Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ИННОВАЦИИ

ИННОВАЦИИ(от лат. in — внутри и novatio — обновление, изменение) — предметы, создаваемые или истолковываемые как новые сущности (реальности). До Нового времени творение нового считалось прерогативой одного Бога. Создание новых вещей (механизмов) понималось в плане подражания Творцу или «выявления в материале» уже существующего идеального образца. В эпоху Возрождения человек пытается взять на себя божественные прерогативы, полагая, что он может творить и себя, и природу. Гуманист Марсилио Фичино писал, что если бы у человека были подходящие материалы, он мог бы создать сами планеты. Развитие естествознания и инженерии подкрепило претензии человека Нового времени, в связи с чем убеждение, что человек может создавать и творить новое, становится повсеместным. Во второй половине 20 в. эта точка зрения была скорректирована. Стало понятным, что хотя новое действительно создается, тем не менее существуют различные предпосылки и условия (социокультурные, институциональные, организационные и др.), которые готовят почву как для нововведений, так и для принятия и распространения И.
Вэпистемологиисуществуют два разных взгляда намышление.Согласно первой точке зрения, мышление является творческим процессом, причем таким, в котором мысль рождается каждый раз заново, и эта мысль всегда — новая мысль. Из современных философов ее отстаивают, напр., М. Хайдеггер, М. Фуко, М. Мамардашвили, А. Пузырей. Они постоянно подчеркивают, что мышление — это процесс, делающий невозможным старую мысль; и наоборот: это определенная возможность мыслить иначе, чем прежде. Напротив, начиная с Аристотеля, большинство философов подчеркивали в мышлении роль правил и других нормативных установлений, т. е. считали мышлением только те структуры, которые на любом материале, как бы он ни менялся, воспроизводятся в неизменном виде.В этом смысле, если бы Аристотель полемизировал, напр., с Фуко, то он сформулировал бы следующий контртезис: подлинная мысль никогда не меняется, поскольку — это всего лишь вариация на предметном материале неизменной системы логических правил и норм. Указанная дилемма (мышление — это И. или традиция) разрешается, если учесть, что есть периоды и задачи, требующие нормирования в отношении мышления и следования этим нормам; но есть и др. (становление новой культуры, решение принципиально новых задач и другие), когда эффективна только новая мысль, порывающая со старой мыслительной традицией.
В.М. Розин
И. — акты нововведений и изменений в культуре (науке, технике и искусстве), которые противостоят следованию образцам поведения и деятельности, связаны с различными скоростями их распространения как внутри определенной культуры, так и за ее пределами, приводя к формированию длительных процессов трансформации культурных образцов, способов жизнедеятельности и стилей культуры.
Это широкое и неоперациональное определение И. было распространенно на первых этапах развития культурной и социальной антропологии при изучении культурных процессов (напр., у X. Барнета:Barnett H.Innovation: The Basis of Cultural Change. N.Y., 1963), где И. — базис культурных процессов. Поэтому И. противопоставляются сложившимся традициям и образцам (паттернам) и определяются как то, что выходит за рамки традиции и обычая, за рамки традиционного социального действия в типологии М. Вебера. Итак, первая оппозиция при изучении И. — оппозиция инновации/традиции.
При анализе экономического поведения, прежде всего потребителей, акцент был сделан на психологическое восприятие индивидом и малыми группами тех или иных новых идей, форм деятельности и товаров, на изучение неудовлетворенности потребителями существующим кругом товаров и услуг, на выявление детерминант этой неудовлетворенности, фрустраций, неудовлетворенных потребностей и ожиданий(Rogers Е., Shumacher F.Communications of Innovations. N.Y., 1971). Психологизм в интерпретации мотивов и причин поведения потребителей хотя и привел к выявлению связей динамики И. с циклами конъюнктуры, однако превратил И. в социально-психологический феномен. Этот подход, сохранившийся и в наши дни, сменился социологическим подходом. Начиная с Р. Мертона, И. рассматривается как такая форма индивидуального и группового поведения, с помощью которой отдельный человек или группа достигают социально признанной цели средствами, еще не институциализированными в обществе. Тем самым исходной стала оппозиция инновация/институциализация. Инновационное поведение определяется как поведение, использующее средства, не получившие статуса социально признанного института. Правда, в рамках структурно-функционального подхода в социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон) анализ того, в какой мере поведение, отклоняющееся от сложившихся и социально признанных норм, будет творческим и инновационным, а в какой разрушительным и анемическим, выносится за скобки. В философии и социологии науки в 60—70-е гг. 20 в. произошел поворот к исследованию роста научного знания, типов его концептуальных и методологических изменений. Социологическое изучениенаучных революций,проведенное Т. Куном, связано с введением таких понятий, как«научное сообщество»и«парадигма»,с противопоставлением «нормальной науки», в которой движение науки следует теории, принятой в качестве парадигмы, и революционного изменения, обусловленного «переключением» парадигмы. Поворот к истории науки привел не только к критике противопоставления И. и парадигмы у Т. Куна, но и к уяснению более широкого класса научных И.: научных открытий (Н.Р. Хэнсон), предположений и опровержений (К. Поппер), концептуальных инициатив и изменений (С. Тулмин), позитивного и негативного сдвига исследовательской программы (И. Лакатос), решения проблем (Л. Лаудан) и др. Одновременно с анализом типов научных И. проводится исследование процессов социального отбора И. и их трансплантации в исследовательскую программу, в исследовательскую область и в научную дисциплину. Исходным становится отношение между когнитивной традицией, И. и институциализацией, т.е. социальным признанием И.; причем проводится различие между двумя видами институциализации — социальной и когнитивной ( Р. Уитли, К. Кнорр-Цетина), дифференцирующейся внутри исследовательской области и научной дисциплины. Тем самым исследования И. включают в себя ряд направлений — от психологии инновационного поведения до психологии творчества, от типологии научных И. до социологии малых групп, принимающих ту или иную И. в качестве образца поведения и деятельности, отфилософии наукидо изучения «отдельных случаев»(ситуационные исследования).
АЛ. Огурцов

  1. инновацииот лат. innovo обновлять нововведения в сфере производства и услуг изобретения новые технологии методы организации труда и пр. внедряемые с целью повышения эффективност...Большая актуальная политическая энциклопедия
  2. инновациилюбые изменения нововведения в товарах и услугах технологиях и факторах производства....Глоссарий по книге Микроэкономика
  3. инновациисоздаваемые осваиваемые новые или усовершенствованные технологии виды товарной продукции или услуг а также организационнотехнические решения производственного администрат...Капитал. Энциклопедический словарь
  4. инновацииInnovation практическое воплощение идей в новую продукцию услуги образовательные программы процессы системы и социальное взаимодействие....Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования
  5. инновацииноваторские исследования и разработки изменения в стиле работы компании в целях создания более выгодных условий для своих клиентов разработка новых товаров или услуг на...Медиаэкономика зарубежных стран
  6. инновациивнедрение новых форм организации труда и управления охватывающее не только отдельные предприятия но и их совокупность отрасль. Наиболее широко инновации применяются в аме...Менеджмент, маркетинг и экономика образования
  7. инновациикорень ИН корень НОВ суффикс АЦИ окончание И Основа слова ИННОВАЦИВычисленный способ образования слова Суффиксальный ИН НОВ АЦИ И Слово Инновации содержит след...Морфемный разбор слова по составу
  8. инновациипроцесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства....Основы менеджмента
  9. инновациирезультаты инновационной деятельности в любой сфере жизнедеятельности человека направленные на улучшение традиционных обновленных или новых потребностей существующих либо...Продовольственная безопасность, термины и понятия. Энциклопедический справочник
  10. инновации. Побеги цветковых растенийпреимущественно травянистыхразвивающиеся в начале нового вегетационного периода из почек возобновления. Новые боковые ветви у верхоплодных мхов...Словарь ботанических терминов
  11. инновацииИнновации процесс постоянного обновления во всех сферах предпринимательства....Словарь терминов антикризисного управления
  12. инновациинововведения в области техники технологии организации труда и управления основанные на использовании достижений науки и передового опыта а также использование этих новшес...Современный экономический словарь. 2-е изд
  13. инновацииИННОВАЦИИ нововведения принимаемые в контексте общей тенденции вытеснения традиционных архаичных и кустарных форм деятельности рационально организованными.Инновационная ...Философская энциклопедия
  14. инновацииИННОВАЦИИ нововведения в области техники технологии организации труда и управления основанные на использовании достижений науки и передового опыта а также использование э...Экономический словарь
  15. инновацииИННОВАЦИИ механизм формирования новых технологий и новых моделей поведения крые создают предпосылки для социокультурных изменений. Способность обва к адаптации края делае...Энциклопедия культурологии
  16. инновацииИННОВАЦИИ механизм формирования новых технологий и новых моделей поведения крые создают предпосылки для социокультурных изменений. Способность обва к адаптации края дела...Энциклопедия Культурология XX век