Энциклопедия «Авиация» (1998)

ЯК

Рис. 1. Эмблема самолётов марки Як.

Як— марка самолётов и вертолётов, созданных под руководством А. С. Яковлева. До декабря 1940 употреблялись наименования АИР, УТ, Я, «Самолёт №…» и др. Первые самолёты (АИР-1 — АИР-5) созданы Яковлевым в период 1927—31 по существу на самодеятельной основе при финансовой и технической поддержке Осоавиахима. АИР-6, ‑7, ‑8 разработаны в 1932—33, когда он руководил группой лёгкой авиации на Московском авиационном заводе № 39 имени В. Р. Менжинского, а в 1934 Яковлев возглавил самостоятельное ОКБ (см. Московский машиностроительный завод «Скорость» имени А. С. Яковлева). Самолёты, созданные под руководством его преемников, сохранили марку Як (рис. 1). Для ОКБ характерна многоплановость тематики: лёгкие самолёты (с 1927) — спортивные и учебно-тренировочные, пилотажные, многоцелевые; боевые самолёты (с 1939) — истребители, фронтовые бомбардировщики и др.; пассажирские самолёты — поршневые (1939—47) и реактивные (с 1966); вертолёты (1945—60); десантные планёры (1948—49). Как правило, одновременно разрабатывались проекты самолётов различного направления. Основные данные некоторых серийных и ряда опытных самолётов и вертолётов (этапных для ОКБ) см. в табл. 1—4.

Лёгкие самолёты (и некоторые примыкающие к ним летательные аппараты большей массы). Деятельность Яковлева в авиастроении началась с создания двухместного спортивного самолёта АИР-1 (рис. 2 и рис. 27). Этот самолёт в беспосадочном перелёте Севастополь—Москва 19 июля 1927 установил первые в СССР мировые рекорды (неофициальные), положив начало развитию самолётного спорта в СССР, в частности дальним перелётам лёгких самолётов.АИР-1 — расчалочный одностоечный биплан цельнодеревянной конструкции с открытыми кабинами. Построен в 1 экземпляре. Незначительно отличался от него АИР-2 «Пионер» (первый полёт в 1928). Все последующие самолёты, кроме экспериментального Як-12Б (1960), строились по схеме моноплана, более отвечающей возраставшим скоростям полёта. По типу АИР-1, но без нижнего крыла, строились монопланы-парасоли: АИР-3 «Пионерская Правда» (1929), АИР-4 (1930), а также АИР-8 (1933), которые выпускались в нескольких экземплярах и активно использовались в авиаспорте и для пропаганды авиации. Затем ОКБ перешло на аэродинамически более выгодную схему низкоплана (с учётом дальнейшего роста скоростей) — АИР-9 (1934), АИР-9бис (1935). К двухместным спортивным самолётам можно отнести также АИР-7 (1932) с рекордной для СССР скоростью полёта (332 км/ч в 1933) и АИР-12 (1936) — рекордный по дальности. Оба построены в 1 экземпляре. АИР-9бис послужил базой для создания первых в СССР массовых учебно-тренировочных монопланов УТ-2 (рис. 3 и рис. 28). Построено 7243 экземпляра. Прототипом УТ-2 стал АИР-10 (1935) смешанной (деревянно-металлической) конструкции, успешно прошедший государственные испытания, но для облегчения производства переделанный в цельнодеревянный самолёт № 20, который был принят в серийное производство. Отработанная в ОКБ схема двухместного низкоплана с расположением мест членов экипажа по схеме тандем, начиная УТ-2, стала в СССР классической. Таким образом, последовательное, на протяжении 10 лет, развитие двухместного спортивного самолёта (как типа летательного аппарата) привело к созданию учебного самолёта. В последующие годы УТ-2 совершенствовался для удовлетворения возраставших требований к подготовке лётчиков в связи с прогрессом военной и гражданской авиации. На его основе созданы крупносерийные Як-18 (1946, см. рис. 4 и рис. 29) с убирающимся шасси, закрытой кабиной, воздушным винтом изменяемого шага и большим комплектом приборного оборудования, Як-18У (1951), Як-18А (1956, см. рис. 5). Построено 6630 экземпляров. На самолётах семейства УТ-2 — Як-18 на протяжении более 25 лет проходил обучение лётный состав ВВС, ГВФ и ДОСААФ. По той же схеме создан Як-52 (1974), широко применяемый в аэроклубах. До конца 1990 построено свыше 1600 экземпляров. Массовый тренировочный самолёт Як-11 (1945, см. рис. 6) был создан на базе истребителя Як-3. Построено 3859 экземпляров. К самолётам указанного назначения примыкают двухдвигательные учебно-тренировочные бомбардировщики УТ-3 (1938) и Як-200 (1953), а также первый в СССР реактивный учебно-тренировочный самолёт Як-30 (1960, см. рис. 7 и рис. 30). Построено соответственно 12, 2 и 3 экземпляра. На основе двухместных учебно-тренировочных самолётов или независимо от них создаются с 1936 одноместные спортивно-пилотажные самолёты, отличающиеся уменьшенной массой, увеличенной прочностью, допускающей высокие перегрузки в прямом и обратном пилотаже, и соответственно повышенной энерговооружённостью и высокими пилотажными характеристиками. Начало этому положил АИР-14 (в серии УТ-1; построено 1241 экземпляр, см. рис. 8). Выступая с 1960 на самолётах Як-18П, ЯК-18ПМ (рис. 9), Як-18ПС, Як-50 (рис. 10) и Як-55 (рис. 11), советские лётчики занимали призовые места на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу. Построено соответственно 125, 31, 3, 301 и 112 экземпляров. К этой группе относятся выпущенные в одном или нескольких экземплярах самолёты № 18 и 21 (1937), Як-5 (1944), реактивный Як-32 (1961), Як-53 (1981). Третью группу лёгких самолётов Як составляют четырёхместные многоцелевые самолёты, применявшиеся в качестве связных, пассажирских, санитарных, сельскохозяйственных, лесопатрульных, спортивных, учебных и т. д. Это подкосные высокопланы с неубирающимся шасси и каркасом из сварных труб; АИР-5 (1931), АИР-6 (1932, см. рис. 12), Як-10 (1945), массовый Як-12 (1947. см. рис. 31) и ряд его вариантов, включая Як-12А (1957, см. рис. 13), низкопланы Як-13 (1945) и Як-18Т (1967, см. рис. 14), применявшийся в качестве учебного для подготовки экипажей пассажирских самолётов в училищах МГА СССР (построено 537 экземпляров). К этой группе примыкают низкопланы: трёхместный АИР-11 (1936) и пятиместный АИР-16 (1937), предназначенные в основном для перевозки пассажиров. В 1932—50 на большинстве лёгких самолётов ОКБ использовались различные модификации двигателей М-11, АИ-14, М-14. Лёгкие самолёты ОКБ отмечены наградами ФАИ — дипломом Тиссандье, Золотой медалью и почётным дипломом.

Боевые самолёты. Первый из них — двухдвигательный № 22 (1939). В нём была воплощена идея максимально достижимого в то время аэродинамического совершенства, что в сочетании с малой массой и высокой энерговооружённостью позволило получить рекордную для СССР скорость полёта 567 км/ч (в 1940—574 км/ч). Преимущество в скорости должно было защищать самолёт от истребителей противника в большей мере, нежели вооружение. Были созданы варианты разведчика (Р-12), ближнего бомбардировщика (ББ-22) с двумя пулемётами ШКАС, истребителя сопровождения (И-29) с двумя пушками ШВАК. В серии строились трёхместные бомбардировщики под обозначением Як-2 с ПД М-103 и Як-4 (рис. 15 и рис. 32) с 2ПД М-105 (построено 600 экземпляров). В мае 1939 ОКБ включилось в конкурсное проектирование истребителей и в январе 1940 выпустило самолёт И-26 (в серии Як-1, см. рис. 16 и рис. 33). Вооружённый пушкой ШВАК и двумя пулемётами ШКАС, Як-1 отличался оптимальным сочетанием скорости, огня и манёвра, простотой пилотирования, технологичной и лёгкой конструкцией из недефицитных материалов (стальные трубы, полотно, фанера, дерево, минимум дуралюмина). Як-1 был принят в массовое производство на нескольких заводах в середине 1940, ещё до окончания испытаний. Построено 8721 экземпляр. Его развитием явились Як-7 (1940, см. рис. 34), Як-9 (1942, см. рис. 17 и рис. 35), Як-3 (1943, см. рис. 18 и рис. 36) и свыше 30 их серийных вариантов и модификаций. Всего построено 28016 экземпляров. Наряду с вариантами фронтового истребителя в серии строились истребители сопровождения с дальностью полёта до 2200 км, истребители с пушками калибра 37 мм и 45 мм, истребители-бомбардировщики с внутренней подвеской до 400 кг бомб, высотные перехватчики ПВО с потолком до 13 тыс. м, разведчики с фотооборудованием, двухместные учебно-тренировочные истребители. Проходили испытания опытные истребители: высотный И-28 со скоростью 665 км/ч и потолком 12000 м (1940), трёхпушечный И-30 (1941), Як-7 с двумя дополнительными ПВРД (1944), Як-3 с дополнительным ЖРД, показавший скорость 782 км/ч (1944), и др. Все они имели ПД М-105 или ВК-107 в различных модификациях. Истребители Як имели отработанную на спортивных самолётах АИР конструкцию: каркас фюзеляжа из стальных труб, деревянные (позже из дуралюмина) лонжероны, полотняную и фанерную (позже из дуралюмина) обшивку крыла. В условиях военного времени в ОКБ был выбран путь развития конструкции самолётов посредством систематического внесения сравнительно небольших изменений от серии к серии без ущерба для количественного выпуска. Улучшалась аэродинамика планёра и увеличивалась мощность двигателя, что обеспечило рост скорости серийных машин с 580 до 720 км/ч; усиливалось вооружение по калибру и числу огневых точек; по мере снижения дефицитности дуралюмина возрастала доля его применения, что позволяло снижать массу конструкции самолёта. Так, Як-3 при массе 2660 кг был самым лёгким и манёвренным истребителем 2-й мировой войны. В ходе войны выявились преимущества истребителей Як перед самолётами, у которых преобладало какое-либо одно качество (например, скорость или мощность вооружения), и истребители Як строились в наибольших количествах — 36737 самолётов (около 60% выпуска всех советских истребителей в годы войны). На экспериментальном Як-3 с ПД ВК-108 в декабре 1944 была достигнута наибольшая скорость для советских самолётов с ПД — 745 км/ч. В декабре 1945 на базе серийного самолёта Як-3 был построен реактивный истребитель Як-15 (рис. 19 и рис. 37), отличавшийся в основном установкой ТРД в носовой части фюзеляжа с выхлопом под фюзеляж («реданная схема»). Лётные испытания начались 24 апреля 1946 в один день с истребителем МиГ-9. Это были первые советские самолёты с ТРД, положившие начало переходу советской авиации с поршневой техники на реактивную. Сохранение без изменений или с небольшими изменениями значительной части конструкции Як-3, его кабины и пилотажных характеристик облегчило и ускорило освоение Як-15 в серийном производстве и в эксплуатации. Як-15 стал первым реактивным самолётом, поступившим на вооружение отечественной авиации. Развитием Як-15 явились серийные реактивные истребители Як-17 (1946) и Як-23 (1947), находившийся также на вооружении ряда стран; первый в СССР серийный реактивный учебно-тренировочный самолёт Як-17УТИ (1947). Из опытных реактивных истребителей первого поколения можно выделить Як-19 (1947), на котором была применена форсажная камера конструкции ОКБ и ЦИАМ, и Як-50 (1949) с ТРД ВК-1, имевший наибольшую в то время скорость среди советских самолётов — 1170 км/ч (1950). Следующий этап в деятельности ОКБ — создание первого в СССР всепогодного перехватчика Як-25 (1952, см. рис. 20 и рис. 38), поступившего в серийное производство. Размещение двух ТРД АМ-5 под крылом позволило освободить место для установки радиолокатора в носовой части фюзеляжа и обеспечить увеличение запаса топлива. Самолёт обладал рекордной для реактивных истребителей того времени продолжительностью полёта и мог длительное время барражировать при любых погодных условиях, а также ночью. По двухдвигательной схеме с крыльевой установкой ТРД были созданы серийные реактивные самолёты-разведчики Як-27 (1956), высотные самолёты Як-25РВ (1959), установившие четыре мировых рекорда; семейство сверхзвуковых боевых самолётов Як-28 (1658, см. рис. 39), включавшее первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, разведчики с большой дальностью обнаружения целей, перехватчики. Все модификации Як-28 имели одинаковые размах (11,64 м) и площадь (35,25 м2) крыла, длина несколько менялась и составляла около 20,5 м. На самолётах устанавливались по два двигателя Р11АФ-300. Бомбардировщик Як-28Л (1960) с двигателями Р11АФ2-300 имел нормальную взлётную массу 15545 кг (перегрузочная 17465 кг), максимальную скорость 1945 км/ч, практический потолок 16250 м, практическую дальность 2420 км. Вооружение — спаренная пушка ГШ-23Я.

С 60-х гг. ОКБ начало заниматься созданием самолётов вертикального (вертикального и короткого) взлёта и посадки — СВВП (СВ/КВП). Первым отечественным СВВП стал экспериментальный самолёт Як-36 (1963, см. рис. 40) с двумя подъёмно-маршевыми ТРД с поворотными соплами и дополнительной системой газодинамического управления для вертикального и переходных режимов полёта. Изучение на Як-36 сложных явлений обтекания СВВП вблизи земли, взаимодействия аэродинамических и газодинамических систем управления, поворота вектора тяги и др. дало возможность создать первый в мире палубный СВ/КВП Як-38 (1970, см. рис. 21) с околозвуковой скоростью полёта. Самолёт поступил в серийное производство и на вооружение авианесущих кораблей типа «Киев». Комбинированная силовая установка Як-38, состоящая из одного подъёмно-маршевого двигателя и двух подъёмных двигателей, оказалась подходящей и для сверхзвуковых скоростей полёта без принципиальных изменений аэродинамической схемы самолёта, которая и использована при создании первого в мире сверхзвукового СВ/КВП Як-141 (1987). По аналогии с Як-38 на Як-141 использованы подъёмно-маршевый двигатель РД-79 с тягой 153 кН (для обеспечения сверхзвуковых скоростей полёта на самолёте впервые в мировой практике применено поворотное сопло с форсажной камерой) и два подъёмных двигателя РД-41 с тягой по 40,2 кН. Самолёт (длина 18,3 м, размах крыла 10,1 м) при максимальной взлётной массе 15,8 т (вертикальный взлёт) или 19,5 т (короткий взлёт) имеет максимальную скорость до 1800 км/ч, дальность полёта 2100 км, потолок 15 тыс. м. С 1980 в ОКБ создаются и передаются в серийное производство беспилотные летательные аппараты с поршневыми двигателями и толкающими винтами для разведки и наблюдений с передачей видео- и другой информации в реальном времени.

Десантные планёры и вертолёты. В 1948 в ОКБ был создан планёр Як-14, строившийся серийно. Он мог буксироваться самолётом Ил-12 и предназначался для десантирования личного состава (до 25 человек) и тяжёлой боевой техники общей массой до 3200 кг при собственной массе 3000 кг. Грузовая кабина имела длину 8 м, ширину и высоту 2,4 м. Экспериментальный вертолёт Як (рис. 22 и рис. 41) с ПД М-11ФР-1, проходивший испытания в 1947, был первой работой ОКБ в области вертолётостроения, положившей начало освоению в СССР соосной схемы. Следующий вертолёт — Як-100 (1948, см. рис. 23) с ПД АИ-26ГРФЛ имел одновинтовую схему (с рулевым винтом). Як-100 успешно прошёл испытания и был рекомендован в производство, но серийно не строился (в серию был запущен созданный несколько ранее вертолёт Ми-1 ОКБ М. Л. Миля). В серии выпускался вертолёт Як-24 «Летающий вагон» (рис. 24 и рис. 42) с двумя ПД АШ-82В — крупнейший в мире в 1952—57; на нём были установлены два мировых рекорда грузоподъёмности. Это был первый в СССР вертолёт двухвинтовой продольной схемы, позволявшей осуществить «вагонную» компоновку грузового отсека, весьма удобную для размещения раздельных грузов. В 1959 Як-24 положил начало применению вертолётов в строительстве в качестве летающих кранов (восстановление Екатерининского дворца в г. Пушкине, прокладка газопровода). В процессе создания и доводки Як-24 был решён ряд сложных проблем, свойственных как вертолётам вообще, так и продольной схеме в особенности (в первую очередь — снижение вибраций). В своих модификациях Як-24 был доведён до значительного совершенства. Впервые в СССР в 1958 в систему управления вертолётом было включено устройство автоматической стабилизации по трём осям, значительно упростившее управление. В 1959 установили автопилот, разработанный по оригинальной схеме в ОКБ, и систему автотриммирования.

Пассажирские самолёты. Перевозить двух-трёх пассажиров в закрытой кабине могли рассмотренные ранее многоцелевые самолёты, начиная с АИР-5. Но первым специализированным пассажирским самолётом ОКБ с достаточно высоким для своего времени уровнем комфорта стал шестиместный двухдвигательный самолёт № 19 (Я-19), выдержавший государственные испытания в НИИ ГВФ в 1939 и рекомендованный в производство; однако в серии он не строился в условиях предвоенного времени. Самолёт был создан на базе учебно-тренировочного бомбардировщика УТ-3 и интересен как один из первых примеров удачного использования для создания пассажирского самолёта освоенной в серии конструкции военной машины. Аналогичным образом серийный четырёхместный штабной самолёт Як-6 (1942) послужил основой для создания Як-8 (1944) на 6 пассажиров; оба самолёта — с ПД М-11. В 1947 успешно прошёл государственные испытания Як-16 с ПД АШ-21, вмещавший 10 пассажиров. Все эти самолёты предназначались для сравнительно коротких воздушных линий и имели классическую для пассажирских самолётов схему низкоплана с крыльевой установкой двух двигателей. Для них характерна предельно лёгкая, простая и удобная в обслуживании конструкция. Эти особенности конструкции сохранил и Як-40 (1966, см. рис. 25 и рис. 43) — первый реактивный пассажирский самолёт ОКБ, принесший на местные линии комфорт и скорость реактивных лайнеров. Он эксплуатируется с 1968; в 1966—80 построено свыше 1000 экземпляров, из которых 122 экспортированы в 18 зарубежных стран. Як-40 отличается высокой надёжностью и энерговооружённостью благодаря трём ТРДД АИ-25, расположенным в хвостовой части фюзеляжа; особенно пригоден для трудных условий эксплуатации, например с тропических, высокогорных и грунтовых аэродромов. Высокая автономность эксплуатации с небольших и малооборудованных площадок обеспечивается малой длиной разбега и пробега, наличием вспомогательной силовой установки, собственного трапа, конструкцией шасси и др. В процессе производства удалось увеличить число пассажирских мест с 24 до 32 и дальность с 600 до 1500 км, а также выпустить конвертируемый вариант с грузовым люком, легко переоборудуемый из пассажирского в грузовой. Як-40 — первый советский самолёт, сертифицированный по нормам лётной годности США (FAR-25) и закупившийся Италией, ФРГ. 120-местный Як-42 (1975, см. рис. 26 и рис. 44) с тремя ТРДД Д-36 создан по той же схеме и предназначен для ближнемагистральных и местных линий. На нём впервые в СССР применены высокоэкономичные ТРДД с большой степенью двухконтурности. Як-42 может эксплуатироваться с ВПП длиной 1800 м.

С начала крупносерийного выпуска самолётов Як в 1934 они непрерывно находятся в производстве и эксплуатации. Всего построено около 70 тыс. самолётов — более 100 серийных типов и модификаций.

Литература:

Яковлев А. С., Советские самолёты, 4 изд., М., 1982;

Шавров В. Б., История конструкций самолётов в СССР до 1938 г., 3 изд., М., 1985;

его же, История конструкций самолётов в СССР 1938—1950 гг., 2 изд., М., 1988.

Ю. В. Засыпкин.

Таблица 1. Спортивные и учебно-тренировочные самолёты Московского машиностроительного завода «Скорость».

Основные данныеДвухместныеОдноместные
АИР-1АИР-7УТ-2АИР-12Як-11Як-18Як-52УТ-1Як-32ЯК-18ПМЯк-50*Як-55
Первый полёт, год192719321935193619451946197419361961196519721981
Начало серийного производства, год——1938—1946194719781937—19651973—
Тип и марка двигателя1 ПД «Циррус»1 ПД М-221 ПД М-111 ПД М-111 ПД АШ-211 ПД М-11ФР1 ПД М-14П1 ПД М-11Е1 ТРД РУ-191 ПД АИ-14ФР1 ПД М-14П1 ПД М-14П
Мощность двигателя, кВт47,835380,980,9515118265118—221265265
Тяга двигателя, кН————————8,83———
Длина самолёта, м6,997,877,178,58,037,685,7810,138,237,687,48
Высота самолёта, м2,653,132,253,283,072,71,983,53,352,132,2
Размах крыла, м8,851110,2119,410,69,57,39,410,69,58,2
Площадь крыла, м218,919,417,215,615,417158,314,3171514,3
Взлётная масса, т0,551,40,8561,2042,3031,081,290,591,931,10,90,84
Масса пустого самолёта, т0,33510,6160,5581,7430,76510,431,4340,9440,7650,705
Максимальная дальность полёта, км500130050030009301095500670850400500750
Максимальная скорость полёта, км/ч150332230235490245285257663320320305
Допустимые перегрузки———————+ 7+ 8, ‑4+ 9, ‑6+ 9, ‑6±9
* Второй самолёт с таким обозначением; был также истребитель Як-50 (см. таблицу 2).

Таблица 2. Боевые самолёты Московского машиностроительного завода «Скорость».

Основные данныеББ-22 (Як-4)Як-1Як-7БЯк-9Як-9УЯк-3Як-3Ян-15Як-23Як-50Як-25
Первый полёт, год19391940194219421943194319441946194719491952
Начало серийного производства, год194019401942194219441944—19461949—1954
Число, тип и марка двигателей2 ПД М-1051 ПД М-105ПА1 ПД М-105ПФ1 ПД ВК-105ПФ1 ПД ВК-107А1 ПД ВК-105ПФ21 ПД ВК-107А1 ТРД РД-101 ТРД РД-5001 ТРД ВК-12 ТРД АМ-5
Мощность двигателя, кВт80980989089012109491210————
Тяга двигателя, кН———————8,8315,626,519,6
Длина самолёта, м10,188,488,488,488,488,488,488,78,1311,215,66
Размах крыла, м1410109,749,749,29,29,28,7811
Площадь крыла, м229,417,1517,1517,1517,1514,8514,8514,8513,51628,9
Взлётная масса, т5,8452,9173,032,8753,152,662,9842,6342,94,19,22
Масса пустого самолёта, т4,252,3162,3962,2822,4772,1052,3461,9181,993,0856,21
Максимальная дальность полёта, км96085082010008709001060510130011003000
Максимальная скорость полёта, км/ч574580593598700*66072080593211701090
Практический потолок, км10109,910,411,910,811,813,351516,613,9
Время набора высоты 5000 м, мин5,4565,84,94,1*4,13,94,82,31,52,3
Экипаж, чел21111111112
* У опытного самолёта.

Таблица 3. Вертолёты Московского машиностроительного завода «Скорость».

Основные данныеЭкспериментальныйЯк-100Як-24Як-24У
Первый полёт, год1947194819521958
Начало серийного производства, год——1956—
Число, тип и марка двигателей1 ПД М-11ФР-11 ПД АИ-26ГРФЛ2 ПД АШ-82В2 ПД АШ-82В
Мощность двигателя, кВт10342312501250
Диаметр несущего винта, м1014,52021
Число лопастей2 + 234 + 44 + 4
Длина фюзеляжа, м6,5317,5522,421,3
Взлетная масса, т1,022,0914,2715,83
Масса пустого вертолёта, т0,8781,6910,60711
Статический потолок, км0,252,7221,5
Динамический потолок, км2,75,254,22,7
Дальность полёта, км235325265255
Скорость полёта, км/ч150170175175
Габаритные размеры грузовой кабины м:
длина——9,459,45
высота——1,911,91
ширина——1,912,31
Экипаж, чел.2133
Число десантников (пассажиров)—22040

Таблица 4. Многоцелевые и пассажирские самолёты Московского машиностроительного завода «Скорость».

Основные данныеМногоцелевыеПассажирские
АИР-6ЯК-12АЯк-18Т№ 19Як-40Як-40Як-42
Первый полёт, год1932195719671939196619731975
Начало серийного производства, год193419581973—196719731977
Число, тип и марка двигателей1 ПД М-111 ПД АИ-14Р1 ПД М-14П2 ПД МВ-63 ТРДД АИ-253 ТРДД АИ-253 ТРДД Д-36
Мощность двигателя, кВт80,9191265177———
Тяга двигателя, кН————14,714,763,7
Длина самолёта, м7,998,3510,0220,1920,3636,38
Высота самолёта, м33,853,244,446,56,59,83
Размах крыла, м12,112,611,1615252534,88
Площадь крыла, м219,822,618,833,47070150
Взлётная масса, т0,9931,61,622,9513,1516,153,5
Масса пустого самолёта, т0,5951,071,2122,1349,19,68530,99
Масса коммерческой нагрузки, т0,170,3270,2250,432,282,7214,5
Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой, км*71530060078360015001000
Крейсерская скорость полёта, км/ч140150250225550550810
Максимальная скорость полёта, км/ч170210300————
Экипаж, чел1111222
Число пассажиров23352432120
* Для поршневых самолётов — техническая дальность, для реактивных — с резервом топлива.

Рис. 2. АИР‑1.

Рис. 3. УТ‑2.

Рис. 4. Як‑18.

Рис. 5. Як‑18А.

Рис. 6. Як‑11.

Рис. 7. Як‑30.

Рис. 8. УТ‑1.

Рис. 9. Як‑18ПМ.

Рис. 10. Як‑50.

Рис. 11. Як‑55.

Рис. 12. АИР‑6.

Рис. 13. Як‑12А.

Рис. 14. Як‑18Т.

Рис. 15. Як‑4.

Рис. 16. Як‑1.

Рис. 17. Як‑9.

Рис. 18. Як‑3.

Рис. 19. Як‑15.

Рис. 20. Як‑25.

Рис. 21. Самолёт вертикального взлёта и посадки Як‑38.

Рис. 22. Экспериментальный вертолёт Як.

Рис. 23. Як‑100.

Рис. 24. Як‑24.

Рис. 25. Як‑40.

Рис. 26. Як‑42.

Рис. 27. Спортивный самолёт АИР‑1.

Рис. 28. Учебный самолёт УТ‑2.

Рис. 29. Учебно-спортивный самолёт Як‑18.

Рис. 30. Учебно-тренировочный самолёт Як‑30.

Рис. 31. Многоцелевой самолёт Як‑12А.

Рис. 32. Бомбардировщик Як‑4.

Рис. 33. Истребитель Як‑1.

Рис. 34. Истребитель Як‑7Б.

Рис. 35. Истребитель Як‑9.

Рис. 36. Истребитель Як‑3.

Рис. 37. Истребитель Як‑15.

Рис. 38. Истребитель Як‑25.

Рис. 39. Многоцелевой самолёт Як‑28.

Рис. 40. Самолёт вертикального взлёта и посадки Як‑36.

Рис. 41. Экспериментальный вертолёт А. С. Яковлева.

Рис. 42. Транспортный вертолёт Як‑24.

Рис. 43. Пассажирский самолёт Як‑40.

Рис. 44. Пассажирский самолёт Як‑42.

  1. якlat.i icueкак lat.i ikeяк...Ять - белорусско-русский словарь и словарь белорусской латиницы
  2. яклк См.u ект.Синонимы бык истребитель как каким образом кутас млекопитающее самолет сарлык якобы якоже...Анатомия терминов. 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого
  3. якякпрс.какзл.нежели при сравн. ст....Беларуска-расейскі слоўнік
  4. якЯК Bos mutus млекопитающее рода быков. Часто выделяют в род Poephagus. Выс. до м масса до т в области холки горб. Окраска чрная или тмнобурая. Волосяной покров густой ...Биологический энциклопедический словарь
  5. якздрафв як траuен п...Болгарско-русский словарь
  6. якPoephagus grunniens жвачное млекопитающее подсемейства быков. В диком состоянии сохранился лишь в Тибете. Дикий Я. крупное животное ростом иногда до мem весит до т.em ...Большая Советская энциклопедия II
  7. якм зоол.Jak m plem s бык истребитель как каким образом кутас млекопитающее самолет сарлык якобы якоже...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  8. якяк м зоол. Jak m pl sСинонимы бык истребитель как каким образом кутас млекопитающее самолет сарлык якобы якоже...Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь
  9. якBos mutus...Большой русско-английский словарь биологических терминов
  10. якм. yac mem yak m...Большой русско-испанский словарь
  11. яксущ. муж. рода одуш....Большой русско-украинский словарь
  12. якм. зоол. yack m...Большой русско-французский словарь
  13. якЯк луп.strong Брян. Пренебр.em О глупом несообразительном человеке. СБГ .Синонимы бык истребитель как каким образом кутас млекопитающее самолет сарлык якобы якоже...Большой словарь русских поговорок
  14. якмен. чол. роду жив.как мати як результат иметь как результат мати як наслдок иметь как следствие не пзнш як не позднее чем перед тим як прежде чем як на тепершнй ...Большой украинско-русский словарь
  15. якм. зоол.yack m бык истребитель как каким образом кутас млекопитающее самолет сарлык якобы якоже...Большой французско-русский и русско-французский словарь
  16. якЯК общее название советских самолетов разработанных под руководством авиаконструктора А. С. Яковлева и в организованном им КБ....Большой энциклопедический словарь III
  17. якЯК род жвачных животных семейства полорогих. В диком виде сохранились в Тибете. Домашних яков разводят как рабочий отчасти молочный скот в высокогорных районах Азии. Сред...Большой энциклопедический словарь III
  18. якЯК общее название советских самолетов разработанных под руководством авиаконструктора А. С. Яковлева и в организованном им КБ....Большой Энциклопедический словарь V
  19. якЯК род жвачных животных семейства полорогих. В диком виде сохранились в Тибете. Домашних яков разводят как рабочий отчасти молочный скот в высокогорных районах Азии. Сре...Большой Энциклопедический словарь V
  20. якI яка ч.i Велика жуйна рогата тварина перев. темно маст з довгою обвислою по боках шерстю поширена у високогрних районах Центрально Аз використовуться як вючна й верхова...Великий тлумачний словник (ВТС) сучасної української мови
  21. якмарка самолтов и вертолтов созданных в ОКБ А.С. Яковлева до дек. употреблялись назв. АИР УТ Я и др....Военный энциклопедический словарь
  22. якЯк нар. Какъ. Вода чиста як сльоза. ЗОЮР. . . Добре як у Бога за дверима. ЗОЮР. . . О як болить мо серце а сльози не ллються. Котл. Н. П. . Як вас мамо звати Харьк. Як т...Грінченко. Словарь української мови
  23. якяк а...Дзвона чи дзвону? або -А (-Я) чи -У (-Ю) в родовому відмінку
  24. якжвачное млекопитающее рода быков. В диком виде сохранились на плоскогорьях Тибета. Домашних Я. разводят как рабочий отчасти молочный скот в высокогорных рнах Азии. Ср.год...Естествознание. Энциклопедический словарь
  25. якжвачное животное рода быков. В диком виде сохранился в Тибете. Домашних яков разводят в горных районах Китая и Монголии в Киргизии на Алтае в Туве завезены в Якутию. Испо...Иллюстрированный энциклопедический словарь
  26. якЯК ac. Словообразовательный элементem. Он в тонкости знакомый со всеми сортами бордо . знающий технологию по которой производится Armagnac. больше всего на свете любил об...Исторический словарь галлицизмов русского языка
  27. якюжн. жир ягыны кйгзп койду гшн туздап койду жир он вытопил мясо засолил....Киргизско-русский словарь
  28. якзоо. як...Крымскотатарско-русский словарь II
  29. якяк як виплютий виплютий як горобцев горобець \ для горобця горобець як дрт дрт як на вмиранню вмирання як Бог допустит то й сухе дерево пустит Бг...Лексикон львівський
  30. яка м.em Крупное жвачное рогатое млекопитающее живущее в высокогорных районах Центральной Азии используется как вьючное и верховое а иногда как молочномясное животное.Все в...Малый академический словарь
  31. яккорень ЯК нулевое окончаниеОснова слова ЯКВычисленный способ образования слова Бессуфиксальный или другой ЯК Слово Як содержит следующие морфемы или части приставка ...Морфемный разбор слова по составу
  32. якНачальная форма Як единственное число именительный падеж мужской род одушевленное...Морфологический разбор существительных
  33. якяк . суффикс см. ак . . суффикс см. ак . . суффикс см. ак . . суффикс см. ак ....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  34. якяк м. Крупное жвачное животное семейства полорогих с длинной шерстью на нижней части тела в диком состоянии сохранившееся только в Тибете....Новый толково-словообразовательный словарь русского языка
  35. якЯк Як Яка и нескл. м. самолет...Орфографический словарь
  36. якяк як яка бык...Орфографический словарь
  37. якu мu мн.u яки Р.u яков животное бык истребитель как каким образом кутас млекопитающее самолет сарлык якобы якоже...Орфографический словарь русского языка
  38. якu мu и нескл.u мu самолт бык истребитель как каким образом кутас млекопитающее самолет сарлык якобы якоже...Орфографический словарь русского языка
  39. якяк менник чоловчого роду стота тварина як прислвник незмнювана словникова одиниця вживаться також як сполучне слово як сполучник незмнювана словникова одиниця як част...Орфографічний словник української мови
  40. якодас...Орысша-қазақша «Ауыл шаруашылығы» терминологиялық сөздік
  41. якяк яки яка яков яку якам яка яков яком яками яке яках...Полная акцентуированная парадигма по Зализняку
  42. якОрфографическая запись слова як Ударение в слове як Деление слова на слоги перенос слова як Фонетическая транскрипция слова як [ак] Характеристика всех звуков я [а] гла...Полный фонетический разбор слов
  43. як?Як яким чином присл.em як же як то як то так...Правописний словник Голоскевича
  44. якЯк вода змила.Пройшло безслдно.Як гороху тих знайомих куди не пду то випхнуть.Нде не хочуть прийняти.Як дають бери а як бють уткай.Не вдмовляйся вд того що дають тоб н...Приповідки або українсько-народня філософія
  45. якяк яка быкem Синонимы бык истребитель как каким образом кутас млекопитающее самолет сарлык якобы якоже...Русский орфографический словарь
  46. якЯк яка и нескл. муж. самолетem Синонимы бык истребитель как каким образом кутас млекопитающее самолет сарлык якобы якоже...Русский орфографический словарь
  47. якяк м. зоол.iyak...Русско-английский словарь
  48. якяк м. yak....Русско-английский словарь II
  49. якyak бык истребитель как каким образом кутас млекопитающее самолет сарлык якобы якоже...Русско-английский технический словарь
  50. якN...Русско-армянский словарь
  51. якзоол.i як род.i яка муж.i...Русско-белорусский словарь II
  52. якбык истребитель как каким образом кутас млекопитающее самолет сарлык якобы якоже...Русско-ивритский словарь
  53. якзоол. кодас уыс мйзд кйс айратын мал...Русско-казахский словарь
  54. якодас...Русско-казахский словарь для учащихся и студентов
  55. якодас сарлы...Русско-казахский терминологический словарь «Биология»
  56. якодас...Русско-казахский терминологический словарь «Философия и политология»
  57. якм. зоол. топоз....Русско-киргизский словарь
  58. якmoniСинонимы бык истребитель как каким образом кутас млекопитающее самолет сарлык якобы якоже...Русско-китайский словарь
  59. якjaks...Русско-латышский словарь
  60. якСарлаг...Русско-монгольский словарь
  61. якJakbulle...Русско-немецкий словарь по пищевой промышленности
  62. якякм зоол. ....Русско-новогреческий словарь
  63. якjak w tybetaski...Русско-польский словарь
  64. якмiaque m бык истребитель как каким образом кутас млекопитающее самолет сарлык якобы якоже...Русско-португальский словарь
  65. якяк тос хашгав...Русско-таджикский словарь
  66. якм зоол.сарлык...Русско-татарский словарь
  67. якyak yak Tibet sr бык истребитель как каким образом кутас млекопитающее самолет сарлык якобы якоже...Русско-турецкий словарь
  68. якqotos...Русско-узбекский словарь Михайлина
  69. якjak yak...Русско-чешский словарь
  70. якJakk...Русско-эстонский словарь
  71. якяк аСинонимы бык истребитель как каким образом кутас млекопитающее самолет сарлык якобы якоже...Русское словесное ударение
  72. якBosi mutus i жвачное млекопитающее рода быков. Иногда выделяют в отд. род Phoephagus. iВыс. до м масса до т. В диком виде сохранился лишь на плоскогорьях Тибета. Домашн...Сельскохозяйственный энциклопедический словарь
  73. якМарка самолета...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  74. якПамирский бык...Словарь для разгадывания и составления сканвордов
  75. якЯК домашнее животное в Монголии и Тибете крупный бык. Полный словарь иностранных слов вошедших в употребление в русском языке. Попов М. ЯК крупное животное из сем. полор...Словарь иностранных слов русского языка
  76. якобщее название советских самолетов разработанных под руководством авиаконструктора А. С. Яковлева....Словарь исторических терминов
  77. якНастоящее имя Королевu Яков КонстантиновичИсточникиi Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей ученых и общественных деятелей В т. Т. . М. . С. Катал. МОДП ...Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей. Псевдонимы
  78. якгеофиз. нефт. ядерный каротажnuclear logging...Словарь русских технических сокращений
  79. якяк сущ. колво синонимов бык истребитель как каким образом кутас млекопитающее самолет якобы якоже Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин. . Синонимы бык ис...Словарь синонимов II
  80. якяк стйstrong сейчасъ [Ф]...Словник з творів Івана Франка
  81. якч. тбет. зоол. велика жуйна рогата тварина переважно темно маст з довгою обвислою по боках шерстю поширена у високогрних районах Центрально Аз використовуться як вючна й ...Словник іншомовних слів
  82. яктбетське ссавець родини бичачих. У дикому стан живе в Тбет. Розводять у високогрних районах Центрально Аз. Я. вючна й верхова тварина в грських умовах....Словник іншомовних слів Мельничука
  83. якпр. у який спосб яким чином ФР. коли СП. наче неначе мов немов нби нж подбно до якщо Ч. хба з нст. сл. не мало ледве н. ду як не плачу Д. ЯК ДО кого залежно вд дивл...Словник синонімів Караванського
  84. як1ЯК яка ч. Велика жуйна рогата тварина перев темно маст з довгою обвислою по боках шерстю поширена у високогрних районах Центрально Аз використовуться як вючна й верхова а...Словник української мови в 11 томах
  85. якЯКstrongstrong яка ч.Велика жуйна рогата тварина перев темно маст з довгою обвислою по боках шерстю що водиться у високогрних районах Центрально Аз використовуться як вюч...Словник української мови у 20 томах
  86. якЯК род жвачных животных семейства полорогих. В диком виде сохранились в Тибете. Домашних яков разводят как рабочий отчасти молочный скот в высокогорных районах Азии. Сред...Современный энциклопедический словарь
  87. якЯК общее название советских самолетов разработанных под руководством авиаконструктора А. С. Яковлева и в организованном им КБ....Современный энциклопедический словарь
  88. якyaqсущ. в р.з.сторона бок край сторона перен.сторона свойство особенность ....Татарско-русский словарь (кириллица)
  89. яксущ . в разн знem сторона . край местность сторона . бок . сторона половина женская . перенem отношение сторона аспект...Татарско-русский словарь Р.А. Сабирова
  90. якЯК нареч. южн. зап. как вопросит. каким образом. Якой южн. якей зап. який и яковый церк. какой каковой пск. яковый. Яко церк. як как аки каково равно что. И будет яко дре...Толковый словарь живого великорусского языка
  91. якЯК м. кашемирский бык и корова конехвостый кутас....Толковый словарь живого великорусского языка
  92. якяк [тибет.] крупное жвачное животное с длинной шерстью на нижней части тела в диком состоянии сохранился только в тибете разводят как домашнее вьючное животное в центр. ...Толковый словарь иностранных слов
  93. якЯК а м. Крупный длинношерстный центральноазиатский бык в знач.Дикий як. Домашний як. Н прил. ячии ья ье....Толковый словарь Ожегова
  94. якЯК яка м. тибетск jag. Крупное жвачное животное с длинной шерстью и большими рогами живущее и разводимое в Центральной Азии Тибете....Толковый словарь русского языка II
  95. якяк як а м. Крупный длинношрстный центральноазиатский бык в знач. Дикий . Домашний .прил. ячий ья ье....Толковый словарь русского языка II
  96. якЯК а м. Крупный длинношрстный центральноазиатский бык в значение. Дикий як. Домашний як. Н прилагательное ячии ья ье....Толковый словарь русского языка
  97. якIstrong яка ч. Велика жуйна рогата тварина перев. темно маст з довгою обвислою по боках шерстю поширена у високогрних районах Центрально Аз використовуться як вючна й вер...Толковый словарь украинского языка
  98. якУдарение в слове якУдарение падает на букву я...Ударение и правописание
  99. якlike...Украинско-английский юридический словарь
  100. якIstrong зоол.тибетський бикem yak пр.em яким чиномem howяк би це зробити how is it to be done I wonderяк ви поживате як ся мате how do you do how are youяк жарко! how ...Українсько-англійський словник
  101. як...Українсько-грузинський словник (Георгій Чавчанідзе)
  102. якYak yakokse hvordan hvorledes som ligesom...Українсько-датський словник
  103. якI Як ваш справи Як ся мате em Як Як вн злякався! Такий як ти Блий як снг Гиркий як полин Раджу як друг em До того як Псля того як Кому як не тоб Я...Українсько-китайський словник
  104. якJak jakokse grynteokse hvordan hvorledes som...Українсько-норвезький словник
  105. якIstrong [jak] спол. ni jakЯк тебе звати Jak si nazywaszЯк ти себе почуваш Jak si czujeszЯк далеко до. Jak daleko jest do. ktrdy [jak]jak зоол....Українсько-польський словник
  106. як1яка m jak zwierz...Українсько-польський словник (Мар'ян Юрковський, Василь Назарук)
  107. якI нар. как реже каково каким образом як ваш справи как идут [обстоят] ваши дела як вн злякався! как до чего он испугался! як ся мате разг. как поживаете как себя чувс...Українсько-російський словник
  108. якComment comme...Українсько-французький словник
  109. якJak grymtoxe hur som ssom...Українсько-шведський словник
  110. якгеофиз.u нефт.u ядерный каротажnuclear loggingСинонимы бык истребитель как каким образом кутас млекопитающее самолет сарлык якобы якоже...Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого
  111. якRzeczownik як m Biologiczny jak m Biologiczny w tybetaski m...Универсальный русско-польский словарь
  112. якПарнокопитний ссавець трапляться у Тибет вис.em у холц бл.em м одомашненого я. утримують як тяглову тварину а також задля мяса молока й шкури....Універсальний словник-енциклопедія
  113. якпарнокопитний ссавець трапляться у Тибет вис. у холц бл. м одомашненого я. утримують як тяглову тварину а також задля мяса молока й шкури....УСЕ (Універсальний словник-енциклопедія)
  114. якяк яки яка яков яку якам яка яков яком яками яке яках Источник Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку . Синонимы бык истребитель как каким образом кутас мле...Формы слова
  115. якбитися як горлиця. Дуже тужити побиватися переживати через кого щонебудь. Ой п Овраменко ой п молоденький . Його мати та старенька Як горлиця бться Укр. думи. битися як м...Фразеологічний словник української мови
  116. якЯк Pophagus grunneins или тибетский быкi фиг. см. табл. I к статье Быки представитель особого подрода длинношерстых быков повидимому находится в наиболее близком родств...Энциклопедический словарь
  117. якЯК род жвачных животных семейства полорогих. В диком виде сохранились в Тибете. Домашних яков разводят как рабочий отчасти молочный скот в высокогорных районах Азии. Сре...Энциклопедический словарь естествознания
  118. якЯК общее название советских самолетов разработанных под руководством авиаконструктора А. С. Яковлева и в организованном им КБ....Энциклопедический словарь естествознания
  119. якPophagus grunneins или тибетский быкem фиг. см. табл. I к статье Быки представитель особого подрода длинношерстых быков повидимому находится в наиболее близком родстве ...Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  120. якЯКBos grunniens жвачное млекопитающее семейства полорогих Bovidae отряда парнокопытных Artiodactyla. Крупный азиатский бык в одомашненной форме используемый главным образ...Энциклопедия Кольера II
  121. якЯк марка самолтов и вертолтов созданных под руководством А. С. Яковлева. До декабря употреблялись наименования АИР УТ Я Самолт . и др. Первые самолты АИР АИР созданы Я...Энциклопедия техники