Энциклопедия «Авиация» (1998)

ШИРОКОФЮЗЕЛЯЖНЫЙ САМОЛЁТ

Широкофюзеля́жный самолёт— магистральный пассажирский самолёт большой пассажировместимости с повышенной комфортностью. С термином «Ш. с.» обычно связывают также высокий уровень технико-экономического совершенства самолёта. Проектировочные особенностиШ. с.не ограничены большим диаметром фюзеляжа (5,5—6,5 м), они включают также компоновку кресел с двумя продольными проходами, закрытую конструкцию полок, вписанных в поперечные обводы салонов. Такое своеобразие породило понятие «широкофюзеляжный интерьер».

ПоявлениеШ. с.в конце 60-х — начале 70-х гг.было вызвано быстрыми темпами роста объёма воздушных пассажирских перевозок и перегруженностью воздушного пространства, особенно на линиях с интенсивным движением и в зонах аэропортов. Кроме того, внедрениеШ. с.позволило благодаря резкому повышению пассажировместимости (грузоподъёмности) уменьшить расход топлива на единицу транспортной производительности.

Если повышение экономичности пассажирских самолётов предшествующих поколений обычно сопровождалось увеличением плотности компоновки пассажирских кресел и некоторым снижением комфорта, то рост экономичностиШ. с.возможен и при уменьшении плотности компоновки и повышении комфорта, что привлекает новых пассажиров.

Требования к проектированиюШ. с.: повышенная надёжность (в связи с резким увеличением числа пассажиров); большой ресурс (ввиду большой стоимостиШ. с.); применение новых систем транспортировки багажа, например «багаж при себе» (см. Аэробус) или «багаж при себе плюс контейнеры»; обеспечение возможности базирования на существующих аэродромах (без изменения прочности и длины ВПП).

Термин «Ш. с.» появился в 60—70-х гг. как синоним термина «аэробус», применявшегося тогда к самолётам ближней и средней дальности полёта. ПозднееШ. с.стали называться и соответствующие самолёты большой дальности полёта, для которых термин «супер-аэробус» не получил широкого применения. Увеличение пассажировместимости продолжительное время осуществлялось в основном путём увеличения длины фюзеляжа. Предельным для узкофюзеляжных самолётов оказался размер, соответствующий 200—220 пассажирским креслам. Дальнейшее увеличение длины приводит к «тоннельному» (или «трубному») эффекту в пассажирских салонах: замедляется размещение пассажиров и покидание ими самолёта, что приводит к увеличению времени его стоянки на земле, а это снижает оборачиваемость и экономичность; усложняется эвакуация пассажиров при аварийной ситуации.

Размеры и конфигурация поперечных сечений фюзеляжа также изменялись, но в меньшей степени, чем его длина. Этот процесс до появленияШ. с.носил эволюционный характер: число кресел в ряду возросло с 3—4 до 5—6 (предельное значение для салонов с одним проходом); расширение подпольных помещений для одновременной перевозки на пассажирском самолёте грузов (что повышает эффективность использования самолёта) привело к конфигурациям фюзеляжа, вытянутым по вертикальной оси. Повышение пассажировместимости путём увеличения числа кресел в ряду, а также развитие системы перевозок грузов в стандартных контейнерах обусловили выбор поперечного размера фюзеляжаШ. с.в пределах 5,5—6,5 м (вместо 3,5—4 м на узкофюзеляжных самолётах).

В. М. Шейнин.

  1. широкофюзеляжный самолёттрансп. самолт с диаметром фюзеляжа м и более. Ш. с. отличаются большой пассажнррвместимостью и грузоподъмностью см. Антей Руслан Ил. Боинг. Тристар.i...Большой энциклопедический политехнический словарь
  2. широкофюзеляжный самолётШирокофюзеляжный самолт см. в ст. Самолт....Энциклопедия «Техника»
  3. широкофюзеляжный самолётширокофюзеляжный самолт см. в ст. Самолтem. dd Энциклопедия Техника. М. Росмэн. Широкофюзеляжный самолт магистральный пассажирский самолт большой пассажировместимости с ...Энциклопедия техники