер отмечал, что «научная объективность может быть определена как интерсубъективность научного метода», т.е. как результат постоянной и взаимной рациональной критики, которой характеризуются отношения ученых(Поппер К.Открытое общество и его враги. М., 1992. Т. 2. С. 251). «Логические позитивисты» (Р. Карнап и др.) обосновывали существование «эмпирического базиса» единой науки возможностью интерсубъективной верификации «вещного языка» физикализма. Некоторые последователи Л. Витгенштейна называют интерсубъективностью выполнение «правил языковых игр», обеспечивающее равенство всех их участников и корректировку их поведения (включая и исследовательскую деятельность научных сообществ) (С. Тулмин). Этим термином иногда заменяют само понятиерациональности(К. Хюбнер). К нему прибегают, когда анализируют процессы рациональной коммуникации ( Ю. Хабермас), характеристики «коммуникативных» и «языковых» сообществ (К.-О. Апель, Я. Хинтикка), психоаналитические аспекты формирования личностных контекстов в социальном общении ( Р. Столороу, Б. Брандшафт, Д. Атвуд).
См. такжеДругие сознания, Другой и Я.
В.Н. Порус

  1. интерсубъективностьфакт множественности субъектов выступающий основой их общности и коммуникации структура субъекта через интенциональность раскрывающая существование и опыт другого Я. В ан...Аналитическая философия
  2. интерсубъективностьсостояние при кром люди получают возможность взаимодействовать на основе согласования своих представлений и ожиданий с представлениями и ожиданиями других....Большой толковый социологический словарь II
  3. интерсубъективностьособая общность между познающими субъектами условие взаимодействия и передачи знания или значимости опыта познания одного для другого. Вплоть до в. гарантией достовернос...История философии
  4. интерсубъективностьИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬstrongособая общность между познающими субъектами условие взаимодействия и передачи знания или значимости опыта познания одного для другого. Вплоть до...История философии II
  5. интерсубъективностьструктура индивидуального сознания отвечающая факту существования других индивидов. И. разрабатывалась в феноменологически ориентированных социальных теориях с целью прео...Новая философская энциклопедия
  6. интерсубъективностьИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ особая общность между познающими субъектами условие взаимодействия и передачи знания или значимости опыта познания одного для другого. Вплоть до в....Новейший философский словарь
  7. интерсубъективностьособая общность между познающими субъектами условие взаимодействия и передачи знания или значимости опыта познания одного для другого. Вплоть до в. гарантией достоверно...Новейший философский словарь II
  8. интерсубъективностьсостояние при кром люди получают возможность взаимодействовать на основе согласования своих представлений и ожиданий с представлениями и ожиданиями других....Российская социологическая энциклопедия
  9. интерсубъективностьж....Русско-английский психологический словарь
  10. интерсубъективностьинтерсубъективность сущ. колво синонимов повседневность Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. ....Словарь синонимов II
  11. интерсубъективностьсвойство опыта о мире различных субъектов связанное с объективностью независимостью этого опыта от личностных особенностей и ситуаций. Проблема И. возникает как попытка о...Современная западная философия
  12. интерсубъективностьINTERSUBJECTIVITY Отправным моментом многих социологических теорий является опыт отдельного субъекта. Теория такого рода должна объяснять каким образом индивиды оказывают...Социологический словарь
  13. интерсубъективностьот лат. между субъектами структура индивидуального сознания отвечающая факту существования других индивидов особая общность между познающими субъектами условие взаимодейс...Тематический философский словарь
  14. интерсубъективностьвзаимоотношения возникающие между субъектами как результат конституирующей деятельности сознания в значительной степени протекающей анонимно Оцените определение Отличное...Феноменологическая философия науки - критический анализ
  15. интерсубъективностьобщезначимость консенсуальное явное или неявное согласие среди субъектов познания относительно принятия различных когнитивных решений понимания значения и смысла конкретн...Философия науки
  16. интерсубъективностьот лат. между субъектами согласие явное или неявное среди субъектов познания относительно принятия различных когнитивных решений консенсус в научном сообществе особая об...Философия науки и техники
  17. интерсубъективностьмежсубъектность характеристика опыта взаимодействующих субъектов обретающая черты объективности независимости этого опыта от индивидуальных особенностей и ситуации....Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
  18. интерсубъективностьИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ независимость употребления и понимания языковых выражений от лиц и обстоятельств. Принято говорить об И. языка И. понятий И. знания И. подтверждения ...Философская энциклопедия
  19. интерсубъективностьот лат. inter между понятие введенное в ряде совр. идеалистич. теорий познания и в особенности в неопозитивизме для обозначения независимости суждений науки от отд. инд...Философская Энциклопедия (в 5 томах)
  20. интерсубъективностьот лат. inter между subjectus лежащий в основе понятие разраюбтанное в феноменлогии Э Гуссерля и призванное замениить понятие объективной реальности устраняемое вмест...Философские категории
  21. интерсубъективностьИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ особая общность между познающими субъектами условие взаимодействия и передачи знания или значимости опыта познания одного для другого. Вплоть до в....Энциклопедия История философии