Энциклопедия «Авиация» (1998)

УГОЛ АТАКИ

Рис. 1. Угол атаки профиля.

у́гол ата́ки— 1)У. а.профиля — угол α между направлением вектора скорости набегающего потока и направлением хорды профиля (рис. 1, см. также Профиль крыла); геометрическая характеристика, определяющая режим обтекания профиля. ИзменениеУ. а.приводит к изменению всех аэродинамических характеристик профиля. Для профиля вводятся следующие характерныеУ. а.: α0—У. а., при котором подъёмная сила равна нулю; αкр— критическийУ. а., при котором достигается максимальное значение коэффициент подъёмной силы; αKmax—У. а., при котором достигается максимальное значение аэродинамического качества.

2)У. а.летательного аппарата — угол между продольной осью летательного аппарата и проекцией его скоростиVна плоскость ОХY связанной системы координат; считается положительным, если проекцияVна нормальную ось OY отрицательна. В задачах динамики полёта используется пространственныйУ. а.: αп— угол между осью OX и направлением скорости летательного аппарата (рис. 2). Для самолёта, кроме того, вводятся дополнительные характерныеУ. а.: αбал— балансировочныйУ. а., при котором момент тангажа равен нулю, значения αбализменяются в зависимости от отклонения органов продольного управления (балансировки); αдоп— допустимыйУ. а., то есть наибольший разрешаемый в нормальной лётной эксплуатацииУ. а.самолёта, назначаемый из условий обеспечения безопасности полёта, значения αдопопределяются для каждой конфигурации самолёта в разрешённом диапазоне скоростей её применения; αсв—У. а.начала сваливания самолёта.ИзменениеУ. а.самолёта достигается отклонением органов продольного управления для приращения момента тангажа и перехода самолёта на другой балансировочныйУ. а.и является основным средством лётчика для управления самолётом в вертикальной плоскости.

3)У. а.крыла — угол между какой-либо хордой крыла, называемой контрольной, и проекцией скоростиVна плоскость симметрии крыла (в любом случае выбор контрольной хорды должен быть строго оговорён). Для крыла вводится также понятие местногоУ. а., которое представляет собой обобщение понятияУ. а.профиля и определяет режим обтекания рассматриваемого сечения крыла. Значения местногоУ. а.зависят от условий обтекания (У. а.крыла, местный скос потока) и геометрических характеристик крыла (угол установки крыла, угол стреловидности, крутка крыла и т. п.).

Поскольку аэродинамические характеристики крыла и летательного аппарата зависят отУ. а., то для них, как и для профиля, вводятся характерныеУ. а.— α0и αкр.

4)У. а.несущего винта — угол между скоростьюVнцентра несущего винта и плоскостью, нормальной к валу винта (плоскостью вращения): αн= arctg(Vнy/VDн), где VDн= (V2нx+ V2нz)1/2, Vнx, Vнy, Vнz— проекцииVнна оси связанной системы координат несущего винта, то есть Vнx= Vx+ ωyzнzyн+ u*нx; Vнy= Vy+ ωzxнxzн+ u*нy; Vнz= Vz+ ωxyнyxн+ u*нz. Здесь Vx, Vy, Vz— проекции скоростиVполёта; ωx, ωy, ωz— проекции мгновенной скорости ω поворота вертолёта вокруг центра масс; xн, yн, zн— координаты центра несущего винта, u*— осреднённая по площади винта скорость, индуцированная другими несущими элементами вертолёта. От αнзависят силы и моменты винта (см. Пропульсивная сила, Авторотация). При заданном αнхарактеристики винта не зависят от направления полёта (как у круглого крыла) — для винта нет понятия об угле скольжения. В теории несущего винта рассматриваются ещё дваУ. а.: эквивалентного несущего винта αнэи плоскости концов лопастей αнк. Первый — это угол междуVни плоскостью, относительно которой угол установки лопастей φ = φ0+ φcos2ωнt + φ1ssinωнt + φ2ccos2ωнt + … не содержит первой гармоники: φ= φ1s= 0. Эта плоскость называется «плоскостью вращения эквивалентного винта» или «плоскостью постоянных углов установки». Второй — это угол междуVни плоскостью, относительно которой угол взмаха лопасти β1= a0-a1cosωнt-b1sinωнt-a2cos2ωнt… не содержит первой гармоники: a1= b1= 0. Эта плоскость называется «плоскостью вращения концов лопастей» или «основанием конуса, описываемого лопастями». Соотношения междуУ. а.приVнz= 0 выражаются формулами: αнэ= αн+ φ1s; αнк= αн+ a1. При некоторых значениях αн, зависящих в основном от Vн/(ωнR), ωzни φ0на несущем винте начинается срыв потока. При сочетании воздушных скоростей VнDот 0 до 40 км/ч и Vнуот 4 до 20 м/с, когдаУ. а.αнизменяется от 90 до 30° (например, при вертикальном снижении или при полёте с малой скоростью, большим углом крена и внешнем скольжением), наступает режим «вихревого кольца». Он характерен тем, что свободные вихри не уносятся сразу от лопастей, а образуют торообразные поверхности вблизи плоскости вращения винта. При этом увеличивается потребная мощность несущего винта и становится неустойчивым маховое движение лопастей, так что углы взмаха, силы и моменты винта периодически изменяются с частотой в несколько Гц. Выход наУ. а., соответствующие режимам срыва потока и «вихревого кольца», небезопасен.

Л. Е. Васильев, А. С. Браверман.

Рис. 2. Угол атаки самолёта.

  1. угол атакиугол между направлением скорости поступательно движущегося тела и какимнибудь характерным направлением выбранным на теле например у крыла самолта хордой крыла у снаряда ...Большая Советская энциклопедия II
  2. угол атакиугол между направлением скорости движения тела инаправлением выбранным на теле напр. у крыла хордой крыла у снарядаракеты и т. д. осью симметрии....Большой энциклопедический словарь II
  3. угол атакиУГОЛ АТАКИ угол между направлением скорости движения тела и направлением выбранным на теле напр. у крыла хордой крыла у снаряда ракеты и т. д. осью симметрии....Большой энциклопедический словарь III
  4. угол атакиУГОЛ АТАКИ угол между направлением скорости движения тела и направлением выбранным на теле напр. у крыла хордой крыла у снаряда ракеты и т. д. осью симметрии....Большой Энциклопедический словарь V
  5. угол атакиугол между продольной осью ЛА и направлением его вектора скорости....Военный энциклопедический словарь
  6. угол атакиугол между направлением скорости поступательного движения тела и к.л. характерным направлением выбранным на теле напр. у крыла хордой крыла у снаряда ракеты и т. д. осью...Естествознание. Энциклопедический словарь
  7. угол атакиУГОЛ АТАКИ Angle of attack угол наклона крыла самолета к направлению потока воздуха. Он в среднем колеблется от до . Самойлов К. И.Морской словарь. М.Л. Государственно...Морской словарь
  8. угол атакишабуыл брышы...Мұнай-газ терминдерінің орысша-қазақша сөздігі
  9. угол атакишабуыл брышы сер ету брышы...Орысша-қазақша «Көлік және қатынас жолдары» терминологиялық сөздік
  10. угол атакишабуыл брышы...Орысша-қазақша «Энергетика» терминологиялық сөздік
  11. угол атакиangle dattaque...Политехнический русско-французский словарь
  12. угол атакиangle of attack...Русско-английский аэрокосмический словарь
  13. угол атакиincidence...Русско-английский морской словарь
  14. угол атакиangle of attack возд.u angle of incidence attack angle impinging angle триб.u incidence angle of attack...Русско-английский политехнический словарь
  15. угол атакиangle of attack...Русско-английский словарь по авиации
  16. угол атакиattack angle...Русско-английский словарь по нефти и газу
  17. угол атакиangle of attack angle of incidence...Русско-английский словарь по физике
  18. угол атакиangle of attack angle of incidence...Русско-английский словарь по электронике
  19. угол атакиangle of attack...Русско-английский строительный словарь
  20. угол атакиampLTphys.ampGT angle of attack angle of incidence...Русско-английский технический словарь
  21. угол атакиngulo de incidencia...Русско-испанский автотранспортный словарь
  22. угол атакиangolo di incidenza...Русско-итальянский автомобильный словарь
  23. угол атакиавиац. angolo di attacco angolo di incidenza incidenza f...Русско-итальянский политехнический словарь
  24. угол атакиAnstrmungswinkel m...Русско-немецкий автомобильный словарь
  25. угол атакиAnstellwinkel...Русско-немецкий автосервисный словарь
  26. угол атакиAnlaufwinkel аэрод.u Angriffswinkel Anstellwinkel Anstrmungswinkel Anstrmwinkel при металлизацииem Zerstubungswinkel...Русско-немецкий политехнический словарь
  27. угол атакикут атаки...Русско-украинский политехнический словарь
  28. угол атакиvstupn hel hel nbhu...Русско-чешский словарь
  29. угол атакиУГОЛ АТАКИ угол между направлением скорости движения тела и направлением выбранным на теле напр. у крыла хордой крыла у снаряда ракеты и т. д. осью симметрии....Современный энциклопедический словарь
  30. угол атакиугол между направлением скорости поступательно движущегося тела и к.н. характерным направлением связанным с телом напр. у крыла самолта с хордой крыла см. рис. в ст. см....Физическая энциклопедия
  31. угол атакиУГОЛ АТАКИ угол между направлением скорости движения тела и направлением выбранным на теле напр. у крыла хордой крыла у снаряда ракеты и т. д. осью симметрии....Энциклопедический словарь естествознания
  32. угол атакиУгол атаки strong У. а. профиля угол между направлением вектора скорости набегающего потока и направлением хорды профиля см.em также Профиль крыла геометрическая характ...Энциклопедия техники