Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ДИАЛОГ ФИЛОСОФСКИЙ

ДИАЛОГ ФИЛОСОФСКИЙ.— 1. Реальное обсуждение философской проблемы. 2. Особый тип философского произведения, автор которого излагает свои идеи в формедиалогасо своими оппонентами или учениками.
1. Различают два типа Д. ф.: диалоги специалистов по обсуждаемой проблеме и диалоги учителей с учениками. Диалоги первого типа не отличаются от обычных научныхдискуссий.Спецификой, заслуживающей особого анализа, обладает Д. ф. как метод обучения. Он применим к довольно узкому классу философских вопросов-тем, смысл которых доступен уже обыденному сознанию и решение которых также первоначально осуществляется на обыденном уровне: об истине, благе, свободе и т.д.Но это коренные философские вопросы. Именно их понятность и кажущаяся легкость их решения позволяют использовать диалог как метод обучения философии: начинают с тех знаний, которыми обучаемый уже располагает, а затем, за счет их «саморазвития», поднимают его к профессиональному решению проблемы. Вот образец такого диалога:
«Признаем мы, что существует справедливое само по себе или не признаем?
— Ну, разумеется, признаем, клянусь Зевсом.
— А прекрасное и доброе?
— Конечно.
— А тебе случалось хоть раз видеть что-нибудь подобное воочию?... Так как же, самое истинное в них мы обнаруживаем с помощью тела?» (Платон.Федон. 65d // Соч.: В 3-х т. М., 1970. Т. 2. С. 23—24).
Платоновский Сократ называет этот метод майевтикой, повивальным искусством, помогающим собеседнику «родить истину», в которой сам он «уже неплоден». В действительности майевтический диалог и его ядро — ли-вопросы — это не способ рождения истины, а метод передачи уже готового знания от одного лица к другому.
Именно в разработке этого метода Платон и Аристотель видели задачудиалектики,которую они понимали как теорию диалога: «Установить, в каком порядке и как задавать вопросы — это задача одного лишь диалектика, ибо все это обращено к другому лицу; философа же, т.е. ведущего исследование для самого себя, это нисколько не занимает» (Аристотель.Топика. 155 b // Соч.: В 4 т. М., 1978. Т. 2.).
По мере развития философии посылками обучения все чаще становятся результаты профессионального философскогоисследования,а возможности диалога как метода передачи знаний от учителя к ученикам резко сокращаются. Но этим не перечеркивается выдающаяся роль майевтического диалога как метода обучения философии. В 20 в. он возродился в новом философском направлении — в философии для детей. Здесь ставится задача, исходя из знаний, которыми дети уже обладают, и, используя современные педагогические технологии, привести их к «самостоятельному» открытию философских истин.
2. Все сказанное о обучающем диалоге относится и к Д. ф. как литературному жанру. Он зародился в индуизме и достиг классической формы в ранних произведениях Платона. В более поздних его работах он практически не встречается, а у Аристотеля отсутствует совсем. В последующей истории философии он применяется лишь спорадически, а с конца 19 в. практически не используется. Одно из немногих исключений — книга И. Лакатоса «Доказательства и опровержения» (М., 1967), где в основном тексте полемизируют вымышленные персонажи, а в примечаниях приведена реальная история проблемы.
Г.Д. Левин

  1. диалог философскийДИАЛОГ ФИЛОСОФСКИЙ ДИАЛОГ ФИЛОСОФСКИЙ особый вид философской литературы раскрывающий философскую тему в инсценируемой беседе нескольких лиц. Основные его типы исследоват...Философская энциклопедия