Энциклопедия эпистемологии и философии науки

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ

АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ(от лат. abstracts — отвлеченный и concretus — густой, уплотненный) — философские категории, устанавливающие связь и единство между расчлененностью и целостностью предмета познания. В эмпирической традиции А. как отвлеченное понятие обычно противопоставлялось К. в форме реальности, данной в чувственном созерцании. Такое представление имеет свои корни в традиционном познании, поскольку А. отвлекается от всей сложности и многосторонности конкретной эмпирической действительности и поэтому никогда не может отобразить ее во всей полноте и целостности. Но при таком подходе происходит умаление и недооценка роли теоретического мышления как неспособного постичь К. Против такого понимания отношения между А. и К., при котором А. рассматривается как некоторое общее представление, а К. сводится к чувственному восприятию действительности, выступила диалектическая философия. Гегель подчеркивал, чтомышлениене сводится к образованию абстрактно-всеобщих понятий, отвлеченных от К., т. е. рассудочных определений, а создает К., являющееся понятиями разума. Однако для Гегеля как объективного идеалиста понятия разума возникают в результате самостоятельного развития абсолютного духа, а поэтому не имеют какой-либо связи с реальным объективным миром.
К. Маркс, отвергая идеалистическую интерпретацию категорий А. и К., рассматривает их, как и Гегель, в диалектической взаимосвязи, а достижение конкретного знания — как процессвосхождения от А. к К.,которое приводит к более полному, глубокому и целостному познанию действительности. Если категория А. выражает неполноту, односторонность и отвлеченность воспроизведения предмета в мышлении, то К. стремится воспроизвести его в достижимой полноте и целостности. В противоположность Гегелю, Маркс указывает, что «метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь тот способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его как духовно-конкретное.Однако это ни в коем случае не есть процесс возникновения самого конкретного». На аналитической стадииисследованиясоздаются отдельныеабстракции,возникают определенныепонятияисужденияв формегипотез, законов,которые на синтетической стадии объединяются в теоретические системы, концепции инаучные дисциплины.С современной системной точки зрения метод восхождения от А. к К. представляет собой способ построения системного теоретического знания, в котором отдельные его элементы — понятия, суждения, законы и даже теории объединяются в единую, целостную систему с помощью разных форм логических взаимосвязей. Все понятия в такой системе определяются посредством логических правилопределения,а все утверждения и факты выводятся как логические следствия из небольшого числа аксиом, основных законов и принципов. Типичным примером такой системы является научная теория.
Восхождение от абстрактного к конкретному знанию достигается путем построения все более полных теоретических систем, в котором решающая роль принадлежит новым понятиям, законам и принципам, отображающим существенные связи и отношения изучаемой действительности. Все эти элементы будущего системного знания создаются на аналитической стадии исследования, но до времени остаются отдельными абстрактными знаниями, не связанными друг с другом определенными логическими отношениями. Переход к конкретному знанию означает установление логических взаимосвязей между ними и возникновение нового целостного, системного знания об исследуемой действительности. «Конкретное, — пишет Маркс, — потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного». Эта идея о К. как единстве многообразного находит свое точное воплощение в современном системном методе построения теоретического знания.
Г.И. Рузавин
Лит.:Ильенков Э.В.Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М, 1960;Швырёв В. С.Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

  1. абстрактное и конкретноеАБСТРАКТНОЕ и КОНКРЕТНОЕ философские категории обозначающие ступени познания действительности выраженные в гносеологическом законе восхождения от А. к К. А. лат. abstract...Новейший философский словарь
  2. абстрактное и конкретноеф.п. абстрактл жне натылы...Орысша-қазақша салааралық терминологиялық сөздік
  3. абстрактное и конкретноеабстрактл жне натылы...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  4. абстрактное и конкретноев конфликтах от лат. abstrahere отвлекать и concrete срастаться . А. обычно противопоставляется К. как мысль содержание которой отвлечено абстрагировано от К. как дейст...Словарь конфликтолога
  5. абстрактное и конкретноефилософские категории обозначающие ступени познания действительности выраженные в гносеологическом законе восхождения от А. к К. А. лат. abstractio отвлечение удаление мы...Социологическая энциклопедия
  6. абстрактное и конкретноеАБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ АБСТРАКТНОЕ И КОНКРЕТНОЕ см. Восхождение от абстрактного к конкретному. dd Новая философская энциклопедия В тт. М. Мысль.Под редакцией В. С. Ст...Философская энциклопедия
  7. абстрактное и конкретноеА. лат. abstractio отвлечение сторона часть целого одностороннее простое неразвитое К лат. сгущенный сросшийся многостороннее сложное развитое целостное. В истории фил...Философский энциклопедический словарь